ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1978/20 от 05.08.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

I инстанция - Степчемкова Е.А.

II инстанция – Коржаков И.П., Филенкова С.В. (докладчик), Коженова Т.В.

Дело №88-18035/2021

№ 2-1978/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Москва 05 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Кисловой Е.А.,

судей Анненковой К.К., Шамрай М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Смоленской таможне о восстановлении на государственной гражданской службе,

по кассационной жалобе представителя Смоленской таможни – ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 30 марта 2021 года,

заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Кисловой Е.А., пояснения представителей ответчика Смоленской таможни – ФИО9 и ФИО2, поддержавших кассационную жалобу, истца ФИО1 и его представителя ФИО10, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И., полагавшей обжалуемое судебное постановление законным и обоснованным, кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Смоленской таможне о восстановлении на государственной гражданской службе.

В обоснование иска истец указал, что на основании приказа -К от 15 июня 2012 года принят в Смоленскую таможню на должность государственного таможенного инспектора. Его стаж государственной гражданской службы составляет 14 лет.

Приказом Смоленской таможни -КГ от 27 октября 2020 года уволен по основаниям, предусмотренным пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

Ответчик предложил ФИО1 перевод на другую должность, с которой он согласился, однако спустя две недели его уволили, указав на то, что выбранная им вакантная должность будет замещаться другим должностным лицом.

Истец полагает свое увольнение незаконным, поскольку ответчиком не было принято во внимание наличие у него на иждивении двух несовершеннолетних детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В период с 22 сентября 2015 года по 23 октября 2015 года и с 14 мая 2018 года по 29 мая 2018 года ФИО1 проходил повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам. За достигнутые положительные результаты в работе по защите экономических интересов Российской Федерации ФИО23 С.С. награжден медалью «25 лет ФТС России» и медалью Министерства обороны Российской Федерации в 2017 года «За участие в военном параде», посвященному 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне по поручению Смоленской таможни.

Кроме того, согласно приказу Смоленской таможни от 28 июля 2020 года «Об организационно - штатных мероприятиях» в отделе таможенного досмотра подлежали сокращению государственные таможенные инспектора с классным чином референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса. При этом, ФИО1 был присвоен классный чин «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса», что указывает на нарушение процедуры сокращения.

На основании указанного приказа вводились новые должности в количестве 30 единиц, из которых 20 единиц - должности главного государственного таможенного инспектора с классным чином «советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса». Несмотря на то, что для замещения должностей гражданской службы категорий ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования, которое у истца имеется, перечисленные должности ему предложены не были.

Также приказом Смоленской таможни от 26 октября 2020 года уволен ФИО11, в связи с чем была освобождена должность старшего государственного таможенного инспектора, которая также ФИО1 предложена не была.

На основании изложенного, ФИО1 просил суд восстановить его на государственной гражданской службе.

Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 28 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 30 марта 2021 года решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 28 декабря 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены, ФИО1 восстановлен в должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста Смоленской таможни с 29 октября 2020 года.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

При рассмотрении дела установлено, что на основании приказа Смоленской таможни от 15 июня 2012 года ФИО1 принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста.

15 июня 2012 года с ФИО1 заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации по должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста Смоленской таможни.

В 2013 году ФИО1 присвоен классный чин «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса», в 2014 году - «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса», приказом Смоленской таможни от 19 мая 2015 года -А - «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса».

Во исполнение приказа Центрального таможенного управления от 27 июля 2020 года №425 «Об организационно - штатных мероприятиях», приказа ФТС России от 18 октября 2005 года №2970 «Об утверждении Положения об организационно - штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России», Смоленской таможней издан приказ от 28 июля 2020 года №2430, в соответствии с которым в штатное расписание Смоленской таможни с 29 октября 2020 года (дата вступления приказа в силу) внесены изменения.

В соответствии с приложением к названному приказу из штатного расписания Стабнинского таможенного поста подлежали исключению 14 должностей государственных гражданских служащих и включению 7 должностей государственных гражданских служащих.

В целом по Смоленской таможне предусматривалось исключение из штатного расписания 108 должностей государственных гражданских служащих (исключение - 138, включение в штатное расписание - 30).

В соответствии со штатным расписанием Смоленской таможни с 29 октября 2020 года в состав Стабнинского таможенного поста Смоленской таможни включена 71 должность государственных гражданских служащих, 3 должности сотрудников и 1 должность работников, в том числе: начальник поста -1, заместитель начальника поста - 2, делопроизводитель - 1; отдел таможенного оформления и таможенного контроля: начальник отдела -1, заместитель начальника отдела -1, главный государственный таможенный инспектор - 17, старший государственный таможенный инспектор -11, государственный таможенный инспектор - 9; отдел таможенного досмотра: начальник отдела -1, заместитель начальника отдела -2, главный государственный таможенный инспектор -13, старший государственный таможенный инспектор -9, государственный таможенный инспектор - 7.

На основании анализа профессиональной оценки, уровня образования и выполняемых должностными лицами, замещающими должности государственного таможенного инспектора в подразделениях Стабнинского таможенного поста, принято решение о сокращении 3-х вакантных должностей в отделе таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста, 4-х должностных лиц, имеющих минимальную оценку профессиональной деятельности (ФИО12, ФИО13, ФИО14 и ФИО15), а также 3-х вакантных должностей и 4-х должностных лиц в отделе таможенного досмотра, имеющих минимальную оценку профессиональной деятельности: ФИО1 (низкие результаты профоценки, не профильное образование, наличие дисциплинарного взыскания в 2020 году); ФИО16 (отсутствие профильного образования, низкие результаты профоценки); ФИО17 (низкие результаты профоценки, дважды привлекался к ответственности за нарушения в 2020 году); ФИО18 (отсутствие профильного образования, низкие результаты профоценки).

17 августа 2020 года ФИО1 ознакомлен с уведомлением Смоленской таможни от 31 июля 2020 года о сокращении замещаемой им должности с 29 октября 2020 года.

13 октября 2020 года ФИО1 ознакомлен со списком вакансий государственных гражданских служащих (старшей группы) по состоянию на 29 октября 2020 года, в который включены: старший государственный таможенный инспектор отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга; старший государственный таможенный инспектор кинологического отделения; государственный таможенный инспектор (2 вакансии) отдела таможенного досмотра Заднепровского таможенного поста; старший государственный таможенный инспектор (2 вакансии) отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста; старший государственный таможенный инспектор (2 вакансии) отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста; старший государственный таможенный инспектор Ярцевского таможенного поста, государственный таможенный инспектор (7 вакансий) Ярцевского таможенного поста.

Также 13 октября 2020 года ФИО1 ознакомлен со списком вакансий в Московской таможне для предложения должностным лицам Смоленской таможни, со списком вакансий в Центральной электронной таможне для предложения должностным лицам Смоленской таможни.

По результатам беседы, проведенной с ФИО1 13 октября 2020 года, он выразил желание продолжить службу в замещаемой должности.

В листе беседы, проведенной 20 октября 2020 года, ФИО1 выразил согласие с назначением на предложенную ему должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабиинского таможенного поста.

23 октября 2020 года ФИО1 уведомлен о том, что в ходе проведения анализа должностных лиц таможни, претендующих на замещение вакантных должностей в рамках проводимых организационно - штатных мероприятий, выбранная им вакантная должность будет замещаться другим должностным лицом, в связи с чем ФИО1 28 октября 2020 года подлежит увольнению в связи с сокращением.

Приказом Смоленской таможни -КГ от 27 октября 2020 года прекращено действие служебного контракта в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», ФИО1 освобожден от замещаемой должности и уволен с 28 октября 2020 года с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции с ссылкой на положения Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» пришел к выводу о наличии у ответчика оснований для увольнения ФИО1 в связи с сокращением занимаемой им должности.

Отклоняя довод истца о нарушении при увольнении положений статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», регламентирующей порядок увольнения гражданских служащих в связи с сокращением занимаемых ими должностей, так как в организации в период проведения мероприятий по сокращению штата работников имелись вакантные должности, однако они не были предложены ФИО1, суд первой инстанции сослался на то, что действующим законодательством порядок предложения работникам вакантных должностей не регламентирован, право решать, кому из сокращаемых работников предложить занять вакантную должность, принадлежит работодателю. ФИО1 выразил желание проходить службу в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабиинского таможенного поста, не имея преимущественного права на данную должность, которое было определено за старшим государственным таможенным инспектором ФИО19, являющейся единственным кормильцем в семье, имеющей на иждивении двух несовершеннолетних детей.

Отменяя решение суда и принимая новое о восстановлении ФИО1 в должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста Смоленской таможни, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ФИО1 не были предложены все имеющиеся в государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, в связи с чем у представителя нанимателя отсутствовали основания для увольнения ФИО1 по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, поскольку ответчиком нарушена процедура увольнения.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ«О государственной гражданской службе в Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо и другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).

Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции, упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня, его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается- от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, области и вида его профессиональной служебной деятельности, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).

Указанным нормам права апелляционное определение не противоречит.

С доводами, изложенными в кассационной жалобе, о том, что в перечень вакантных должностей, предложенных истцу, были включены все вакантные должности как на момент беседы с ФИО1, так и должности, включаемые в штатное расписание (в том числе и должности, которые должны были быть освобождены до 29 октября 2020 года - должность ФИО20), как основаниями для отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции, согласиться нельзя.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истцу 20 октября 2020 года предлагалось две вакантных должности, одну из которых он выбрал. 23 октября 2020 года ФИО1 был уведомлен о том, что выбранная им вакантная должность будет замещаться другим должностным лицом.

ФИО20 был уволен с 28 октября 2020 года с должности старшего государственного таможенного инспектора, однако после 23 октября 2020 года его вакансия не была предложена ФИО1.

Из объяснений представителя ответчика, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что должность государственного инспектора отдела оформления и таможенного контроля не была предложена ФИО1 ввиду ее фактического отсутствия. В связи с чем, выводы суда, о том, что истец был введен в заблуждение относительно выбранной им вакансии, поскольку в списке было указано две вакантных должности, являются обоснованными.

Ссылка в кассационной жалобе о необоснованном выводе суда апелляционной инстанции о нарушении Смоленской таможней порядка предложения вакантных должностей в других государственных органах, при наличии у работодателя такого права и отсутствии таковой обязанности, о соблюдении процедуры предложения вакансий в Смоленской таможни ввиду отсутствия вакантных должностей в иных государственных органах, противоречат содержанию апелляционного определения, в котором отсутствует такой вывод, при этом правильно приведены нормы права, регулирующие порядок предоставления вакантных должностей в другом государственном органе.

Ошибочное указание в апелляционном определении на то, что судом первой инстанции установлено соблюдение порядка применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения, на правильность выводов суда апелляционной инстанции по существу спора и о нарушении процедуры увольнения в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе не влияет.

Остальные доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований, направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судом произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права нарушены не были. Исходя из установленных фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 30 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Смоленской таможни ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи