ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1843/20 от 13.10.2021 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

УИД: 26RS0003-01-2018-004840-31

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88-6851/2021

№ дела 2-1843/2020

в суде первой инстанции

13 октября 2021 года г. Пятигорск

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Минеевой В.В.

судей Гареевой Д.Р. и Ивановой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 Н.ча, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания», Управлению Ставропольского края – государственной жилищной инспекции, некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», комитету градостроительства администрации г. Ставрополя Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя Ставропольского края, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Ставропольского края о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

по кассационной жалобе некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Гареевой Д.Р., выслушав объяснения представителя НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» ФИО36, поддержавшей доводы кассационной жалобы, ФИО37 и ФИО2, возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

истцы обратились в суд с иском к ответчикам, в котором просили признать недействительным включение многоквартирного дома по адресу: <адрес> в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2043 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года № 225-п, признать незаконными начисление взносов НО СК «Фонда капитального ремонта» на капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома по адресу: <...>, за период с 1 января 2015 года по 1 июля 2018 года, обязать НО СК «Фонд капитального ремонта» произвести перерасчет денежных средств уплаченных (согласно платежным документам) за капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома по адресу: <адрес>, признать недействительным акт ввода в эксплуатацию многоквартирного дома по адресу: <адрес>, от 31 марта 2014 года, обязать ООО «Управляющая компания» за счет собственной прибыли привести в соответствие техническую документацию (получить технический паспорт) дома по адресу: <адрес>, лишить лицензиата ООО «Управляющая компания» лицензии на управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, обязать комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> присвоить сданным позициям (подъездам), согласно актам ввода, в эксплуатацию и постановке на учет в ЕГРН дома по адресу: <адрес>, отдельные адреса.

В обоснование исковых требований указали на то, что являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Считают, что начисление платы за капитальный ремонт за период до 2018 года не соответствует требованиям закона, поскольку многоквартирный жилой дом введен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> 2014-2043», утвержденную в мае 2014 года, в отсутствие решения общего собрания собственников жилого дома и без учета того, что дом сдавался в четыре этапа 29 декабря 2011 года, 28 декабря 2012 года, 31 июля 2014 года и 30 декабря 2014 года и поставлен на кадастровый учет по последним подъездам 20 мая 2015 года. Указывают, что в общем собрании в 2014 году собственники 4, 5, 6, 7 подъездов участия не принимали, жилой дом мог быть включен в такую программу не ранее чем через 3 года с момента введения в эксплуатацию последней очереди строительства и постановки дома на кадастровый учет. В ЕГРН содержатся сведения на четыре кадастровых номера по МКД, следовательно, 1 подъезд, 2-3 подъезды, 4-5 подъезды, 6-7 подъезды самостоятельные объекты недвижимости и имеют раздельные приборы учета. На общем собрании 25 июля 2014 года был выбран специальный счет с региональным оператором в качестве его владельца, а именно, НО Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», который не осуществлял контроль за формированием фонда капитального ремонта в установленном законом порядке, не направлял платежные документы, что повлекло необоснованные начисления взносов за капитальный ремонт с 1 января 2015 года по июль (включительно) 2018 года, тогда как применительно к их МКД начисление могло быть произведено не ранее 30 декабря 2017 года согласно Закону №57-кз от 28 июня 2013 года. Выбранное на собрании 25 июля 2014 года уполномоченное лицо ООО «Управляющая компания» незаконно включало в платежные документы в строку на оплату ЖКУ «взнос на капитальный ремонт», незаконно собрало деньги за март 2017 года и пользовалось ими на протяжении 1 года 5 месяцев, при этом денежные средства на протяжении 1,5 лет в Фонд капитального ремонта не поступали.

Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 11 декабря 2020 года исковые требования истцов удовлетворены частично. Признано недействительным включение многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года №225-щ, признаны незаконными начисление взносов НО СК «Фонда капитального ремонта» на капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома по адресу: <адрес>, за период с 1 января 2015 года по 1 июля 2018 года, на НО СК «Фонд капитального ремонта» возложена обязанность произвести перерасчет денежных средств, уплаченных (согласно платежным документам) за капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома по адресу: <адрес>, путем возврата плательщикам (истцам) уплаченных денежных средств. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 мая 2021 года решение суда первой инстанции в части признания недействительным включение многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 апреля 2014 года №225-п, обязании произвести перерасчет, признании незаконным начисления взносов на капитальный ремонт отменено, в отмененной части принято новое решение, которым признано недействительным включение самостоятельного здания с назначением многоквартирный дом: многоквартирного дома с кадастровым номером , введенного в эксплуатацию 31 июля 2014 года, многоквартирного дома с кадастровым номером 2612020501:8163, введенного в эксплуатацию 30 декабря 2014 года по адресу: <адрес>, в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», утвержденной постановлением <адрес> от 29 мая 2014 года №225-п, признаны незаконными начисление взносов НО СК «Фонда капитального ремонта» на капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома с кадастровым номером и многоквартирного дома с кадастровым номером 2612020501:8163 но адресу: <адрес>, за период с 1 января 2015 года по 1 июля 2018 года. На ответчика возложена обязанность произвести перерасчет денежных средств, уплаченных (согласно платежным документам) за капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома с кадастровым номером и многоквартирного дома с кадастровым номером по адресу: <адрес> путем возврата плательщикам уплаченных денежных средств. В удовлетворении требований о признании недействительным включение самостоятельного здания с назначением многоквартирный дом: многоквартирного дома с кадастровым номером , введенного в эксплуатацию 29 декабря 2011 года, многоквартирного дома с кадастровым номером , введенного в эксплуатацию 28.12.2012 по адресу: <адрес>, в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2043 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года №225-п, признании незаконными начисление взносов НО СК «Фонда капитального ремонта» на капитальный ремонт собственникам указанных домов, обязании произвести перерасчет денежных средств, уплаченных (согласно платежным документам) за капитальный ремонт указанных домов - путем возврата плательщикам уплаченных денежных средств отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких нарушений норм материального и процессуального права не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего заявления.

Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования истцов, суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности включения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года №225-п.

Суд апелляционной инстанции при проверке решения суда по доводам апелляционной жалобы с его выводами и правовым обоснованием в части признания недействительным включение всего многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 29 апреля 2014 года №225-п, обязании произвести перерасчет, признании незаконным начисления взносов на капитальный ремонт не согласился.

Руководствуясь положениями статей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходя из того, что каждая очередь строительства по указанному адресу самостоятельно введенная в эксплуатацию, представляет собой отдельный многоквартирный дом, поставленный на кадастровый учет как самостоятельное здание, действующим законодательством предусмотрена возможность самостоятельного ввода и дальнейшей автономной эксплуатации результата строительства, пришел к выводу о том, что жилые дома с кадастровыми номерами 2612020501:5137 и 2612020501:5538, введенные в эксплуатацию 29.12.2011 и 28.12.2012 не подлежат исключению судом из региональной программы, а несоответствие характеристик домов, имеющихся в кадастровых паспортах и сведений, содержащихся в региональной программе не являются основанием исключения из региональной программы.

Согласно пункту 5 Закона Ставропольского края от 28 июня 2013 года N 57-К3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в такую программу при ее актуализации, возникает по истечении трех лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу. Собственники помещений в таком многоквартирном доме принимают и реализуют решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта не позднее чем за три месяца до возникновения у них в соответствии с настоящей частью обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества не может возникнуть ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.

С учетом установленных обстоятельств, апелляционный суд пришел к выводу о том, что многоквартирный дом с кадастровым , введенный в эксплуатацию 31.07.2014 и многоквартирный дом с кадастровым , введенный в эксплуатацию 30.12.2014 подлежат исключению из указанной региональной программы.

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции оснований для иного толкования норм материального права не находит, считает выводы суда апелляционной инстанции правильными и обоснованными, так как объекты, не введенные в эксплуатацию в установленном законом порядке, не могут быть включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда являются правильными, поскольку основаны на исследованных доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, с учетом положений закона, подлежащих применению по данному делу.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, а также нарушений, которые могли привести или привели к принятию неправильных судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 11 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 мая 2021 года отменить.

Председательствующий

Судьи