ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-521/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 18 января 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1823/2021 (УИД 42RS0009-01-2021-002444-50) по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения,
по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения ФИО1, ее представителя по письменному ходатайству ФИО2, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ПАО «Кокс» по доверенности ФИО3, полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту – ГУ – УПФ РФ в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 12 января 2021 г. № 154951/20, обязании включить в специальный стаж работы по Списку № 2 от 1991 г. период работы с 1 января 1992 г. по 21 марта 1996 г. (4 года 2 месяца 21 день) в качестве контролера качества продукции и технологического процесса (занятого на горячих участках работы) отдела технического контроля коксохимического производства, занятого полный рабочий день на горячих участках работ; назначить досрочную пенсию по старости согласно Списку № 2 от 1956 г., Списку № 2 от 1991 г., пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты первичного обращения -13 октября 2020 г.
Определением судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 6 апреля 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Кокс» (далее по тексту – ПАО «Кокс»).
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 17 мая 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признано незаконным решение ГУ – УПФ РФ в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) от 12 января 2021 г. № 154951/20 в части. На ГУ – УПФ РФ в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы ФИО1: с 1 января 1992 г. по 21 марта 1996 г. (4 года 2 месяца 21 день) контролером качества продукции и технологического процесса (занятого на горячих участках работы) отдела технического контроля коксохимического производства, назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 октября 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 августа 2021 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 17 мая 2021 г. отменено. В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
ФИО1 обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 августа 2021 г. отменить, оставить в силе решение Центрального районного суда г. Кемерово от 17 мая 2021 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы ФИО1 указано, что судом апелляционной инстанции необоснованно проигнорирован ответ ПАО «Кокс» на запрос суда, согласно которому деятельность общества в спорный период была связана с производством черных металлов. Не учтены сведения о том, что согласно ЕТКС (выпуск 7), параграф № 17, характеристика работ контролера в производстве черных металлов 4 разряда определена следующим образом: «поточный контроль отдельных технологических операций производства и отделки черных металлов и труб. Контроль качества угля, шихты, кокса и химических продуктов», что подтверждает факт того, что должность контролера качества продукции и технологического процесса, в которой она состояла в период с 1 января 1992 г. по 21 марта 1996 г., соответствует Списку № 2, Раздел IV, подраздел а, код 2050000а-12942, и доказывает факт ее работы в должности контролера в производстве черных металлов в спорный период. Суд первой инстанции правильно оценил обстоятельства дела, правомерно учел, что она осуществляла трудовую деятельность в Кемеровском коксохимзаводе с 1 апреля 1988 г., в том числе и в спорный период, выполняла ту же трудовую функцию и на тех же условиях. что и в течение периода зачтенного пенсионным фондом (с 1 апреля 1988 г. по 31 декабря 1991 г.). Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
ГУ - УПФ РФ в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно записям, содержащимся в трудовой книжке, ФИО4 1 апреля 1988 г. принята в Кемеровский коксохимзавод в отдел технического контроля контролером, занятым на горячих участках работ 3 разряда, 28 ноября 1989 г. уволена по статье 31 КЗоТ РСФСР (собственное желание), далее имеется запись: «Запись за № 2 считать ошибочной, осталась работать», 1 декабря 1990 г. переведена в ОТК контролером, занятым на горячих участках работ по 4 разряду, Кемеровский коксохимический завод преобразован в акционерное общество открытого типа «Кокс», 21 марта 1996 г. уволена по статье 31 КЗоТ РСФСР (собственное желание).
13 октября 2020 г. ФИО1 обратилась в Клиентскую службу (на правах отдела) в Кировском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ – УПФ РФ в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 12 января 2021 г. № 154951/20 ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи отсутствием стажа на соответствующих видах работ (в наличии - 3 года 9 месяцев 1 день, при требуемом - 5 лет).
Пенсионным фондом в стаж на соответствующих видах работ засчитан период работы ФИО1 с 1 апреля 1988 г. по 31 декабря 1991 г. (3 года 9 месяцев 1 день) контролером (занятым на горячих участках работы) отдела технического контроля коксохимического производства, занятым полный рабочий день на горячих участках работ, по Списку № 2 от 22 августа 1956 г. № 1173 и не засчитан период работы ФИО1 с 1 января 1992 г. по 21 марта 1996 г. контролером качества продукции и технологического процесса (занятым на горячих участках работы) отдела технического контроля коксохимического производства, занятым полный рабочий день на горячих участках работ, так как из представленных документов не усматривается занятость контролера в производстве черных металлов, что предусмотрено Списком № 2 от 26 января 1991 г.
ФИО1, не согласившись с решением пенсионного фонда, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8,14, 30 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Списком № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г., пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, статьей 39 КЗоТ РСФСР, статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе справку от 13 октября 2020 г. № 90/01.35, согласно которой ФИО1 действительно работала в Кемеровском коксохимическом заводе, преобразованном 30 июля 1993 г. в акционерное общество открытого типа «Кокс» (АООТ «Кокс»), на основании решения Администрации г. Кемерово от 30 июля 1993 г. № 196, с 24 апреля 1996 г. в открытое акционерное общество «Кокс» (ОАО «Кокс»), на основании Федерального закона «Об акционерных обществах» и устава акционерного общества «Кок», зарегистрированного в новой редакции Управлением государственной регистрации и лицензирования Администрации г. Кемерово от 4 июня 1996 г. № 489, с 23 июня 2016 г. в публичное акционерное общество «Кокс» (ПАО «Кокс) на основании Федерального закона «Об акционерных обществах» и Устава публичного акционерного общества «Кокс»: 1) с 1 апреля 1988 г. по 30 ноября 1990 г. контролером (занятым на горячих участках работы) отдела технического контроля коксохимического производства, занятым полный рабочий день на горячих участках работ (распоряжение от 31 марта 1988 г. № 133). Список № 2, раздел IV, подраздел а, код 2050000а-12942; 2) с 1 декабря 1990 г. по 21 марта 1996 г. контролером качества продукции и технологического процесса (занятым на горячих участках работы) отдела технического контроля коксохимического производства, занятым полный рабочий день на горячих участках работ (распоряжение от 30 ноября 1990 г. № 22), Список № 2, раздел IV, подраздел а, код 2050000а-12942, уволена 21 марта 1996 г. по собственному желанию, статья 31 КЗОТ РСФСР (распоряжение от 21 марта 1996 г. № 55); приложение к штатному расписанию на 1 марта 1988 г., согласно которому в ОТК введена должность контролера по качеству продукции и технологического процесса занятого на горячих участках работы, предусмотрен дополнительный отпуск 12 дней, и установив, что работа истца в АООТ «Кокс» в периоды, зачтенные пенсионным фондом в добровольном порядке и в спорном периоде, является работой истца в одном и том же предприятии, в одной и той же должности, изменения функций, направлений деятельности, характера работы истца, места исполнения трудовой функции не имелось, пришел к выводу о соответствии работы истца в спорные периоды работам, дающим право на льготную пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и наличии оснований для удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы ФИО1 с 1 января 1992 г. по 21 марта 1996 г. (4 года 2 месяца 21 день) контролером качества продукции и технологического процесса (занятый на горячих участках работы) отдела технического контроля коксохимического производства.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь аналогичными нормами материального права, исходил из того, что с 1 января 1992 г. право на включение в стаж работы дающей право на пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по коду 2030000а-12942 раздела IV «Коксовое, пекококсовое, термоантрацитовое и коксохимическое производство» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, имеют право контролеры в производстве черных металлов, в отсутствие в материалах дела доказательств подтверждающих осуществление ПАО «Кокс» деятельности по производству черных металлов, и соответствия наименования занимаемой ФИО1 должности наименованию должности, предусмотренной Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, оснований для удовлетворения исковых требований и включения периода работы ФИО1 с 1 января 1992 г. по 21 марта 1996 г. контролером качества продукции и технологического процесса (занятого на горячих участках работы) отдела технического контроля коксохимического производства в стаж работы дающей право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 октября 2020 г. не имелось. В связи с чем, также отсутствовали основания для признания решения пенсионного фонда от 12 января 2021 г. № 154951/20 незаконным и обязания назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 октября 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости подтверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 названного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Список № 2 от 1991 г.); Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (далее по тексту - Список № 2 от 1956 г.) - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком № 2 от 1956 г. в разделе V «Коксовое, пекококсовое, термоантрацитовое и коксохимическое производства. Углеподготовительные цеха и отделения», подраздел а) Рабочие были предусмотрены контролеры и старшие контролеры ОТК, занятые на горячих участках работ и на работах с вредными химическими веществами.
Разделом IV «Коксовое, пекококсовое, термоантрацитовое и коксохимическое производства. Углеподготовка» Списка № 2 от 1991 г. предусмотрены контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ и на работах с вредными условиями труда (код позиции 2050000а-12942).
Таким образом, как верно указано судом апелляционной инстанции с 1 января 1992 г. право на включение в стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по коду позиции 2030000а-12942 раздела IV «Коксовое, пекококсовое, термоантрацитовое и коксохимическое производство» Списка № 2 от 1991 г. № 10 имеют право контролеры в производстве черных металлов.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно которому подтверждению подлежат периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3 Порядка).
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 Порядка).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Судом апелляционной инстанции, согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, содержащейся в пенсионном деле, ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 7 апреля 2009 г., таким образом, спорные периоды имели место до регистрации ФИО1 в качестве застрахованного лица.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Установив по результатам оценки имеющихся в материалах дела доказательств, что в силу прямого указания закона должность контролера качества продукции и технологического процесса, занятого на горячих участках работы Списком № 2 от 1991 г. не предусмотрена, доказательств занятости истца в спорные периоды в производстве черных металлов в материалах дела не имеется, из имеющихся в материалах дела не следует, что видом деятельности ПАО «Кокс» наряду с производством кокса, является также деятельность по производству черных металлов, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения истцу спорного периода в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
При указанных обстоятельствах справка работодателя о льготном характере труда истца обоснованно не принята судом апелляционной инстанции в качестве допустимого доказательства подтверждения характера работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что судом апелляционной инстанции необоснованно проигнорирован ответ на запрос от ПАО «Кокс», согласно которому деятельность общества в спорный период была связана с производством черных металлов, а также не учтены сведения о том, что согласно ЕТКС (выпуск 7), параграф № 17, характеристика работ контролера в производстве черных металлов 4 разряда определена следующим образом: «поточный контроль отдельных технологических операций производства и отделки черных металлов и труб. Контроль качества угля, шихты, кокса и химических продуктов», что подтверждает факт того, что должность контролера качества продукции и технологического процесса, в которой она состояла в период с 1 января 1992 г. по 21 марта 1996 г., соответствует Списку № 2, Раздел IV, подраздел а, код 2050000а-12942, и доказывает факт ее работы в должности контролера в производстве черных металлов в спорный период, подлежат отклонению как документально не подтвержденные.
В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ФИО1 не представлены в материалы дела доказательства, которые бы опровергали выводы суда апелляционной инстанции о том, что ПАО «Кокс» деятельность по производству черных металлов не осуществляло, сведения, изложенные ПАО «Кокс» в ответе от 13 августа 2021 г. на запрос суда от 3 августа 2021 г. документально не подтверждены, носят общий характер, без их конкретизации применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Ссылка в кассационной жалобе на неприменение судом апелляционной инстанции ЕТКС (выпуск 7), параграф № 17, основана на неверном толковании норм материального права, поскольку характер работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение подтверждается первичными документами, а не нормативно-правовыми документами.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции правильно оценил обстоятельства дела, правомерно учел, что истец осуществляла трудовую деятельность в Кемеровском коксохимзаводе с 1 апреля 1988 г., в том числе и в спорный период, выполняла ту же трудовую функцию и на тех же условиях. что и в течение периода зачтенного пенсионным фондом (с 1 апреля 1988 г. по 31 декабря 1991 г.), работа истца в периоды, зачтенные в добровольном порядке и в спорном периоде, является работой в одном и том же предприятии, в одной и той же должности, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
В силу вышеприведенных норм материального права устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Необходимым условием для досрочного назначения страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является документальное подтверждение занятости на работах в соответствующих должностях, поименованных Списком.
Занимаемая истцом должность с 1 апреля 1988 г. по 31 декабря 1991 г. прямо предусмотрена Списком № 2 от 1956 г., 1 января 1992 г. введен Список № 2, в котором в разделе IV «Коксовое, пекококсовое, термоантрацитовое и коксохимическое производства. Углеподготовка» Списка № 2 от 1991 г. предусмотрены контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ и на работах с вредными условиями труда (код позиции 2050000а-12942), наименование замещаемой истцом должности не соответствует буквальному наименованию должности, указанной в Списке № 2, доказательств переименования должности истца в соответствии со Списком № 2 от 1991 г., в материалах дела не имеется.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба ФИО1 не содержит.
Ссылка представителя ПАО «Кокс» в судебном заседании на Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» несостоятельна, поскольку тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, устанавливается только в случае неправильного наименования работодателем должности. Между тем должность «контролеры и старшие контролеры ОТК, занятые на горячих участках работ и на работах с вредными химическими веществами» и должность «контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ и на работах с вредными условиями труда» являются различными должностями, связанными с разными производствами, в связи с чем не могут быть отождествлены друг с другом. Указанные должности не являются ошибочными наименованиями должности, в противном случае Правительством Российской Федерации была бы установлена тождественность указанных должностей в установленном порядке.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что по существу доводы кассационной жалобы ФИО1 выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, а также к выражению несогласия с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не приведено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ФИО1 не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
С.Б. Латушкина