ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1836/2021 от 30.08.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-15854/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 30 августа 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Новожиловой И.А., Кожевниковой Л.П.

с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1836/2021, УИД: 54RS0009-01-2021-001999-18 по иску Терехова Игоря Николаевича к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В., заслушав пояснения представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» Кочекова А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г., полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Терехов И.Н. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области (далее по тексту также ГБУЗ НСО) «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер», о признании незаконным его увольнение по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, произведенное на основании приказа ГБУЗ НСО «Новосибирский областной онкологический диспансер» от 18 июня 2021 г. , восстановлении на работе в должности врача-радиолога радиоизотопной лаборатории рентгеновского отделения лучевой диагностики, взыскании компенсации морального вреда в сумме 500000 руб., среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 217105,02 руб., возмещении судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что Терехов И.Н. с 8 февраля 2016 г. состоял в трудовых отношениях с ГБУЗ НСО «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер», в должности врача-радиолога радиоизотопной лаборатории рентгеновского отделения отдела лучевой диагностики.

Уведомлением от 12 апреля 2021 г. ответчик довел до истца информацию об инициировании в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации процедуры изменения определенных сторонами условий трудового договора, в редакции дополнительного соглашения к трудовому договору от 8 февраля 2016 г., о внесении изменений в раздел IV «Оплата труда», в соответствии с которым заработная плата истца уменьшилась.

Данным соглашением предлагалось внести в трудовой договор ряд изменений: 3-х сменный режим работы, новые нормы труда в смену, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом три месяца, должностной оклад (ставка заработной платы) в размере 21700 руб. в месяц, изменение критериев повышающих и понижающих коэффициентов для стимулирующих выплат, и уменьшение размера компенсационной выплаты за работу, во вредных условиях труда с 20% до 9%.

С предложенным соглашением истец не согласился.

Приказом от 18 июня 2021г. трудовой договор с истцом расторгнут на основании пункта 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.

Истец считает, что ответчик незаконно произвел его увольнение, поскольку изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя возможно только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, которые на момент прекращения трудовых отношений отсутствовали.

Решением Советского районного суда г. Новосибирска от 18 ноября 2021 г. Терехову Игорю Николаевичу в иске к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, - отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г. постановлено:

«решение Советского районного суда г. Новосибирска от 18 ноября 2021 г. по доводам апелляционной жалобы отменить, постановить новое решение.

Признать приказ ГБУЗ Новосибирской области «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» от 18 июня 2021г. , об увольнении врача-радиолога радиоизотопной лаборатории рентгеновского отделения отдела лучевой диагностики Терехова И.Н. по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных условий трудового договора, незаконным.

Восстановить Терехова И.Н. с 18 июня 2021 г. в должности врача- радиолога радиоизотопной лаборатории рентгеновского отделения отдела лучевой диагностики ГБУЗ Новосибирской области «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер».

Взыскать с ГБУЗ Новосибирской области «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» в пользу Терехова И.Н. средний заработок за время вынужденного прогула за период, с 19 июня 2021 г. по 5 апреля 2022 г. за вычетом подлежащих уплате обязательных платежей в размере 491605,62 руб., компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

Взыскать с ГБУЗ Новосибирской области «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8416 руб.

Апелляционную жалобу Терехова И.Н. - удовлетворить частично».

В кассационной жалобе и.о главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» Захаров В.Н. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г., как незаконное и необоснованно, оставить в силе решение Советского районного суда г. Новосибирска от 18 ноября 2021 г.

Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Новосибирской области принесены письменные возражения.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» Кочекова А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г., полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По настоящему делу такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что с 8 февраля 2016 г. по 18 июня 2021 г. Терехов И.Н., в соответствии с трудовым договором от 8 февраля 2016 г. состоял в трудовых отношениях с ГБУЗ НСО «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» в должности врача-радиолога радиоизотопной лаборатории рентгеновского отделения отдела лучевой диагностики.

Приказом Главного врача ГБУЗ НСО «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» от 18 июня 2021 г. Терехов И.Н. уволен, в связи с расторжением трудового договора на основании пункта 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных условий трудового договора).

Также установлено, что 30 марта 2021 г. работодателем проведена специальная оценка условий труда истца, с отчетом которой истец был ознакомлен 9 апреля 2021 г.

Уведомлением от 12 апреля 2021 г. работодатель предложил истцу внести изменения в условия ранее заключенного трудового договора, а именно: установить пятидневную рабочую неделю с двумя выходными (суббота, воскресенье) со сменным режимом работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом три месяца, нормы труда в смену, размер должностного оклада - 21700 руб., компенсационную выплату по классу условий труда -3.4, в размере 9% к должностному окладу.

17 июня 2021г. Терехов И.Н. уведомил работодателя в письменной форме, о несогласии с предложенными изменениями трудового договора лишь в части снижения компенсационной выплаты за работу во вредных условиях труда с 20% до 9% должностного оклада, настаивая на сохранении прежнего размера компенсационной выплаты - 20%.

Поскольку по мнению ответчика условия ранее заключенного сторонами трудового договора не могут быть сохранены, а от предложенных изменений условий трудового договора работник отказался, ответчик счел возможным Терехова И.И. уволить на основании пункта 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, о доказанности наличия у работодателя оснований, для изменения условий ранее заключенного сторонами трудового договора, обусловленных изменениями условий труда истца, с чем не согласилась апелляционная инстанция.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанции не может согласиться, исходя из следующего.

Статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В отступление от общего правила об изменении определенных сторонами условий трудового договора только по соглашению сторон частью 1 статьи 74 данного кодекса предусмотрена возможность одностороннего изменения таких условий работодателем.

В силу части 1 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

Частью 2 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 названного кодекса (части 3 и 4 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», разрешая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по пункту 7 части 1 статьи 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (статья 74 Трудового кодекса Российской Федерации), необходимо учитывать, что исходя из статьи 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по пункту 7 части 1 статьи 77 Кодекса или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным.

Из приведенных нормативных положений Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатели в целях осуществления эффективной экономической деятельности, рационального управления имуществом и управления трудовой деятельностью вправе принимать локальные нормативные акты, в том числе в части, касающейся изменения системы оплаты труда. Нормы таких локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, иначе они не подлежат применению, и отношения сторон трудового договора в этом случае регулируются трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями.

Работодатель также имеет право по своей инициативе изменять определенные сторонами условия трудового договора (за исключением изменения трудовой функции работника) в случае изменения организационных и технологических условий труда и невозможности в связи с этим сохранения прежних условий трудового договора. Вводимые работодателем изменения не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями, а при их отсутствии - по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

В силу части 5 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г., протокол ) (далее – Единые рекомендации), определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе, в том числе, принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.

Пунктом 6 Единых рекомендаций предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7 указанных Единых рекомендаций установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются в том числе, с учетом:

а) обеспечения в 2019 году уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году при реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;

в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);

г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда.

В соответствии с подпунктами «б» и «ж» пункта 37 Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать, что в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников.

Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В силу п.п. 2-5, 13, 20-22 Положения о системе оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников государственных учреждений Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26 июня 2018 г. № 272-п (далее по тексту также Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений Новосибирской области), системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются по отраслям или по подведомственности учреждений в целях наиболее полного учета отраслевых факторов сложности труда и отраслевых особенностей условий труда при оплате труда работника. Система оплаты труда включает размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок), перечень, размеры и условия осуществления компенсационных и стимулирующих выплат работникам. Система оплаты труда работников учреждений соответствующей отрасли устанавливается в отраслевом тарифном соглашении, являющемся приложением к региональному отраслевому соглашению, заключаемому между отраслевыми профсоюзами, соответствующими объединениями работодателей и (или) работодателями отрасли и соответствующим областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области (далее отраслевое тарифное соглашение), а при отсутствии отраслевых профсоюзов - в положении об оплате труда работников подведомственных учреждений, согласованном с министерством труда и социального развития Новосибирской области, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением. Система оплаты труда работников учреждения устанавливается положением об оплате труда работников учреждения, которое утверждается приказом руководителя учреждения с учетом мнения представительного органа работников или является приложением к коллективному договору в случае его заключения. Система оплаты труда работников учреждения устанавливается в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, а также в соответствии с настоящим Положением, на основании отраслевого тарифного соглашения или, в случае его отсутствия, положения об оплате труда работников подведомственных учреждений. Работникам учреждений могут быть установлены выплаты компенсационного характера, в том числе доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсационных выплат, установленные в отраслевом тарифном соглашении, в положении об оплате труда работников подведомственных учреждений, коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте учреждения не могут быть ниже, а условия их осуществления не должны быть ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области. При определении размеров компенсационных выплат работникам учреждения и условий их осуществления учитывается мнение выборного профсоюзного или иного представительного органа работников учреждения.

В соответствии с Картой специальной оценки условий труда итоговый класс (подкласс) условий труда по профессии врач-радиолог отдела лучевой диагностики радиоизотопной лаборатории рентгеновского отделения ГБУЗ НСО «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» составил 3.4.

Пунктом 3.1.2 р.3 приложения № 1 к Отраслевому соглашению по государственным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Новосибирской области на 2019-2021 годы, утвержденному Минздравом Новосибирской области, Новосибирской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (далее - отраслевое соглашение), были определены размеры надбавки работникам, занятых на работах, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными по результатам специальной оценки условий труда. В частности, по классу условий труда «3.4» размер надбавки в процентах от оклада составляет 9.

24 июля 2019 г. главным врачом ГБУЗ НСО «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» было утверждено Положение об оплате труда работников на 2019-2021 годы, которое согласовано Министерством здравоохранения Новосибирской области и председателем трудового коллектива учреждения, и в п.3.1.1 которого были продублированы аналогичные положения Отраслевого соглашения о размере надбавки от оклада - 9% по классу условий труда «3.4».

Таким образом, Отраслевое соглашение, как источник норм трудового законодательства, является также обязательным для исполнения ГБУЗ НСО «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер», наряду с другими требованиями трудового законодательства. Эти изменения были согласованы с представительным органом работников учреждения.

Кроме того, в соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, предусмотренные настоящим Кодексом гарантии и компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не устанавливаются.

Согласно п.п. 1,2 раздела I Устава учреждения от 1 октября 2004г. (в действующей редакции) ГБУЗ НСО «Новосибирский областной клинический онкологический диспансер» является бюджетным учреждением. Решением Шестой сессии Новосибирского областного Совета народных депутатов от 4 июля 1991 г. учреждение принято в собственность Новосибирской области.

В соответствии с требованиями статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Порядок финансирования деятельности государственных учреждении, понимаемой как оказание услуг (выполнение работ), регламентирован главой 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также БК РФ). Для бюджетных учреждений под финансированием понимается предоставление субсидий, в том числе на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в рамках государственных (муниципальных) заданий.

Согласно статье 2, части 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) объем бюджетного финансирования зависит от объема средств, поступающих в учреждение от платной и иной приносящей доход деятельности. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Пунктом 6 Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений Новосибирской области установлено, что фонд оплаты труда работников государственного автономного и бюджетного учреждения здравоохранения формируется в пределах объема субсидий из бюджета Новосибирской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и средств системы обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 5 постановления Правительства Новосибирской области от 26 июня 2018г. № 272-п «Об установлении системы оплаты труда работников, условий оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размеров предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы государственных учреждений Новосибирской области» финансовое обеспечение расходных обязательств Новосибирской области, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций государственных казенных учреждений Новосибирской области, а также на предоставление государственным автономным и бюджетным учреждениям Новосибирской области субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Однако изложенные положения не были приняты во внимание судом апелляционной инстанции, и не было учтено, что введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены. Фонд оплаты труда бюджетного учреждения ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ответчика по выплате компенсационной части оплаты труда также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели. При этом, перераспределяя и изменяя размер компенсационной выплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, работодателем был увеличен оклад работнику, в связи с чем, при расчете, исходя из нового оклада истца, районного коэффициента, надбавок и компенсационной выплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях, размер заработной платы истца не уменьшился, а существенно увеличился, что свидетельствует об отсутствии нарушения трудовых прав истца.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Новосибирский областной суд.

Председательствующий:

Судьи: