ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18359/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 18 октября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л.,
судей Варнавской Л.С., Татаринцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-20/2022 (УИД 70RS0008-01-2021-001434-08) по исковому заявлению Колпашевского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и интересов Муниципального образования «Колпашевское городское поселение», к Администрации Колпашевского городского поселения Томской области, ФИО1, муниципальному казённому учреждению «Имущество» о признании незаконным распоряжения, ничтожным договора аренды, применении последствий недействительности ничтожности сделки
по кассационным жалобам представителя Администрации Колпашевского городского поселения Томской области - ФИО2 и представителя ФИО1 - ФИО3 на решение Колпашевского городского суда Томской области от 24 января 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Колпашевский городской прокурор, действующий в защиту прав, свобод и интересов Муниципального образования «Колпашевское городское поселение», обратился в суд с иском к Администрации Колпашевского городского поселения Томской области, ФИО1, муниципальному казенному учреждению «Имущество» (далее - МКУ «Имущество») о признании незаконным распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения от 11 июля 2017 г. № «О заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», ничтожным договора аренды земельного участка от 13 июля 2017 г. №№, заключённого между муниципальным образованием «Колпашевское городское поселение» и ФИО1, применении последствий недействительности ничтожного договора аренды земельного участка от 13 июля 2017 г. № №, заключённого между муниципальным образованием «Колпашевское городское поселение» и ФИО1, прекращении права аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, с категорией земель: земли населенных пунктов, распложенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1 843 кв.м, с видом разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование требований указано, что по результатам проверки прокуратурой установлено, что Администрацией Колпашевского городского поселения заключён муниципальный контракт от 16 марта 2017 г. №№ на выполнение работ по изготовлению документации, связанной с образованием земельных участков путём раздела земельного участка с категорией земель: земли населённых пунктов, с кадастровым номером: №, площадью 1063 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
31 марта 2017 г. исполняющим обязанности Главы Колпашевского городского поселения ФИО4 вынесено постановление №188 об образовании трёх новых земельных участков путём разделения земельного участка с категорией земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, площадью 1063 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Данным постановлением образованы земельные участки по адресам: <адрес>, а также <адрес>. При этом, в данном постановлении указано, что земельные участки по адресам: <адрес> расположены в территориальной зоне <адрес> на которой вид разрешённого использования с целью индивидуального жилищного строительства согласно правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета Колпашевского городского поселения от 25 декабря 2012 г. № 77, является условно разрешённым.
24 мая 2017 г. в Администрацию Колпашевского городского поселения от Главы Колпашевского городского поселения ФИО1, находившегося в данный период в отпуске, поступило заявление о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.
На основании указанного заявления должностными лицами Администрации Колпашевского городского поселения начаты процедуры, предусмотренные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, извещение о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления в сети «Интернет», а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (torgi.gov.ru).
Согласно части 2 статьи 13 Устава муниципального образования «Колпашевское городское поселение», утверждённого решением Совета Колпашевского городского поселения от 11 сентября 2012 г. №50, официальным опубликованием муниципальных правовых актов или соглашений, заключённых между органами местного самоуправления, считается первая публикация их полного текста в периодическом печатном издании «Ведомости органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения». Вместе с тем, данное извещение в официальном печатном издании, предназначенном для официального опубликования муниципальных правовых актов – «Ведомости органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения» не было размещено.
В период публикации извещения о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, на официальном сайте органов местного самоуправления в сети «Интернет», а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (torgi.gov.ru), а именно 3 июля 2017 г. от гражданина ФИО11 в Администрацию Колпашевского городского поселения поступило заявление в электронной форме о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды в отношении названного земельного участка.
Срок подачи заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды в отношении обозначенного земельного участка согласно извещению, истекал 7 июля 2017 г., однако исполняющим обязанности Главы Колпашевского городского поселения ФИО4 ответ о необходимости подачи таких заявлений в бумажной форме лично либо посредством почтовой связи ФИО14 направлен только 14 июля 2017 г., заявление о намерении ФИО11 участвовать в аукционе Администрацией Колпашевского городского поселения фактически было оставлено без какого-либо рассмотрения необоснованно.
Таким образом, при предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, ФИО4 и другими должностными лицами Администрации Колпашевского городского поселения совершены действия, направленные на ограничение количества лиц, претендующих на заключение договора аренды в отношении рассматриваемого земельного участка.
11 июля 2017 г. исполняющим обязанности Главы Колпашевского городского поселения вынесено распоряжение №229, которым поручено директору МКУ «Имущество» заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка по адресу: <адрес>. При этом, решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка или об отказе в предварительном согласовании земельного участка в порядке части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не принималось.
Изложенное свидетельствует о незаконности предоставления ФИО1 земельного участка без проведения аукциона.
Также при предоставлении ФИО1 указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства Администрацией Колпашевского городского поселения допущено нарушение положений статей 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Несмотря на то, что вид разрешённого использования земельного участка по адресу: <адрес>, с целью индивидуального жилищного строительства является условно разрешённым, в нарушение положений законодательства разрешение на условно разрешённый вид использования данного земельного участка не выдавалось, соответствующее заявление ФИО1 в администрацию городского поселения не направлялось.
Кроме того, при предоставлении ФИО1 указанного земельного участка допущены нарушения законодательства о противодействии коррупции, в результате чего ФИО1 получил земельный участок без проведения торгов.
Во исполнение распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения от 11 июля 2017 г. № 229 МКУ «Имущество» в лице директора МКУ «Имущество» ФИО5, действующего в интересах муниципального образования «Колпашевское городское поселение», с ФИО1 заключён договор аренды земельного участка от 13 июля 2017 г. №№. Согласно пункту 1.1 указанного договора, ФИО1 в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, с категорией земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1 843 кв.м, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. В связи с допущенными нарушениями земельного законодательства и законодательства о противодействии коррупции исполняющим обязанности городского прокурора Главе Колпашевского городского поселения внесено представление. Исходя из ответа Главы Колпашевского городского поселения на представление, Администрацией поселения факт ограничения доступа неопределенного круга лиц к извещению о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, не оспаривался.
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 24 января 2022 г. исковые требования удовлетворены.
Распоряжение Администрации Колпашевского городского поселения Томской области от 11 июля 2017 г. № 229 «О заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» признано незаконным.
Договор аренды земельного участка от 13 июля 2017 г. №№, заключенный между муниципальным образованием «Колпашевское городское поселение» и ФИО1 признан ничтожным.
Применены последствия недействительности ничтожности договора аренды земельного участка от 13 июля 2017 г. № <адрес>, заключённого между муниципальным образованием «Колпашевское городское поселение» и ФИО1, прекращено право аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером: №, с категорией земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1843 кв.м, с видом разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 мая 2022 г. принят отказ Колпашевского городского прокурора от исковых требований о признании незаконным распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения от 11 июля 2017 г. № 229 «О заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>». Решение Колпашевского городского суда Томской области от 24 января 2022 г. в части признания незаконным распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения от 11 июля 2017 г. № 229 «О заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» отменено, производство по делу в части разрешения указанного требования прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 мая 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах представитель Администрации Колпашевского городского поселения Томской области - ФИО2 и представитель ФИО1 – ФИО3 ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам, установленным по делу, нарушением норм процессуального права.
На кассационные жалобы поступили письменные возражения от прокуратуры Томской области.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ФИО1 – ФИО3 доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель истца прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г.Новосибирске, г.Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО6 возражала против удовлетворения кассационных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что в соответствии с передаточным актом № № от 30 июня 2015 г. в собственности Муниципального образования «Колпашевское городское поселение» Колпашевского района Томской области находился земельный участок, общей площадью 1063000 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий, строений и сооружений.
В 2017 году на основании муниципального контракта №№ на выполнение работ по изготовлению документации от 16 марта 2017 г., технического задания на выполнение работ по изготовлению документации муниципалитетом заказаны кадастровые работы по образованию трёх земельных участков с постановкой их на государственный кадастровый учёт путём раздела указанного выше земельного участка. Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от 31 марта 2017 г. № 188 «Об образовании земельных участков», утверждена схема расположения земельных участков с условными номерами №, № и №, в результате раздела названного участка образованы три новых земельных участка: земельный участок с условным номером №, площадью 1843 кв.м, с категорией земель: земли населённых пунктов, по адресу: <адрес>, с разрешённым использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенный в территориальной зоне центра (<адрес>); земельный участок с условным номером №, площадью 1843 кв.м, с категорией земель: земли населённых пунктов, по адресу: <адрес>, с разрешённым использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенный в территориальной зоне центра (<адрес>); земельный участок с условным номером №, площадью 1059 314 кв.м, с категорией земель: земли населённых пунктов, по адресу: <адрес>, с разрешённым использованием: для эксплуатации и обслуживания зданий, строений и сооружений, расположенный в территориальных зонах <адрес>.
Согласно выписке о земельном участке от 24 мая 2017 г., сведения о спорном объекте недвижимости с кадастровым номером № с 18 мая 2017 г. учтены в государственном кадастре недвижимости, правообладателем является МО «Колпашевское городское поселение».
24 мая 2017 г. в администрацию Колпашевского городского поселения поступило заявление ФИО1, являющегося Главой Колпашевского городского поселения, о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1843 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешённым использованием – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 20 лет.
В соответствии приведёнными выше требованиями 6 июня 2017 г. на сайте torgi.gov.ru Администрацией Колпашевского городского поселения размещено извещение о приёме заявлений граждан, желающих участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 1843 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, под цели индивидуального жилищного строительства. Указано, что граждане, заинтересованные в подаче заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, вправе обратиться в течение тридцати дней со дня размещения настоящего извещения в администрацию Колпашевского городского поселения лично с заявлением в письменной форме, либо посредством почтовой связи на бумажном носителе.
Информация аналогичного содержания 5 июня 2017 г. опубликована на официальном сайте Администрации Колпашевского городского поселения Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В газете «Советский Север» № № от 7 июня 2017 г. размещена официальная информация от Администрации Колпашевского городского поселения Томской области о возможности предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1843 кв.м. Указано, что граждане, заинтересованные в подаче заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, вправе обратиться в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения настоящего извещения в Администрацию Колпашевского городского поселения с заявлением в письменной форме лично, либо посредством почтовой связи на бумажном носителе. Дата окончания приёма заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды: 7 июля 2017 г.
3 июля 2017 г. на адрес электронной почты Администрации Колпашевского городского поселения (вх. № № от 3 июля 2017 г.) поступила заявка ФИО11 № № о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В силу положений пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация в недельный срок со дня поступления указанного заявления должна была принять решение об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка без проведения аукциона и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
В нарушение данных положений закона администрация Колпашевского городского поселения такого решения не приняла, распоряжением от 11 июля 2017 г. № 229 поручила директору муниципального казенного учреждения «Имущество» ФИО5 заключить со ФИО1 от имени Администрации Колпашевского городского поселения в договор аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение», с кадастровым номером №, с категорией земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешённым использованием: для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровой выписке о земельном участке, площадью 1843 кв.м сроком на двадцать лет.
13 июля 2017 г. между МО «Колпашевское городское поселение», от имени и в интересах которого выступало МКУ «Имущество», и ФИО1 заключён договор № №, по условиям которого арендатору ФИО1 в аренду сроком с 13 июля 2017 г. по 12 июля 2037 г. предоставлен находящийся в собственности МО «Колпашевское городское поселение» земельный участок с кадастровым номером №, с категорией земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровой выписке о земельном участке, общей площадью 1843 кв.м, с видом разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства. Передача объекта арендатору оформлена актом приема-передачи земельного участка. Произведена государственная регистрация договора, сведения о праве ФИО1 внесены в ЕГРН.
При этом на заявление ФИО11 от 3 июля 2017 г. Администрация Колпашевского городского поселения дала ответ, где разъяснила, что указанное заявление учитываться не будет, поскольку подано не в том порядке, который был указан в извещении о предоставлении земельного участка, лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении спорного земельного участка и после заключения договора аренды со ФИО1, когда уже ФИО14 не мог подать заявление в требуемом Администрацией порядке.
Разрешая спор, суды исходили из того, что установленная законом процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, направленная на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок, при предоставлении спорного земельного участка ответчику ФИО1 была нарушена, в том числе, без опубликования надлежащего извещения о предоставлении земельного участка в официальном печатном издании органа местного самоуправления «Ведомостях органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения» и без проведения аукциона. Кроме того, на момент формирования Администрацией Колпашевского городского поселения указанного земельного участка и предоставления его ФИО1 использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства являлось его условно разрешённым видом использования, при этом, в нарушение требований закона общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу предоставления ФИО1 разрешения на условно разрешённый вид использования в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером №, в установленном законом порядке не проводились. При образовании спорного участка постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от 31 марта 2017 г. № 188 «Об образовании земельных участков» и постановке его на кадастровый учёт был неверно указан вид его разрешённого использованием: для индивидуального жилищного строительства, не соответствующий Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Колпашевское городское поселение» и территориальной зоне «<адрес>». При этом, изменение вида разрешённого использования земельного участка путём вынесения постановления об образовании земельного участка Градостроительным Кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами не предусмотрено, спорный земельный участок не мог быть предоставлен ФИО1 для индивидуального жилищного строительства.
Также суды учитывали, что в соответствии со статьей 38 Устава муниципального образования «Колпашевское городское поселение», Глава Колпашевского городского поселения является высшим должностным лицом поселения, наделенным согласно настоящему Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения поселения и иными полномочиями в соответствии с законодательством, должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Инициирование ответчиком процедуры предоставления себе в аренду земельного участка создает ситуацию, при которой личная заинтересованность ФИО1 может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Вместе с тем, в нарушение положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ответчиком ФИО1 уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов в Администрации Колпашевского городского поселения направлено не было. С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу, что нарушение процедуры предоставления земельного участка, о которой ФИО1 как Глава поселения не мог не знать, свидетельствует о его недобросовестном поведении.
Отклоняя заявление стороны ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности, суды исходили из того, что срок исковой давности для обращения Колпашевского городского прокурора в суд с настоящим иском не пропущен.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными.
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно положениям статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пунктам 17-21 статьи 44 Устава муниципального образования «Колпашевское городское поселение», утверждённого решением Совета Колпашевского городского поселения от 11 сентября 2012 г. № 50, к полномочиям администрации поселения относится, в том числе, осуществление контроля за использованием земель, находящихся в собственности поселения, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление планирования использования земель, находящихся в собственности поселения; предоставление в собственность или использование, осуществление изъятия земельных участков в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации; установлению права ограниченного пользования чужим земельным участком (публичного сервитута) для обеспечения интересов местного самоуправления или населения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; подготовка в установленном порядке решения о переводе земель, находящихся в муниципальной и частной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), из одной категории в другую.
Согласно положениям статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, и при отсутствии предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 и статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определён адрес сайта: www.torgi.gov.ru.
Пунктом 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации определен перечень информации, указываемой в извещении.
Согласно пункту 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трёх экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Устава Колпашевского городского поселения официальным изданием актов органов местного самоуправления поселения являются «Ведомости органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения» - периодические печатные сборники, издаваемые за счёт средств местного бюджета. Дополнительными источниками официального опубликования актов являются районная газета «Советский Север» и Колпашевское телевидение. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов или соглашений, заключённых между органами местного самоуправления, считается первая публикация их полного текста в периодическом печатном издании «Ведомости органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения» (пункт 2 статьи 13 Устава).
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного Кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статьёй 35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно положениям статьи 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешённое использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешённого использования; условно разрешённые виды использования; вспомогательные виды разрешённого использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В статье 39 Градостроительного Кодекса Российской Федерации указано, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешённый вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трёх дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Колпашевское городское поселение», утвержденных решением Совета Колпашевского городского поселения № 771 от 25 декабря 2012 г., территориальная зона «<адрес>», в которой расположен спорный земельный участок, на карте градостроительного зонирования территории г. Колпашево учитывается как общественно-деловая зона. В перечень условно разрешённых видов использования зоны центра <адрес>) входят блокированная жилая застройка, для индивидуального жилищного строительства, общежития, объекты дорожного сервиса.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах материального права, мотивированы со ссылкой на исследованные по делу доказательства, обстоятельствам, установленным по делу, не противоречат.
Суды, установив, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен ФИО1 по договору аренды в нарушение требований земельного законодательства, в том числе, с нарушением процедуры опубликования надлежащего извещения о предоставлении земельного участка в официальном печатном издании органа местного самоуправления «Ведомостях органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения», а также без проведения аукциона при наличии поступившей от ФИО11 заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды, без проведения публичных слушаний относительно возможности предоставления земельного участка на условно разрешённый вид использования земельного участка, усмотрев в действиях ответчика ФИО1 нарушения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», свидетельствующие о его недобросовестном поведении, учитывая положения статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к законному выводу о признании заключенного между ответчиками договора аренды земельного участка № № от 13 июля 2017 г. недействительными в силу его ничтожности, о применении последствий его недействительности в виде прекращения права аренды ФИО1 на указанный земельный участок.
Доводы кассационных жалоб о том, что не размещение извещения о предоставлении земельного участка в аренду в Ведомостях не нарушило права неопределенного круга лиц, о том, что ФИО14 подал заявление о намерении участвовать в конкурсе в неустановленном порядке по электронной почте, в связи с чем данное заявление отклонено правомерно, а также о том, что оснований для обращения с заявлением за предоставлением участка на условно разрешенный вид использования не имелось, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального права не свидетельствуют.
Вопреки доводам кассационной жалобы представителя ФИО1 – ФИО3, суды правомерно исходили из того, что наличие на земельном участке объекта незавершённого строительства в силу закона не является препятствием для признания сделки недействительной, а значит, и для применения последствий её недействительности.
Доводы кассационных жалоб о неправомерном отклонении судами заявления стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности были предметом обсуждения судов, и суды пришли к правильному выводу о том, что истцом срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Из материалов дела следует, что о предоставлении Администрацией Колпашевского городского поселения ФИО1 в аренду спорного земельного участка по договору № № от 13 июля 2017 г. с нарушением закона Колпашевскому городскому прокурору стало известно по окончании проведения проверки 14 мая 2021 г. Учитывая, что процессуальный истец стороной оспариваемой сделки не является, предоставляемые в прокуратуру в рамках надзорной деятельности акты органов местного самоуправления информации заключенной сделке и о соблюдении порядка предоставления земельного участка в аренду, не содержат, суды обоснованно приняли за начало течения срока исковой давности по оспариваемой сделке для прокурора дату окончания проверки - 14 мая 2021 г., и пришли к правильному выводу, что на дату подачи искового заявления срок исковой давности истцом не пропущен. При этом, суды обоснованно отклонили доводы ответчиков о необходимости исчисления срока исковой давности с момента исполнения оспариваемого договора аренды, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что органы исполнительной власти, участвовавшие в заключении указанного договора, в том числе от имени муниципального образования, действовали недобросовестно, с нарушением закона, что в силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием к отказу в защите принадлежащего лицу права полностью или частично, а также применению иных мер, предусмотренных законом.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушений со стороны ФИО1 антикоррупционного законодательства противоречат обстоятельствам, установленным по делу, и подлежат отклонению.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ), устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, выборное должностное лицо местного самоуправления.
В соответствии с частью 4.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом №273-ФЗ.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ на муниципальных служащих возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (части 1 и 2 статьи 10 Федерального закона №273-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
В силу части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие, в том числе, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Поскольку Глава Колпашевского городского поселения является высшим должностным лицом поселения, наделенным согласно Уставу поселения собственной компетенцией по решению вопросов местного значения поселения и иными полномочиями в соответствии с законодательством, соответственно, Глава поселения должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. При этом, из материалов дела следует, что ФИО1 занимая должность Главы Колпашевского городского поселения, понимая, что процедура предоставления себе в аренду земельного участка создает ситуацию личной заинтересованности ФИО1 и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей, в нарушение положений Федерального закона «О противодействии коррупции», уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов в Администрации Колпашевского городского поселения не направил.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационные жалобы ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов не содержат, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствуют, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 24 января 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы представителя Администрации Колпашевского городского поселения Томской области - ФИО2 и представителя ФИО1 – ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи