ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2-175/19 от 22.01.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Ванеева Н.В.

Дело № 33-133/2020

Дело № 2-2-175/2019

22 января 2020 года

г. Орел

Судья Ванеева Н.В.

Дело № 33-133/2020

Дело № 2-2-175/2019

22 января 2020 года

г. Орел

Определением суда в качестве соответчика привлечена администрация Краснозоренского района Орловской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Орловской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Краснозоренского района Орловской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Приводит доводы об отсутствии нарушений порядка предоставления земельного участка с кадастровым , расположенного по <адрес>.

Полагает, что оснований для признания межевания земельного участка недействительным у суда не имелось.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и ст.ст. 3, 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) основанием возникновения гражданских, в том числе земельных прав и обязанностей, являются акты органов местного самоуправления и гражданско-правовые сделки.

Процедура предоставления участка для ведения личного подсобного хозяйства регламентируется статьей 39.18 ЗК РФ.

Согласно подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора аренды земельного участка.

Подп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.

Пункт 2 статьи 39.18 ЗК РФ предусматривает требования к содержанию извещения. В извещении, в том числе указываются дата окончания приема указанных заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, а также адрес или иное описание местоположения земельного участка.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли- продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю (п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).

Предусмотренное ЗК РФ требование о заблаговременном информировании населения о предоставлении земельных участков направлено защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в том числе прав возможных претендентов на земельный участок.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельных участков: с , <...> и , <...>, расположенных по <адрес>.

Судом установлено, что <дата> ФИО2 обратился с заявлением на имя главы администрации <адрес> об утверждении схемы расположения земельного участка из состава земель населенных пунктов <...>, в кадастровом квартале по <адрес>, с целью последующего предоставления в аренду <...>, для ведения личного подсобного хозяйства.

<дата> в газете <...> опубликовано сообщение о возможности предоставления указанного участка в аренду.

<дата> главой администрации <адрес> вынесено постановление , которым представленная истцом схема была утверждена, ФИО2 предварительно согласовано предоставление испрашиваемого участка в связи с отсутствием заявлений от других лиц.

<дата> спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового , проведено его межевание.

Постановлением администрации Краснозоренского района Орловской области от <дата> земельный участок предоставлен в аренду <...> ФИО2

<дата> между администрацией Краснозоренского района Орловской области и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым , расположенного по <адрес>, сроком <...> из состава земель населенных пунктов, <...>, который <дата> зарегистрирован в установленном законом порядке.

Вместе с тем, разрешая спор, судом было установлено, что на официальном сайте уполномоченного органа (администрации Краснозоренского района Орловской области) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещение о возможности предоставления спорного земельного участка в аренду опубликовано не было.

Указанная информация была размещена на официальном сайте администрации Краснозоренского района Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» только <дата>, то есть в момент рассмотрения настоящего гражданского дела в суде первой инстанции.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок был предоставлен в аренду ФИО2 в нарушение п.п. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, без предварительного информирования населения, то есть с нарушением публичных процедур, прав и законных интересов истца, претендующего на предоставление спорного земельного участка, являющегося смежным с земельными участками истца, в связи с чем обоснованно признал недействительным договор аренды.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд обоснованно признал межевание спорного земельного участка недействительным и исключил сведения о месторасположении границ земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости, поскольку при его формировании были нарушены требования Земельного кодекса Российской Федерации в части извещения граждан о предоставлении земельного участка в определенных границах.

Доводы апелляционной жалобы о том, что порядок предоставления спорного земельного участка нарушен не был, являются несостоятельными, поскольку размещение газеты «<...> на сайте администрации района не является надлежащим извещением о возможности предоставления спорного земельного участка в аренду, поскольку в данном случае необходимо осуществлять самостоятельный поиск в архивах выпусков газеты, при этом предварительно зная номер и дату выпуска газеты с опубликованным извещением. Между тем, на сайте администрации района имеется отдельный раздел «Аукционы, конкурсы, извещения, аренда», где и публикуются извещения о возможности предоставления спорного земельных участков.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и не вызывают сомнений у судебной коллегии.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 22.10.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Краснозоренского района Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33-133/2020 (Определение)