ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2109/2021 от 07.06.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

88-9791/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 7 июня 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Бойко В.Н.

судей Прудентовой Е.В., Соловьева В.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2109/2021 (24RS0048-01-2020-010484-02) по иску Норильского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Сапсан» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

по кассационному представлению Западно-Сибирского транспортного прокурора Сухоносова И.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 декабря 2021 г.

Заслушав доклад судьи Бойко В.Н., выслушав прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Норильский транспортный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился к ООО «Сапсан» с иском, в котором просил:

- признать незаконными бездействие ответчика в связи с непринятием мер по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования;

- возложить на ответчика обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу организовать направление в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования документов, необходимых в соответствии действующем законодательством для установления тарифов по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, по маршруту: «Хатанга-Красноярск-Хатанга» воздушными судами типа ЯК-42 Д.

Требования мотивированы тем, что при осуществлении полномочий по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Норильской транспортной прокуратурой выявлялись нарушения закона в деятельности ООО «САПСАН».

На системной основе ответчик организует перевозку грузов и пассажиров по маршруту: «Красноярск-Хатанга-Красноярск» на воздушных судах ЯК - 42Д, предоставленных АО «Лайнер» на основании договора фрахтования воздушного судна (с экипажем).

При осуществлении воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов ООО «САПСАН» самостоятельно и за свой счет обеспечивает оформление и предоставление авиабилетов, грузовых авианакладных и других требуемых бланков отчетности на рейсы конечным потребителям - пассажирам и грузоотправителям. Оформление перевозочной документации производится под кодом исполнителя договора, фактически - АО «КрасАвиа». Бронирование и оформление авиабилетов при выполнении чартерных рейсов по заявкам и в интересах ООО «САПСАН», осуществляет уполномоченный агент исполнителя посредством чартерной системы бронирования «Моя Сирена», доступ к которой исполнитель предоставляет уполномоченному агенту ООО «САПСАН».

Стоимость услуг воздушной перевозки пассажира по маршруту: «Красноярск - Хатанга - Красноярск» в 2018 г. составила - 21000 руб., в 2019 г. - 22000 руб.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам: «Красноярск - Хатанга - Красноярск» показал, что ответчик занимает доминирующее положение.

На ООО «САПСАН» распространяются нормы антимонопольного законодательства, в том числе обязанность по недопущению совершения действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установления экономически, технологически и иным образом необоснованных цен (тарифов) на авиаперевозки по направлениям: «Красноярск - Хатанга - Красноярск».

Руководителем ООО «САПСАН» не представлено в Норильскую транспортную прокуратуру экономического, технологического или иного обоснования правомерности действий в части установления цены на авиаперевозку пассажиров, при одинаковых условиях их организации ООО «САПСАН» в 2018 - 2019 гг., злоупотребляло доминирующим положением на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам: «Красноярск-Хатанга-Красноярск», используя права, закрепленные ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации и Правилами, утвержденными приказом Минтранса России № 155.

Совокупность вышеуказанных нарушений, послужили основанием для внесения прокурором представления от 10 февраля 2020 г. № 23/7-03-2019/231 об устранении нарушений закона генеральному директору ООО «САПСАН», в котором прокурор потребовал принять исчерпывающие меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, а именно: принять меры к установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования. По информации генерального директора ООО «САПСАН» от 5 марта 2020 г. № 67 требования прокурора, изложенные в указанном представлении признаны необоснованными, нарушения закона не устранены, часть требований прокурора о соблюдении требований антимонопольного законодательства руководителем ООО «САПСАН» не рассматривались. Таким образом, требования прокурора, изложенные в представлении от 10 февраля 2020 г. № 23/7-03-2020/231 генеральным директором ООО «САПСАН» игнорированы, исчерпывающие меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих не приняты.

В целях недопущения нарушений закона, исполнения законных требований прокурора изложенных в представлении от 10 февраля 2020 г. № 23/7-03-2020/231, 8 мая 2020 г. и.о. Норильского транспортного прокурора выносилось постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 Ко АП РФ в отношении генерального директора ООО «САПСАН» ФИО1 Постановлением мирового судьи судебного участка № 82 в Советском районе г. Красноярска от 24 июля 2020 г., генеральный директор ООО «САПСАН» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу.

Решением Советского районного суда г. Красноярска от 29 апреля 2021 г. исковые требования прокурора Норильского транспортного прокурора удовлетворены, признано незаконными бездействие ООО «САПСАН» в связи с непринятием мер по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования.

На ООО «САПСАН» возложена обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу организовать направление в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования документов, необходимых в соответствии действующем законодательством документов для установления тарифов по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, по маршруту: «Хатанга-Красноярск-Хатанга» воздушными судами типа ЯК-42 Д.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 декабря 2021 г. решение Советского районного суда г. Красноярска от 29 апреля 2021 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым исковые требования Норильского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «САПСАН» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности оставлены без удовлетворения.

В кассационном представлении Западно-Сибирский транспортный прокурор Сухоносов И.В. просит отменить апелляционное определение как незаконное, оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции о том, что государственное регулирование тарифов перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ставится в зависимость от осуществления государственной финансовой поддержки такой деятельности. Выражает несогласие с выводом суда о том, что ООО «САПСАН» не является организацией воздушного транспорта, выполняющей пассажирские перевозки (перевозчиком), самостоятельно билеты не реализует.

Возражений относительно доводов кассационного представления не поступило.

Проверив материалы дела, обсудив кассационное представление, выслушав прокурора Симоненко Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационного представления.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушений такого характера судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 1 февраля 2018 г. между АО «Лайнер» (фрахтовщик) и ООО «САПСАН» (фрахтователь) заключен договор № 01-02/18-1 фрахтования воздушного судна с экипажем, согласно условиям которого исполнитель предоставляет заказчику для выполнения программы чартерных рейсов технически исправное, находящееся в состоянии готовности к полетам воздушное судно типа Як-42Д (далее - ВС, имущество) с подготовленным экипажем, необходимым для перевозки пассажиров и багажа, грузов, а заказчик обязуется принимать оказанные услуги и выплачивать исполнителю плату, на условиях, определенных настоящим договором. Выполнение программы чартерных рейсов осуществляется еженедельно по 2 и 5 дням недели по маршруту г. Красноярск - п. Хатанга при условии наличия и подтверждения технической возможности исполнителем.

Согласно протоколу согласования стоимости летного часа, стоимость одного летного часа воздушного судна Як-42Д составляет 125000 руб., в том числе НДС 18% (приложение № 3 к договору).

Кроме того, согласно представленному в суд апелляционной инстанции договору воздушного чартера № 7546 от 14 февраля 2018 г., заключенному между АО «Лайнер» (заказчик) и ГП КК «КрасАвиа» (исполнитель), исполнитель предоставляет заказчику для выполнения программы чартерных рейсов технически исправное, находящееся в состоянии готовности и полетам воздушное судно типа Як-42Д с подготовленным экипажем, необходимым для перевозки пассажиров и багажа, грузов, а заказчик обязуется принимать оказанные услуги и выплачивать исполнителю плату на условиях, определенных договором. Программа чартерных рейсов выполняется еженедельно по 2 и 5 дням недели по маршруту Красноярск-Хатанга- Красноярск, а также дополнительно по разовым заявкам, при условии наличия технической возможности исполнителя.

Норильской транспортной прокуратурой при осуществлении полномочий по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере по результатам анализа состояния законности в сфере организации воздушного сообщения на территориях труднодоступных местностей Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района установлено, что в 2019 г. ООО «САПСАН» по маршруту: «Красноярск-Хатанга-Красноярск» организована перевозка 9182 пассажиров, из которых 2225 пассажиров, перевезено во исполнение договоров о корпоративном обслуживании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Преимущественно реализация авиабилетов осуществлялась неопределенному кругу лиц (75,7% от общего количества пассажиров).

Тариф на перевозку пассажиров в рамках вышеуказанных контрактов составлял в 2019 году, с учетом НДС, от 20000 руб. до 22000 руб. на одного пассажира. Тариф для перевозки неопределенного круга лиц на 2019 г., с учетом НДС - 22000 руб. Тарифы утверждались ООО «САПСАН» самостоятельно.

10 февраля 2020 г. генеральному директору ООО «САПСАН» прокурором вынесено представление от № 23/7-03-2019/231 об устранении нарушений закона, в котором прокурор потребовал принять меры к установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования.

По результатам рассмотрения представления 5 марта 2020 г. ООО «САПСАН» направлен ответ о невозможности исполнения требований представления, поскольку на ООО «САПСАН» не распространяются действия норм действующего законодательства, поскольку ООО «САПСАН» является заказчиком чартерных рейсов, выполняемых перевозчиком АО «КрасАвиа», тогда как постановление Красноярского края от 24 сентября 2001 г. № 670-П «О государственном регулировании тарифов, цен, сборов, платы в Красноярском крае» регулирует вопросы перевозок на регулярных воздушных линиях территории края.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 82 в Советском районе г. Красноярска от 24 июля 2020 г., генеральный директор ООО «САПСАН» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 100 Воздушного кодекса Российской Федерации, законом Красноярского края от 16 марта 2017 г. № 3-502 «Об организации транспортного обслуживания населения в Красноярском крае», оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 56, 60, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, признавая требования прокурора законными и обоснованными, поскольку ответчиком не исполнены требования прокурора, изложенные в представлении об устранении нарушений федерального законодательства от 10 февраля 2020 г. № 23/7-03-2020/231, меры к установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области тарифного регулирования, не приняты.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда по апелляционной жалобе ответчика, не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия, руководствуясь нормами права, регламентирующими отношения, возникающие при выполнении перевозок пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных воздушных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, тарифы на которые регулируются министерством тарифной политики Красноярского края, пришла к выводу, что тарифы на указанные перевозки устанавливаются для организаций воздушного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки воздушным транспортом на местных авиалиниях; тарифы устанавливаются в целях доступности таких перевозок. Указав при этом, что в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «САПСАН» не является эксплуатантом воздушных судов, поскольку не использует самостоятельно воздушные суда для полетов, не имеет сертификата (свидетельства) эксплуатанта. Следовательно, по смыслу положений Воздушного кодекса РФ и исходя из установленных по делу обстоятельств ООО «САПСАН» не является организаций воздушного транспорта, осуществляющей пассажирские перевозки воздушным транспортом. Ответчик является фрахтователем (заказчиком) воздушного судна с экипажем на основании договора, заключенного с АО «Лайнер» (фрахтовщик, исполнитель). По условиям этого договора ООО «САПСАН» является заказчиком, для выполнения программы чартерных рейсов которого исполнитель предоставляет технически исправное, находящееся в состоянии готовности к полетам воздушное судно типа Як-42Д (далее именуемое - ВС, имущество) с подготовленным экипажем.

Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для возложения на ООО «САПСАН» обязанности по направлению в министерство тарифной политики Красноярского края документов, необходимых для установления тарифов по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, по маршруту: «Хатанга-Красноярск-Хатанга» воздушными судами типа ЯК-42 Д. не имеется.

Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что изложенные в апелляционном определении выводы следуют из анализа всей совокупности представленных и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами статей 12, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в обжалуемом судебном постановлении. Суд апелляционной инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применил нормы материального права; процессуальных нарушений при рассмотрении дела им допущено не было.

Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части апелляционного определения и считать их неправильными оснований не имеется.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в который входят услуги перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Анализируя Закон Красноярского края от 16 марта 2017 г. № 3-502 «Об организации транспортного обслуживания населения в Красноярском крае» в совокупности с Постановлением Правительства Красноярского края № 310-п от 29 апреля 2020 г., которым утвержден Порядок и условия предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, суд пришёл к выводу, что тарифы на указанные перевозки устанавливаются для организаций воздушного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки воздушным транспортом на местных авиалиниях; к которым ООО «САПСАН» не относится.

Виды деятельности ООО «САПСАН», указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции о том, что ответчик не является организацией воздушного транспорта, выполняющей пассажирские перевозки. Из содержания представленных в материалы дела договоров не следует, что ООО «САПСАН» является организацией воздушного транспорта, фактически выполняющей пассажирские перевозки. В связи с чем доводы кассационного представления отклоняются судебной коллегией.

Доводы кассационного представления фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для удовлетворения представления. Данные доводы дублируют позицию заявителя, занимаемую в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и апелляционной инстанции. Данным доводам судом апелляционной инстанции дана надлежащая всесторонняя оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Указанные доводы основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Каких-либо новых доводов, которые не были бы исследованы судом апелляционной инстанции и которые могли бы повлиять на существо принятого по делу судебного постановления кассационное представление не содержит.

Судом апелляционной инстанции правильно установлены юридически значимые по делу обстоятельства, выводы суда соответствуют требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены верно.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что доводы кассационного представления по настоящему делу не подтверждают нарушений судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационное представление Западно-Сибирского транспортного прокурора Сухоносова И.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

В.Н. Бойко

Судьи

Е.В. Прудентова

В.Н. Соловьев