ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1701/17 от 11.12.2017 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2-1701/2017

Определение

г. Елизово Камчатского края

11 декабря 2017 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Храпковой О.В., с участием ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению командующего войсками Восточного военного округа – руководителя федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к ФИО1 ИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств,

установил:

командующий войсками Восточного военного округа – руководитель федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее по тексту Командующий) обратился в суд с иском ФИО1 о взыскании с ответчика в излишне выплаченных денежных средств в размере 4 367 рублей 07 копеек пользу Российской Федерации через лицевой счет федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» открытый в управлении Федерального казначейства для финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в доход местного бюджета.

Свои исковые требования Командующий мотивировал тем, что в период военной службы с апреля по октябрь 2015 года и в октябре 2016 года бывшему военнослужащему ФИО1, исключенному из списков личного состава войсковой части с 19 января 2017 года, в результате ошибки, допущенной органами военного управления, в период нахождения ответчика в распоряжении командиров (начальников) были необоснованно выплачены вышеуказанные денежные средства, которые подлежат возврату в бюджет в качестве неосновательного обогащения ФИО1

В судебное заседание Командующий, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения гражданского дела, не явился, о причинах неявки не сообщил и об отложении дела не просил (л.д. 67, 68, 100).

Ответчик ФИО1 в судебном заседании пояснил суду, что указанную в иске сумму он вернул в бюджет, о чем свидетельствует предоставленный суду чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки представителя не сообщило и об отложении дела не просило (л.д. 141).

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебное разбирательство было проведено судом в отсутствие истца и представителя третьего лица.

Изучив иск, выслушав ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым ГПК РФ или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

В силу абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.

Отношения по выплате денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы, регулируются статьями 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и разработанным в соответствии с ним Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 (далее – Порядок).

Согласно пункту 6 раздела «Общие положения» Порядка денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок.

Ни Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ни Федеральный закон от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», ни Порядок не содержат положений, наделяющих Командующего, как воинское должностное лицо, правом обращения в суд с исками о взыскании с бывших военнослужащих в пользу бюджета Российской Федерации излишне выплаченного им денежного довольствия или иных выплат.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями осуществлять взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов обладает администратор доходов бюджета.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств, а также по исполнению соответствующей части бюджета обладает распорядитель бюджетных средств.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при подготовке дел к судебному разбирательству по заявлениям военнослужащих об оспаривании размера и состава выплачиваемого денежного довольствия, иных выплат суд должен выяснять, какой орган на основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации как распорядитель бюджетных средств должен выступать в суде от имени органа военного управления или воинского должностного лица (например, федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", управление финансового обеспечения и др.)

Из данного разъяснения следует, что аналогичным образом суд должен поступать и по искам органов военного управления или воинского должностного лица, то есть выяснять обладает ли истец бюджетными полномочиями по взысканию с бывших военнослужащих излишне выплаченных сумм в бюджет Российской Федерации.

В соответствии с Положением о федеральном казённом учреждении «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее по тексту Учреждение) Учреждение создано для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера. Учреждение является юридическим лицом, распорядителем и получателем бюджетных средств, а также выполняет функции администратора доходов. Учреждение от своего имени выступает истцом или ответчиком в судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации. В структуру Учреждения входят объединения, соединения и воинские части, находящиеся на территории (в границах военного округа как военно-административной единицы) и входящие в состав Восточного военного округа, которые являются обособленными структурными подразделениями Учреждения. Учреждение осуществляет, в том числе организацию и осуществление финансового обеспечения, ведение судебной работы, в связи с чем обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату личному составу денежного довольствия и иные выплаты в соответствии с законодательством Российский Федерации. Руководителем Учреждения является командующий войсками Восточного военного округа, который является единоличным исполнительным органом Учреждения, действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы в отношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, в судах.

В соответствии с Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российский Федерации от 19 апреля 2017 года № 177, соответствующими бюджетными полномочиями наделено только Объединенное стратегическое командование военного округа, а не командующий военным округом, который возглавляет объединенное стратегическое командование военного округа. При этом Положение о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации также не наделяет командующего военного округа, как воинское должностное лицо, правом обращения в суд с исками о взыскании с бывших военнослужащих в пользу бюджета Российской Федерации излишне выплаченного им денежного довольствия или иных выплат.

Учитывая, что иск Командующего не относится к искам о возмещении бывшим военнослужащим материального ущерба, причиненного им при исполнении обязанностей военной службы, а значит, на него не распространяются положения пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», суд, исходя из анализа вышеуказанных правовых актов, приходит к выводу, что Командующий от собственного имени не имеет право на его подачу, поскольку такое право принадлежит возглавляемому им Учреждению.

Поскольку иск к ФИО1 подан не от имени федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», а от имени его руководителя - командующего войсками Восточного военного округа, то есть лицом, не наделенным такими полномочиями, гражданское дело на основании абзаца второго статьи 220 ГПК РФ подлежит прекращению.

Прекращение производство по делу не препятствует подаче аналогичного иска к ФИО1 самим федеральным казённым учреждением «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».

Руководствуясь статьями 224-225 ГПК РФ,

определил:

Прекратить производство по гражданскому делу № 2-1701/2017 по исковому заявлению командующего войсками Восточного военного округа – руководителя федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к ФИО1 ИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение 15 дней с момента его вынесения.

Председательствующий

Д.П. Федорцов