ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-5317/2022 | |
№ 2-191/2021УИД 78RS0012-01-2020-002669-46 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург |
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего | ФИО1, |
судей | ФИО2, |
Яроцкой Н.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3, ФИО4 к ООО «Первая коммунальная компания», ООО «Управление Комфорт» о признании незаконными по включению платы по коммунальной услуги по водоотведению сточных вод, обязании произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги,
по кассационной жалобе ФИО3, ФИО4 на решение Ленинского районного суда Санкт- Петербурга 10 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., объяснения представителя ФИО3 и ФИО5 – ФИО6, действующего на основании доверенности от 05.11.2020, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей ООО «Управление комфортом» ФИО7, действующей на основании доверенности от 09.11.2020, ООО «Первая коммунальная компания» - адвоката Гончарова О.В., действующего на основании ордера №790950 от 03.04.2022, полагавших доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО3, ФИО5 обратились в Ленинский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к ООО «Управление комфортом» о признании незаконными действий по включению в плату за коммунальные услуги платы за водоотведение поверхностных сточных вод, обязании произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги с апреля 2019 года по декабрь 2019 года.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками квартир № 5 по адресу <адрес><адрес> (истец ФИО3), №, расположенной по адресу: <адрес> лит. А. (истец ФИО5). Управление вышеуказанным домом осуществляет управляющая компания ООО «Управление комфортом». Начиная с апреля 2019 года по декабрь 2019 года, ответчик незаконно ввел коммунальную услугу «водоотведение (поверхностные сточные воды)», что подтверждается позицией Комитета по тарифам и ценовой политики Правительства Ленинградской области, изложенной в письме от 08.10.2019.
Решением Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга от 10 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 08 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО4 отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование жалобы указано, что Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, водоотведение поверхностных сточных вод в качестве отдельной коммунальной услуги не предусмотрено. В Постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 в состав минимального перечня услуга по отведению поверхностных сточных вод не включена. Общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах размер платы, как и сама услуга по отведению поверхностных сточных вод не установлена. В жилых домах отведение поверхностных сточных вод через внутренние инженерные системы не осуществляется. Суды руководствовались не подлежащими применению нормами материального права, что привело к неправильному разрешению спора.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены апелляционного определения, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы являются собственниками квартир № по адресу <адрес> (истец ФИО3), и квартиры № № расположенной по адресу: <адрес>. (истец ФИО5)
ООО «Управление комфортом» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес> и по адресу: <адрес>, д. Мистолово, <адрес>
На имя ФИО3 в ООО «Управление комфортом» открыт лицевой счет №, на имя ФИО4 открыт лицевой счет №.
12.04.2017 между ООО «Первая коммунальная компания» и ООО «Управление комфортом» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения №.
Пунктом 1.1 договора в редакции дополнительного соглашения № 3 от 02.02.2018 ООО «Первая коммунальная компания», осуществляющее водоотведение, обязуется осуществить прием хозяйственно-бытовых сточных вод Исполнителя коммунальных услуг в централизованную систему водоотведения, обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект и прием ливневых (дождевых) сточных вод, обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а исполнитель коммунальных услуг обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых хозяйственно-бытовых и ливневых (дождевых) сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации и производить Организации водопроводно-канализационного хозяйства, оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, определенных в настоящем договоре. Датой начала водоотведения считается 12.04.2017.
Услуги водоотведения хозяйственно-бытовых и поверхностных (дождевых) сточных вод осуществляются в отношении «Жилого микрорайона д.Мистолово. Первая очередь строительства (54 жилых дома)».
Разделом 6 договора стороны предусмотрели сроки и порядок оплаты.
Во исполнение условий договора ООО «Первая коммунальная компания» в период с апреля 2019 года по декабрь 2019 года были оказаны ответчиком услуги водоотведения поверхностных (дождевых) сточных вод.
В период с апреля 2019 года по декабрь 2019 года (включительно) собственникам жилых помещений в доме, в том числе и ФИО3, ФИО4, ответчиком выставлялась плата за водоотведение поверхностных сточных вод.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 153, 154, 155, 161, 162, 192 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и, сделав вывод о том, что действия ответчика по начислению платы за услугу водоотведения (поверхностные сточные воды) является обоснованными, отказал в иске.
Суд апелляционной инстанции, применив вышеуказанные нормы, положения статьи 424 ГК РФ, пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, пункта 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, подпункта (а) пункта 35 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07. 2013 № 644, статьи 263 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласился с принятым по делу решением, указав, что водоотведение поверхностных сточных вод происходит как с конструкций многоквартирного дома (кровли), так и с земельного участка, принадлежащего всем собственникам многоквартирного дома, а поэтому они должны нести расходы по оплате данной услуги пропорционально принадлежащей им площади жилого помещения.
С данными выводами судов согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Этим же Кодексом определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Понятие коммунальных услуг определено пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, как осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
К коммунальным ресурсам данными Правилами отнесены холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, под которыми понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем).
В силу частей 1, 7, 9.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 данного Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Как видно из материалов дела, выставляя истцам счета с апреля по декабрь 2019 года, ответчик в одних счетах включал плату за водоотведение поверхностных сточных вод в раздел коммунальных услуг, в других – в раздел платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Исходя из заявленных ФИО3 и ФИО4 исковых требований и вышеприведенных правовых норм, для правильного разрешения спора суду следует установить, является ли отведение поверхностных сточных вод коммунальной услугой, и можно ли его отнести к содержанию жилого помещения, для чего необходимо проанализировать вышеприведенные нормы, а также разрешить вопрос о том, относится ли земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и с которого отводятся поверхностные сточные воды, к общему имуществу в многоквартирном доме.
Состав принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности общего имущества в многоквартирном доме определен в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и пунктами 2, 5 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с подп. "е" п. 2 Правил в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В этой связи, одним из обстоятельств, имеющих значение для дела, является вопрос о том, определены ли границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на основании данных государственного кадастрового учета.
Однако вышеприведенные нормы Правил предоставления коммунальных услуг и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме судами при разрешении спора не применены, выводы о том, является ли отведение поверхностных сточных вод коммунальной услугой, и можно ли его отнести к содержанию жилого помещения, судами не сделаны, вопрос о том, определены ли границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и, следовательно, относится ли он к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, не проверен и не разрешен.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Данным требованиям закона состоявшиеся по делу судебные акты не соответствуют.
Из содержания искового заявления ФИО3 и ФИО4 следует, что в подтверждение обоснованности своей позиции истцы ссылались на письма Комитета по тарифам и ценовой политики Правительства Ленинградской области от 08.10.2019 № КТ-4-706/2019, Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.01.2020 № 633-СН/04, Федеральной антимонопольной службы от 25.11.2019 № ВК/103325/19, которые полагают неправомерным включение услуги по отведению поверхностных сточных вод в структуру платы граждан за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, однако, в нарушение требований ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, соответствующие доводы истцов правовой оценки в обжалуемых судебных постановлениях не получили.
Вопрос о том, в связи с чем высказавший вышеуказанную позицию Комитет по тарифам и ценовой политики Правительства Ленинградской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, Приказом от 01.03.2019 № 48-пн утвердил тарифы на услугу в сфере водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Первая коммунальная компания», оказываемую населению, на 2019 год, именно для населения муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, не выяснен, при том, что в данном Приказе имеется ссылка на его выделение в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации о налоге, предъявляемом продавцом покупателю при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам).
Доводам ответной стороны о том, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2020 о взыскании с ООО «Управление комфортом» в пользу ООО «Первомайская коммунальная компания» взыскана задолженность по договору холодного водоснабжения и водоотведения №12/04-17 от 12.04.2017, оценка в судебных постановлениях также не дана.
Допущенные нарушения являются существенными и не могут быть устранены без отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить обжалуемое апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 сентября 2021 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
судьи