I инстанция – Архипова В.В.
II инстанция – Веремьева И.Ю., Лепина Л.Л., Воронина М.В. (докладчик)
Дело №88-17129/2021
№ 2-1792/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Москва 27 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
судей Анненковой К.К., Шамрай М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы к ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1», департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности приобрести медицинское оборудование и обязанности обеспечить финансирование мероприятий по приобретению недостающего медицинского оборудования,
по кассационной жалобе представителя ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 24 февраля 2021 года,
заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Кисловой Е.А., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Филатовой Е.Г., поддержавшей возражения прокурора г.Костромы на кассационную жалобу и просившей судебные постановления оставить без изменения,
установила:
прокурор г. Костромы обратился в суд с исковым заявлением к ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1», департаменту здравоохранения Костромской области, указав, что прокуратурой г.Костромы проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения в деятельности ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1», в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства в стационарах и поликлинических отделениях больницы отсутствует медицинское оборудование, предусмотренное Порядком оказания медицинской помощи для соответствующего отделения.
В этой связи, уточнив требования, прокурор г. Костромы просил суд:
обязать ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» в течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств приобрести в оториноларингологическое отделение - аудиометр клинический, аппарат лазерный для резекции и коагуляции оториноларингологический, микроскоп оториноларингологический операционный; в урологическое отделение - набор телескопических дилятирующих бужей, автоматическое устройство для биопсии предстательной железы; в пульмонологическое отделение - скрининговую систему для диагностики нарушения дыхания во время сна в количестве 3 шт.; в ПСЦ кардиологического отделения - временный электрокардиостимулятор в количестве 1 штуки, передвижной рентгеновский аппарат, аппарат холтеровского мониторирования сердечного ритма в количестве 3 шт.; в палату интенсивной терапии неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичное сосудистое отделение) - одеяло для наружного охлаждения в количестве 1 штуки, эндоскопическую стойку с возможностью оценки нарушений глотания; в неврологическое отделение для больных с острыми нарушениям мозгового кровообращения (первичное сосудистое отделение) - тредбан в количестве 2 шт.; в детские поликлинические отделения - дефибриллятор внешний в количестве 4 шт.;
а также обязать департамент здравоохранения Костромской области в течение месяца с момента вступления судебного решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечению недостающего медицинского оборудования ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1».
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен департамент финансов Костромской области.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 16 ноября 2020 года исковые требования прокурора г. Костромы удовлетворены частично.
На ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, приобрести в оториноларингологическое отделение - аудиометр клинический, аппарат лазерный для резекции и коагуляции оториноларингологический, микроскоп оториноларингологический операционный; в урологическое отделение - набор телескопических дилятирующих бужей, автоматическое устройство для биопсии предстательной железы; в пульмонологическое отделение - скрининговую систему для диагностики нарушения дыхания во время сна в количестве 3 штук; в ПСЦ кардиологического отделения - временный электрокардиостимулятор в количестве 1 штуки, передвижной рентгеновский аппарат, аппарат холтеровского мониторирования сердечного ритма в количестве 3 штук, в палату интенсивной терапии неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичного сосудистого отделения) - одеяло для наружного охлаждения в количестве 1 штуки, эндоскопическую стойку с возможностью оценки нарушений глотания, в неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичное сосудистое отделение) - тредбан 2 штуки, в детские поликлинические отделения - дефибриллятор внешний 4 штуки.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Костромы к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечению недостающего медицинского оборудования отказано.
С ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Кострома взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 24 февраля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с судебными постановлениями, просит о их отмене и вынесении нового судебного постановления о полном удовлетворении требований прокурора, а именно, в том числе, в части возложения обязанности на департамент здравоохранения Костромской области в течение месяца с момента вступления судебного решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечению недостающего медицинского оборудования ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1».
От прокурора г.Костромы поступили возражения на данную кассационную жалобу с просьбой оставить судебные постановления без изменения, кассационную жалобу больницы – без удовлетворения.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему:
Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой г. Костромы была проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения в деятельности ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1», в ходе которой выявлено, что в нарушение Порядков оказания медицинской помощи по различным профилям в медицинском учреждении отсутствует необходимое медицинское оборудование, в частности, в оториноларингологическом отделении - аудиометр клинический, аппарат лазерный для резекции и коагуляции оториноларингологический, микроскоп оториноларингологический операционный; в урологическом отделении - набор телескопических дилятирующих бужей, автоматическое устройство для биопсии предстательной железы; в пульмонологическом отделении - скрининговая система для диагностики нарушения дыхания во время сна; в ПСЦ кардиологического отделения - временный электрокардиостимулятор, передвижной рентгеновский аппарат, аппарат холтеровского мониторирования сердечного ритма; в палате интенсивной терапии неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичное сосудистое отделение) - одеяло для наружного охлаждения, эндоскопическая стойка с возможностью оценки нарушений глотания; в неврологическом отделении для больных с острыми нарушениям мозгового кровообращения (первичное сосудистое отделение) - тредбан; в детских поликлинических отделениях - дефибриллятор внешний, что послужило основанием обращения с настоящим иском в суд.
Разрешая возникший спор, суд, проанализировав положения Конституции Российской Федерации, ФЗ от 21 ноября 2011 года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Стандарты оснащения отделений, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» обязанности по приобретению недостающего медицинского оборудования.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора к департаменту здравоохранения Костромской области, суд первой инстанции исходил из того, что требования истца не основаны на деликтных обязательствах данного ответчика, по которым он мог бы нести субсидиарную ответственность с больницей.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы представителя больницы сводятся к тому, что у учреждения отсутствует законная и финансовая возможность для приобретения недостающего медицинского оборудования, в связи с чем на департаменте здравоохранения, как на собственнике учреждения, лежит обязанность по финансированию мероприятий по приобретению недостающего медицинского оборудования.
Указанные доводы заслуживают внимания.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1. часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из Устава ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» следует, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренного законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения (п. 1.1).
Собственником учреждения является Костромская область, а функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет департамент здравоохранения Костромской области (п. 1.4,1.5).
В силу пунктов 1.8-1.10 Устава учреждение является юридическим лицом, бюджетным учреждением, имеет самостоятельный баланс, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником его имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (пункт 1.10).
При этом согласно пункту 4.3 Устава источниками формирования имущества, в том числе финансовых средств, помимо имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, являются; имущество, приобретенное за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности, субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции, средства, полученные в виде безвозмездных поступлений и добровольных пожертвований, средства, поступающие в счет оплаты медицинских услуг по договорам добровольного и медицинского страхования за счет средств ОМС через страховые медицинские организации, средства федеральных, областных и региональных целевых программ, иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оставляя без изменения решения суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у больницы имеется и законная и финансовая возможность для приобретения недостающего медицинского оборудования не только за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, но и других средств, в связи с чем признал обоснованным вывод суда о том, что обязанность по приобретению оборудования должна быть возложена на ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» и об отказе в удовлетворении исковых требований к департаменту здравоохранения Костромской области.
Однако, с таким выводом судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции согласится не может.
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно Положению о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденному постановлением Губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546, департамент здравоохранения Костромской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области, к его полномочиям, в силу пункта 11, в сфере охраны здоровья граждан относится медицинская деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти).
При этом департамент здравоохранения Костромской области осуществление полномочия учредителя в отношении областных государственных медицинских организаций (далее - подведомственные организации) (пункт 38), а также осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций (пункт 59).
В силу 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях" в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (часть 1).
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (часть 2).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (часть 6).
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Из представленного в материалы дела департаментом здравоохранения Костромской области расчета следует, что стоимость приобретения спорного медицинского оборудования составляет 61 912 000 руб.
Однако, указанные выше нормы закона не были учтены судами при разрешении спора, конкретные обстоятельства дела, а именно, достаточности лимита выделенных бюджетных средств для выполнения больницей возложенных на нее обязанностей не были предметом исследования и оценки судов.
Также судами не учтено, что исковые требования прокурора, заявленные к департаменту здравоохранения Костромской области, не связаны с возложением на него субсидиарной ответственности по обязательствам больницы, а направлены на выполнение ответчиком самостоятельной обязанности, предусмотренной законом и учредительными документами, по реализации исполнительным органом государственной власти субъекта государственной функции в сфере охраны здоровья населения, в том числе путем финансирования медицинской деятельности медицинской организации как главного распорядителя средств областного бюджета.
В связи с этим применение к возникшим правоотношениям положений абзаца 2 пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения, является неправомерным.
Учитывая, что допущенные судом первой инстанции нарушения материального и процессуального закона не устранены судом апелляционной инстанции, данные нарушения являются существенными, апелляционное определение подлежит отмене в части разрешения исковых требований прокурора г.Костромы к департаменту здравоохранения Костромской области с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, с учетом соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу представителя ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» ФИО1 удовлетворить частично.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 24 февраля 2021 года отменить в части разрешения исковых требований прокурора г. Костромы к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по приобретению недостающего медицинского оборудования, дело в этой части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Костромской областной суд.
В остальной части решение Свердловского районного суда г.Костромы от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 24 февраля 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи