ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2022/19 от 19.06.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-16341, № 2-2022/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 19 июня 2020 г.

Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Петровой Н.А., рассмотрев единолично дело по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на определение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 7 июня 2019 г. и апелляционное определение Московского областного суда от 30 октября 2019 г.

установил:

решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 12 апреля 2019 г. за ФИО1 и ФИО2 признано право общей долевой собственности в равных долях за каждой в порядке бесплатной приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

3 июня 2019 г. Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России) обратилось с предварительной апелляционной жалобой на указанное решение и ходатайством об освобождении от уплаты государственной пошлины либо предоставлении рассрочки ее уплаты.

Определением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 7 июня 2019 г. в удовлетворении ходатайства отказано, апелляционная жалоба оставлена без движения, ответчику предложено устранить недостатки апелляционной жалобы, предоставив в срок до 8 июля 2019 г. мотивированную апелляционную жалобу и квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

В целях исправления недостатков, указанных в определении, ответчиком 1 июля 2019 г. подана уточненная апелляционная жалобы, содержащая повторное ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины.

Апелляционным определением Московского областного суда от 30 октября 2019 г. определение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 7 июня 2019 г. оставлено без изменения

В кассационной жалобе ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России просит отменить указанные судебные акты как незаконные.

В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения при рассмотрении дела допущены.

В соответствии со ст. 320 ГПК РФ (в редакции здесь и далее, действовавшей на дату принятия обжалуемого определения), решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ. Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле.

В соответствии с ч. 4 ст. 322 ГПК РФ, к апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (далее - Положение), установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

Согласно п. 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (п. 2 постановления).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России подлежало освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для оставления без движения апелляционной жалобы по основанию неуплаты заявителем государственной пошлины. Иные недостатки, указанные в определении своевременно устранены.

Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судья

определил:

определение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 7 июня 2019 г. и апелляционное определение Московского областного суда от 30 октября 2019 г. отменить, дело направить в суд первой инстанции для выполнения требований ст. 325 ГПК РФ.

Судья