89RS0005-01-2023-002291-63
в суде первой инстанции № 2-2191/2023
председательствующий Габова Т.Н.
апелляционное дело № 33-2983/2023
мотивированное определение изготовлено 23.11.2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего Рощупкиной И.А.,
судей коллегии Селиверстовой Ю.А., Курманова Э.Р.
при секретаре судебного заседания Пановой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Ноябрьска, действующего в интересах ФИО1, к муниципальному унитарному предприятию «Пассажирские перевозки» муниципального образования город Ноябрьск о перерасчете заработной платы, взыскании неполученного заработка
по апелляционной жалобе представителя ответчика муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки» муниципального образования город Ноябрьск на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 августа 2023 года,
заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Селиверстовой Ю.А.,
установила:
Прокурор города Ноябрьска в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Пассажирские перевозки» муниципального образования город Ноябрьск (далее по тексту - МУП «Пассажирские перевозки») о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, взыскании недополученную заработную плату за период с 01.01.2020года по 31.12.2022 в соответствии с разделом 3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы в размере 596 661 руб. 43 коп.
В обоснование требований иска указано, что с 28.08.2020года ФИО1 работает в МУП «Пассажирские перевозки» в качестве <данные изъяты> регулярных городских пассажирских маршрутов. Согласно условиям трудового договора, ФИО1 как работнику установлена повременная система оплаты труда по часовому тарифу, тарифная ставка в соответствии с Положением об оплате труда. Кроме того, ему также установлены районный коэффициент в размере 70 %, северная надбавка в размере 80 %, доплата за работу в ночное время суток в размере 40 %, за вредные условия труда 4%, за обеспечение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к транспортному средству, 10%, за сбор оплаты за проезд и провоз багажа 35% и за классность в размере 25%. С начала трудовых отношений заработная плата ему выплачивается не в полном объеме, так как ее размер не соответствует тарифным ставкам, установленным разделом 3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации, действовавшего в соответствующие периоды, к которому ответчик присоединился автоматически, поскольку никаких консультаций с работниками по этому вопросу не проводил. При этом в соответствии с его Уставом ответчик имеет право самостоятельного присоединения к отраслевым соглашениям, согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации. В связи с этим заработная плата была выплачена ему в меньшем размере, нежели причиталась в соответствии с Отраслевым соглашением.
В письменных возражениях на иск представитель ответчика директор МУП «Пассажирские перевозки» ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, указав, что указанное в иске Отраслевое соглашение не подлежит применению к правоотношениям сторон, поскольку для ответчика является не заключенным. Выразил несогласие с расчетом заработной платы истца ФИО1, поскольку в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Отраслевого соглашения минимальные гарантии по заработной плате не предполагают начисление районного коэффициента и северной надбавки, при этом опровергающего расчета не представил по своему усмотрению. Также указал на пропуск установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока обращения в суд.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 августа 2023 года исковые требования прокурора города Ноябрьска, действующего в интересах ФИО1, удовлетворены частично. На МУП «Пассажирские перевозки» возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы и взыскана недополученная заработная плата за период с 1 декабря 2021 года по 31 декабря 2022 года в соответствии с разделом 3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы в размере 271 180руб. 59 коп. с отказом в остальной части исковых требований, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд. Взыскано с МУП «Пассажирские перевозки» государственная пошлина в размере 5 912 руб. в бюджет муниципального образования город Ноябрьск.
В предъявленной апелляционной жалобе представитель ответчика - директор МУП «Пассажирские перевозки» ФИО2 просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда по основаниям, ранее изложенным в представленных в материалы дела возражениях на иск.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Писарева О.В. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, месте и времени судебного заседания размещена судом в соответствии с установленным гражданским процессуальным законодательством порядком публично в сети Интернет в общедоступной информационной системе «ГАС «Правосудие», в разделе «Судебное делопроизводство» на официальном сайте суда http://oblsud.ynao.sudrf.ru/.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников гражданского процесса.
Изучив апелляционную жалобу, проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора Писаревой О.В., которая полагала об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МУП «Пассажирские перевозки» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого являются регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении (ОКВЭД 49.31.21).
Из Устава МУП «Пассажирские перевозки», утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска от 22 ноября 2017 года, следует, что предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Целями деятельности предприятия являются: обеспечение качественного и бесперебойного оказания городских пассажирских автотранспортных перевозок; обеспечение потребности населения в регулярной и безопасной перевозке пассажиров и багажа в городских условиях с наибольшими удобствами; получение прибыли.
ФИО1 с 28.08.2020года по 24.02.2022, с 27.05.2022 по настоящее время состоял в трудовых отношениях с МУП «Пассажирские перевозки» на основании трудового договора на основании срочного трудового договора от 28.08.2020года (в редакции последующих дополнительных соглашений), первоначально заключенного как срочный трудового договора от 27.05.2022 (в редакции последующих дополнительных соглашений), который в настоящее время по соглашению сторон признан заключенным на неопределенный срок.
Согласно разделу 5 трудовых договоров (в редакции дополнительных соглашений от 28.12.2020г., действующего в период с 01.01.2021по 31.06.1011, а также от 27.05.2022, действующего в период с 01.07.2022 по 31.12.2022), установлена система оплаты труда повременная по часовому тарифу (в зависимости от длины автобуса (6-9,5 м., 9.51-12м.), часовая тарифная ставка устанавливается в размере: с 28 августа 2020года - 64,82 руб. при длине автобуса 6-9,5 м, 75,17 руб. при длине автобуса 11-12 м; с 1 января 2021 года. - 67,65 руб. при длине автобуса 6-9,5 м, 78, 45 руб. при длине автобуса 9,51-12 м; с 1 января 2022 года - 70, 36 руб. при длине автобуса 6-9,5 м, 81, 59 руб. при длине автобуса 9,51-12 м.
Также условиями трудового договора предусмотрены следующие доплаты, надбавки работнику: районный коэффициент - 70%, северная надбавка - 80%, доплаты за работу в ночное время суток - 40%, за вредные условия труда - 4%, за классность - 25%, за обеспечение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к транспортному средству - 10%, за сбор оплаты за проезд и провоз багажа - 35%.
Работнику могут устанавливаться другие доплаты и надбавки к часовой тарифной ставке (окладу), другие виды материального вознаграждения в порядке и условиях, предусмотренных положением об оплате труда, локальными нормативными актами, действующими у работодателя. Порядок повышения уровня реального содержания заработной платы устанавливается положением об оплате труда, локальными нормативными актами, действующими у работодателя. Размер заработной платы может быть пересмотрен по соглашению сторон. Новые условия договора оформляются в письменной форме, подписываются сторонами и являются неотъемлемой частью трудового договора. Заработная плата выплачивается два раза в месяц в дни, установленным действующими локальными нормативными актами, правилами внутреннего трудового распорядка. С суммы заработной платы и иных доходов работодатель уплачивает налоги в размерах и порядке, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.
Согласно пункту 3.6 Положения об оплате труда работников МУП «Пассажирские перевозки», утвержденного приказом от 22 декабря 2016 года № 555, <данные изъяты> регулярных городских пассажирских маршрутов, установлена повременная система оплаты труда и суммированный учет рабочего времени (статья 104 Трудового кодекса Российской Федерации) (непрерывно действующее предприятие). Период суммированного учета - в 1 месяц. Начисление заработной платы производится по установленной часовой тарифной ставке. Тарифные ставки <данные изъяты> - размеры тарифных ставок для <данные изъяты> устанавливаются в зависимости от технических характеристик, параметров, назначения, указанных в технической документации или паспорте на автомобиль, в числе которых учитываются грузоподъемность автомобиля для грузовых автомобилей; рабочий объем двигателя в литрах для легкового автомобиля; мощность двигателя в лошадиных силах; длина автобуса.
В спорный период с 01 января 2020года по конечную дату спорного периода 31 декабря 2022 года истец в указанные выше периоды (за исключением периода с 25.02.2022 по 26.05.2022) осуществлял трудовую деятельность на автобусе марки ЛиАЗ-52563, МАЗ 206060, оплата его труда производилась ответчиком, исходя из действовавших в соответствующие периоды часовых тарифных ставок, размер которых предусмотрен трудовым договором (с учетом дополнительных соглашений), заключенным между сторонами.
24 декабря 2019 года Федеральной службой по труду и занятости зарегистрировано Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 гг. (далее - Отраслевое соглашение). Данное Отраслевое соглашение вступило в силу с 1 января 2020 года и действовало по 31 декабря 2022 года.
Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2020 года № 14-4/10/В-807, опубликованному в «Российской газете» № 29, 12 февраля 2020 года соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 года, регистрационный № 15/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru). Работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему.
В соответствии с изложенной в этом письме позицией, если в течение 30календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
В соответствии с пунктом 1.1 Отраслевого соглашения оно заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта. Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. Положения Соглашения о работодателях - организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 1.2 Отраслевого соглашения его сторонами являются:
- работники организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», сокращенное наименование - Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза;
- работодатели в лице Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз (далее - РАС) - представителя организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, являющихся членами РАС, а также организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, уполномочивших РАС на свое представительство в настоящем Соглашении, в соответствии с Уставом организации.
В соответствии с пунктом 1.5 Отраслевого соглашения оно: является правовым актом, и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется; распространяется соглашение на работодателей, являющихся членами РАС, или уполномочивших РАС заключить настоящее соглашение, а также присоединившихся к соглашению после его заключения; распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями.
Из пункта 1.7. Отраслевого соглашения следует, что региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями Отраслевого соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и Отраслевым соглашением, являются недействительными.
Пунктом 1.8. Отраслевого соглашения предусмотрено, что органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению при пересмотре и выполнении Соглашения.
В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда. В регионах, где не заключено региональное соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих первого разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с приведенной таблицей.
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.
В соответствии с указанной таблицей коэффициент заработной платы <данные изъяты> (длиной 6,0-7,5 м) к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте составляет 2,44, <данные изъяты> (длиной 8,5-10,0 м) к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте - 3,26, <данные изъяты> (длиной 11,0-12,0 м) к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте - 3,83.
Этим же пунктом Отраслевого соглашения предусмотрено, что минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в спорные периоды времени устанавливался прожиточный минимум для трудоспособного населения: на 2021 год в размере 17 707 руб. (от 2 февраля 2021 года № 43-П); на 2022 год в размере 21 617 руб. (от 29 июля 2021 года № 669-П).
Приказом МУП «Пассажирские перевозки» от 14 декабря 2020 года № 511 с 1 января 2021 года минимальная месячная тарифная ставка I разряда утверждена в размере 3 873 руб. при условии полной отработки нормы рабочего времени. В соответствии с приложением № 4 к приказу часовая тарифная ставка для <данные изъяты> ПАЗ-320302-22, МАЗ 206063 установлена в размере 67 руб. 65 коп., КАВЗ 4270, ЛИАЗ 52563 - 78 руб. 45 коп.
Приказом МУП «Пассажирские перевозки» от 14 декабря 2021 года № 433 с 1 января 2022 года минимальная месячная тарифная ставка I разряда утверждена в размере 4 028 руб. при условии полной отработки нормы рабочего времени. В соответствии с приложением № 3 к приказу часовая тарифная ставка для <данные изъяты> ПАЗ-320302-22, МАЗ 206063 установлена в размере 70 руб. 36 коп., КАВЗ 4270, ЛИАЗ 52563 - 81 руб. 59 коп.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет заработной платы ФИО1 за период с 1 декабря 2021 года по 31 декабря 2022 года в соответствии с разделом 3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы со взысканием с ответчика за данный период в пользу ФИО1 задолженности по заработной плате в размере 271 180руб. 59 коп., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 2, 8, 11, 21, 22, 45, 48, 130, 134, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 1.5, 1.7, 3.1, 3.2 Отраслевого соглашения, исходил из того, что МУП «Пассажирские перевозки», не участвовавшее в заключении Отраслевого соглашения, не предоставило в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, что повлекло распространение действия указанного Соглашения и на ответчика, в связи с чем фактическое начисление ФИО1 заработной платы не соответствует положениям Отраслевого соглашения.
Рассматривая заявление ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением трудового спора, суд первой инстанции, установив, что истец ежемесячно получал в спорный период заработную плату, был осведомлен о составных частях заработной платы, следовательно мог и должен был узнать о нарушении своих прав в день получения заработной платы за каждый месяц спорного периода, Отраслевое соглашение было официально опубликовано в общедоступных источниках, однако с заявлением о перерасчете и выплате недополученной заработной платы им работодателем денежных сумм за период времени с 1 января 2020года по 30ноября 2022 года не обращался, пришел к выводу, что срок для обращения истца в суд за защитой нарушенного права о взыскании недополученной заработной платы за период с 1 января 2020года по 30ноября 2022 года истцом пропущен, уважительных причин его пропуска не установлено, в связи с чем отказал в удовлетворении иска в части возложения на МУП «Пассажирские перевозки» обязанности произвести перерасчет и выплатить недополученную заработную плату за период с 1 декабря 2021 года по 31 декабря 2022 года со взысканием с ответчика за данный период в пользу ФИО1 задолженности по заработной плате в размере 271 180руб. 59 коп.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, соглашается с постановленным судом решением.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что примененное судами в рамках настоящего спора Отраслевое соглашение не распространяется на ответчика, и как следствие, на его правоотношения с истцом, для ответчика считается незаключенным, поскольку названное соглашение было заключено общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» и некоммерческой организацией «Российский автотранспортный союз» 19 ноября 2019 года, является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется, в том числе, на работодателей, являющихся членами Российского автотранспортного союза, или уполномочивших данный союз заключить настоящее соглашение, а также присоединившихся к соглашению после его заключения. Оценку Уставу НО «Российский автотранспортный союз» не дано. Обращает внимание на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции, а именно каким способом, через какие средства массовой информации и в какие сроки, комиссия, осуществлявшая разработку проекта Отраслевого соглашения, распространяла информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения, было ли известно учредителю ответчика (Департаменту имущественных отношений администрации г. Ноябрьска) о начале коллективных переговоров при разработке проекта Отраслевого соглашения и принимал ли он участие в работе комиссии. Не дана оценка тому обстоятельству, что ни ответчик, ни его учредитель не уполномочивали Российский автотранспортный союз заключить соглашение с Профсоюзом от их имени и в их интересе. Не дана оценка Отраслевому соглашению на предмет его действительности и применению в рамках настоящего дела, как правового основания для удовлетворения заявленных требований. Выражает несогласие в части расчетов часовой тарифной ставки. Указывает, что, исходя из системного толкования положений действующего законодательства и пунктов 3.1 и 3.2 Отраслевого соглашения, минимальные гарантии по заработной плате не предполагают начисление северных надбавок и районных коэффициентов, как в случае с минимальной заработной платой (МРОТ + районный коэффициент + северная надбавка), следовательно, расчеты суда в этой части являются ошибочными. В обжалуемом решении судом не приведена формула, в соответствии с которой был произведен расчет заработной платы истца, взысканной с ответчика, как и сам расчет. Считает, что сам по себе факт установления на предприятии ответчика минимальной месячной тарифной ставки ниже установленного минимального размера оплаты труда правового значения не имеет. С учетом того обстоятельства, что тарифная ставка 1 разряда в размере не ниже минимального размера оплаты труда (с начислением соответствующего районного коэффициента и северной надбавки) устанавливается только при полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, суду следовало проверить фактическую отработку истцом месячной нормы рабочего времени за каждый месяц в период с 1 декабря 2021 года по 31 декабря 2022 года, проведя сравнение расчетных листков работника (соответствующих граф) с нормами, установленными в производственных календарях на 2021 и 2022 годы. Согласно представленным в материалы дела расчетным листкам с с 1 декабря 2021 года по 31 декабря 2022года общая сумма полученной зарплаты истцом (с начислением соответствующего районного коэффициента и северной надбавки) была выше как минимального размера оплаты труда (с учетом районного коэффициента и северной надбавки), так и двукратного минимального прожиточного минимума в Ямало-Ненецком автономном округе за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022, умноженного на соответствующий коэффициент из Таблицы № 1 пункта 3.2. Отраслевого соглашения («минимальных гарантий по заработной плате»). Следовательно, оснований для частичного удовлетворения требований работника у суда не имелось. Указал на то, что судом при вынесении решения суда не учтен пропуск срока обращения в суд в отношении всего спорного периода.
Судебная коллегия полагает, что данные доводы являются необоснованными и правильность выводов суда первой инстанции не опровергают на основании следующего.
В силу статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесены, в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
На основании статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
На основании части 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Как установлено частью 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
На основании части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно абзацу второму части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Как установлено частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
По правилам части 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (часть 2 той же статьи).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 той же статьи).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению, не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 49 Трудового кодекса Российской Федерации изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Из совокупного анализа приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации следует, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений. При этом соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства. В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению, не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным; при этом содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения. При этом, статья 46 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам.
В отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении.
В тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.
Приведенные правовые нормы, вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции применены правильно.
Как верно отмечено в решении суда, сведений о том, что ответчик уполномочил Российский автотранспортный союз на свое представительство в Отраслевом соглашении в соответствии с Уставом, не имеется. В связи с этим ссылки на не исследование положений Устава данной организации подлежат отклонению. Вместе с тем, поскольку ответчик, не участвовавший в заключении Отраслевого соглашения, в соответствии с частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации не представил мотивированный письменный отказ присоединиться к указанному соглашению, оно считается распространенным на МУП «Пассажирские перевозки». Орган местного самоуправления от имени МУП «Пассажирские перевозки» также не представил отказ от присоединения к Отраслевому соглашению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтено, каким способом, через какие средства массовой информации и в какие сроки, комиссия, осуществлявшая разработку проекта Отраслевого соглашения, распространяла информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения, было ли известно учредителю ответчика (Департаменту имущественных отношений администрации г. Ноябрьска) о начале коллективных переговоров при разработке проекта Отраслевого соглашения, принимал ли он участие в работе комиссии; не дана оценка Отраслевому соглашению на предмет его действительности и применению в рамках настоящего дела, как правового основания для удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия отклоняет как необоснованные, поскольку установление данных обстоятельств в предмет оценки суда в рамках рассматриваемого индивидуального трудового спора не входит.
При разрешении спора судом апелляционной инстанции ответчику предложено представить расчет задолженности по заработной плате ФИО1 за период с 1 декабря 2021 года по 31 декабря 2022 года в соответствии с приведенными положениями Отраслевого соглашения, а также сведения о фактически выплаченной заработной плате в подтверждение доводов апелляционной жалобы, но ответчиком такой расчет, вопреки положениям пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по собственному усмотрению не представлен.
Судом апелляционной инстанции представленный в материалы дела стороной истца и принятый судом первой инстанции расчет проверен и признан соответствующим положениям Отраслевого соглашения, что явилось основанием для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по заработной плате в указанном размере.
Вопреки доводам жалобы о том, что минимальные гарантии по заработной плате не предполагают начисление северных надбавок и районных коэффициентов, пунктами 3.1, 3.2 Отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка по Соглашению устанавливается при работе в нормальных условиях труда. Минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных.
С учетом изложенного суд правильно сопоставил размер установленной истцу тарифной ставки с базовой (минимальной) тарифной ставкой без учета районной и северной надбавки и произвел довзыскание заработной платы с учетом всех причитающихся истцу надбавок за работу в местности с особыми климатическими условиями, начисленных на базовый заработок, установленный Отраслевым соглашением.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со статьей 330ГПК РФ, отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к иному - субъективному - мнению о разрешении спора и сами по себе выводы суда первой инстанции не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не свидетельствуют.
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия по изложенным выше мотивам соглашается, поскольку они соответствуют вышеприведенным нормативным предписаниям и установленным по делу обстоятельствам дела, имеющим значение для дела, соответственно доводы апелляционной жалобы подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
определила:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи