Дело №2-168/17
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 февраля 2017 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего Соловьяновой Г.А.
при секретаре Жуковой Е.С.
с участием
истца Троенко А.С.
представителей ООО «Фольксваген Групп Рус»
(по доверенности) Панкратова С.А., Дубинина А.Е.
представителя ООО «СтрелаАвто» (по доверенности) Дюльгяровой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда Ставропольского края гражданское дело по иску Троенко А.С. к ООО «Фольксваген Групп Рус» о безвозмездном устранении недостатка автомобиля,
У С Т А Н О В И Л:
Троенко А.С. обратился в суд с иском к ООО «Фольксваген Групп Рус» о возложении обязанности незамедлительно и безвозмездно устранить обнаруженный существенный недостаток АКПП автомобиля (механический гул и стук (лязг) шестерен в АКПП DSG 7 на 1-4 передачах в режиме движения и торможения двигателем) в дилерском центре – ООО «СтрелаАвто».
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ им приобретен для личных нужд по договору купли-продажи № (Договор) автомобиль SKODA OCTAVIA, цвет: белый, год выпуска: ДД.ММ.ГГГГ, г/н №, VIN №, паспорт транспортного средства: № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Автомобиль). Местом заключения и исполнения Договора является город Пятигорск, Ставропольского края, что указано в преамбуле Договора. Согласно паспорту транспортного средства серии № от ДД.ММ.ГГГГ продавцом автомобиля является ООО «Арта-М» (Продавец), изготовителем автомобиля является – ООО «Фольксваген Груп Рус» (Изготовитель, Ответчик). Согласно условиям Договора цена автомобиля составляла 840 000 рублей (пункт 2.1. Договора) и была оплачена им. Гарантийный срок на автомобиль составлял 2 (два) года с момента его передачи (пункт 4.2. Договора, Гарантийные обязательства из Руководства по эксплуатации), срок службы - 10 (десять) лет с момента начала эксплуатации автомобиля (пункт 4.2. Договора). В соответствии с Руководством по эксплуатации периодичность технического обслуживания (ТО) для автомобиля составляет: ежегодно или 15 000 километров, в зависимости от того, что наступит ранее (стр. 213, 214 Руководства по эксплуатации). Автомобиль был передан ему от продавца ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом приема-передачи автомобиля.
ДД.ММ.ГГГГ им у продавца было произведено первое техническое обслуживание (ТО1) автомобиля, при пробеге 8 453 км., что подтверждается заказ нарядом № от ДД.ММ.ГГГГ (прошествие года эксплуатации автомобиля). ДД.ММ.ГГГГ истцом у продавца было произведено второе техническое обслуживание (ТО2) автомобиля, при пробеге 23 459 км., что подтверждается заказ нарядом № от ДД.ММ.ГГГГ (прошествие 15 000 км. пробега Автомобиля). ДД.ММ.ГГГГ им у продавца было произведено третье техническое обслуживание (ТО3) автомобиля, при пробеге 30 580 км., что подтверждается заказ нарядом № от ДД.ММ.ГГГГ (прошествие двух лет эксплуатации автомобиля).
При этом, при принятии автомобиля от продавца после проведения ТО3 был обнаружен стук в рулевом управлении, что и было им указано в заказ наряде № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ окончился гарантийный срок на автомобиль.
Поскольку в пределах гарантийного срока на автомобиль обнаружился существенный недостаток - стук в рулевом управлении ДД.ММ.ГГГГ он обратился к продавцу с требованием безвозмездно устранить возникший недостаток. ДД.ММ.ГГГГ продавец безвозмездно устранил, возникший в автомобиле недостаток (стук в рулевом управлении), что подтверждается заказ-нарядом № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, техническое обслуживание автомобиля в период гарантийного срока производилось в авторизованных сервисных (дилерских) центрах с соблюдением периодичности технического обслуживания. При этом в автомобиле в период гарантийного срока проявился недостаток - стук в рулевом управлении, который был безвозмездно устранён продавцом автомобиля.
ДД.ММ.ГГГГ в автомобиле опять обнаружился недостаток - механический гул и стук (лязг) шестерен в АКПП DSG 7 на 1-4 передачах в режиме движения и торможения двигателем. При этом ошибок на панели приборов автомобиля или пиктограммы аварийного режима АКПП не имеется. Поскольку стуки были очень сильными с явным призвуком металла и возникала реальная опасность движения в городских условиях с неработоспособной АКПП, он обратился в дилерский центр - ООО "СтрелаАвто" (город Минеральные Воды, Ставропольский край) с целью проведения диагностики АКПП и выявления причины неисправности АКПП. ДД.ММ.ГГГГ в ООО «СтрелаАвто» по заказ-наряду № от ДД.ММ.ГГГГ провели платную диагностику АКПП и признали факт стуков и шумов в АКПП. Пояснили, что гарантийный срок истёк. Предложили за свой счёт произвести снятие АКПП, дефектовку и последующий ремонт АКПП. При этом в ООО «СтрелаАвто» устно указали, что примерная стоимость: дефектовки АКПП – 10 000 рублей, снятия и установки АКПП 8 000 рублей, замены сцепления АКПП 80 000 рублей, замены АКПП в сборе 350 000 рублей (если обнаружится поломка механической части АКПП). Бесплатную диагностику и проверку качества АКПП, дефектовку АКПП с выявлением причины неисправности в ООО «СтрелаАвто» производить отказались по вышеуказанным причинам (окончание срока гарантии). Однако он отказался проводить снятие и ремонт АКПП за свой счёт, поскольку считает, что возникший недостаток существенный (существенно нарушает требования к качеству и безопасности автомобиля, делает автомобиль недопустимым к использованию, расходы на устранение составляют примерно половину стоимости автомобиля), является производственным дефектом в механической части АКПП.
При этом считает, что дилерский центр ООО «СтрелаАвто» был обязан по согласованию с изготовителем провести безвозмездную проверку качества АКПП и выявить причину недостатка. Специалисты ООО «Стрела Авто» (город Минеральные Воды, Ставропольский край) из устных пояснений также посчитали местом возникновения недостатка – механическую часть АКПП. Кроме того, в ООО «Стрела Авто» устно пояснили, что запасные части для устранения недостатка АКПП отсутствуют и их поступления необходимо ожидать в течение календарного месяца. Специалистами ООО «Стрела Авто» в заказ-наряде № от ДД.ММ.ГГГГ были даны следующие рекомендации: присутствует шум в КПП, для определения и дефектовки неисправной детали необходимо произвести снятие блока мехатроник и проверить наличие стружки на магнитах КПП. От проведения данных работ клиент отказался.
Поскольку ООО «Стрела Авто» (город Минеральные Воды, Ставропольский край) отказалось проводить безвозмездно проверку качества АКПП, дефектовку АКПП с выявлением причины неисправности ему пришлось обратится к судебному эксперту – автотехнику Рыцеву В.Б. (город Пятигорск, Ставропольского края), который имеет сертификат соответствия, необходимое образование и опыт в проведении исследования транспортных средств по выявлению дефектов, качеству сборки, ремонта и рекламациям. По результатам экспертизы (тестового заезда) экспертом – автотехником Рыцевым В.Б. в заключении специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ сделаны следующие выводы: Проведенными тестовыми испытаниями выявлено нарушение работы КПП автомобиля SKODA OCTAVIA, г/н №, VIN №. Выявлены посторонние шумы в работе КПП с характерным звуком (рокотом подвижных частей КПП) изменяющемся по частоте в зависимости от скорости движения автомобиля и проблемы с переключением передач, которые проявляются на низших передачах наиболее ощутимо: изменялись передаточные отношения и переключения КПП, которое происходит рывками. Ответ на вопрос, что послужило причиной возникновения технической неисправности КПП не даётся без проведения углублённой диагностики инструментальными методами. Кроме того экспертом – автотехником Рыцевым В.Б. отмечено, что следы внешних тепловых, химических и механических (ударных) воздействий отсутствуют, следы постороннего вмешательства в крепёжные элементы двигателя, АКПП и навесного оборудования отсутствуют, заводские метки крепёжных элементов (краской) отчётливо различимы, без повреждений.
ДД.ММ.ГГГГ истцом была направлена претензия изготовителю об устранении недостатков автомобиля. Изготовителем – ООО «Фольксваген Груп Рус» письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщается заинтересованным лицам, что осуществляется за счёт завода изготовителя бесплатный ремонт или замена узлов коробки передач DSG 7 DQ 200 в срок до пяти лет или достижения 150 000 км. пробега с момента передачи автомобиля первому покупателю. Вышеуказанные меры распространяются на автомобили марок Volkswagen, Skoda и Seat, проданные в Российской Федерации через официальную дилерскую сеть соответствующих марок. При обращении владельца автомобиля к официальным дилерам с претензиями по работе DSG 7 DQ 200 бесплатно будут производится диагностика и при необходимости бесплатный ремонт в соответствии с актуальными техническими рекомендациями концерна. Письмо подписано исполняющим обязанности генерального директора ООО «Фольксваген Груп Рус» Зденеком Дреслером по доверенности №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ. При этом какого-либо срока действия этого обязательства ООО «Фольксваген Груп Рус» в письме установлено не было.
Таким образом, изготовитель принял на себя дополнительное обязательство осуществлять бесплатный ремонт или замену узлов коробки передач DSG 7 DQ 200 в срок до пяти лет или достижения 150 000 км. пробега с момента передачи автомобиля первому покупателю, без указания срока ограничения действия этого обязательства.
Информация о дополнительном обязательстве Изготовителя размещена заинтересованными лицами для всеобщего обозрения в сети Интернет на веб-сайте: www.dsg7.com.
Поскольку приблизительная стоимость устранения недостатка (замена АКПП в сборе) составляет 1/2 стоимости автомобиля, а также, это не первый недостаток автомобиля, выявившийся в процессе эксплуатации (ранее произведена замена рулевой рейки автомобиля по гарантии), который не позволяет безопасно использовать автомобиль по его назначению далее, то есть существенно нарушает требования к качеству автомобиля и не позволяет его использовать по целевому назначению считает, что возникший недостаток является существенным.
Поскольку на автомобиле проводились технические обслуживания (ТО) в дилерских центрах с необходимой периодичностью, а также поскольку следы внешних тепловых, химических и механических (ударных) воздействий, следы постороннего вмешательства в крепёжные элементы двигателя, АКПП и навесного оборудования отсутствуют, заводские метки крепёжных элементов (краской) отчётливо различимы, без повреждений считает, что возникший недостаток возник до передачи автомобиля (производственный брак).
Кроме того считает, что изготовитель принял на себя дополнительное обязательство осуществлять бесплатный ремонт или замену узлов коробки передач DSG 7 DQ 200 в срок до пяти лет или достижения 150 000 км. пробега с момента передачи автомобиля первому покупателю, без указания срока ограничения действия этого обязательства. В связи с изложенным обратился в суд с указанным исковым заявлением.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Фольксваген Групп Рус» Дубинин А.Е., действующий на основании доверенности, заявил ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением установленного федеральным законом для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора на основании абзаца 2 ст. 222 ГПК РФ, пояснив следующее, согласно искового заявления автомобиль SKODA OCTAVIA, цвет: белый, год выпуска: ДД.ММ.ГГГГ, г/н № VIN № был приобретен ДД.ММ.ГГГГ согласно договора купли-продажи автомобиля №. Гарантийный срок на автомобиль составляет два года.
В соответствии со ст. 471 ГК РФ гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (статья 457), если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Срок гарантии на спорное авто закончился ДД.ММ.ГГГГ.
Претензия истца в адрес ответчика датируется ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечению двух лет после окончания скора гарантии на автомобиль. Требования заявленные в досудебном порядке заключаются в безвозмездном устранении недостатка – неисправности АКПП в дилерском центре ООО «СтрелаАвто». ООО «Фольксваген Груп Рус» ДД.ММ.ГГГГ направило Троенко А.С. ответ на его претензию с разъяснением, что ООО «Фольксваген Груп Рус» не оказывает потребителям сервисное и ремонтное обслуживание автомобилей, для этого в России сформирована дилерская сеть. При этом указали, что дилерские центры являются самостоятельными юридическими лицами и не состоят с ООО «Фольксваген Груп Рус» в отношениях административного подчинения, самостоятельно принимают решения и несут самостоятельную ответственность за качество оказываемых услуг. Полученные нарекания были преданы дилерскому предприятию ООО «СтрелаАвто».
Между тем согласно ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагаются доказательства, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором, а ст. 56 ГПК РФ обязывает каждую сторону доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами, подтверждающими выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора служит претензия потребителя, содержащая в себе требование о безвозмездном устранении существенного недостатка и подтверждающие это доказательства, направленная а адрес дилера ООО «СтрелаАвто».
Просит оставить исковое заявления Троенко А.С. к ООО «Фольксваген Групп Рус» о безвозмездном устранении недостатка автомобиля без рассмотрения.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Фольксваген Групп Рус» Панкратов С.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленное ходатайство Дубинина А.Е. об оставлении искового заявления Троенко А.С. к ООО «Фольксваген Групп Рус» о безвозмездном устранении недостатка автомобиля без рассмотрения, поскольку не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
В судебном заседании истец Троенко А.С. суду показала, что им действительно была направлена претензия в адрес «ООО «Фольксваген Груп Рус», на чтополучен ответ, согласно ООО «Фольксваген Груп Рус» не оказывает потребителям сервисное и ремонтное обслуживание автомобилей, для этого в России сформирована дилерская сеть. При этом указали, что дилерские центры являются самостоятельными юридическими лицами и не состоят с ООО «Фольксваген Груп Рус» в отношениях административного подчинения, самостоятельно принимают решения и несут самостоятельную ответственность за качество оказываемых услуг. Полученные нарекания были преданы дилерскому предприятию ООО «СтрелаАвто». Из ООО «СтрелаАвто» получен ответ согласно которому предложили прибыть для проведения бесплатной диагностики. Однако, по настоящее время им автомобиль предоставлен не был. Согласен на проведение бесплатной диагностики в присутствии специалиста с его стороны. При этом, просил суд предоставить время для решения данного вопроса.
В судебном заседании представитель ООО «СтрелаАвто» Дюльгярова Г.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленное ходатайство Дубинина А.Е. об оставлении искового заявления Троенко А.С. к ООО «Фольксваген Групп Рус» о безвозмездном устранении недостатка автомобиля без рассмотрения, поскольку не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Согласно письма ООО «Фольксваген Групп Рус» от ДД.ММ.ГГГГг. при выявлении заводского недостатка в работе коробки передач DSG 7 до истечении 5 лет или до достижения 150000 км пробега (в зависимости от того, что наступит ранее) с момента передачи автомобиля первому покупателю предоставляется безвозмездно для клиента устранение недостатков путем ремонта или замены отдельных комплектующих КПП или агрегата в сборе. При обращении клиента с жалобой на работу DSG 7 (DQ 200) проводится диагностика, которая при обнаружении заводского недостатка не оплачивается клиентом. При обнаружении и устранении заводского недостатка производится ремонт в соответствии с актуальными техническими предписаниями без взимания платы с клиента. В адрес истца ДД.ММ.ГГГГ за исх. № было направлено письмо с предложением прибыть в ДЦ ООО «СтрелаАвто» с ДД.ММ.ГГГГ для проведения бесплатной диагностики, и, в случае одобрения поставщиком, бесплатного ремонта принадлежащего ему автомобиля. Также в письме было разъяснено, что для подтверждения бесплатного ремонта или замены узлов коробки передач DSG 7 необходимо направление запроса в DISS в ООО «Фольксваген Груп Рус» с приложением фотографий и протоколом расширенной диагностики. Троенко А.С. в дилерский центр для проведения бесплатной диагностики не прибыл, при этом досудебной претензии от него в адрес ООО «СтрелаАвто» не поступало.
Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, находит ходатайство подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 6 ст. 19 Закона потребитель имеет право предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) только одно требование - требование о безвозмездном устранении существенных недостатков, при этом потребитель обязан доказать, что выявленные им недостатки являются существенными и возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Законодатель говорит о том, что указанное требование о безвозмездном устранение существенного недостатка может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.
При этом в требование о безвозмездном устранение недостатка должно содержать: доказательства, того что выявленный дефект является существенным в понятии п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»; доказательство того что имеющейся в товаре существенный недостаток возник до передачи товара потребителю или по причинам возникшим до этого момента.
Согласно п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от дата N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
Как следует из искового заявления автомобиль SKODA OCTAVIA, цвет: белый, год выпуска: ДД.ММ.ГГГГ, г/н №, VIN № был приобретен Троенко А.С. ДД.ММ.ГГГГ, гарантийный срок на автомобиль составляет два года.
В силу ст. 471 ГК РФ гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (статья 457), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Из материалов дела усматривается, что срок гарантии на спорное авто закончился ДД.ММ.ГГГГ, а претензия истца в адрес ООО «Фольксваген Груп Рус» датируется ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечению двух лет после окончания скора гарантии на автомобиль.
Требования, заявленные в досудебном порядке, заключаются в безвозмездном устранении недостатка – неисправности АКПП в дилерском центре ООО «СтрелаАвто». При этом претензия направлена истцом в адрес ООО «Фольксваген Груп Рус».
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Фольксваген Груп Рус» направило Троенко А.С. ответ на его претензию с разъяснением, что ООО «Фольксваген Груп Рус» не оказывает потребителям сервисное и ремонтное обслуживание автомобилей, для этого в России сформирована дилерская сеть. При этом указали, что дилерские центры являются самостоятельными юридическими лицами и не состоят с ООО «Фольксваген Груп Рус» в отношениях административного подчинения, самостоятельно принимают решения и несут самостоятельную ответственность за качество оказываемых услуг. Полученные нарекания были преданы дилерскому предприятию ООО «СтрелаАвто».
Согласно письма ООО «Фольксваген Групп Рус» от ДД.ММ.ГГГГг. при выявлении заводского недостатка в работе коробки передач DSG 7 до истечении 5 лет или до достижения 150000 км пробега (в зависимости от того, что наступит ранее) с момента передачи автомобиля первому покупателю предоставляется безвозмездно для клиента устранение недостатков путем ремонта или замены отдельных комплектующих КПП или агрегата в сборе. При обращении клиента с жалобой на работу DSG 7 (DQ 200) проводится диагностика, которая при обнаружении заводского недостатка не оплачивается клиентом. При обнаружении и устранении заводского недостатка производится ремонт в соответствии с актуальными техническими предписаниями без взимания платы с клиента.
ООО «СтрелаАвто» в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ за исх. № было направлено письмо с предложением прибыть в ДЦ ООО «СтрелаАвто» с ДД.ММ.ГГГГ для проведения бесплатной диагностики, и, в случае одобрения поставщиком, бесплатного ремонта принадлежащего ему автомобиля. Также в письме было разъяснено, что для подтверждения бесплатного ремонта или замены узлов коробки передач DSG 7 необходимо направление запроса в DISS в ООО «Фольксваген Груп Рус» с приложением фотографий и протоколом расширенной диагностики. Троенко А.С. в дилерский центр для проведения бесплатной диагностики не прибыл, при этом досудебной претензии от него в адрес ООО «СтрелаАвто» не поступало.
Между тем согласно ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагаются доказательства, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором, а ст. 56 ГПК РФ обязывает каждую сторону доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами подтверждающими выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора служит претензия потребителя содержащая в себе требование о безвозмездном устранении существенного недостатка и подтверждающие это доказательства, направленная а адрес ДЦ ООО «СтрелаАвто».
В соответствии со ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора;
Согласно ст. 223 ГПК РФ производство по делу в случае оставления заявления без рассмотрения заканчивается определением суда.
Следовательно, иск Троенко А.С. к ООО «Фольксваген Групп Рус» о безвозмездном устранении недостатка автомобиля, согласно абз. 2 ст. 222 ГПК РФ надлежит оставить без рассмотрения.
Руководствуясь ст.ст.222, 224-225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Исковое заявление Троенко А.С. к ООО «Фольксваген Групп Рус» о безвозмездном устранении недостатка автомобиля, оставить без рассмотрения.
Разъяснить истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявление рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение 15 дней.
Судья: Г.А. Соловьянова