УИД 59RS0007-01-2021-005914-88
Дело №88-13414/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 06 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Шушкевич О.В., Ложкарёвой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-212/2022 по иску ФИО1 к акционерному обществу «ОДК-СТАР» о возложении обязанности выдать справку, уточняющую характер вредных условий труда,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Свердловского районного суда города Перми от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «ОДК-СТАР» (далее по тексту – АО «ОДК-СТАР») о возложении обязанности выдать справку, уточняющую характер вредных условий труда, профессий и работ по списку, по должности «паяльщик» с 12 января 1981 года по 03 ноября 1987 года и «слесарь-электромонтажник» с 04 ноября 1987 года по 31 марта 2011 года, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение; передать данные документы в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе города Перми.
В обоснование требований указал, что он обратился к работодателю с заявлением о выдаче справки о характере и условиях труда на рабочем месте по должности «паяльщик» и «слесарь-электромонтажник» в подразделениях ЭМО и ОГМ за весь период работы с 17 июля 1978 года по настоящее время на предприятии. Указанная справка необходима ему для назначения досрочной страховой пенсии. Ответчиком предоставлен отказ в выдаче справки, поскольку работодатель не учитывает указанные должности как льготные. Считает, что необоснованным отказом в выдаче справки об условиях труда на рабочем месте ответчик нарушил его право на льготное пенсионное обеспечение.
Решением Свердловского районного суда города Перми от 17 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 апреля 2022 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения Свердловского районного суда города Перми от 17 января 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 апреля 2022 года, как незаконных.
От представителей АО «ОДК-СТАР» и ОПФР по Пермскому краю поступили возражения на кассационную жалобу, в которых просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, трудовая деятельность ФИО1 начата 17 июля 1978 года.
ФИО1 приказом от 12 января 1981 года принят на должность паяльщика 3 разряда в подразделение ЭМО Пермского агрегатного конструкторского бюро, преобразованного на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Пермского края от 05 августа 1994 года в АООТ «СТАР», на основании постановления администрации Свердловского района г. Перми от 17 декабря 1997 года переименовано в открытое акционерное общество «СТАР», которое 26 января 2016 года сменило фирменное наименование на АО «ОДК-СТАР».
14 октября 2003 года между ФИО1 и АО «ОДК-СТАР» заключен трудовой договор № 588, по условиям которого он принят в подразделение ЭМО на должность «сл. электромонтажник 7 р. 3 с.». В пункте 3 данного договора условия его труда определены, как «вредные». В пункте 5 трудового договора дата начала работы определена с 05 ноября 1992 года.
В последующем с ФИО1 неоднократно заключались дополнительные соглашения по изменению условий его труда.
В соответствии с записями трудовой книжки деятельность ФИО2 в АО «ОДК-СТАР» осуществлялась следующим образом: с 12 января 1981 года - ЭМО «паяльщик 3 разр.»; с 15 декабря 1982 года – ЭМО «паяльщик 4 разр.»; с 18 июля 1983 года – ОГМ «паяльщик 4 разр.»; с 26 сентября 1986 года – ОГМ «паяльщик 5 разр.»; с 01 ноября 1987 года – ЭМО «слесарь-электромонтажник 5 разр.»; с 05 ноября 1992 года – ЭМО «слесарь-электромонтажник 6 разр.»; с 01 ноября 2010 года – конструкторский отдел автоматизации стендов (КОАС) «слесарь-электромонтажник 6 разр.»; с 01 апреля 2011 года – «инженер-электроник 2 категории».
ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 15 марта 1999 года. Согласно сведений, содержащихся в выписке из индивидуального лицевого счета истца за спорный период работы после его регистрации, отражены работодателем общими условиями без указания льготного кода.
По данным личной карточки работника № 7390 ФИО1 предоставлялся ежегодный отпуск за период с 1989 года по 1992 год в количестве 27 календарных дней, за 1993 и 1994 годы – 32 календарных дней, с 1994 по 2001 год – 30 календарных дней.
Согласно проставленных расчетных листков и платежных ведомостей за период с 1981 года по 2017 год доплата за вредные условия труда ФИО1 не производилась.
Карта аттестации № 8 по должности слесарь-электромонтажник производственного объекта открытого акционерного общества «СТАР» цеха ЭМО, сведений о праве работника по данной профессии на льготное пенсионное обеспечение также не содержит.
01 октября 2020 года Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми в АО «ОДК-СТАР» был направлен запрос о выдаче справки, уточняющей льготный характер работы ФИО1 по профессии «паяльщик» в ЭМО и ОГМ с 12 января 1981 года по 31 октября 1987 года.
06 ноября 2020 года акционерное общество «ОДК-СТАР» в адрес Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми письмом № 140-13785 сообщило, что запрашиваемую справку выдать не представляется возможным, поскольку в «Списках должностей и профессий, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение по старости» Пермского агрегатного конструкторского бюро от 1976 года по подразделениям ЭМО И ОГМ профессия «паяльщик» не предусмотрена. В личном архивном деле ФИО1 в приказе о переводе на другую работу от 20 марта 1987 года № 16/15 в ОГМ паяльщиком условия труда определены, как «нормальные».
05 мая 2021 года на запрос от 04 мая 2021 года АО «ОДК-СТАР» ФИО1 сообщило, что выдать справку, уточняющую льготный характер его работы по профессии «паяльщик» и «слесарь-электромонтажник» в ЭМО и ОГМ с 12 января 1981 года по 31 октября 1987 года не представляется возможным, поскольку в «Списках должностей и профессий, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение по старости» Пермского агрегатного конструкторского бюро от 1976 года по подразделениям ЭМО и ОГМ профессии «паяльщик» и «слесарь-электромонтажник» не предусмотрены.
25 мая 2021 года ФИО1 обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми с целью получения консультации по назначению ему досрочной страховой пенсии по старости, поскольку полагал, что работал у ответчика на производствах, предусмотренных Списками должностей и профессий, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». На его обращение дан ответ об отсутствии таковых оснований.
Полагая, что работодателем нарушены его права на льготное пенсионное обеспечение, путем неподтверждения факта выполнения им работы в спорные периоды с 12 января 1981 года по 03 ноября 1987 года и с 04 ноября 1987 года по 31 марта 2011 года, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, ФИО1 обратился в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 21, 62 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий и должностей и показателей, утвержденные постановлением Кабинета Министерств СССР от 26 января 1991 года № 10, оценив в совокупности представленные доказательства в силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом должностной инструкции паяльщика, исходил из недоказанности факта выполнения истцом работ у работодателя в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, ввиду отсутствия документов, подтверждающих полную занятость ФИО2 в Пермском агрегатном конструкторском бюро от 1976 года по подразделениям ЭМО и ОГМ по профессии «паяльщик» и «слесарь-электромонтажник» во вредном производстве. Поскольку не представлено доказательств того, что работа истца в качестве паяльщика в оспариваемый период была в условиях, предусмотренных Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий и должностей и показателей, утвержденными постановлением Кабинета Министерств СССР от 26 января 1991 года № 10, которые применяются при назначении досрочной страховой пенсии по старости к лицам, проработавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, связана с пайкой по свинцу, с пайкой горячим способом, пайкой и лужением изделий, содержащими свинец, пайкой припоями, содержащими вредные вещества 1-2 классов опасности или канцерогены, а должность слесарь-электромонтажник Списками не предусмотрена, при этом в личном архивном деле ФИО1 в приказе о переводе на другую работу от 20 марта 1987 года паяльщиком условия труда определены, как «нормальные», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на работодателя обязанности выдать для досрочного назначения пенсии справку, уточняющую льготный характер работы, и передать данные документы в отделение пенсионного фонда.
Кроме того, суд первой инстанции указал на преждевременность заявленных требований, поскольку истцом не представлены доказательства отказа пенсионного органа в назначении истцу льготной пенсии, что могло бы послужить основанием для установления факта его работы в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При определении права на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, применяются соответственно Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий и должностей и показателей, утвержденные постановлением Кабинета Министерств СССР от 26 января 1991 года № 10.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вышеуказанным постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии:
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года;
Список №2 Производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Списком № 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусмотрены: в разделе VII. Металлургическое производство (цветные металлы) в подразделе 9. Гидрометаллургические, выщелачивательные, кадмиевые, купоросные цехи и отделения а) Рабочие - паяльщики по свинцу и винипласту, в подразделе 13. Производство фтористой кислоты и ее солей а) Рабочие – паяльщики, в подразделе 14. Электролизные и электролитные цехи и отделения а) Рабочие - паяльщики ванн; в подразделе 15. Цехи и отделения медных порошков а) Рабочие - паяльщики ванн, в подразделе 21. Обработка и переработка цветных и драгоценных металлов - Производство цинковой пыли и окиси цинка а) Рабочие - паяльщики банок с цинковой пылью; в разделе XI. Металлообработка в подразделе 4. Прочие профессии по металлообработке а) Рабочие - медники на лужении и пайке (паяльщики); в разделе XXI. Общие профессии – паяльщики по свинцу (свинцовопаяльщики).
Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, предусмотрены: в разделе VII. Металлургическое производство (цветные металлы) в подразделе 7. Гидрометаллургия, выщелачивание, получение кадмия и купороса а) Рабочие 1070900а-16460 паяльщики по винипласту и 1070900а-16462 паяльщики по свинцу (свинцовопаяльщики), в подразделе 11. Производство фтористой кислоты и ее солей а) Рабочие 1071300а-16456 паяльщики, в подразделе 12. Получение металла электролитическим способом в растворах солей и щелочей а) Рабочие 1071400а-16460 паяльщики по винипласту и 1071400а-16462 паяльщики по свинцу (свинцовопаяльщики), в подразделе 13. Производство порошков цветных металлов а) Рабочие 1071500а-16460 паяльщики по винипласту и 1071500а-16462 паяльщики по свинцу (свинцовопаяльщики); в разделе XXIII. Общие профессии 12100000-16456 паяльщики и лудильщики горячим способом, занятые пайкой и лужением изделий припоями, содержащими свинец, а также припоями, содержащими вредные вещества 1 - 2 классов опасности или канцерогены и 12100000-16462 паяльщики по свинцу (свинцовопаяльщики).
В Списке №2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в разделе XVI. Производство изделий электронной техники и радиоаппаратуры в подразделе 1. Производство селеновых и купроксных выпрямителей а) Рабочие 2170200а-16464 паяльщики радиодеталей, занятые на пайке перемычек к выводам селеновых выпрямителей; в разделе XVIII. Стекольное производство, керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий в подразделе 1. Подготовка шихты, производство всех видов стекла, стеклоизделий и шлакоситалла а) Рабочие 2190100а-16466 паяльщики сеток и шинок на стекле; в разделе XXXIII. Общие профессии 23200000-16460 паяльщики по винипласту.
Профессия «слесарь-электромонтажник» не предусмотрена Списками №1 и №2 от 22 августа 1956 года № 1173 и от 26 января 1991 года № 10,.
Пунктом 5 Разъяснения от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом «а» пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа, периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве з
астрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы), в том числе документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Из наблюдательного дела и уточняющей справки по организации Пермское агрегатное конструкторское бюро за период до 1992 следует, что ответчик является опытно-конструкторской организацией, ведущей разработку, изготовление, доводку и постановку современных образцов новой техники предприятиям-заказчикам; в своем составе имеет комплексы, в составе которых также имеются цеха с производственными участками и на производственном участке литья имеются профессии, работа на которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размера, что подтверждается перечнем 1991 года; утвержденным руководителем в 1976 году, списки числящихся на предприятии должностей и профессий по цехам и участкам, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение по старости, а именно: по цеху №1, цеху №2, цеху №3, цеху №5, цеху №6, по ЭИСЭЛ и по ОГМ. При этом в подразделении ОГМ в списке профессий «паяльщик» не поименован. В представленных списках числится профессия «паяльщик по свинцу», предусмотренная Списком №1 от 22 августа 1956 года № 1173 года, но лишь в цехе №2, тогда как истец трудовую деятельность осуществлял в подразделении ЭМО и ОГМ.
Проанализировав вышеуказанные правовые нормы и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что занимаемая им должность «паяльщик» не дает право на пенсию на льготных условиях по Спискам №1 от 22 августа 1956 года № 1173 и от 26 января 1991 года № 10, а также Спискам №2 от 22 августа 1956 года № 1173 и от 26 января 1991 года № 10.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, поскольку факт занятости истца в спорные периоды времени на работах с тяжелыми условиями труда, занятость которых дает право на пенсию на льготных условиях надлежащими средствами доказывания не подтвержден, в связи с чем работодатель обоснованно отказал истцу в выдаче справки уточняющей льготный характер работы.
Ссылки истца в кассационной жалобе на Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 2. Раздел: «Слесарные и слесарно-сборочные работы», которым предусмотрено выполнение работ в профессии «паяльщик», а также предусмотренные для данной профессии нормы ТОН, как и для профессии «слесарь-электромонтажник», подтверждающие вредные и особо тяжелые условия труда, и указание данных должностей в его трудовой книжке аналогичны правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Позиция истца проанализирована судом первой и апелляционной инстанций, мотивы, по которым его доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, не все рабочие, занятые пайкой изделий припоями, содержащими свинец или вредные вещества, могут пользоваться правом на пенсионные льготы, а только те из них, которые выполняли работы, соответствующие Списку. При этом истцом не представлено доказательств его занятости во вредных условиях, поскольку выполняемая истцом работа в спорные периоды не предусматривается соответствующими Списками как вредное.
Исходя из вышеизложенного, у судов отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований истца, поскольку справка, в которой отсутствуют сведения о вредном характере работы, не является основанием подтверждения факта выполнения истцом работ в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доводы кассационной жалобы о ненадлежащем хранении работодателем документов по личному составу и непредставлении работодателем сведений о работе в особых условиях труда судебная коллегия отклоняет, поскольку согласно сведениям, предоставленным АО «ОДК-СТАР», право ФИО2 на льготное пенсионное обеспечение по профессиям «паяльщик» и «слесарь-электромонтажник» в ЭМО и ОГМ не предусмотрено, так как условия труда по данным профессиям являются нормальными.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений. Нарушений норм процессуального права при оценке доказательств судами не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационных жалоб заявителей не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи