ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-16158/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 14 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Латушкиной С.Б., Гусева Д.А.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1/2021; УИД: 75RS0006-01-2020-000490-89 по иску ФИО2 к администрации муниципального района «Акшинский район», Комитету по финансам администрации Муниципального района «Акшинский район» об обязании исполнять распоряжение Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» № от 9 января 2020 г., взыскании задолженности по оплате труда, компенсации за задержку оплаты труда, обязании произвести отчисления во внебюджетные фонды, компенсации морального вреда,
по кассационному представлению прокуратуры Забайкальского края на решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 5 марта 2021г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В., прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО1, поддержавшей доводы кассационного представления,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Акшинский район», Комитету по финансам администрации Муниципального района «Акшинский район» об обязании исполнять распоряжение Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» № от 9 января 2020 г., взыскании задолженности по оплате труда, компенсации за задержку оплаты труда, обязании произвести отчисления во внебюджетные фонды, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истец является депутатом Совета муниципального района «Акшинский район» 6 созыва, решением Совета муниципального района «Акшинский район» от 22 февраля 2019 г. № избрана Председателем Совета.
Решением Совета муниципального района «Акшинский район» от 15 ноября 2019 г. № «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района «Акшинский район» внесены изменения в Устав муниципального района «Акшинский район» в части исполнения полномочий председателя Совета муниципального района «Акшинский район» на постоянной основе, то есть за оплату. Данное решение вступило в законную силу с 27 декабря 2019 г., с 1 января 2020 г. истец начала исполнять полномочия Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» на постоянной основе. Письмо Минфина Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № «Об обложении налогом на доходы физических лиц и доходов депутатов представительного органа муниципального собрания» устанавливает, что депутатская деятельность, осуществляемая на постоянной основе, относится к трудовой деятельности физического лица.
В дальнейшем в Акшинском районе было утверждено «Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденное Решением Совета муниципального района «Акшинский район» от 19 октября 2018 г. №, в которое Решением Совета муниципального района «Акшинский район» от 27 декабря 2019 г. № «О внесении дополнений и изменений в Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденное решением Совета муниципального района «Акшинский район» от 19 октября 2018 г. №» внесены изменения и дополнения.
Для исполнения вышеуказанных решений председателем Совета муниципального района «Акшинский район» вынесены распоряжение № от 9 января 2020 г. «О вступлении в должность Председателя Совета муниципального района «Акшинский район», которым установлено денежное вознаграждение, и распоряжение № «Об утверждении штатного расписания Совета муниципального района «Акшинский район». При этом истец указывает на то, что данные решения и распоряжения, являясь действующими, фактически не исполняются ответчиком, в связи с чем оплата труда истца не производится на протяжении с 1 января 2020 г. по настоящее время.
С учетом уточнений исковых требований просила суд обязать администрацию муниципального района «Акшинский район» исполнять распоряжение Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» № от 9 января 2020 г. «О вступлении в должность Председателя Совета муниципального района «Акшинский район».
Взыскать с администрации муниципального района «Акшинский район» задолженность по оплате труда в размере 443065 рублей.
Взыскать с администрации муниципального района «Акшинский район» компенсацию за задержку (невыплату) оплаты труда в размере 14668,64 рублей.
Обязать администрацию муниципального района «Акшинский район» произвести отчисления и взносы на зарплату в фонды, установленные Федеральным законодательством.
Обязать администрацию муниципального района «Акшинский район» произвести исчисления в ФНС подоходного налога.
В ходе судебного заседания 3 сентября 2020 г., истец уточнила исковые требования, просит взыскать заработную плату за август 2020 года в сумме 30272 рубля, отпускные за предоставленный отпуск в количестве 14 календарных дней в сумме 30243 рубля, единовременную выплату к отпуску в сумме 22208 рублей, разницу между заявленной компенсацией и рассчитанной на 2 сентября 2020 г. в сумме 3757 рублей.
В ходе судебного заседания 20 февраля 2021 г. истец уточнила исковые требования, просила взыскать заработную плату за сентябрь 2020 года в сумме 40278 рублей, отпускные за предоставленный отпуск в количестве 25 календарных дней в сумме 53505 рублей, единовременную выплату к отпуску в сумме 11625 рублей, заработную плату за октябрь 2020 года в сумме 31647 рублей, заработную плату за ноябрь в сумме 63295 рублей, заработную плату за декабрь в сумме 63295 рублей, заработную плату за январь 2021 года в сумме 65191 рублей, разницу между заявленной компенсацией и рассчитанной на 19 февраля 2021 года в сумме 32984,95 рублей.
В ходе судебного заседания 5 марта 2021 года, истец также уточнила исковые требования, просила взыскать заработную плату за февраль 2021 года в сумме 65191 рубль, разницу между заявленной компенсацией и рассчитанной на 5 марта 2021 года в сумме 3203 рублей, компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей.
Определением Центрального районного суда г. Читы от 12 июля 2018 г. к участию в деле привлечен прокурор Акшинского района, в качестве ответчика — комитет по финансам администрации муниципального района «Акшинский район», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Контрольно-счетная палата администрации муниципального района «Акшинский район», Министерство финансов Забайкальского края.
Решением Акшинского районного суда Забайкальского края от 5 марта 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 мая 2021 г., постановлено:
«Исковые требования ФИО2, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального района «Акшинский район» исполнять распоряжение Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» № от 9 января 2020 г. «О вступлении в должность Председателя Совета муниципального района «Акшинский район».
Взыскать с Администрации муниципального района «Акшинский район», Комитета по финансам администрации муниципального района «Акшинский район» за счет средств бюджета муниципального района «Акшинский район» в пользу ФИО2 задолженность по оплате труда в размере 802234 рубля, задолженность по отпускным выплатам в размере 117581 рублей, компенсацию за задержку оплаты труда в размере 54613,59рублей, денежную компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей.
Обязать Администрацию муниципального района «Акшинский район», Комитет по финансам администрации муниципального района «Акшинский район» произвести платежи в МРИ ФНС по налогам на доходы ФИО2 за отработанный период с 1 января 2020 г. по 28 февраля 2021 г., отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования за отработанный ФИО2 период с 1 января 2020 г. по 28 февраля 2021 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
В кассационном представлении старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Забайкальского края Чадова Е.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений и направлении дела на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы истцом ФИО2 принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Совета муниципального района «Акшинский район» № от 22 февраля 2019 г. истец ФИО2 избрана Председателем Совета муниципального района «Акшинский район» на срок полномочий Совета муниципального района «Акшинский район» 6 созыва.
Решением Совета муниципального района «Акшинский район» № от 15 ноября 2019 г. в часть 10 статьи 23 Устава муниципального района «Акшинский район» внесены изменения, которыми определено исполнение председателем Совета полномочий на постоянной основе, то есть за плату.
ФИО2 приступила к исполнению обязанностей на постоянной основе с 1 января 2020 г.
Решением Совета муниципального района «Акшинский район» от 19 октября 2018 г. № «О денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район» утверждено Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район»
Согласно решению Совета муниципального района «Акшинский район» от 27 декабря 2019 г. № в указанное Положение внесены дополнения и изменения, касающиеся установления председателю Совета муниципального района «Акшинский район», осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, денежного вознаграждения, его составляющие, размер, предельный размер фонда оплаты труда.
9 января 2020 г. Советом муниципального района «Акшинский район» принято распоряжение № о вступлении в должность Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» на постоянной основе ФИО2 с 1 января 2020 г. и об установлении денежного содержания Председателю Совета в соответствии с «Положением о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденное решением № от 19 октября 2018 г. и решением Совета муниципального района «Акшинский район» «О внесении дополнений и изменений в Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденное решением Совета муниципального района «Акшинский район» от 19 октября 2018 г. №» от 27 декабря 2019 г. №
Решением Забайкальского краевого суда от 11 сентября 2020 г. решение Совета муниципального района «Акшинский район» от 27 декабря 2019 г. № «О внесении дополнений и изменений в Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденное решением Совета муниципального района «Акшинский район» от 19 октября 2018 г. №» признано недействующим со дня принятия. Данное решение оставлено без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда от 22 декабря 2020 г.
Разрешая заявленные исковые требования и частично их удовлетворяя, суд первой инстанции исходил из того, что признание недействующим решения Совета муниципального района «Акшинский район» от 27 декабря 2019 г. №, не лишает истца права на оплату ее труда в занимаемой должности, поскольку трудовые правоотношения истца регламентируются не только решением Совета муниципального района № от 27 декабря 2019 г., но и распоряжением от 9 января 2020 г. №. Определяя сумму задолженности по заработной плате, отпускных выплат и компенсации за задержку выплаты заработной платы, суд первой инстанции руководствовался штатным расписанием от 1 января 2020 г., утвержденным Распоряжением Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» от 9 января 2020 г. №, штатным расписанием от 1 января 2021 г., утвержденным Распоряжением Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» от 11 января 2021 г. №.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда в апелляционном порядке, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что несмотря на установление размера денежного вознаграждения истцу нормативным правовым актом, признанным впоследствии в судебном порядке недействительным с момента принятия, на работодателя возложена обязанность произвести оплату труда ФИО2, поскольку она состоит в трудовых отношениях. Суд апелляционной инстанции признал обоснованным удовлетворение требований ФИО2 в заявленном размере с учетом положений отмененного решения Совета муниципального района «Акшинский район» от 27 декабря 2019г. №.
Между тем, судебными инстанциями не было учтено нормативное регулирование спорных правоотношений.
В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в силу части 2 и части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не могут противоречить федеральным законам.
Частями 1 и 3 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Численность депутатов представительного органа поселения, городского округа, муниципального района согласно частям 6 и 7 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется уставом муниципального образования и не может быть менее числа, установленного данным Федеральным законом, с учетом численности населения муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
При этом согласно части 5 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
В силу статьи 1 Закона Забайкальского края от 24 декабря 2010 г. № «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, гарантируются условия, направленные на социальную и правовую защищенность лиц, замещающих муниципальные должности, и обеспечивающие осуществление ими своих полномочий, в том числе на получение денежного вознаграждения (части 1 и 3).
Реализуя предоставленные законом полномочия правительство Забайкальского края постановлением от 2 декабря 2016 г. № утвердило методику расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, приложениями № 1 и № 2 к которой являются Правила определения предельной штатной численности работников органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) и городских (сельских) поселений Забайкальского края (за исключением технических исполнителей).
Аналогичные по своему содержанию положения предусмотрены в части 3 статьи 27, статье 29 Закона Забайкальского края от 10 июня 2020 г. № «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Забайкальском крае».
Таким образом, депутатам органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, действительно гарантировано право на получение денежного вознаграждения, которое на территории Забайкальского края устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами.
Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование вопросов о расходных обязательствах муниципального образования, в пункте 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрел право органов местного самоуправления самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим кодексом.
В силу пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
При этом положениями статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать нормативы как в абсолютной, так и относительной величине, характеризующей расходы на оплату труда указанных категорий работников и (или) содержание органов местного самоуправления.
Порядок расчета, установление и величина указанных нормативов определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в рамках реализации их бюджетных полномочий в части установления условий предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, закрепленных статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании распоряжения Совета муниципального района подписанного председателем Совета муниципального района «Акшинский район» ФИО2 № от 9 января 2020 г. «О вступлении в должность председателя Совета муниципального района «Акшинский район» 6 созыва», ФИО2 считается вступившей в должность председателя Совета муниципального района «Акшинский район» 6 созыва с 1 января 2020 г. Абзацем вторым указанного постановления председателю Совета муниципального района «Акшинский район» установлено денежное вознаграждение в соответствии с «Положением о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденным решением Совета муниципального района «Акшинский район» от 19 октября 2018 г. № и решением Совета муниципального района «Акшинский район» о «внесении дополнений и изменений в «Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденное решением Совета муниципального района «Акшинский район» от 19 октября 2018 г. № и от 27 декабря 2019 г. №.
Распоряжением Совета муниципального района «Акшинский район» № от 9 января 2020г., подписанным председателем Совета муниципального района «Акшинский район» ФИО2, утверждено штатное расписание от 1 января 2020г. с составом в количестве одной единицы и общим фондом оплаты труда 72753 рубля в месяц.
Распоряжением Совета муниципального района «Акшинский район» № от 11 января 2021г., также подписанным председателем Совета муниципального района «Акшинский район» ФИО2, утверждено штатное расписание от 1 января 2021г. с составом в количестве одной единицы - председателя Совета. Пунктом вторым указанного распоряжения установлено денежное вознаграждение председателю Совета в размере из расчета в соответствии с «Методикой расчета нормативов расходов на держание органов местного самоуправления муниципальным образований Забайкальского края, утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 июня 2020г. № «Об утверждении Методики расчета нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края».
Исходя из приведенных норм действующего законодательства, положений статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Таким образом, судебными инстанциями при рассмотрении дела не было учтено, что средства на финансирование оплаты труда председателя Совета не были заложены в бюджете муниципального района, что следует из решения Совета муниципального района «Акшинский район» от 27 декабря 2019 г. № «Об утверждении бюджета муниципального района «Акшинский район» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов во втором и третьем чтении», в которой статья расходов «функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований», в том числе в части оплаты труда председателя Совета отсутствует.
Также не было учтено, что регулирование вопросов оплаты труда депутатов должно осуществляться в соответствии с Нормативами формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на 2020 год, утвержденное постановлением Правительства Забайкальского края от 8 мая 2020 г. №, на основе Методики формирования нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, утвержденной постановлением правительства Забайкальского края от 2 декабря 2016 г. №, чего сделано не было при установлении вознаграждения председателю Совета муниципального района.
Кроме того, в соответствии с нормативным регулированием установление денежного вознаграждения председателю Совета муниципального района относится к исключительной компетенции представительного органа - в данном случае Совета муниципального района «Акшинский район».
Между тем, истец единолично установил себе размер денежного вознаграждения, приняв оспариваемые распоряжения, которые не являются муниципальными нормативными правовыми актами, что противоречит нормам действующего законодательства.
Судами также не было учтено, что распоряжение № от 9 января 2020 г. вынесено на основании признанного недействующим решения Совета муниципального района «Акшинский район» №, что также противоречит общим положениям действующего федерального законодательства.
Правильность выводов судебных инстанций опровергается также вступившим в законную силу решением Акшинского районного суда Забайкальского края от 13 апреля 2021 г., которым признаны недействующими с момента принятия абзаца второго распоряжения Совета муниципального района «Акшинский район» № от 9 января 2020 г. «О вступлении в должность Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» 6 созыва» со слов «установить денежное вознаграждение...»; распоряжение председателя Совета муниципального района «Акшинский район» № от 9 января 2020 г.; распоряжение председателя Совета муниципального района «Акшинский район» № от 11 января 2021 г. как незаконные и несоответствующие нормам действующего законодательства.
Также в нарушение Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» судебными инстанциями к спорным правоотношениям применены нормы трудового права, при удовлетворении требований о взыскании компенсации по статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации и компенсации морального вреда.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 15-П выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.
Учитывая изложенное, положения Трудового кодекса Российской Федерации в рассматриваемой части к лицам, замещающим муниципальные должности, не применяются.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о взыскании в пользу ФИО2 за счет средств бюджета муниципального района «Акшинский район» задолженности по оплате труда и компенсационных выплат, морального вреда в соответствии с представленными истцом расчетом, нельзя признать законным.
С учетом изложенного решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 5 марта 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 мая 2021 г. нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 5 марта 2021г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 мая 2021 г. отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: