ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-170/2023 от 28.09.2023 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 59RS0011-01-2022-005669-45

№88-16881/2023

Мотивированное определение

составлено 28 сентября 2023 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 19 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Козиной Н.М.

судей Шушкевич О.В., Ложкарёвой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-170/2023 по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании выполняемой работы - работой во вредных условиях труда, возложении обязанности по корректировке сведений индивидуального лицевого счета, оплате страховых взносов,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Березниковского городского суда Пермского края от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 июня 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту - ОАО «РЖД») о признании работы, выполняемой в период с 01 ноября 2005 года по 14 декабря 2009 года и с 21 ноября 2011 года по 01 сентября 2017 года в качестве осмотрщика-ремонтника пункта опробования тормозов станции Березники, как работу во вредных условиях в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, занятость по которому дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», обязать начислить и уплатить страховые взносы по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации за соответствующие периоды работы, обязать предоставить в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю уточняющие (корректирующие) сведения об особых условиях труда работника (специального стажа) за указанные периоды.

В обоснование исковых требований указал, что 17 февраля 2022 года обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В назначении пенсии ему было решением от 16 марта 2022 года, в котором указано, что стаж на соответствующих видах работ составляет 5 лет 5 месяцев 7 дней, что не дает права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с его заявлением, в стаж по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионным органом зачтены следующие периоды работы: с 28 марта 1992 года по 01 августа 1994 года в качестве слесаря по ремонту подвижного состава, осмотрщика-ремонтника в пункте технического осмотра вагонов вагонного депо станции Кизел, с 01 октября 2017 года по 31 октября 2017 года в качестве осмотрщика-ремонтника вагонов парка Заполье - Уральское пункта технического обслуживания вагонов станции Березники - Сортировочная, с 25 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года (за исключением отвлечений, отраженных на индивидуальном лицевом счете) в качестве осмотрщика-ремонтника вагонов парка приемно-отправочного пункта опробования тормозов станции Заячья Горка технического обслуживания вагонов станции Березники-Сортировочная. В стаж на соответствующих видах работ не зачтены следующие периоды трудовой деятельности: с 01 ноября 2005 года по 14 декабря 2009 и с 21 ноября 2011 года по 01 сентября 2017 года в качестве осмотрщика-ремонтника пункта опробования тормозов станции Березники. Отказ был мотивирован тем, что в периоды указанной трудовой деятельности он не был занят на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. С решением пенсионного органа был не согласен и обратился в суд (гражданское дело № 2-2065/2022). Судебными актами ему было отказано в удовлетворении требований. Считает, что вышеуказанные периоды работы подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как пункты опробования тормозов являлись структурными подразделениями пунктов технического обслуживания. ОАО «РЖД» спорные периоды в индивидуальном лицевом счете были внесены без соответствующего кода льготы.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 15 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии Пермского краевого суда от 07 июня 2023 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены судебных постановлений.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, <данные изъяты> года рождения, с 01 ноября 2005 года принят в порядке перевода на должность осмотрщика-ремонтника вагонов 6 разряда пункта опробования автотормозов станции Березники;

15 декабря 2009 года переведен мастером (участка I группы) пункта опробования тормозов станции Березники;

21 ноября 2011 года переведен осмотрщиком-ремонтником вагонов 6 разряда пункта опробования тормозов станции Березники;

01 октября 2012 года переведен в эксплуатационное вагонное депо Березники-Сортировочные структурное подразделение Свердловской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» осмотрщиком-ремонтником пункта опробования тормозов станции Березники;

02 сентября 2017 года переведен осмотрщиком-ремонтником вагонов 5 разряда Парка Заполье – Уральское Пункта технического обслуживания вагонов станции Березники-Сортировочная.

24 мая 2018 года переведен осмотрщиком-ремонтником вагонов 6 разряда парка приемо-отправочного пункта опробования тормозов станции Заячья Горка пункта технического обслуживания вагонов станции Березники-Сортировочная.

17 февраля 2022 года ФИО1 обратился к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с решением Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 16 марта 2022 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Периоды трудовой деятельности: с 01 ноября 2005 года по 14 декабря 2009 года, с 21 ноября 2011 года по 01 сентября 2017 года в качестве осмотрщика-ремонтника вагонов пункта опробования тормозов станции Березники ФИО1 в специальный стаж не включены, поскольку не соблюдены условия предоставления права на досрочную пенсию по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а именно: занятость на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог. Занятость на пунктах опробования тормозов права на досрочное назначение пенсии не дает.

Решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 16 марта 2022 года было обжаловано ФИО1 в судебном порядке.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, Эксплуатационному вагонному депо Березники – сортировочные филиала ОАО «РЖД» о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для назначения пенсии решением Березниковского городского суда Пермского края от 18 июля 2022 года было отказано в связи с тем, что сведения за спорные периоды работы сданы работодателем без кода льгот и не производилась уплата страховых взносов по дополнительным тарифам; указанное в трудовой книжке истца место работы в спорный период на пункте опробования тормозов не подтверждает работу во вредных условиях в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, занятость по которому дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 12 октября 2022 года решение Березниковского городского суда оставлено без изменения.

Согласно индивидуальному лицевому счету застрахованного лица на имя ФИО1, периоды его работы с 01 ноября 2005 года по 14 декабря 2009 года, с 21 ноября 2011 года по 01 сентября 2017 года отражены общим стажем, без указания кода льготы, подтверждающего специальный стаж.

Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 03 декабря 1998 года.

Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08 декабря 1998 года № 28Ц, установлено, что основным подразделением вагонного хозяйства по обеспечению исправного технического состояния грузовых и пассажирских вагонов являются пункты технического обслуживания вагонов (ПТО), размещаемые на станциях: сортировочных, участковых и пограничных передаточных, массовой погрузки вагонов. Перечни станций, на которых размещаются ПТО, устанавливаются начальником железной дороги (пункт 1). Обеспечение опробования автотормозов проводится на всех участковых станциях, где производится смена локомотивов или локомотивных бригад, а также на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками. Установлено, что в состав ПТО входят: пункты подготовки вагонов к перевозкам (ППВ), цеха текущего отцепочного ремонта, специализированные ремонтные пути, промывочно-пропарочные станции (ППС), пункты опробования тормозов, а также пункты технический передачи (ПТП) для выявления вагонов, повреждаемых при погрузочно-разгрузочных операциях.

Из приказа начальника Свердловской железной дороги от 31 октября 1997 года № 122/Н следует, что на станции Березники-Сортировочные установлен пункт технического обслуживания вагонов, а на станции Березники установлен пункт опробования автотормозов.

05 марта 2005 года начальником Свердловской железной дороги издан приказ о совершенствовании работы пунктов технического обслуживания грузовых вагонов, которым утверждена структура вагонного хозяйства. Согласно пункту 1.1 в структуру вагонного хозяйства включаются пункты технического обслуживания грузовых вагонов (ПТО) сетевого и дорожного значения (Приложение 1). В число пунктов технического обслуживания дорожного значения включен в том числе пункт технического обслуживания Березники-Сортировочные. Пунктами 1.2 и 1.3 данного приказа утверждены перечни гарантийных участков безаварийного следования грузовых поездов для пункта технического обслуживания сетевого (Приложение 2) и дорожного (Приложение 3) значения и для пунктов опробования тормозов (Приложение 4). Из Приложения 1 к приказу следует, что на территории эксплуатационного вагонного депо Березники – Сортировочные расположены пункт технического обслуживания дорожное на станции Березники-Сортировочная и пункт опробования тормозов на станции Березники.

Аналогичный приказ издан 09 июня 2008 года № 241/Н, которым также утверждена структура вагонного хозяйства дороги, включающая в себя пункты технического обслуживания вагонов (ПТО), пункты опробования тормозов (ПОТ), пункты текущего отцепочного ремонта (ПТОР), пункты подготовки вагонов к перевозкам (ППВ), пункты технической передачи вагонов (ПТП), посты безопасности (ПБ). При этом отдельно для пунктов технического обслуживания утверждены перечни внутридорожных участков безаварийного следования поездов (Приложение 3) и для пунктов опробования тормозов (Приложение 5). Из Приложения 1 к данному приказу следует, что в состав ВЧДЭ Березники-Сортировочные входит пункт технического обслуживания Березники-Сортировочные и пункт опробования тормозов Березники.

Из комплекта технологической документации по техническому обслуживанию вагонов на пункте опробования тормозов Березники следует, что на основании приказа начальника дороги пункт по техническому обслуживанию вагонов на станции Березники следует считать пунктом опробования тормозов, Пункт предназначен для контроля технического состояния вагонов, устранения возникших неисправностей, угрожающих безопасности движения. Гарантийное плечо проследования поездов без отцепки вагонов в пути следования установлено до станций: Пермь-Сортировочная, Чусовская. Указанной документацией установлены обязанности осмотрщика-ремонтника вагонов, в том числе: проверять техническое состояние вагонов, организовать работу прикрепленной к нему группы слесарей по устранению неисправностей вагонов, осмотрщик-ремонтник по окончании осмотра вагонов совместно со слесарями обязан участвовать в устранении выявленных неисправностей; проверять качество и объем выполненного ремонта.

Из комплекта документов технологического процесса технического обслуживания вагонов на пункте технического обслуживания Березники-Сортировочные следует, что основной задачей пункта технического обслуживания является выявление и устранение технических неисправностей грузовых вагонов в формируемых и транзитных поездах с целью обеспечения безопасного графикового следования поездов по гарантийным участкам, сохранности перевозимых грузов. Для пункта технического обслуживания Березники-Сортировочные установлены следующие гарантийные участки безопасного (безаварийного) проследования грузовых поездов: внутридорожные: Серов-Сортировочный (протяженность 567 км), Войновка (протяженность 898 км); междорожные: Лянгасово Горьковской ж.д. (протяженность 737 км), по всем узлам кроме автотормозного оборудования; по автотормозному оборудованию (ввиду смены вида тяги) Березники-Сортировочные – Балезино Горьковской ж.д. (протяженность 497 км). Техническое обслуживание вагонов по пункту технического обслуживания Березники-Сортировочные осуществляется в парках: прибытия «П», сортировочном «С», отправления «О», нечетном транзитном «Н», при этом для каждого парка предусмотрены свои виды и объемы выполняемых работ. Разделом 2.2.3. предусмотрено, что в обязанности старшего осмотрщика-ремонтника вагонов входит руководство работой смены, организация четкой графиковой работы смены, принятие мер по предотвращению случаев срыва графика движения, контроль качества обработки составов, контроль за сохранностью вагонного парка, проведение проверки по качеству осмотра поездов в парке «П» (не менее 1 поезда в смену). Согласно разделу 2.2.5 обязанности осмотрщика (осмотрщика-ремонтника) аналогичны обязанностям осмотрщика ПОТ.

Согласно карте аттестации рабочего места № 42 от 27 июля 2006 года осмотрщика-ремонтника вагонов пункта опробования автотормозов ст. Березники, рабочему месту истца установлен класс вредности 3.2, при этом льготное пенсионное обеспечение не указано.

Из карты аттестации по условиям труда № 14а от 06 апреля 2012 года по рабочему месту осмотрщика-ремонтника пункта опробования автотормозов ст. Березники следует, что установлен класс опасности 3.2, при этом льготное пенсионное обеспечение не предусмотрено.

В карте специальной оценке условий труда № 54 от 29 сентября 2017 года по рабочему месту осмотрщика-ремонтника пункта опробования тормозов ст. Заячья Горка следует, что установлен класс опасности 3.2, при этом льготное пенсионное обеспечение не предусмотрено.

Из карты специальной оценки условий труда № 7 от 26 декабря 2018 года по рабочему месту осмотрщика-ремонтника пункта опробования тормозов ст. Заячья Горка следует, что установлен класс опасности 3.2, при этом предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из штатного расписания, утвержденного на 1998 года следует, что предусмотрено наличие цехов № 12, 13, 14, 16 пункта обслуживания тормозов ст. Березники, в котором предусмотрены должности, в том числе, начальника пункта технического обслуживания и осмотрщика-ремонтника. Также указано на наличие цеха № 25 пункт технического обслуживания вагонов ст. Березники-Сортировочные.

Согласно штатному расписанию на 2001 год предусмотрено наличие цехов № 12, 13, 14, 15 пункта опробования тормозов ст. Березники, в котором предусмотрены должности, в том числе, начальник пункта опробования тормозов, осмотрщик-ремонтник вагонов, оператор пункта технического обслуживания вагонов. Также предусмотрено наличие цехов № 23, 24, 25 пункт технического обслуживания вагонов ст. Березники-Сортировочные.

Из штатного расписания на 2005 год следует, что выделен отдельно пункт опробования тормозов на ст. Березники и пункт технического обслуживания вагонов ст. Березники-Сортировочные, на которых предусмотрены должности осмотрщика-ремонтника вагонов в количестве 59 штатных единиц и 78 соответственно.

В штатном расписании за 2006 года также имеется пункт опробования тормозов на ст. Березники и пункт технического обслуживания вагонов ст. Березники-Сортировочные, на которых предусмотрены должности осмотрщика-ремонтника вагонов в количестве 59 штатных единиц и 70 соответственно.

Из штатного расписания на 2009 год следует, что также имеются отдельно пункт опробования тормозов на ст. Березники и пункт технического обслуживания вагонов ст. Березники-Сортировочные, на которых предусмотрены должности осмотрщика-ремонтника вагонов в количестве 53 штатных единиц и 46 соответственно

В штатном расписании на 2011 года также имеется пункт опробования тормозов на ст. Березники и пункт технического обслуживания вагонов ст. Березники-Сортировочные, на которых предусмотрены должности осмотрщика-ремонтника вагонов в количестве 37 штатных единиц и 37 соответственно.

Из штатного расписания на 2015 год следует, что также имеются отдельно пункт опробования тормозов на ст. Березники и пункт технического обслуживания вагонов ст. Березники-Сортировочные, на которых предусмотрены должности осмотрщика-ремонтника вагонов в количестве 21 штатных единиц и 50 соответственно

В штатном расписании на 2017 года имеется пункт опробования тормозов на ст. Заячья Горка и пункт технического обслуживания вагонов ст. Березники-Сортировочные, на которых предусмотрены должности осмотрщика-ремонтника вагонов в количестве 20 штатных единиц и 50 соответственно.

Станции Березники (в последующем заячья Горка) присвоен 1 класс, станция Березники-Сортировочная внеклассная.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 30, статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 № 272, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходил из того, что в периоды с 01 ноября 2005 года по 14 декабря 2009 года, с 21 ноября 2011 года по 01 сентября 2017 года истец не выполнял трудовую функцию осмотрщика-ремонтника вагонов, занятого на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог, предусмотренную Списком № 272; пункт технического обслуживания вагонов ст. Березники-Сортировочная и пункт опробования тормозов ст. Березники это два различных структурных подразделения, которые несли разные функциональные задачи; объем работы, выполняемой пунктом технического облуживания ст. Березники-Сортировочные, значительно превышал объем работы, выполняемой пунктом опробования тормозов на ст. Березники; при одинаковом наименовании трудовой функции интенсивность работы осмотрщика-ремонтника вагонов пункта технического обслуживания была выше, чем осмотрщика-ремонтника пункта опробования тормозов; работа осмотрщиков-ремонтников вагонов пункта технического обслуживания имеет существенные отличия от работы осмотрщиков-ремонтников вагонов пункта опробования тормозов, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженных с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе осмотра, технического обслуживания каждого вагона поезда, а при выявлении неисправностей их ремонта; выполняемая истцом работа осмотрщика-ремонтника пункта опробования тормозов не тождественна работе, указанной в Списке № 272, в связи с чем не дает истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по указанному им основанию.

Признавая обоснованными доводы ответчика о том, что требование о признании выполняемой истцом работы работой во вредных условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, не может быть удовлетворено, поскольку адресовано ненадлежащему ответчику, суд первой инстанции указал, что ответчик, как работодатель, не наделен законом правом определять наличие либо отсутствие у работника специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, соответственно, в данной части, им не допущено нарушений прав истца.

Не установив нарушений прав истца, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по уплате дополнительных страховых взносов.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что истец, выполняя работу осмотрщика-ремонтника вагонов в пункте опробования тормозов, имеет право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку выполнял ту же работу, что и осмотрщик-ремонтник в пункте технического обслуживания, суд апелляционной инстанции указал, что согласно Списку № 272 право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с вышеприведенной нормой закона имеют, в том числе, осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог. Пункты технического обслуживания размещаются на грузовых, сортировочных и участковых станциях по установленному начальником железной дороги перечню. Для обеспечения сохранности перевозимых грузов, безопасного и безостановочного следования поездов по гарантийным участкам на всех пунктах технического обслуживания вагонов должно проводиться выявление и устранение неисправностей вагонов перед погрузкой в формируемых и транзитных поездах. Пункты технического обслуживания вагонов участковых станций располагаются в местах смены локомотивов и локомотивных бригад, а также на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками. Они предназначены для выявления и устранения только тех технических неисправностей, которые угрожают безопасности движения поездов на гарантийных участках и для опробования тормозов. Кроме пунктов технического обслуживания вагонов существуют также пункты опробования тормозов. Они размещаются на станциях смены локомотивов и локомотивных бригад, перед затяжными спусками и предназначены для опробования тормозов. Из представленных в материалы дела документов следует, что в спорные периоды ФИО1 работал в пункте опробования тормозов станции Березники, класс станции Березники – 1 класс. Из штатных расписаний эксплуатационного вагонного депо Березники-Сортировочный следует, что пункт технического обслуживания вагонов ст. Березники-Сортировочная и пункт опробования тормозов ст. Березники являются различными структурными подразделениями депо, в связи с чем пункт опробования тормозов ст. Березники не входит в состав пункта технического обслуживания ст. Березники-Сортировочная. Работа осмотрщика-ремонтника вагонов в пункте опробования тормозов и осмотрщика-ремонтника вагонов в пункте технического обслуживания вагонов не может отождествляться для признания права на досрочное назначение пенсии, поскольку объем и интенсивность работы в пункте технического обслуживания вагонов значительно выше, чем в пункте опробования тормозов.

Суд апелляционной инстанции указал, что приказ Министерства путей сообщения России от 08 декабря 1998 года № 28Ц «О мерах по улучшению организации работы пунктов технического обслуживания вагонов» носил рекомендательный характер и утратил силу, в связи с чем указание в пункте 4 приказа № 28Ц на то, какие подразделения входят в состав ПТО (пункты подготовки вагонов к перевозкам (ППВ), цеха текущего отцепочного ремонта, специализированные ремонтные пути, промывочно-пропарочные станции (ППС), пункты опробования автотормозов, а также пункты технической передачи (ПТП) для выявления вагонов, повреждаемых при погрузочно-разгрузочных операциях) не означает, что все перечисленные подразделения бесспорно входят в состав пункта технического обслуживания и не подтверждает того, что пункт опробования тормозов станции Березники входил в состав пункта технического обслуживания станции Березники-Сортировочные.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что с декабря 2018 года по настоящее время ФИО1 работает осмотрщиком-ремонтником вагонов пункта опробования тормозов ст. Березники пункта технического обслуживания вагонов ст. Березники-Сортировочная, работодатель подает сведения в пенсионный орган с указанием кода льготы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что это не относится к предмету спора, предметом иска является требование о внесении в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов с 01 ноября 2005 года по 14 декабря 2009 года, с 21 ноября 2011 года по 01 сентября 2017 года. За спорные периоды работодатель ОАО «РЖД», представил сведения без кода льготы, не признавая за истцом право на льготное пенсионное обеспечение.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 (далее Список № 272).

Списком № 272 предусмотрены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.

Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.

В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).

Аналогичные положения предусмотрены пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.

Согласно пункту 4 указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении..., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» классы (подклассы) условий труда на рабочих местах устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда.

В силу статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.

В соответствии со статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зависит от класса и подкласса условий труда и установлен в отношении лиц, работающих в особых условиях труда, в размере от 2% до 8%.

Согласно статье 18.1, статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы, установленные данным кодексом, являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации; налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в силу статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 01 января 2013 года возлагается на страхователей (работодателей) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01 января 2015 года - в пункте 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Таким образом, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются в том числе выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае возникновения спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Приходя к выводу об отказе в признании выполняемой работы в период с 01 ноября 2005 года по 14 декабря 2009 года, с 21 ноября 2011 года по 01 сентября 2017 года в качестве осмотрщика-ремонтника вагонов пункта опробования тормозов ст. Березники, работой во вредных условиях, предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272, возложении обязанности предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации откорректированные сведения на индивидуальный лицевой счет о периодах работы в особых условиях труда, начислить и уплатить страховые взносы по соответствующим тарифам в порядке статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации, суды исходили из того, что работодатель не ставил коды льгот, наименование места работы не соответствовало Списку № 272 и характер работ истца на пункте опробования тормозов (ПОТ) был менее интенсивным, чем на пункте технического обслуживания (ПТО).

Между тем, суды оставили без внимания и правовой оценки доводы истца и обстоятельства того, что характер работы истца не менялся вплоть до того момента, когда работодатель стал выставлять код льготы.

Ссылаясь на то, что работа осмотрщиков-ремонтников вагонов пункта технического обслуживания имеет существенные отличия от работы осмотрщиков-ремонтников вагонов пункта опробования тормозов, суды сделали выводы на неполно исследованных обстоятельствах по делу, поскольку для сравнения их обязанностей должностные инструкции или иную документацию не истребовали.

Так, из представленных в материалы комплектов документов технологического процесса технического обслуживания вагонов на пункте опробования тормозов Березники следует, что в них указаны обязанности осмотрщика-ремонтника вагонов пункта опробования тормозов, куда входит в том числе проверка технического состояния вагонов в прибывающих, формируемых и отправляемых поездах, организация работы группы слесарей по устранению неисправностей вагонов и принятие непосредственного участия в устранении выявленных неисправностей, обеспечение безопасности движения вагонов.

Сведений о должностных обязанностях осмотрщиков-ремонтников пункта технического обслуживания ст. Березники-Сортировочная в материалах дела не имеется.

Указывая на то, что до декабря 2018 года у работодателя не имелось оснований для выставления истцу кода льготы и оплаты дополнительных тарифов страховых взносов, учитывая класс вредных условий труда 3.2, суды оставили без выяснения и оценки того, что именно изменилось в трудовой функции истца после декабря 2018 года; сохранился ли прежний профессиональный характер деятельности истца, когда работодатель стал выставлять соответствующий код льготы и оплачивать дополнительные страховые взносы.

Судами не проверены доводы сторон о том, что условия труда истца с декабря 2018 года были изменены только в том, что ответчиком были внесены изменения в штатное расписание и не дано оценки тому, может ли формальное включение в штатное расписание пункта технического обслуживания (ПТО) вагонов ст. Березники – Сортировочная и пункта опробования тормозов (ПОТ) ст. Березники влиять на изменение трудовой функции истца, с учетом рекомендаций, изложенных в приказе Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08 декабря 1998 года № 28Ц о том, что в пункты технического обслуживания входят пункты опробования тормозов; является ли перераспределение структурных подразделений в штатном расписании основанием к тому, что работа истца до декабря 2018 года не относилась к Списку № 272.

При этом ссылка суда апелляционной инстанции на то, что указанный приказ утратил свою силу, не может быть признана обоснованной, поскольку сведений об этом в материалах дела не имеется.

Приходя к выводу о том, что пункт технического обслуживания вагонов ст. Березники-Сортировочная и пункт опробования тормозов ст. Березники это два различных структурных подразделения, которые несли разные функциональные задачи и объем работы, выполняемой пунктом технического обслуживания значительно превышал объем работы, выполняемой пунктом опробования тормозов, суды не указали исходя из каких данных сделаны данные выводы и чем они подтверждаются, учитывая, что в разные периоды составления штатных расписаний количество штатных единиц менялось и были периоды, когда на пункте опробования тормозов количество осмотрщиков-ремонтников превышало их же численность на пункте технического обслуживания либо отличалось незначительно.

Судами не дано оценки представленной в материалы дела справке ответчика от 20 мая 2022 года № 387/свдивчдэ18, из содержания которой следует, что истец работал в спорные периоды осмотрщиком-ремонтником в пункте опробования тормозов на ст. Березники, которая имеет 1 класс и согласно пункту 4 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08 декабря 1998 года №28Ц входит в состав пункта технического обслуживания.

Исходя из изложенного, судами не устанавливались обстоятельства того, являются ли изменения в структурных подразделениях ответчика следствием их приведения в соответствие с приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08 декабря 1998 года №28Ц.

Утверждение судов о том, что настоящий иск предъявлен к ненадлежащему ответчику-работодателю, нельзя признать законным.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовых пенсий при их назначении (здесь и далее в редакции, действующей на момент обращения за назначением пенсии).

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Делая вывод о том, что настоящий иск предъявлен к ненадлежащему ответчику-работодателю, суды не учли, что индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения трудовой (страховой и накопительной) пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет суд. Кроме того, суд выносит такие обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Вышеуказанные требования нормативных актов судом первой и апелляционной инстанций не учтены, доводам истца и представленным доказательствам надлежащая правовая оценка не дана.

Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права при разрешении указанных требований, крайне формальный подход судов к разрешению спора, привел к тому, что заявленный спор не разрешен по существу, заявленные истцом требования не рассмотрены.

Таким образом, судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными, они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, что согласно статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Березниковского городского суда Пермского края от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 июня 2023 года, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи