Председательствующий: Блохин О.В. Дело № 33-4426/2022
№ 2-176/2022
55RS0011-01-2022-000256-88
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 августа 2022 г. г. Омск
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Кирилюк З.Л., Мезенцевой О.П.
при секретаре Овчинниковой Е.О.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Деминой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Горьковского муниципального района Омской области на решение Горьковского районного суда Омской области от 20.04.2022 г.
по гражданскому делу № 2-176/2022 по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Серебрянская СОШ» и администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне,
которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Серебрянская СОШ» и администрации Горьковского муниципального района Омской области удовлетворить.
Обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области и МБОУ «Серебрянская СОШ» провести работу по снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационное укрытие инв. № <...>, расположенного по адресу: <...>»,
заслушав доклад судьи Мезенцевой О.П., судебная коллегия областного суда
Установила:
Прокурор Горьковского района Омской области, действуя в интересах неопределенного округа лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Серебрянская СОШ» и администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности на учреждение по устранению нарушений законодательства о чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне, ссылаясь на то, что прокуратурой района в ходе проверки соблюдения законодательства о чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне в деятельности администрации Горьковского муниципального района Омской области были выявлены факты его нарушения.
Просит обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области и МБОУ «Серебрянская СОШ» провести работу по снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны противорадиационное укрытие инв. № <...>, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с требованиями п.п.2.5-2.12 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Представитель ответчика МБОУ «Серебрянская СОШ» и представитель ответчика администрации Горьковского муниципального района Омской области в судебном заседании участие не принимали, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.
Представители третьих лиц: Комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области, ТО НД Горьковского и Нижнеомского районов УНД ГУ МЧС РФ по Омской области в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Горьковского муниципального района Омской области просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в противоречие с выводом суда распоряжением главы Горьковского муниципального района № <...> от <...> создана комиссия по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны и для снятия с учета ЗС ГО необходимы доказательства, подтверждающие невозможность восстановления, экономическую нецелесообразность, утраты защитных свойств ЗС ГО. Для установления данных обстоятельств следует провести обследование ЗС ГО с целью фактического технического состояния, в том числе защищенности сооружения в целом или его отдельных элементов и технических систем, а также оценки возможной утраты защитных свойств, ограждающих и несущих строительных конструкций, и определения целесообразности их восстановления или перевода убежища в другой тип. Полагает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Администрация обязана провести работу по снятию с учета защитного укрытия ввиду экономической нецелесообразности и возложение такой обязанности противоречит задачам Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор района указал, что вопреки доводам ответчика в судебном заседании исследованы письменные доказательства, подтверждающие намерение администрации осуществить мероприятия по снятию защитных сооружений гражданской обороны с учета Главного управления МЧС России по Омской области: информация Главного управления МЧС России по Омской области о выявленных недостатках, ответ Администрации Горьковского муниципального района на представление от <...>, <...>.
25.07.2022 г. в суд апелляционной инстанции поступило письменное заявление Главы администрации Горьковского муниципального района Омской области Болтрик М.Ю. об отказе от апелляционной жалобы.
В судебном заседании прокурор Сосковец И.В. не возражала против принятия отказа от жалобы и прекращения апелляционного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) отказ от апелляционной жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции (ч. 2).
Как установлено частью 3 указанной нормы о принятии отказа от апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующей апелляционной жалобе.
В пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что лицо, подавшее апелляционную жалобу, а также прокурор, принесший апелляционное представление, вправе отказаться как в целом, так и в части от апелляционных жалобы, представления в любое время до вынесения судом апелляционной инстанции апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления должно быть подано в суд апелляционной инстанции в письменной форме (статья 326 ГПК РФ). Вопрос о принятии отказа от апелляционных жалобы, представления решается судом апелляционной инстанции в судебном заседании, назначенном для рассмотрения апелляционных жалобы, представления, в котором необходимо проверить полномочия лица на отказ от апелляционных жалобы, представления.
Поскольку отказ от апелляционной жалобы представителем ответчика заявлен в письменной форме до вынесения судом апелляционного определения, отказ от жалобы носит добровольный и осознанный характер, судебная коллегия приходит к выводу о возможности принятия отказа от апелляционной жалобы и прекращения апелляционного производства.
Коллегия удостоверилась о наличии у представителя ответчика, подписавшего заявление об отказе от апелляционной жалобы, полномочий на совершение названного процессуального действия. Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц Глава администрации Горьковского муниципального района Омской области Болтрик М.Ю. имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает следующее.В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановлением от 29.11.1999 г. № 1309 утвердило Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ), согласно пункту 14 которого МЧС России, в том числе организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в соответствии с пунктом 2.5 которых, защитные сооружения гражданской обороны снимаются с учета в следующих случаях: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Из содержания пунктов 2.6 и 2.8 Правил № 583 следует, что в целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны (изменения типа защитных сооружений гражданской обороны) решением соответствующего должностного лица создается комиссия, которая рассматривает документацию планируемого к снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны (изменению типа), оценивает готовность защитных сооружений гражданской обороны к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны или акт об изменении типа защитных сооружений гражданской обороны, или принимает решение об отказе в снятии с учета данных защитных сооружений гражданской обороны (изменении типа данного защитных сооружений гражданской обороны).
До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России (пункт 2.10).
Согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества); для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО; для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации (пункт 2.11).
Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за снятием с учета ЗС ГО, а территориальные органы МЧС России ведут журналы снятых с учета ЗС ГО в соответствии с приложением № <...>. Территориальные органы Росимущества обеспечивают внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в реестры собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (пункты 2.13 и 2.14).
Материалами дела установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <...> находится в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации при этом с учета, как защитное сооружение гражданской обороны объект не снят, своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратил.
Приказом МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, согласно пункту 16.4 которого организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия, в том числе по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны.
<...> Главой администрации Горьковского муниципального района в адрес директора МБОУ «Серебрянская СОШ» направлено предложение о начале работы по снятию объекта с учета в соответствии с «Методическими рекомендациями по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны», утвержденными МЧС России от 24.02.2022 г. № 2-4-71-5-11 и приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
Принимая во внимания, что порядок учета (снятия с учета) защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) был определен органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <...>, предполагал соблюдение установленного порядка.
Решение Горьковского районного суда Омской области от 20.04.2022 г. о возложении на администрацию Горьковского муниципального района Омской области и МБОУ «Серебрянская СОШ» обязанности провести работу по снятию с учета указанного объекта, на соблюдение установленного порядка не указывает, об устранении нарушений в области законодательства о гражданской обороне не свидетельствует, в связи с чем основанием для снятие с учета объекта гражданской обороны - противорадиационного укрытия не является.
Руководствуясь ст. 326 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
принять отказ главы Горьковского муниципального района Омской области от апелляционной жалобы на решение Горьковского районного суда Омской области от 20.04.2022 г.
по гражданскому делу № 2-176/2022 по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Серебрянская СОШ» и администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне.
Производство по апелляционной жалобе прекратить.
Председательствующий подпись
Судьи подпись подпись
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>