ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1850/2021 от 15.12.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Агибалов В.С. Дело № 33-3300/2021

№ 2-1850/2021

АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2021 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.,

судей Чуряева А.В., Жидковой Е.В.,

при секретаре Трухановой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Орла, Управлению образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 10 комбинированного вида» г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 36» комбинированного вида, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 41 комбинированного вида», муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 47» комбинированного вида, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детскому саду № 71 комбинированного вида г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 83 комбинированного вида», муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детскому саду № 7 комбинированного вида г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детскому саду № 94 г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад № 86 города Орла» о понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе прокурора Заводского района г. Орла на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 сентября 2021 г., которым требования прокурора Заводского района г. Орла удовлетворены частично. На администрацию г. Орла возложена обязанность в срок до 01 июня 2022 г. выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) указанных дошкольных учреждений; на Управление образования администрации г. Орла – в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства указанным дошкольным учреждениям, а на последние - в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств заключить муниципальный контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав прокурора Верижникову Е.В., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Заводского района г. Орла, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к администрации г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № 10 комбинированного вида г. Орла (далее по тексту - МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла), Управлению образования администрации г. Орла о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в рамках проведенной прокуратурой проверки МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла на предмет соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в отношении объекта образования было установлено, что существующая система охраны проверяемого объекта лишь частично позволяет обеспечить его безопасность. Согласно паспорту безопасности, объекту, в котором располагается МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла, присвоена третья категория опасности.

В ходе проверки установлено, что учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.

Выявленные нарушения в области соблюдения законодательства о безопасности несовершеннолетних в образовательном учреждении негативным образом влияют на состояние законности в данной сфере, снижают антитеррористическую защищенность этого объекта, нарушают права несовершеннолетних и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, на безопасность жизни и здоровья.

Кроме того, указанный объект посещает неопределенный круг лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд за защитой их прав.

Ссылаясь на то, что наличие нарушений требований законодательства о противодействии терроризму не способствует антитеррористической защищенности детей, их родителей, работников и других лиц при нахождении в здании и на территории образовательной организации, круг которых не определен, указанные обстоятельства непосредственно ведут к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а также способствуют несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, прокурор просил суд:

обязать администрацию г. Орла в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла;

обязать Управление образования администрации г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла;

обязать МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств заключить муниципальный контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Аналогичные по содержанию требования были заявлены прокурором и в отношении других дошкольных образовательных учреждений, а именно: МБДОУ «Детский сад № 36» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 41» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 47» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 71» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 83» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 7» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 94» г. Орла, МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 86» г. Орла.

При рассмотрении дела судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Финансово-экономическое управление администрации г. Орла.

Разрешив спор, суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился прокурор Заводского района г. Орла, принеся на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об изменении решения в части установления сроков его исполнения.

Приводит доводы о том, что установленный судом срок для исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности с учетом имеющейся социальной опасности по несанкционированному вторжению в здания и сооружения дошкольных сооружений, влекущей угрозу жизни и здоровью людей, является завышенным.

Приводит доводы о том, что в соответствии с подп. «е» п. 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) должны быть профинансированы в течение 2 финансовых лет, следующих за финансовым годом проведения категорирования объектов. Поскольку категорирование территорий муниципальных учреждений, указанных в решении суда, было проведено в 2019 г., финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности должно быть завершено в 2021 г.

Проверив законность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту – ГПК РФ), исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.

По делу установлено, что прокуратурой Заводского района г. Орла проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории Заводского района г. Орла, включая МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 36» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 41» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 47» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 71» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 83» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 7» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 94» г. Орла, МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 86» г. Орла.

По ее результатам установлены нарушения требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 (далее по тексту – Требования) в деятельности указанных дошкольных образовательных учреждений.

Как следует из паспортов безопасности указанных дошкольных образовательных учреждений, данные объекты относятся к объектам (территориям) третьей категории опасности.

В нарушение п. 25 Требований упомянутые дошкольные учреждения не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

Суд также установил, что упомянутые образовательные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования, учредителем которых является муниципальное образование «Город Орел».

Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Орла в лице Управления образования администрации г. Орла.

Собственником имущества учреждений является муниципальное образование «Город Орел», а полномочия собственника в отношении закрепленного за учреждениями муниципального имущества осуществляет администрация г. Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла.

Образовательные учреждения являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств, за счет которых могут реализовываться профилактические мероприятия по антитеррористической защищенности, в то время как распорядителем средств выступает администрация г. Орла, в обязанность которой, как субъекта противодействия терроризму, входит обеспечение финансирования таких мероприятий (пункт 32 Требований).

Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 и 15 ч. 3 и п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными кормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 7 ст. 28 указанного Закона образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Согласно п. «а» ч. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Пунктом 7 ч. 1 ст. 2 указанного Закона определено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии терроризму Правительством Российской Федерации устанавливаются обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Данными Требованиями установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с п. 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований, осуществляются, в том числе, обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной масти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подп. «б»).

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05 октября 2009 г. предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.

В п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Принимая во внимание, что здания детских садов находятся в фактическом владении и пользовании образовательных учреждений, на которые возложена обязанность использовать их в соответствии с действующим законодательством, обязанность по финансированию необходимых работ возлагается на администрацию г. Орла, осуществляющую полномочия собственника - муниципального образования «Город Орел», а обязанность по проведению работ на соответствующее образовательное учреждение, у которого здание находится на праве оперативного управления, установив факт нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности вышеназванных учреждений, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Предъявляя рассматриваемые требования, прокурор просил обязать администрацию г. Орла выделить денежные средства в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Настоящее гражданское дело рассмотрено в апелляционном порядке 15 декабря 2021 г., что является датой вступления в силу решения районного суда. Соответственно, шестимесячный срок для выделения администрацией г. Орла денежных средств, о котором просил прокурор, истекает 15 июня 2022 г. Судом установлен срок до 01 июня 2022 г.

В этой связи довод апелляционной жалобы прокурора в части несогласия со сроком, установленным для выделения денежных средств администрацией г. Орла, является необоснованным и противоречит ранее заявленным им требованиям.

Месячный срок для перечисления денежных средств Управлением образования администрации г. Орла в образовательные учреждения, по мнению судебной коллегии, также является разумным.

Срок, предоставленный образовательным учреждениям для проведения необходимых работ и заключения муниципальных контрактов, по мнению судебной коллегии, в полной мере отвечает трудоемкости указанных мероприятий, а потому оснований для его сокращения не имеется.

Ссылка прокурора на положения подп. «е» п. 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006, на законность постановленного решения не влияет.

Как следует из содержания приведенного нормативно-правового акта, в п. 11 закреплены полномочия комиссии, созданной для категорирования объектов. Положений гражданского процессуального законодательства в нем не содержится.

С учетом изложенного, вышеприведенный срок для исполнения решения судебная коллегия считает разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 13 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Заводского района г. Орла – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Агибалов В.С. Дело № 33-3300/2021

№ 2-1850/2021

АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2021 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.,

судей Чуряева А.В., Жидковой Е.В.,

при секретаре Трухановой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Орла, Управлению образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 10 комбинированного вида» г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 36» комбинированного вида, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 41 комбинированного вида», муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 47» комбинированного вида, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детскому саду № 71 комбинированного вида г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 83 комбинированного вида», муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детскому саду № 7 комбинированного вида г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детскому саду № 94 г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад № 86 города Орла» о понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе прокурора Заводского района г. Орла на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 сентября 2021 г., которым требования прокурора Заводского района г. Орла удовлетворены частично. На администрацию г. Орла возложена обязанность в срок до 01 июня 2022 г. выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) указанных дошкольных учреждений; на Управление образования администрации г. Орла – в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства указанным дошкольным учреждениям, а на последние - в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств заключить муниципальный контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав прокурора Верижникову Е.В., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Заводского района г. Орла, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к администрации г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № 10 комбинированного вида г. Орла (далее по тексту - МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла), Управлению образования администрации г. Орла о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в рамках проведенной прокуратурой проверки МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла на предмет соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в отношении объекта образования было установлено, что существующая система охраны проверяемого объекта лишь частично позволяет обеспечить его безопасность. Согласно паспорту безопасности, объекту, в котором располагается МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла, присвоена третья категория опасности.

В ходе проверки установлено, что учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.

Выявленные нарушения в области соблюдения законодательства о безопасности несовершеннолетних в образовательном учреждении негативным образом влияют на состояние законности в данной сфере, снижают антитеррористическую защищенность этого объекта, нарушают права несовершеннолетних и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, на безопасность жизни и здоровья.

Кроме того, указанный объект посещает неопределенный круг лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд за защитой их прав.

Ссылаясь на то, что наличие нарушений требований законодательства о противодействии терроризму не способствует антитеррористической защищенности детей, их родителей, работников и других лиц при нахождении в здании и на территории образовательной организации, круг которых не определен, указанные обстоятельства непосредственно ведут к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а также способствуют несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, прокурор просил суд:

обязать администрацию г. Орла в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла;

обязать Управление образования администрации г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла;

обязать МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств заключить муниципальный контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Аналогичные по содержанию требования были заявлены прокурором и в отношении других дошкольных образовательных учреждений, а именно: МБДОУ «Детский сад № 36» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 41» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 47» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 71» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 83» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 7» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 94» г. Орла, МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 86» г. Орла.

При рассмотрении дела судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Финансово-экономическое управление администрации г. Орла.

Разрешив спор, суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился прокурор Заводского района г. Орла, принеся на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об изменении решения в части установления сроков его исполнения.

Приводит доводы о том, что установленный судом срок для исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности с учетом имеющейся социальной опасности по несанкционированному вторжению в здания и сооружения дошкольных сооружений, влекущей угрозу жизни и здоровью людей, является завышенным.

Приводит доводы о том, что в соответствии с подп. «е» п. 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) должны быть профинансированы в течение 2 финансовых лет, следующих за финансовым годом проведения категорирования объектов. Поскольку категорирование территорий муниципальных учреждений, указанных в решении суда, было проведено в 2019 г., финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности должно быть завершено в 2021 г.

Проверив законность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту – ГПК РФ), исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.

По делу установлено, что прокуратурой Заводского района г. Орла проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории Заводского района г. Орла, включая МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 36» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 41» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 47» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 71» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 83» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 7» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 94» г. Орла, МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 86» г. Орла.

По ее результатам установлены нарушения требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 (далее по тексту – Требования) в деятельности указанных дошкольных образовательных учреждений.

Как следует из паспортов безопасности указанных дошкольных образовательных учреждений, данные объекты относятся к объектам (территориям) третьей категории опасности.

В нарушение п. 25 Требований упомянутые дошкольные учреждения не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

Суд также установил, что упомянутые образовательные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования, учредителем которых является муниципальное образование «Город Орел».

Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Орла в лице Управления образования администрации г. Орла.

Собственником имущества учреждений является муниципальное образование «Город Орел», а полномочия собственника в отношении закрепленного за учреждениями муниципального имущества осуществляет администрация г. Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла.

Образовательные учреждения являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств, за счет которых могут реализовываться профилактические мероприятия по антитеррористической защищенности, в то время как распорядителем средств выступает администрация г. Орла, в обязанность которой, как субъекта противодействия терроризму, входит обеспечение финансирования таких мероприятий (пункт 32 Требований).

Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 и 15 ч. 3 и п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными кормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 7 ст. 28 указанного Закона образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Согласно п. «а» ч. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Пунктом 7 ч. 1 ст. 2 указанного Закона определено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии терроризму Правительством Российской Федерации устанавливаются обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Данными Требованиями установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с п. 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований, осуществляются, в том числе, обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной масти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подп. «б»).

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05 октября 2009 г. предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.

В п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Принимая во внимание, что здания детских садов находятся в фактическом владении и пользовании образовательных учреждений, на которые возложена обязанность использовать их в соответствии с действующим законодательством, обязанность по финансированию необходимых работ возлагается на администрацию г. Орла, осуществляющую полномочия собственника - муниципального образования «Город Орел», а обязанность по проведению работ на соответствующее образовательное учреждение, у которого здание находится на праве оперативного управления, установив факт нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности вышеназванных учреждений, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Предъявляя рассматриваемые требования, прокурор просил обязать администрацию г. Орла выделить денежные средства в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Настоящее гражданское дело рассмотрено в апелляционном порядке 15 декабря 2021 г., что является датой вступления в силу решения районного суда. Соответственно, шестимесячный срок для выделения администрацией г. Орла денежных средств, о котором просил прокурор, истекает 15 июня 2022 г. Судом установлен срок до 01 июня 2022 г.

В этой связи довод апелляционной жалобы прокурора в части несогласия со сроком, установленным для выделения денежных средств администрацией г. Орла, является необоснованным и противоречит ранее заявленным им требованиям.

Месячный срок для перечисления денежных средств Управлением образования администрации г. Орла в образовательные учреждения, по мнению судебной коллегии, также является разумным.

Срок, предоставленный образовательным учреждениям для проведения необходимых работ и заключения муниципальных контрактов, по мнению судебной коллегии, в полной мере отвечает трудоемкости указанных мероприятий, а потому оснований для его сокращения не имеется.

Ссылка прокурора на положения подп. «е» п. 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006, на законность постановленного решения не влияет.

Как следует из содержания приведенного нормативно-правового акта, в п. 11 закреплены полномочия комиссии, созданной для категорирования объектов. Положений гражданского процессуального законодательства в нем не содержится.

С учетом изложенного, вышеприведенный срок для исполнения решения судебная коллегия считает разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 13 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Заводского района г. Орла – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33-3300/2021 (Определение)