ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-18/2015 от 19.03.2015 Газимуро-заводского районного суда (Забайкальский край)

Дело года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

с.Газимурский Завод 19 марта 2015 года

Газимуро - Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Долгоровой А.Г.,

при секретаре Гончаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «Урюмкан» о взыскании ущерба,

Установил:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим.

Читинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Урюмкан» законодательства, регламентирующего использование воздушного пространства Российской Федерации.

Установлено, что ООО «Урюмкан», ИНН , на основании договора финансовой аренды (лизинга) № от ДД.ММ.ГГГГ владеет и пользуется вертолетом <данные изъяты>, зарегистрированном в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ и имеющим государственный регистрационный знак

10 мая 2014 экипажем вертолета <данные изъяты> в составе пилота ФИО4, а также 2-х пассажиров – директора ООО «Урюмкан» Бербидаева С.Г. и исполнительного директора ООО «Урюмкан» Сазанова А.Е. совершен полет по маршруту <адрес>.

Полет указанного воздушного судна носил разрешительно-уведомительный характер, заявка (план) на использование воздушного пространства в Новосибирский зональный центр Единой системы Организации Воздушного Движения РФ подана 10.05.2014, расчетное время посадки в районе <адрес> – 10 часов 50 минут по Гринвичскому времени (UTC или GMT), что составляет 20 часов 50 минут по местному времени.

Вертолет ООО «Урюмкан» выполнил посадку в 10 часов 40 минут UTC, т.е. в 20 часов 40 минут по местному времени, однако в установленное контрольное время на связь с диспетчерским пунктом не вышел, сообщение о посадке поступило от ООО «Урюмкан» лишь в 13 часов 20 минут UTC, что составляет 23 часа 20 минут по местному времени, т.е. спустя 2 часа 20 минут от расчетного времени посадки.

Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ) закреплено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст.11 ВК РФ, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов – воздушных судов, ракет и других объектов, в число пользователей воздушного пространства отнесены граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Согласно ст.18 ВК РФ пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством РФ меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.

Вопросы организации воздушного движения непосредственно связаны с порядком использования воздушного пространства.

Согласно п.134 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 138 от 11.03.2010 г. (далее ФП ИВП), организация воздушного движения осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации.

Пунктом 8.5 Федеральных авиационных правил организации воздушного движения в РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ № 293 от 25.11.2011 (далее ФАП ОрВД) закреплено, что в тех случаях, когда план полета воздушного судна (уведомление об использовании воздушного пространства) был активизирован, экипаж воздушного судна обязан не позднее 30 минут после планируемого времени прибытия отменить, указать новое время прибытия или закрыть план полета. Активизация, отмена, изменение и закрытие плана полета воздушного судна производится любым доступным способом, включая сообщение с борта воздушного судна, сеть Интернет либо с использованием сети связи общего пользования.

В соответствии с п.1.2 ФАП ОрВД указанные правила обязательны для исполнения в Российской Федерации пользователями воздушного пространства Российской Федерации, органами обслуживания воздушного движения (далее – орган ОВД), осуществляющими обслуживание воздушного движения в установленных для них зонах и районах, иными органами и организациями, участвующими в обеспечении полетов воздушных судов.

В нарушение требований п. 8.5 ФАП ОрВД, п.134 ФП ИВП, ст.18 ВК РФ, пилот вертолета <данные изъяты>ФИО4 в течение 30 минут после совершения приземления не закрыл план полета, не вышел на связь с диспетчерским пунктом, что повлекло за собой проведение поисково-спасательных работ по поиску воздушного судна и пассажиров.

В соответствии со ст.86 Воздушного кодекса РФ, терпящее или потерпевшее бедствие воздушное судно подлежит немедленному поиску и спасанию.

Статьей 88 Воздушного кодекса РФ закреплено, что к обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства авиационных предприятий.

Частью 5 ст.88 ВК РФ закреплено, что порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с установленным порядком, закрепленным в Федеральных авиационных правилах поисках и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 15.07.2008, поисково-спасательные операции (работы) осуществляются несущими дежурство экипажами поисково-спасательных воздушных судов организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, и находящихся в ведении Федерального агент&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?

Перечень авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к поисково-спасательным операциям (работам), утверждается Министерством транспорта Российской Федерации п.13.1 Правил.

Авиационное предприятие ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро» включено в перечень авиационных предприятий и организаций, привлекаемых к проведению поисково-спасательных операций.

Данным авиационным предприятием в соответствии с договором от 04.03.2014, заключенным с ФГУП «государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ», оказываются услуги по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства поисково-спасательных воздушных судов и экипажей в Сибирской зоне авиационно-космического поиска и спасания.

10.05.2014 авиакомпанией «ИрАэро» в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью заключенного договора на оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению, осуществлен вылет по поиску не вышедшего на связь вертолета «Robinson R44». Затраты авиапредприятия в связи с проведенными поисково-спасательными работами составили <данные изъяты> 50 копеек.

В соответствии с п.3 ст.88 ВК РФ. Расходы авиационных предприятий на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1147 от 27.12.2010 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета авиационным предприятиям и организациям экспериментальной авиации на возмещение затрат при осуществлении ими поисково-спасательных операций (работ) и участии в их обеспечении», возмещение расходов авиационных предприятий, понесенных ими в связи с проведенными поисково-спасательными работами, обеспечено предоставлением субсидий из федерального бюджета.

В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии № С-193-14, заключенным 08.09.2014 между Федеральным агентством воздушного транспорта РФ (Росавиация) и ЗАО «Авиакомпания «ИРАэро», Росавиацией авиакомпании «ИрАэро» в целях возмещения затрат предприятия по проведению поисково-спасательных работ в отношении вертолета <данные изъяты> из средств федерального бюджета предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек. Указанные денежные средства перечислены авиационному предприятию платежным поручением от 30.09.2014.

По результатам проведенной проверки бездействие пилота вертолет <данные изъяты> признано незаконным, он привлечен к административной и дисциплинарной ответственности.

Таким образом, федеральному бюджету Российской Федерации вследствие нарушения эксплуатантом воздушного судна <данные изъяты> требований воздушного законодательства Российской Федерации причинен ущерб в сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.

Статьей 45 ГПК РФ закреплено право прокурора обращаться в суд в защиту интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.116 ВК РФ, эксплуатант воздушного судна обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Согласно ст.28 ГПК РФ, иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

Согласно сведений ФНС РФ, ООО «Урюмкан», ИНН , КПП , зарегистрировано по юридическому адресу: <адрес>.

На основании вышеизложенного прокурор просит: взыскать с ООО «Урюмкан», ИНН , КПП , юридический адрес: <адрес>, в пользу Российской Федерации сумму ущерба в размере <данные изъяты> 50 копеек, причиненного федеральному бюджету нарушением требований воздушного законодательства Российской Федерации.

В судебное заседание процессуальный истец - Читинский транспортный прокурор не явился, представил письменное заявление об отказе от исковых требований, в связи с добровольным их исполнением.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «Урюмкан» по доверенности Усачева И.А., представила ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя.

В соответствии с ч.5 ст.167 НПК РФ суд на месте вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и направлении им копий решения суда.

Рассмотрев заявление процессуального истца – прокурора, об отказе от исковых требований, суд считает необходимым его принять, так как данное заявление сделано добровольно, с осознанием его последствий.

Учитывая, что отказ от иска в данном случае выражает добровольное волеизъявление и не противоречит закону, не нарушает интересов иных лиц, суд считает целесообразным производство по делу – по иску Читинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «Урюмкан» о взыскании ущерба, прекратить.

В соответствии со ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 220, 221 ГПК РФ, суд

определил:

Принять от заместителя прокурора Читинской транспортной прокуроры, заявление об отказе от исковых требований.

Производство по гражданскому делу по иску Читинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «Урюмкан» о взыскании ущерба, прекратить.

Определение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Газимуро-Заводский районный суд в течение пятнадцати дней с момента оглашения.

Председательствующий: А.Г. Долгорова