ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-176/2012 от 18.12.2012 Тунгусско-чунского районного суда (Красноярский край)

Дело №2-176/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

18 декабря 2012 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в с. Ванавара

в составе: председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,

с участием представителя заявителя - помощника прокурора Эвенкийского района Красноярского края Белявской Т.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-176/2012 по заявлению прокуратуры Эвенкийского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации местного самоуправления п. Чемдальск по непроведению обязательного энергетического обследования и обязании Администрации местного самоуправления п. Чемдальск заключить договор на проведение энергетического обследования,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Эвенкийского района Красноярского края обратилась в Тунгусско-Чунский районный суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации местного самоуправления п. Чемдальск по непроведению обязательного энергетического обследования и обязании Администрации местного самоуправления п. Чемдальск заключить договор на проведение энергетического обследования, указав в обоснование требования, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, было установлено, что Администрация п. Чемдальск в установленные Федеральным законом от 23.11.2009 № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сроки не провела обязательное для органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, первое энергетическое обследование, договор с саморегулируемой организацией не заключала. Таким образом, бездействием администрации п. Чемдальск нарушаются права граждан на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В связи с чем, заявитель просил суд:

1. Признать незаконными бездействие администрации местного самоуправления п. Чемдальск по не проведению обязательного энергетического обследования.

2. Обязать администрацию местного самоуправления п. Чемдальск в срок не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор на проведение энергетического обследования.

В ходе рассмотрения гражданского дела 10.12.2012 г. представитель заявителя - помощник прокурора Эвенкийского района Красноярского края Белявская Т.В. ходатайствовала об уточнении заявления и указала, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что оплата коммунальных услуг, в том числе по электроэнергии, теплоэнергии и водоснабжению административного здания Администрации п. Чемдальск (то есть содержание указанного административного здания) является расходным обязательством бюджета поселения.

Требованиями статьи 28 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что принципами бюджетной системы являются результативность и эффективность использования бюджетных средств.

Таким образом, по мнению прокуратуры района, непроведение энергетического обследования (энергоаудита) и, соответственно не получение Администрацией п. Чемдальск достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, о мероприятиях по снижению потребления тепловой и электрической энергии, водоснабжения не выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности влечет за собой дальнейшее увеличение расходов по содержанию административного здания, и, как следствие повышение расходов бюджета муниципального образования.

Обращение прокуратуры района в суд об обязании провести обязательное энергетическое обследование, направлено на защиту экономических интересов муниципального образования по уменьшению расходов бюджета на потребляемые энергоресурсы. В соответствии с требованиями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В связи с чем, прокуратура Эвенкийского района просит суд:

1. Признать незаконными бездействия администрации местного самоуправления п. Чемдальск по не проведению обязательного энергетического обследования.

2. Обязать администрацию местного самоуправления п. Чемдальск в срок не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации и проведению первого энергетического обследования.

Исследовав указанное уточнение заявления, суд пришел к выводу, что заявителем изменено основание заявления, то есть обстоятельства, на которые он ссылался обосновывая свои материальные требования (первоначально заявитель выступал в защиту неопределенного круга лиц, проживающих в сельском поселении п. Чемдальск, в уточнении заявления заявитель указывает, что его обращение в суд направлено в защиту интересов местного самоуправления п. Чемдальск).

Учитывая данное распорядительное действие заявителя, обеспечивая право на защиту со стороны заинтересованного лица, суд определением от 10.12.2012 г. в порядке ч.3 ст. 39, и ч.1 ст. 169 ГПК РФ отложил судебное разбирательство дела на 18.12.2012 г.

В судебном заседании 18.12.2012 г. представитель заявителя помощник прокурора Эвенкийского района Красноярского края Белявская Т.В. доводы заявления прокуратуры района с учетом уточнения от 10.12.2012 г. поддержала в полном объеме, на удовлетворении заявления настаивала.

Уведомленное о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом заинтересованное лицо: Администрация п. Чемдальск в суд не явилась.

Между тем, в материалы дела помощником прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В. представлен ответ на запрос прокуратуры от 17.12.2012 г. № 243 из которого следует, что до 31.12.2012 г. первое энергетическое обследование Администрацией п. Чемдальск проведено не будет, так как перенесено на вторую декаду января 2013 г. Проведен отбор, определена саморегулируемая организация ООО «Сибстройэнергоаудит», г. Красноярск ул. Грунтовая д.17-а, которая будет проводить энергетическое обследовано.

Учитывая, то обстоятельство, что ко дню судебного заседания суд располагал информацией по вопросу организации и проведению энергетического обследования Администрацией п. Чемдальск, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие заинтересованного лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Выслушав в судебном заседании доводы заявителя, исследовав материалы дела и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее –ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как усматривается из материалов гражданского дела прокуратура Эвенкийского района в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, установила, что в нарушение ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Администрация п. Чемдальск, наделенная полномочиями юридического лица, не организовала и не провела обязательное первое энергетическое обследование в установленный в ч.2 ст.16 данного федерального закона срок (в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года).

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее –ФЗ «Об энергосбережении») предметом правового регулирования данного закона являются общественные отношения в сфере энергосбережения и энергетической эффективности.

Требования ст. 4 ФЗ «Об энергосбережении» предусматривают, что правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Согласно ст. 8 ФЗ «Об энергосбережении» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

Согласно ст. 15 ФЗ «Об энергосбережении» основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года", утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008 г., указано, что по смыслу ст. 255 ГПК РФ, граждане вправе оспорить в суде лишь такие решения, действия (бездействие), которые нарушают их права и свободы, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают на гражданина какую-либо обязанность или незаконно привлекают его к ответственности.

Вопрос о том, нарушены ли права, свободы и законные интересы заявителя, подлежит исследованию судом при рассмотрении дела по существу, в процессе которого гражданин, ссылаясь на конкретные обстоятельства, должен доказать, имеют ли место данные нарушения.

Согласно абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Как указано в уточнении к исковому заявлению прокуратуры Эвенкийского района от 10.12.2012 г. № 8-02-2012, обращение прокуратуры района в суд об обязании провести обязательное энергетическое обследование, направлено на защиту муниципального образования п. Чемдальск по уменьшению расходов бюджета на потребляемые энергоресурсы.

Следовательно, у суда нет оснований считать, что отсутствие со стороны Администрации п. Чемдальск организации и непроведение ею обязательного первого энергетического обследования в установленный в ч.2 ст.16 ФЗ «Об энергосбережении» срок нарушает права и свободы гражданина; создает препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод, в том числе в осуществлении местного самоуправления в п. Чемдальск.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральных законов к ведению арбитражных судов.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 29 и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть требования о признании действий (бездействия) государственных органов незаконными, если заявители полагают, что такие действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов установлен ст. 197 АПК РФ, требования к заявлению о признании действий (бездействия) незаконными изложены в ст. 199 АПК РФ.

Поскольку в уточненном заявлении от 10.12.2012 г. заявитель указал, что он действует в интересах местного самоуправления п. Чемдальск, а ФЗ «Об энергосбережении») имеет целью создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, суд считает, что данный спор, в соответствии с установленной п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ подведомственностью, подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, суд считает, что производство по настоящем делу подлежит прекращению, в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.

Руководствуясь абз. 2 ст. 220, ст.ст. 224, 225 ГПК РФ, суд

определил:

Производство по гражданскому делу № 2-176/2012 по заявлению прокуратуры Эвенкийского района о признании незаконным бездействия Администрации местного самоуправления п. Чемдальск по непроведению обязательного энергетического обследования и обязании Администрации местного самоуправления п. Чемдальск в срок не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации и проведению первого энергетического обследования прекратить в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.

Определение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение 15 (пятнадцати) дней со дня его вынесения.

Председательствующий

Судья подпись Е.П. Кирпиченко