ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2146/2023 от 20.12.2023 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 86RS0001-01-2023-002317-78

Дело № 88-22429/2023

Мотивированное определение изготовлено 20 декабря 2023 г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 14 декабря 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Козиной Н.М.,

судей Карповой О.Н., Руновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2146/2023 по иску Комаровой Алевтины Андрияновны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание,

по кассационной жалобе Комаровой Алевтины Андрияновны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 сентября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Комарова А.А. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения ответчика от 18 сентября 2020 г. № 15-исх-14906 об отказе учесть награждение Благодарственным письмом как ведомственным знаком отличия в труде, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» (л.д. 4).

В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что с 1985 по 2022 гг. осуществляла трудовую деятельность в должности учителя, с 12 августа 2022 г. является получателем страховой пенсии по старости. В период педагогической работы была награждена Благодарственными письмами и иными поощрениями в труде. В сентябре 2020 г. она обратилась в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в удовлетворении которого было отказано. Считала, что наличие стажа работы и поощрений в виде Благодарственного письма Тюменской областной Думы являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июня 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 сентября 2023 г., исковые требования Комаровой А.А. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе истец Комарова А.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из записей в трудовой книжке, справке о стаже, общий стаж работы истца по состоянию на 30 июня 2016 г. составлял более 20 лет. Комарова А.А. работала учителем в общеобразовательных учреждениях г. Югорска, является пенсионером по старости с 12 сентября 2012 г.

На основании распоряжения председателя областной Думы от 25 ноября 2019 г. № 63-рн Комарова А.А. награждена Благодарственным письмом Тюменской областной Думы.

27 августа 2020 г. Комарова А.А. обратилась в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», представив Благодарственное письмо Тюменской областной Думы от 2019 г.

Решением Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 сентября 2020 г. Комаровой А.А. отказано в присвоении звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в связи с тем, что представленное Благодарственное письмо Тюменской областной Думы не является наградой либо почетным званием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 мая 2005 г. № 37-оз «О наградах и почетных званиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 г. № 115-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2005 г. № 103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», исходил из того, что имеющееся у истца Благодарственное письмо Тюменской областной Думы не является наградой или почетным званием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, перечень которых определен Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 мая 2005 г. № 37-оз «О наградах и почетных званиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в связи с чем награждение ею не влечет для истца правовых последствий в виде возникновения права на присвоение звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Кроме того, суд признал ошибочными приведенные в иске доводы о применении к правоотношениям сторон положений статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в части награждения Комаровой А.А. ведомственными знаками отличия в труде, поскольку звание «Ветеран труда» является самостоятельным званием, имеет иные правовые и фактические основания для его присвоения.

Между тем из рассмотренного ответчиком заявления истца следует, что за присвоением звания «Ветеран труда» Комарова А.А. не обращалась, просила о присвоении ей звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Оспариваемым истцом решением в присвоении звания «Ветеран труда» заявителю не отказывалось, ответчиком оценка ее социальных прав не производилась.

Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что оснований для отказа в присвоении ей почетного звания не имелось, поскольку Благодарственное письмо Тюменской областной Думы входит в перечень наград для присвоения звания «Ветеран труда Тюменской области», Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в состав Тюменской области, судебной коллегией отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти как Российской Федерации, так и соответствующего субъекта Российской Федерации призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов.

В соответствии с положениями Устава Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 апреля 1995 г. № 4-оз (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 26 апреля 1995 г.) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является равноправным субъектом Российской Федерации (часть 1 статьи 1).

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра как субъект Российской Федерации осуществляет собственное правовое регулирование по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра осуществляет правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, изданными по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 1).

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в состав Тюменской области. Отношения между Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой и Тюменской областью определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, настоящим Уставом, договором между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органами государственной власти Тюменской области (статья 18).

Отношения между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Тюменской области строятся на основе самостоятельности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, равноправия, взаимоуважения и стремления к достижению общего благополучия и развития, координации, согласованности и взаимоинформированности о действиях, затрагивающих общие интересы, соблюдения договора, соглашений и ответственности (статья 19).

Право граждан на присвоение звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» предусмотрено Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Закона в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, Ветераны труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: 1) лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа»; 2) лица, имеющие награды или почетные звания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Лицам, указанным в подпункте 2 настоящего пункта, присваивается звание «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдается соответствующее удостоверение.

Перечень наград и почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдачи удостоверений устанавливаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2005 г. № 103-п утвержден Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан.

Согласно данному Перечню к таким наградам отнесены: 1) знак «За заслуги перед Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой»; 2) медаль «Материнская слава»; 3) знак «За активную работу с молодежью»; 4) знак «За вклад в развитие законодательства»; 5) знак «За безупречную службу», а также еще ряд почетных знаков.

Благодарственное письмо Тюменской областной Думы в числе наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», не значится, в связи с чем выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований являются правильными.

Доводы заявителя в кассационной жалобе о наличии оснований для присвоения ей звания «Ветеран труда» повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которые отвергнуты, как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 3795, 3796, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комаровой Алевтины Андрияновны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи