ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-176/2021 от 25.01.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 88-473/2022

№ 2-176/2021

в суде первой инстанции

УИД:06RS0002-01-2020-003404-74

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Камышовой Т.В.

судей Климовой В.В., Нурмухаметовой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минсельхоза Ингушетии к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии (гранта) на развитие семейной животноводческой фермы,

по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В., выслушав ФИО1, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии (гранта) на развитие семейной животноводческой фермы. В обоснование иска указано, что в 2018 году ФИО1 предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы в размере 2000000 рублей. Для участия в конкурсе ФИО1 представил в Министерство письменное обязательство главы КФХ на осуществление его деятельности не менее пяти лет после получения гранта.

В ходе камеральной проверки целевого использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета Республики Ингушетия, проведенной Минсельхозом России, выявлено, что ФИО1 нарушено данное обязательство и его крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность 8 октября 2019 года.

Минсельхозом Ингушетии ответчику было направлено требование о возврате полученных им в 2018 году бюджетных средств (гранта) на поддержку начинающих фермеров в срок не позднее 30 календарных дней, с даты получения требования. Однако, в установленный срок денежные средства не были возвращены.

Поскольку несоблюдения получателем гранта условий, установленных при их предоставлении, средства гранта подлежат возврату в республиканский бюджет, истец просил взыскать с ответчика в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия денежные средства, полученные в 2018 году в виде субсидий (гранта), в размере 2000000 рублей.

Решением Малгобекского городского суда от 26 января 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 августа 2021 года решение суда первой инстанции отменено, исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии (гранта), удовлетворены. С ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия взысканы денежные средства, полученные в 2018 году в виде субсидий (гранта), в размере 2000000 рублей.

В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 августа 2021 года, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.

Из материалов дела следует, Минсельхоз Ингушетии и ФИО1 заключили соглашение на предоставление субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства № 044 от 7 августа 2018 года, в соответствии с положением о порядке предоставления субсидий на развитие семейной животноводческой фермы за счет средств, поступивших из бюджета Республики Ингушетия на оказание содействия достижению целевых показателей реализации государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденным постановлением Правительства Республики Ингушетия от 14 апреля 2017 года № 63.

В силу подпунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 пункта 2 Соглашения Министерство перечисляет денежные средства в виде субсидии на лицевой счет получателя, открытый в органах Федерального казначейства в пределах средств, предусмотренных в бюджете Республики Ингушетия на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в рамках государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Республики Ингушетия от 4 июля 2014 года № 126; осуществляет проверку соблюдения условий, целей предоставления субсидии получателем; направляет получателю субсидии письменное мотивированное уведомление с требованием о возврате денежных средств в течение 10 рабочих дней со дня установления факта нарушения условий предоставления субсидии.

В соответствии с подпунктами 2.2.7, 2.2.8, 2.2.10 пункта 2.2. Соглашения получатель субсидии обязался выполнять условия предоставления субсидии, осуществить возврат субсидии в республиканский бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении Министерства, в течение 10 рабочих дней с даты получения письменного уведомления о возврате бюджетных средств или направить в адрес Министерства ответ с мотивированным отказом от возврата субсидии, обеспечивать достижение количественных и (или) качественных характеристик достижения целевых показателей за счет предоставления субсидии, представлять в Министерство отчет о достижении количественных и (или) качественных характеристик достижения целевых показателей.

Представленной заявкой на кассовый расход № 355 от 22 августа 2018 года подтверждено, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия перечислило ИП КФХ ФИО1 на лицевой счет субсидию в размере 2000000 рублей.

В ходе камеральной проверки целевого использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета Республики Ингушетия, проведенной Минсельхозом России, выявлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 прекратило деятельность 8 октября 2019 года, а обязательство об осуществлении его деятельности не менее пяти лет после получения гранта нарушено.

Судом установлено и подтверждено актом от 20 сентября 2019 г. о гибели животных в количестве 80 голов от надулярного дерматита, принадлежащих ответчику ФИО1, что явилось причиной прекращения КФХ.

Минсельхозом Ингушетии ответчику было направлено требование о возврате полученных им в 2018 году бюджетных средств (гранта) на поддержку начинающих фермеров в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения требования, которое не исполнено.

Разрешая спор, учитывая обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их обоснованием не согласился ввиду следующего.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая в том числе путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 4 июля 2014 года № 126 утверждена Государственная программа Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», ответственным исполнителем программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия.

В развитие данной программы постановлением Правительства Республики Ингушетия от 14 апреля 2017 года № 63 утверждено и действовало до 30 апреля 2020 года Положение о порядке предоставления субсидий на поддержку начинающего фермера за счет средств, поступивших из бюджета Республики Ингушетия на содействие достижению целевых показателей реализации государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

В пунктах 2 и 3 Положения предусмотрено, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законом Республики Ингушетия о республиканском бюджете по данному направлению. Главным распорядителем средств по данному направлению является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия. Гранты предоставляются гражданам РФ, зарегистрированным в порядке, предусмотренном для государственной регистрации физических лиц в качестве глав крестьянского (фермерского) хозяйства, и в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1556.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подпункту «О» пункта 11 Положения о порядке предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства за счет средств, поступивших из бюджета Республики Ингушетия на содействие достижению целевых показателей реализации государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 14 апреля 2017 года № 63 и действующего на момент предоставления гранта, для участия в конкурсе заявители представляют в Министерство письменное обязательство главы КФХ на осуществление его деятельности не менее пяти лет после получения гранта.

В связи с изложенным, учитывая, что ФИО1 нарушено данное им письменное обязательство по осуществлению деятельности не менее пяти лет после получения гранта на создание КФХ, судебная коллегия пришла к выводу, что денежные средства, полученные ФИО1 в 2018 году в виде субсидий (гранта), в размере 2000000 рублей, подлежат возврату, в связи с чем, исковые требования Минсельхоза Ингушетии, подлежат удовлетворению.

Изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, данным доводам в апелляционном определении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, по сути, выражают несогласие с выводами суда, сделанными с учетом установленных обстоятельств спора, и направлены на их переоценку, что не является основанием для отмены судебного постановления.

При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения оспариваемого судебного акта, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 августа 2021 года, оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Камышова Т.В.

Судьи Климова В.В.

Нурмухаметова Р.Р.