ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-26785/2023
№ 88-674/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 11 января 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Андугановой О.С., Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1905/2023 (УИД: 22RS0068-01-2023-000585-25) по иску Гладышевой Яны Васильевны к Министерству спорта Алтайского края об изменении даты и формулировки увольнения, оспаривании приказов об увольнении, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, исключении сведений из реестра уволенных лиц,
по кассационной жалобе Гладышевой Яны Васильевны на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 мая 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гладышева Яна Васильевна (далее – Гладышева Я.В., истец) обратилась в суд с иском к Министерству спорта Алтайского края об изменении даты и формулировки увольнения, оспаривании приказов об увольнении, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, исключении сведений из реестра уволенных лиц.
В обоснование заявленных требований Гладышева Я.В. указала, что 15 мая 2006 г. она поступила на работу в Управление Алтайского края по физической культуре и спорту (в настоящее время - Министерство спорта Алтайского края) на должность ведущего юрисконсульта, в последующем переведена на должность консультанта-юриста указанной организации, с 5 августа 2019 г. замещала должность начальника отдела ресурсного и правового обеспечения.
Приказом Министерства спорта Алтайского края от 27 сентября 2022 г. № с учетом изменений, внесенных приказами от 27 сентября 2022 г. № и от 11 ноября 2022 г. № по причине нахождения Гладышевой Я.В. на больничном листе, она освобождена от занимаемой должности 1 ноября 2022 г. в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Данное увольнение истец считает незаконным, поскольку: приказ об увольнении издан в период ее нетрудоспособности; должностные обязанности она исполняла надлежащим образом; у работодателя отсутствовали объективные причины для ее увольнения по данному основанию, нарушены процедура и порядок увольнения; при выборе меры взыскания не учтена тяжесть проступка, ее предшествовавшее поведение и отношение к труду, стаж работы на государственной гражданской службе более 16 лет, наличие поощрений и награждений, многолетнее соблюдение ограничений и запретов, отсутствие требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов на протяжении всей службы, наличие тяжелых семейных обстоятельств в период заполнения справок о доходах и расходах; ответчиком необоснованно отказано в удовлетворении ее заявления об увольнении по собственному желанию; в день увольнения трудовая книжка не выдана.
С учетом уточнений исковых требований Гладышева Я.В. просила суд установить факт её увольнения 24 октября 2022 г. с должности государственной гражданской службы Алтайского края - начальника отдела ресурсного и правового обеспечения Министерства спорта Алтайского края с освобождением от замещаемой должности и расторжением служебного контракта с 24 октября 2022 г. по собственной инициативе, с занесением соответствующей записи в трудовую книжку; признать приказы Министерства спорта Алтайского края от 27 сентября 2022 г. №л, от 27 сентября 2022 г. №л, от 1 ноября 2022 г. №л незаконными; взыскать с Министерства спорта Алтайского края денежные средства за время вынужденного прогула в размере 251 078 руб. 23 коп., компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.; обязать Министерство спорта Алтайского края исключить Гладышеву Я.В. из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2023 г. в удовлетворении иска Гладышевой Я.В. отказано.
В кассационной жалобе Гладышева Я.В. просит об отмене решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 мая 2023 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что доклад отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края не мог стать основанием для применения Министерством спорта Алтайского края в отношении нее дисциплинарного взыскания по статье 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Тот факт, что Указом Губернатора Алтайского края от 20 августа 2020 года №136 отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края определен органом Алтайского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений не свидетельствует о том, что по смыслу части первой статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» доклад указанного отдела может быть непосредственно использован в качестве основания для применения дисциплинарного взыскания в отношении государственного гражданского служащего иного органа исполнительной власти Алтайского края. В структуре отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края подразделение кадровой службы отсутствует и органом государственной власти указанный отдел не является. Если Администрация Губернатора и Правительства Алтайского края являлись при проведении оспариваемой проверки исполнительным органом власти Алтайского края, прямо уполномоченным на реализацию основных задач органа по профилактике коррупционных правонарушений, то есть является тем самым соответствующим государственным органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений, то отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений подразделением кадровой службы Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края не является.
Указывает, что сведения (справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ее и членов ее семьи) были поданы в установленные сроки в отдел государственной службы, кадров и организационного обеспечения Министерства спора Алтайского края, факт заведомости представления неполных или недостоверных сведений судом апелляционной инстанции не установлен. Полагает, что при наложении дисциплинарного взыскания работодателем не учтены тяжесть вменяемых работнику дисциплинарных проступков и обстоятельства, при которых они были совершены. Полагает неправомерным отказ работодателя в увольнении истца по собственному желанию на основании поданного заявителем 5 октября 2022 года заявления об увольнении по собственному желанию.
Относительно доводов кассационной жалобы Администрацией Губернатора и Правительства Алтайского края, Министерством спорта Алтайского края представлены письменные возражения, в которых просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Гладышева Я.В., представитель ответчика Министерства спорта Алтайского края, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 30 декабря 2018 г. Гладышева Я.В. назначена на ведущую должность государственной гражданской службы Алтайского края - консультант- юрист сектора правовой, кадровой работы и документационного обеспечения отдела ресурсного обеспечения Министерства спорта Алтайского края в порядке перевода из Управления молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края; в период с 5 августа 2019 г. замещала главную должность государственной гражданской службы Алтайского края категории «руководители» начальника отдела ресурсного и правового обеспечения Министерства спорта Алтайского края.
В период с 27 июля 2022 г. по 23 сентября 2022 г. на основании решения заместителя Председателя Правительства Алтайского края - руководителя Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края С. от 27 июля 2022 г. № в отношении Гладышевой Я.В. проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных за отчетные 2020 и 2021 годы, осуществлен контроль за расходами Гладышевой Я.В. и ее супруга Г., произведенными в 2021 году.
Поводом к проведению проверки послужила информация отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края о предоставлении Гладышевой Я.В. недостоверной информации в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 2021 год.
Уведомлением начальника отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края от 27 июля 2022 г., направленным в адрес Гладышевой Я.В., последняя уведомлена о начале проверки, также ей разъяснены ее права и предложено в срок до 18 августа 2022 г. предоставить сведения о полученных доходах за 2018-2020 гг. и пояснения, документы, подтверждающие источник получения средств, за счет которых ею и супругом в 2021 году совершены сделки по приобретению объектов недвижимости на сумму 22 733 149 руб.
По результатам контроля за расходами истца и её супруга, проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера установлено следующее.
Согласно договору уступки прав (без перевода долга) от 9 декабря 2020 г. по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 10 ноября 2020 г. Гладышева Я.В. приобрела у <данные изъяты> права (требования) и обязанности в отношении объекта долевого строительства 1 - комнатная квартира (жилое помещение), расположенная в <адрес>, площадью №, стоимостью 8 442 400 руб., с рассрочкой платежа в соответствии с графиком перечисления денежных средств. Первый платеж, предусмотренный графиком перечисления денежных средств, в размере 1 688 480 руб. оплачен Гладышевой Я.В. посредством расчетов по аккредитиву. Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 27 января 2021 г. В целях исполнения обязательств по вышеуказанному договору в <данные изъяты>) 15 марта 2021 г. на имя Гладышевой Я.В. открыт эскроу - счет на сумму 7 763 008 руб. В справке о доходах Гладышева Я.В. указала обязательство как заем.
Согласно договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 25 марта 2021 г. супруг Гладышевой Я.В. - Г. приобрел объект долевого строительства в доме - 1-комнатная квартира (жилое помещение), расположенная в <адрес>, площадью № кв. м., стоимостью 14 970 141 руб. На указанную сумму для осуществления оплаты цены сделки в <данные изъяты> 26 марта 2021 г. на имя Г. открыт эскроу-счет. Однако Гладышева Я.В. сведения об указанном обязательстве в справке на супруга не указала.
Из представленных справок о доходах за отчетные 2018 - 2020 гг. усматривается, что совокупный доход супругов составил 10 645 017,86 руб., то есть общая сумма сделок превышает совокупный доход Гладышевой Я.В. и ее супруга за три последних года, предшествующих отчетному периоду, на 12 767 523,14 руб. Однако Гладышева Я.В. при представлении справок за отчетный 2021 год сведения о разделе 2 «Сведения о расходах» о совершении сделок по приобретению объектов долевого участия, а также источниках получения средств, за счет которых они приобретены, не указала.
В соответствии с данными, представленными налоговым, пенсионным органом, фондом социального страхования Российской Федерации и Банком ВТБ совокупный доход Гладышевой Я.В. и ее супруга за 2018, 2019, 2020 годы составил 6 769 668 руб. 62 коп.
Из пояснений Гладышевой Я.В. следует, что источниками получения средств, за счет которых совершены сделки ею и супругом в 2021г., явились собственные доходы и ранее заключенные договоры займа от 26 марта 2020 г. с Г. и от 30 октября 2020 г. с К.
Вместе с тем указанные срочные обязательства финансового характера в разделе 6.2 справок о доходах не отражены.
В ходе осуществления контроля за расходами Гладышевой Я.В. представлены два договора займа денежных средств, заключенные 30 октября 2020 г. ею с К. на сумму 8 000 000 руб. и 26 марта 2020 г. ее супругом с Г. на сумму 9 000 000 руб. В целях финансовой возможности заимодавцев представлены договоры купли-продажи недвижимости, а также выписки оборотов по кредиту по счетам.
Вместе с тем, установить, приобреталось ли в указанный период времени займодавцами движимое или недвижимое имущество не представилось возможным.
Достоверность представленных Гладышевой Я.В. сведений об имуществе, транспортном средстве, остатках по счетам за отчетный 2020 г. подтверждена компетентными органами и организациями. В тоже время, из информации Сибирского филиала <данные изъяты> усматривается, что по состоянию на 31 декабря 2020 г. у супруга Гладышевой Я.В. имелись два счета, открытые 16 декабря 2020 г. на его имя как индивидуального предпринимателя, с остатком на отчетную дату 677 888 руб. и 75 руб. Указанные счета в справке отражены не были. По данному факту Гладышева Я.В. пояснила, что заполняла сведения о счетах на основании справки из ПАО «Промсвязьбанк», где данные счета отсутствуют. Согласно представленной Гладышевой Я.В. справке <данные изъяты> от 1 декабря 2021 г. усматривается, что сведения даны банком на имя Г. как гражданина, то есть за сведениями о счетах, открытых на имя Г. как индивидуального предпринимателя, не обращались.
22 апреля 2021 г. Гладышевой Я.В. оформлен кредит в <данные изъяты> на сумму 2 331 502 руб. По состоянию на 31 декабря 2021 г. ссудная задолженность составила 1 224 780,68 руб. В предъявленной Гладышевой Я.В. справке <данные изъяты>) от 20 января 2022 г., на основании которой она заполняла справку о доходах, финансовое обязательство указано. Однако в справке о доходах за отчетный 2021 г. Гладышева Я.В. заведомо представила неполные сведения о финансовых обязательствах, то есть не отразила их в разделе 6.2 справки о доходах, имея достоверную информацию банка.
В справке о доходах супруга Гладышева Я.В. указан доход от продажи автомобиля <данные изъяты>, в размере 250 000 руб. Из информации ГУ МВД России по Алтайскому краю от 10 августа 2022 г. усматривается, что указанный автомобиль приобретен Г. 28 апреля 2018 г. по цене 2 080 000 руб. На сайте о продаже автомобилей опубликовано объявление от 2 января 2021 г. о продаже Г. данного автомобиля за 2 100 000 руб. с указанием положительных характеристик автомобиля. Установленные факты дают основания полагать, что доход от продажи автомобиля, указанный Гладышевой Я.В., существенно занижен. По данному вопросу Гладышева Я.В. пояснила, что в период продажи автомобиль длительное время находился на улице при низкой температуре (-40 С), в связи с чем, произошла поломка двигателя, коробки передачи и др. По оценке специалистов затраты на восстановление составляли больше его стоимости, поэтому было принято решение о продаже автомобиля ниже рыночной стоимости, по цене металлолома.
По результатам проверки составлен доклад о результатах контроля за расходами Гладышевой Я.В. и ее супруга, произведенными в 2021 году, проверки достоверности полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные 2020-2021 годы, подписанный консультантом отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края, утвержденный начальником названого отдела.
Как следует из данного доклада, Гладышевой Я.В. ненадлежаще исполнена обязанность, предусмотренная статьей 8 Федерального закона № 273-ФЗ, частью 1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», частью 1 статьи 11-1 закона Алтайского края от 3 июня 2010 г. №46-ЗС «О противодействии коррупции в Алтайском рае», по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга за отчетные 2020 и 2021 годы. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за допущенные нарушения рекомендовано применить к начальнику отдела ресурсного и правового обеспечения Министерства спорта Алтайского края Гладышевой Я.В. меру юридической ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
26 сентября 2022 г. указанный доклад направлен заместителю министра спорта Алтайского края для принятия одного из решений: о применении меры юридической ответственности либо предоставлении материалов проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Письмом от 26 сентября 2022 г. Гладышева Я.В. уведомлена отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений о завершении проверки и правлении доклада представителю нанимателя для принятия решения по результатам проверки. Письмо вручено лично истцу 28 сентября 2022 г.
Приказом заместителя министра спорта Алтайского края 27 сентября 2022 г. №л Гладышева Я.В. на основании доклада о результатах проверки от 23 сентября 2022 г. за нарушения положений пункта 2 части 1 статьи 20 и части 1 статьи 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», выразившиеся в предоставлении заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга за отчетные 2020-2021 годы, а также непредставлении сведений о своих расходах и расходах своего супруга за отчетный 2021 год, уволена с замещаемой должности начальника отдела ресурсного и правового обеспечения Министерства спорта Алтайского края с освобождением от замещаемой должности и расторжением контракта 28 сентября 2022 г. по основанию, предусмотренному статьей 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с утратой доверия.
С данным приказом Гладышева Я.В. ознакомлена, однако от подписи отказалась, о чем заместителем министра спорта Алтайского края Р. и начальником отдела по вопросам государственной службы, кадров и организационного обеспечения министерства спорта Алтайского края Г. составлен соответствующий акт от 27 сентября 2022 г.
В этот же день после оглашения приказа Гладышевой Я.В. открыт больничный лист, о чем она поставила в известность представителя нанимателя.
В связи с данным обстоятельством, приказом заместителя министра 27 сентября 2022 г. №л в приказ №л внесены изменения: слова «28 сентября 2022 г.» заменены словами «в ближайший следующий за днем окончания периода временной нетрудоспособности рабочий день».
По причине отсутствия Гладышевой Я.В. на рабочем месте копии приказов от 27 сентября 2022 г. №л и №л направлены в её адрес почтой сопроводительным письмом от 27 сентября 2022 г. №. В этом же письме истцу разъяснена необходимость явиться за трудовой книжкой в день увольнения либо дать согласие на отправление ее почтой; также разъяснено право ознакомиться с докладом, подготовленным отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края, составленным по результатам проверки полноты и достоверности предоставленных сведений о доходах и расходах.
5 октября 2022 г. в период временной нетрудоспособности Гладышева Я.В. подала представителю нанимателя заявление об увольнении по собственному желанию.
В ответе заместителя Министра спорта Алтайского края от 19 октября 2022 г. № истцу разъяснено, что на основании доклада о результатах проверки от 23 сентября 2022 г. приказами от 27 сентября 2022 г. № л и №л со ссылкой на конкретные нормы закона к ней применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения, в связи с утратой доверия, также разъяснено о недопустимости злоупотребления правом. К данному письму повторно приложены копии письма Министерства спорта Алтайского края от 27 сентября 2022 г. №, приказов от 27 сентября 2022 г. №л и №л. Факт направления подтверждается почтовым реестром.
В ходе рассмотрения дела судом Гладышева Я.В. поясняла, что по окончании временной нетрудоспособности 31 октября 2022 г. она не вышла на работу 1 ноября 2022 г., поскольку полагала, что уволена по собственному желанию 24 октября 2022 г.
Приказом заместителя министра от 1 ноября 2022 г. №л внесены изменения в приказ от 27 сентября 2022 г. №л в редакции приказа от 27 сентября 2022 г. №л, согласно которым датой увольнения является «1 ноября 2022 г.».
В связи с отсутствием Гладышевой Я.В. на рабочем месте, копия данного приказа направлена истцу почтой письмом от 1 ноября 2022 г. №, в котором также разъяснено, что с истцом произведен расчет и выплата всех причитающихся сумм; в связи с отсутствием на рабочем месте, предложено явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление её почтой, возвратить принадлежащее министерству оборудование, пропуск в здание. Одновременно с приказом направлены: справка о доходах и суммах налога за 2022 год от 1 ноября 2()22 г., справка о сумме заработной платы и иных выплат за два календарных года, предшествующих увольнению, расчетный листок за сентябрь 2022 и ноябрь 2022г, сведения о трудовой деятельности за период работы (службы). Направление данных документов подтверждается почтовым реестром и описью вложения.
Оспаривая приказы Министерства спорта Алтайского края от 27 сентября 2022 г. №л и №л, от 1 ноября 2022 г. №л, истец указала, что проверка проведена с нарушениями, неуполномоченным органом, документы подписаны неуполномоченным лицом, примененное взыскание не соответствует тяжести нарушения; при наличии заявления об увольнении по собственному желанию работодатель не мог уволить позже установленного законом двухнедельного срока.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив в совокупности все обстоятельства и представленные доказательства, руководствуясь нормами Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 3 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Закона Алтайского края от 3 июня 2010 г. № 46-ЗС «О противодействии коррупции в Алтайском крае», пришел к выводу о том, что требования трудового законодательства работодателем при прекращении трудовых отношений с истцом выполнены в полном объеме.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда апелляционным определением от 16 августа 2023 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 мая 2023 г. оставила без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, а доводы заявителя кассационной жалобы полагает несостоятельными.
Согласно пункту 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставлением или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Государственная гражданская служба Российской Федерации, как вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, направлена на реализацию публичных интересов; ее специфика предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих, в который включаются обусловленные характером их деятельности права, особенные обязанности, соответствующие ограничения, определенные гарантии, а также особые требования к их личным и деловым качествам.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Как следует из части 1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, на гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, возлагается обязанность ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя.
Согласно части 6.1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
В соответствии с частью 1 статьи 20.1. Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 20.1. Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от (должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
Особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков установлены статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно статье 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, в действовавшей в спорный период редакции, взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
В целях реализации государственной антикоррупционной политики выполнение основных задач по борьбе с коррупцией на разных уровнях возложено на подразделения кадровых служб.
Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано создать органы субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений. При разработке положений об этих органах руководствоваться Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденным настоящим Указом.
Довод жалобы истца об отсутствии в Положении об Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края в редакции от 15 марта 2021 г. №, действующем на дату проведения проверки, указаний на наличие у Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края полномочий по реализации задач органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений не соответствует действительности. Подпунктом 2 пункта 2.1.2 Положения об Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края 23 декабря 2016 г. № 173, в Редакции Указа от 15 марта 2021 г. № 37, прямо предусмотрено, что Администрация реализует основные задачи органа по профилактике коррупционных правонарушений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».
В силу статьи 2 и пункта 2 статьи 4 Закона Алтайского края от 3 июня 2010 г. № 46-ЗС «О противодействии коррупции в Алтайском крае» Губернатор Алтайского края создает орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Указом Губернатора Алтайского края от 20 августа 2020 г. № 136 в целях
реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», пункта 3-1 статьи 2 закона Алтайского края от 3 июня 2010 г. № 46-ЗС «О противодействии коррупции в Алтайском крае» отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края определен органом Алтайского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утверждено Положение об органе Алтайского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Согласно Положению об органе Алтайского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений основными задачами Отдела является, в том числе, осуществление контроля за соблюдением государственными гражданскими служащими Алтайского края запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; обеспечение соблюдения гражданскими служащими Алтайского края требований законодательства Российской Федерации о контроле за расходами, а также иных антикоррупционных норм (подпункты «в, г» пункта 5 Положения об органе Алтайского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений).
Отдел осуществляет проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Алтайского края, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, должностей государственной гражданской службы Алтайского края, муниципальных должностей, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности; соблюдения лицами, замещающими государственные должности Алтайского края, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, и государственными гражданскими служащими Алтайского края запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; осуществление контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности Алтайского края, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, государственных гражданских служащих Алтайского края, лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих и их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в государственных учреждениях Алтайского края и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти Алтайского края, а также за реализацией в этих учреждениях и организациях мер по профилактике коррупционных правонарушений; осуществление контроля за организацией исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции в органах исполнительной власти Алтайского края (пункты 6.9-6.12 Положения об органе Алтайского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений).
Согласно положению о Министерстве спорта Алтайского края, утвержденному Указом Губернатора Алтайского края от 6 декабря 2018 г. № 193, Министерство является исполнительным органом Алтайского края, реализующим государственную политику в сфере физической культуры и спорта.
Таким образом, отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края является уполномоченным органом для осуществления контроля за организацией исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции и проведения соответствующих проверок.
Судом первой инстанции подробно проанализирован порядок проведения проверки, в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт надлежащей проверки, проведенной с соблюдением Положения о проверке соблюдения в органах исполнительной власти Алтайского края требований, ограничений и запретов, исполнения обязанностей, связанных с государственной гражданской службой Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 11 октября 2017 г. № 364.
Утверждение истца о том, что законодатель возложил проверку сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на подразделение кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а не на структурное подразделение государственного органа, к общим полномочиям которого относятся распорядительные функции, на основании действующих нормативно-правовых актов не нашло подтверждения.
Пунктом 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», который согласуется с Положением о проверке соблюдения в органах исполнительной власти Алтайского края требований, ограничений и запретов, исполнения обязанностей, связанных с государственной гражданской службой Алтайского края, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 11 октября 2017 г. № 364, определены права должностного лица, уполномоченного назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившего государственного служащего на должность федеральной государственной службы, согласно которому руководитель (лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность гражданской службы) вправе принять к государственному служащему меры юридической ответственности самостоятельно, без рассмотрения материалов проверки в соответствующей комиссии.
С учетом последовательного развития правового регулирования в области противодействия коррупции возложение Указом Губернатора Алтайского края от 20 августа 2020 г. № 136 функций по контролю и проверки достоверности ведений, предоставляемых гражданскими служащими органов исполнительной власти Алтайского края, на отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края, вопреки доводам жалобы истца, не противоречит положениям статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Возможность увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия обусловлена их особым правовым статусом.
Согласно части 1 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Действующим законодательством не предусмотрена форма доклада о результатах проверки.
За совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении по вине гражданского служащего возложенных на него служебных обязанностей, представителем нанимателя применяются установленные статьей 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ дисциплинарные взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания в соответствии со статьями 58, 59 вышеназванного закона проводится служебная проверка. Порядок применения взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, за коррупционные правонарушения, к которым отнесено невыполнение должным образом обязанности по представлению сведений о доходах, регламентирован статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
Особенностью привлечения к ответственности за совершение гражданскими служащими дисциплинарных проступков коррупционного характера является то, что при его осуществлении отсутствует необходимость проведения служебной проверки.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендаций указанной комиссии.
Установив фактические обстоятельства дела, суды правильно указали на то, что у Министерства спорта Алтайского края имелись основания для увольнения Гладышевой Я.В. по пункту 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой доверия за предоставление неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, при этом соблюден установленный законом порядок увольнения по указанному основанию. Факт совершения истцом дисциплинарного проступка подтверждается материалами дела, до издания приказа об увольнения у истца дважды затребованы объяснения в письменной форме по обстоятельствам предоставления недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и такие объяснения ею были даны, срок применения дисциплинарного взыскания соблюден.
Основанием для увольнения Гладышевой Я.В. послужил доклад отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края от 23 сентября 2022 г. о результатах проверки, проводимой в отношении Гладышевой Я.В.
Поскольку статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрено в обязательном порядке представление материалов проверки сведений о доходах в комиссию по урегулированию конфликта интересов, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии нарушений порядка рассмотрения вышеуказанного доклада.
Суды пришли к верному выводу, что законодательно определено, что наличие самого факта непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является достаточным основанием для увольнения.
Факты предоставления недостоверных сведений при заполнении справок о доходах Гладышевой Я.В. и ее супруга за 2020-2021 годы нашли свое подтверждение в ходе проверки, проведенной отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края.
В объяснениях от 17 августа 2022 г. и 16 сентября 2022 г. Гладышева Я.В. подтвердила, что ею представлены неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в справке за 2020-2021 годы, о наличии обязательств срочного характера, направленных на приобретение жилых помещений в городе Москве, Гладышева Я.В. не могла не знать.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что представленные Гладышевой Я.В. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации, не являются достоверными и полными, соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Вопреки доводам истца, характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей учитывались при принятии решения о наложении на нее взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Ссылка истца на возникшие трудности в семейных отношениях в период составления справок обоснованно не приняты во внимание. При этом предшествующие награды за добросовестное отношение к труду при выявлении коррупционного правонарушения не имеют определяющего значения при решении вопроса и применении к государственному гражданскому служащему взыскания в виде увольнения за утрату доверия, поскольку факт наличия нарушений при предоставлении сведений о дохода и расходах истца и ее супруга установлен по результатам проверки, признанной судом соответствующей нормативно-правовому регулированию, совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за нарушение наступает вне зависимости от степени его тяжести или причиненного ответчику ущерба.
Согласно разъяснений, изложенных в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2002 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения проступка подал заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения об увольнении.
Суды обоснованно отклонили довод истца о возможности ее увольнения по собственному желанию в период после возникновения оснований для ее увольнения в связи с утратой доверия.
Учитывая вышеприведенные нормы права и установленные в судебном заседании обстоятельства с учетом предоставленных сторонами доказательств в обоснование своих позиций, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ответчиком предоставлено достаточно доказательств совершения истцом нарушения, являющегося основанием к увольнению по ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Процедура и порядок увольнения с должности соблюдены, дисциплинарное взыскание в виде увольнения произведено в срок со дня поступления информации о совершении правонарушения, подтвержденной в ходе проверки, объяснения от истца истребованы. В связи с чем, суды правильно отказали в удовлетворении требования о признании незаконными приказов Министерства спорта Алтайского края от 27 сентября 2022 г. № 234л и № 237л и от 1 ноября 2022 г. № 256л об увольнении Гладышевой Я.В.
Поскольку требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и исключении из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, являются производными (неразрывно связанными с основными требованиями) от требований о признании незаконным приказов Министерства спорта Алтайского края от 27 сентября 2022 г. № 234л и № 237л и от 1 ноября 2022 г., данные требования также не подлежали удовлетворению.
Судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено нарушение судами норм процессуального права при оценке и исследовании собранных по делу доказательств, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, постановлены при правильном применении норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, как основанных на полном и объективном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу предоставленных суду кассационной инстанции полномочий не имеется. Всем доводам заявителя кассационной жалобы, которые в полном объеме повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, дана оценка судом апелляционной инстанции, оснований для иной оценки выводов судов судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 мая 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гладышевой Яны Васильевны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: