ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2132/2021 от 01.09.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД: 86RS0007-01-2021-003095-13

Дело № 88-13248/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 01 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Козиной Н.М.,

судей Руновой Т.Д., Зеленовой Е.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2132/2021 по иску Абдуллоевой Садокат Хасановны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, признании права на пенсию, назначении страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Абдуллоева С.Х. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее - УПФР г. Нефтеюганске (межрайонное), Управление) об установлении факта принадлежности ей трудовой книжки и архивных справок от 21 февраля 2020 года № 127, 127/1, 127/2, 127/3, 127/4, 127/5, 127/6, выданных Межведомственным архивом личного состава города Гулистон Главного архивного управления при Правительстве Республики Таджикистан, архивных справок от 16 марта 2020 года № 188/9, 188/9а, выданных Совместным Таджикско-Канадским обществом с ограниченной ответственностью «Апрелевка», признании права на назначение страховой пенсии по старости с 15 декабря 2020 года, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 15 декабря 2020 года.

В обоснование требований указала, что 15 декабря 2020 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. 07 мая 2021 года ответчиком принято решение об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. Считает отказ УПФР г. Нефтеюганске (межрайонное) в назначении пенсии незаконным. В общей сложности ответчиком не засчитан стаж работы по трудовой книжке продолжительностью 27 лет 04 мес. 13 дней. При обращении в пенсионный орган ею была представлена трудовая книжка, архивные справки, справка Генерального Консульства Республики Таджикистан, согласно которой Абдуллоева С.Х., года рождения, и Абдуллаева С.Х., года рождения, в действительности являются одним и тем же лицом.

Стаж работы подтвержден представленными ответчику документами: трудовой книжкой, архивными справками.

Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2022 года, исковые требования Абдуллоевой С.Х. к УПФР г. Нефтеюганске (межрайонное) о назначении досрочно страховой пенсии по старости удовлетворены частично.

Установлен факт принадлежности Абдуллоевой С.Х., года рождения, трудовой книжки ОТ-I № 0417739, выданной 07 мая 1982 года на имя Абдуллаевой Садокат Хасановны, года рождения.

Установлен факт принадлежности Абдуллоевой С.Х., 22 марта 1964 года рождения, архивных справок от 21 февраля 2020 года № 127, 127/1, 127/2, 127/3, 127/4, 127/5, 127/6, выданных Межведомственным архивом личного состава города Гулистон Главного архивного управления при Правительстве Республики Таджикистан, архивных справок от 16 марта 2020 года № 188/9, 188/9а, выданных Совместным Таджикско-Канадским обществом с ограниченной ответственностью «Апрелевка».

Установлено право на страховую пенсию по старости Абдуллоевой С.Х. с 15 декабря 2020 года.

На УПФР г. Нефтеюганске (межрайонное) возложена обязанность назначить Абдуллоевой С.Х., года рождения, страховую пенсию по старости с 15 декабря 2020 года.

В кассационной жалобе Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на то, что согласно имеющимся в распоряжении пенсионного органа документам о стаже и заработной плате, в том числе поступившим актам документальных проверок, которые безосновательно оставлены без внимания судом апелляционной инстанции, Управлением правомерно было вынесено решение от 28 декабря 2020 года № 477791/20 об отказе в установлении пенсии в отношении Абдуллоевой С.Х., которое не признано судом незаконным. Судом первой инстанции при вынесении решения о возложении обязанности назначить Абдуллоевой С.Х. страховую пенсию по старости с 15 декабря 2020 года не учтено, что право устанавливать факт принадлежности правоустанавливающих документов принадлежит только судебным органам в рамках статей 264-267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, на 15 декабря 2020 года у Абдуллоевой С.Х. отсутствует требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента для установления страховой пении по старости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях. Согласно вариантов расчета размера страховой пенсии по старости Абдуллоевой С.Х. фактический суммарный индивидуальный пенсионный коэффициент составляет 16,010. На 15 декабря 2020 года необходим индивидуальный пенсионный коэффициент18,6.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены в части обжалуемых судебных постановлений на основании следующего.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Абдуллоева С.Х. переехала в Российскую Федерацию из Республики Таджикистан. 30 марта 2020 года она получила вид на жительство, 11 февраля 2021 года приобрела гражданство Российской Федерации.

15 декабря 2020 года Абдуллоева С.Х. обратилась в УПФР г. Нефтеюганске (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии, в котором просила назначить страховую пенсию по старости.

По результатам рассмотрения заявления Абдуллоевой С.Х. о назначении пенсии ответчиком было принято решение об отказе в установлении пенсии от 28 декабря 2020 года № 477791/20 по причине отсутствия необходимого стажа. При этом ответчиком не была учтена скан-копия трудовой книжки от 07 мая 1982 года, так как фамилия истца на титульном листе указана «Абдуллаева», что не соответствует данным вида на жительство. Кроме того, имеются нарушения инструкции о порядке ведения трудовых книжек, требующие документального подтверждения, в связи с чем не учтены периоды работы с 13 ноября 1981 года по 20 мая 1983 года, с 02 июля 1983 года по 19 августа 1985 года, с 05 февраля 1998 года по 30 марта 2001 года, с 31 марта 2001 года по 01 июля 2003 года. Не учтены справки о стаже и заработной плате № 127, 127/3, 127/1, 127/4 от 21 февраля 2020 года, № 188/9а от 16 марта 2020 года. Юридический факт принадлежности копии трудовой книжки и вышеуказанных справок заявителю не установлен.

Впоследствии, ответчиком было повторно принято решение об отказе в установлении пенсии от 07 мая 2021 года № 477791/20 по причине отсутствия необходимого страхового стажа. Страховой стаж на дату подачи заявления определен продолжительностью 4 года 6 месяцев 8 дней, с учетом периодов ухода за детьми. Не учтена скан-копия трудовой книжки от 07 мая 1982 года, так как фамилия на титульном листе указана «Абдуллаева», что не соответствует данным вида на жительство. Не учтены периоды работы с 02 июля 1983 года по 19 августа 1985 года, с 05 февраля 1998 года по 30 марта 2001 года, с 01 мая 1991 года по 01 февраля 1998 года, так как в подтверждающих документах значится «Абдуллаева».

Из представленной истцом копии трудовой книжки ОТ-I № 0417739 от 07 мая 1982 года следует, что указанный документ был выдан на имя Ашуркуловой (зачеркнуто), впоследствии Абдуллаевой Садокат Хасановны, года рождения, в трудовой книжке имеется отметка о том, что фамилия изменена на основании паспорта серии IV-ФС № 540415, выданного Кансайским ПОМ 30 мая 1984 года.

В подтверждение принадлежности указанной трудовой книжки, выданной на имя Абдуллаевой Садокат Хасановны, истцом Абдуллоевой Садокат Хасановной представлена справка Генерального консульства Республики Таджикистан в г. Екатеринбурге Российской Федерации № К-27/21-1040/аз от 28 мая 2021 года, согласно которой Генеральное консульство Республики Таджикистан в г. Екатеринбурге подтверждает, что гражданка Абдуллоева Садокат Хасановна, года рождения (заграничный биометрический паспорт Республики Таджикистан серии TJK № 402319272 от 19 сентября 2018 года, выданный консультативноучастковым советом ОМВД Республики Таджикистан по поселку Консой города Гулистон Согдийской области; паспорт гражданина Российской Федерации № 6720 957474 от 11 февраля 2021 года, выданный УМВД России по ХМАО-Югре) и Абдуллаева Садокат Хасановна, года рождения, несмотря на расхождение в написании фамилии – в действительности одно и то же лицо.

Кроме того, в подтверждении принадлежности Абдуллоевой С.Х. трудовой книжки, а также архивных справок от 21 февраля 2020 года № 127, 127/1, 127/2, 127/3, 127/4, 127/5, 127/6, выданных Межведомственным архивом личного состава города Гулистон Главного архивного управления при Правительстве Республики Таджикистан, архивных справок от 16 марта 2020 года № 188/9, 188/9а, выданных Совместным Таджикско-Канадским обществом с ограниченной ответственностью «Апрелевка», представлены истцом копия свидетельства о рождении от 26 декабря 1964 года серии III-УЯ № 390981, выданного на имя Ашуркуловой Садокат Хасановны, года рождения, копия свидетельства о заключении брака серии I-РС № 259289, согласно которой Ашуркуловой С.Х. присвоена фамилия Абдуллоева, копиями свидетельств о рождении детей

Разрешая требования истца об установлении факта принадлежности трудовой книжки и архивной справок, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что имеется достаточно оснований для установления факта принадлежности истцу Абдуллоевой С.Х. трудовой книжки серии ОТ-I № 0417739 от 07 мая 1982 года, а также архивных справок от 21 февраля 2020 года № 127, 127/1, 127/2, 127/3, 127/4, 127/5, 127/6, выданных Межведомственным архивом личного состава города Гулистон Главного архивного управления при Правительстве Республики Таджикистан, архивных справок от 16 марта 2020 года № 188/9, 188/9а, выданных Совместным Таджикско-Канадским обществом с ограниченной ответственностью «Апрелевка», сведения в которых согласуются с представленными суду документами; установить факт принадлежности истцу указанных документов в ином порядке не представляется возможным.

Установив факт принадлежности истцу трудовой книжки и архивных справок, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, пришел к выводу о том, что периоды работы истца, подтвержденные указанными документами, подлежат включению в страховой пенсионный стаж истца.

Устанавливая право на страховую пенсию по старости Абдуллоевой С.Х. с 15 декабря 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с трудовой книжкой Абдуллоевой С.Х., а также архивными справками от 21 февраля 2020 года № 127, 127/1, 127/2, 127/3, 127/4, 127/5, 127/6, архивными справками от 16 марта 2020 года № 188/9, 188/9а, страховой стаж Абдуллоевой С.Х. на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии составлял 27 лет 04 месяца 13 дней; ввиду отсутствия документального подтверждения уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение Республики Таджикистан за периоды с 01 января 2002 года по 01 июля 2003 года, с 16 апреля 2007 года по 01 ноября 2008 года, с 01 июня 2014 года по 01 сентября 2014 года трудовой стаж истца подлежит уменьшению на 02 года 04 месяца 13 дней, которые приходятся на указанные периоды. Учитывая наличие неучтенного трудового стажа истца 27 лет 04 месяца 13 дней, из которых подлежат исключению 02 года 03 месяца 14 дней, указанного трудового стажа истца достаточно для назначения истцу трудовой пенсии.

Проверяя решение суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии у истца права на назначение страховой пенсии по старости, вместе с тем указал, что вывод суда о наличии у истца страхового стажа 27 лет 04 месяца 13 дней не мотивирован и не содержит расчет, который мог быть проверен судом вышестоящей инстанции.

Суд апелляционной инстанции произвел собственный расчет страхового стажа, указав, что период работы истца с 13 ноября 1981 года по 20 мая 1983 года (01 год 6 месяцев 8 дней) подтвержден трудовой книжкой, справкой ООО «Ковры Кайраккума» от 15 ноября 2012 года № 75, справками Межведомственного архива личного состава города Гулистон Главного архивного управления при Правительстве Республики Таджикистан от 21 февраля 2020 года № 127, 127/1, 127/2.

Трудовая книжка и справки Межведомственного архива личного состава города Гулистон Главного архивного управления при Правительстве Республики Таджикистан от 21 февраля 2020 года № 127/3, 127/4, 127/5 подтверждают работу истца няней в детском саду «Звездочка» рудника Кансай с 02 июля 1983 года по 18 августа 1985 года (02 года 01 месяц 17 дней), няней в детском саду Кайраккумского рудника с 19 августа 1985 года по 30 апреля 1991 года (05 лет 08 месяцев 12 дней), воспитателем в детском саду Кайраккумского рудника с 01 мая 1991 года по 01 февраля 1998 года.

Представленная пенсионным органом личная карточка подтверждает начало трудовой деятельности истца 18 ноября 1981 года и работу в детском саду «Звездочка» с 02 июля 1983 года.

Свидетельства о рождении подтверждают наличие у истца детей года рождения, года рождения, года рождения.

Период работы истца воспитателем в детском саду «Орленок» с 05 февраля 1998 года по 30 марта 2001 года подтвержден надлежаще оформленными записями в трудовой книжке.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на расчет страхового стажа не влияют периоды нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком с 04 мая 1987 года по 08 марта 1988 года, с 13 апреля 1988 года по 31 июня 1988 года, с 15 ноября 1988 года по 20 марта 1990 года, поскольку они не превышают возраста детей полутора лет и пересекаются с подлежащими учету периодами работы. Период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 18 мая 1994 года по 19 апреля 1997 года подлежит включению в страховой стаж до 04 октября 1995 года, т.е. до достижения ребенком возраста полутора лет. Соответственно, не подлежит включению в страховой стаж период с 05 октября 1995 года по 19 апреля 1997 года. Период работы истца воспитателем в детском саду Кайраккумского рудника с 01 мая 1991 года по 01 февраля 1998 года включается в страховой стаж частично: с 01 мая 1991 года по 04 октября 1995 года (04 года 05 месяцев 04 дня), с 20 апреля 1997 года по 01 февраля 1998 года (09 месяцев 12 дней).

При сложении вышеуказанных периодов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что страховой стаж истца составляет 17 лет 08 месяцев 19 дней (01 год 06 месяцев 08 дней + 02 года 01 месяц 17 дней + 05 лет 08 месяцев 12 дней + 04 года 05 месяцев 04 дня + 09 месяцев 12 дней + 03 года 01 месяц 26 дней) и согласился с выводом суда первой инстанции о наличии у истца права на назначение страховой пенсии по старости по части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ с 15 декабря 2020 года.

Судебные акты в части установления факта принадлежности трудовой книжки и архивных справок не обжалуются, их законность и обоснованность в силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки судебной коллегии Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не является.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов по требованиям истца о признании права на пенсию и назначении пенсии с момента обращения за ней по следующим основаниям.

Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13 марта 1992 года между государствами - участниками Содружества Независимых Государств: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.

В соответствии со статьей 5 данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно частям 1 и 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий.

Пунктами 10, 11 Правил предусмотрено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10).

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).

Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (пункт 64 Правил).

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (здесь и далее в редакции на момент обращения Абдуллоевой С.Х. за назначением пенсии 15 декабря 2020 года) установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);

регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:

дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»);

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование.

В приложении № 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Суд первой инстанции, принимая решение о признании за Абдуллоевой С.Х. права на страховую пенсию по старости с 15 декабря 2020 года, возложении обязанности на УПФР г. Нефтеюганске (межрайонное) назначить Абдуллоевой С.Х. страховую пенсию по старости с 15 декабря 2020 года, изложенные нормативные положения не применил, в связи с чем не установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.

В силу положений статей 67, 71, 327, 3271, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.

Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.

По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований истца, возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление следующих обстоятельств:

имеется ли у истца вся совокупность условий для назначения пенсии по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на дату подачи заявления о назначении пенсии, в частности необходимый страховой стаж и необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы и иных периодов, подлежащих включению в страховой стаж;

какие документы представлены Абдуллоевой С.Х. в пенсионный орган в подтверждение своего права на назначение пенсии при первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (15 декабря 2020 года);

исполнил ли пенсионный орган обязанность по разъяснению Абдуллоевой С.Х. при ее обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ей необходимо было представить дополнительно, а также обстоятельств того, указал ли пенсионный орган в уведомлении на необходимость дополнительно представить истцу недостающие документы для назначения страховой пенсии; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.

Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись. Вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решениям пенсионного органа от 28 декабря 2020 года, от 07 мая 2021 года на предмет их соответствия требованиям пенсионного законодательства судами оценка не дана.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

В случае установления судом отсутствия у Абдуллоевой С.Х. совокупности условий для назначения пенсии с 15 декабря 2020 года по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» суду необходимо определить возникло ли у Абдуллоевой С.Х. право на страховую пенсию по старости в соответствии с указанными положениями закона в последующем, установить дату возникновения этого права.

Для разрешения требований суду следует истребовать копию пенсионного дела Абдуллоевой С.Х., выписку по лицевому счету истца, сведения о страховом стаже, учтенном пенсионным органом, расчет индивидуального пенсионного коэффициента, установить, невключение каких периодов в страховой стаж оспаривается истцом. При необходимости суду следует разъяснить Абдуллоевой С.Х. право уточнить исковые требования в рамках заявленного спора.

Разрешение спора на основе неполно выясненных юридически значимых обстоятельств свидетельствует о существенном нарушении норм права, повлиявших на исход дела, в связи с чем решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2022 года в той части, которой удовлетворены исковые требования Абдуллоевой С.Х. об установлении права на страховую пенсию и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости подлежит отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2022 года в той части, которой удовлетворены исковые требования Абдуллоевой Садокат Хасановны об установлении права на страховую пенсию и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости отменить.

Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В остальной части решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2022 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи