ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-7431/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 11 мая 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Гусева Д.А., Леонтьевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2163/2020 (УИД 22RS0068-01-2020-001695-42) по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края о защите пенсионных прав,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 7 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 декабря 2020 г.
заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края о признании решения ответчика незаконным в части, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочно страховую пенсию по старости.
В обоснование требований истец, с учетом уточнений, указывал на то, что решением ответчика ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях») в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом незаконно отказано во включении в специальный стаж периодов работы в Главном Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Алтайского края в поисково-спасательном отряде в должности спасателя с 7 декабря 2004 г. по 30 апреля 2005 г. и в краевом казенном учреждении (далее - ККУ) «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» в качестве спасателя с 1 мая 2005 г. по 13 февраля 2015 г., с 21 февраля 2015 г. по 9 марта 2015 г., с 16 марта 2015 г. по 25 мая 2015 г., с 10 июня 2015 г. по 31 декабря 2018 г., поскольку работа спасателем поисково-спасательных служб в организации, являющейся структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, подтверждается трудовым договором, выписками из приказов, записями в трудовой книжке. Истец награжден медалями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), которые являются ведомственными знаками отличия МЧС России. Закон не разделяет спасателей на федеральный или краевой уровень. Просил включить периоды работы в Главном Управлении по дела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Алтайского края в поисково-спасательном отряде в должности спасателя с 7 декабря 2004 г. по 30 апреля 2005 г. и в ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» в качестве спасателя с 1 мая 2005 г. по 13 февраля 2015 г., с 21 февраля 2015 г. по 9 марта 2015 г., с 16 марта 2015 г. по 25 мая 2015 г., с 10 июня 2015 г. по 31 декабря 2018 г. в специальный стаж, а также обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19 декабря 2019 г.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 7 сентября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 декабря 2020 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить hешение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 7 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 декабря 2020 г., считая их незаконными.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются:
- перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»;
- перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. № 702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подпункт 16 пункт 1 статьи 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.
Из анализа приведенных норм следует, что круг лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости, четко определен законодательством, к таким лицам относятся спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).
Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года №702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности «спасатель», установленной в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. №84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций истец ФИО1 с 01 октября 2004 г. работал в должности спасателя в Западно-Сибирском поисково-спасательном отряде МЧС России им. В.В. Зюкова, с 07 декабря 2004 г. принят переводом на должность спасателя в поисково-спасательном отряде Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края, 30 апреля 2005 г. уволен переводом в Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, 01 мая 2005 г. принят переводом на должность спасателя в поисково-спасательном отряде.
06 мая 2011 г. Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае переименовано в краевое казенное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», где истец продолжает работать в должности спасателя в поисково-спасательном отряде по настоящее время.
Согласно представленной краевым казенным учреждением «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», являющимся работодателем истца, в материалы дела пояснительной записки, работники аварийно-спасательных служб и формирований, а также сотрудники противопожарных служб, создаваемых в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, не входят в организационную структуру МЧС России и правом на досрочное назначение пенсии не пользуются. В связи с чем сведения в отношении истца как о работе с особыми условиями труда в пенсионный фонд не подавались, дополнительные взносы не уплачивались.
Также, краевым казенным учреждением «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» в пояснительной записке указано, что с 1 января 2005 г. во исполнение приказа МЧС России от 6 августа 2004 г. № 372 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Алтайского края преобразовано в Главное управление МЧС России по Алтайскому краю, к полномочиям которого относятся реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Алтайского края, иные полномочия. Краевое казенное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» не является правопреемником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края. Краевое казенное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» возглавляет руководитель – начальник, назначаемый на должность Главой администрации Алтайского края по представлению начальника Главного управления МЧС России по Алтайскому краю.
Учреждением представлены нормативные документы, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Алтайского края, Регламент реализации Соглашения между МЧС России и Правительством Алтайского края и передаче МЧС России осуществления части полномочий по сбору информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обмена такой информацией, организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, которыми определен порядок взаимодействия МЧС России и подразделений по гражданской обороне и чрезвычайных ситуаций Алтайского края.
Согласно Положению о поисково-спасательном отряде Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, поисково-спасательный отряд является структурным подразделением Управления и предназначен для решения задач по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Алтайского края.
Из представленного в материалы дела Устава краевого государственного учреждения (далее – КГУ) «Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», утвержденного 1 апреля 2005 г., следует, что данное учреждение создано на основании постановления Администрации Алтайского края от 3 марта 2005 г. № 116 и является краевым органом исполнительной власти, осуществляющим функции обеспечения предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории края, учредителем которого является Администрация Алтайского края.
КГУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» переименовано в краевое казенное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», которое также является краевым казенным учреждением, предназначенным для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Алтайском крае.
Координацию и регулирование основных видов деятельности осуществляет администрация Алтайского края в лице губернатора Алтайского края.
Таким образом, краевое казенное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» является краевым органом, уполномоченным на выполнение функций в указанной сфере.
Финансовое обеспечении деятельности Управления осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края, в котором истец работал в должности спасателя в поисково-спасательном отряде в период с 7 декабря 2004 г. по 30 апреля 2005 г., также не относится к числу аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти, поскольку Положением о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 2 июня 1997 г. № 331, предусмотрено, что Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края функционирует как самостоятельное структурное подразделение при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предназначенное для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время, кроме того в Положении о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 6 сентября 2000 г. № 675, указано, что Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края является краевым органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций в указанной сфере.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж спорных периодов работы истца с связи с тем, что ФИО1 осуществлял службу в качестве спасателя в учреждении, образованном субъектом Российской Федерации, работа в котором не дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда согласилась с указанными выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает обоснованными указанные выводы суда апелляционной инстанции, оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривается, поскольку они в полной мере соответствуют нормам материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий,
В соответствии с подпунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:
в федеральных органах исполнительной власти – решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом положения статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусматривают создание в субъектах Российской Федерации собственных аварийно-спасательных служб.
В силу статьи 8 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
Положениями статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Между тем, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционирующая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, функционирует путем взаимодействия, закрепленного в частности в приведенном выше соглашении, и не означает отнесение службы спасателя в органе, обеспечивающем деятельность по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на уровне субъекта Российской Федерации (в Алтайском крае) к службе в структуре федерального органа.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
В силу подпункта «е» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасению людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Такая позиция отражена и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. № 551-О-П.
Учитывая, что право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено только для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, оснований для включения спорных периодов службы, проходившей в органах гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, не имелось.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 07 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи