дело № 33-3-220/2021 № 33-3-9560/2020 дело № 2-2194/2017 26RS0010-01-2017-003909-12 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь | 12 января 2021 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Берко А.В.,
судей Леонова А.Н., Селюковой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края ФИО1 ФИО15 об изменении порядка исполнения апелляционного определения от 23 января 2019 года (в редакции определения того же суда от 15 мая 2019 года об исправлении описки) по гражданскому делу по иску ФИО2 ФИО16 и ФИО3 ФИО17, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3 ФИО21, ФИО3 ФИО22, ФИО3 ФИО18, ФИО3 ФИО19 и ФИО3 ФИО20, к администрации Георгиевского городского округа, министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата,
заслушав доклад судьи Леонова А.Н.,
установила:
решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО2 ФИО23 и ФИО3 ФИО24., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3 ФИО29., ФИО3 ФИО26., ФИО3 ФИО25., ФИО3 ФИО27 и ФИО3 ФИО28 к администрации Георгиевского городского округа, министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08 мая 2018 года решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30 ноября 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца ФИО3 ФИО30 – без удовлетворения.
Постановлением Президиума Ставропольского краевого суда от 06 декабря 2018 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08 мая 2018 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 января 2019 года (в редакции определения того же суда от 15 мая 2019 года об исправлении описки) решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30 ноября 2017 года отменено, по делу вынесено новое решение.
Суд удовлетворил исковые требования ФИО2 ФИО31 и ФИО3 ФИО32., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3 ФИО33., ФИО3 ФИО35., ФИО3 ФИО36., ФИО3 ФИО37. и ФИО3 ФИО38., к администрации Георгиевского городского округа, министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Признал за ФИО2, ФИО3, а также несовершеннолетних детей ФИО3 ФИО39., ФИО3 ФИО40., ФИО3 ФИО41., ФИО3 ФИО42 и ФИО3 ФИО43 право на получение государственного жилищного сертификата как граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Георгиевского района Ставропольского края, в соответствии с нормами предоставления жилья.
Обязал администрацию Георгиевского городского округа включить ФИО2 ФИО44., ФИО3 ФИО45., несовершеннолетних детей ФИО3 ФИО46., ФИО3 ФИО48., ФИО3 ФИО49., ФИО3 ФИО50. и ФИО3 ФИО51 в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Георгиевского района Ставропольского края, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Апелляционную жалобу ФИО3 ФИО52 удовлетворил.
06 ноября 2020 года в адрес судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда поступило заявление министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края ФИО1 ФИО53., в котором он просит изменить способ и порядок исполнения Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 января 2019 года в части признания за ФИО2 ФИО59 и ФИО3 ФИО61., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3 ФИО54., ФИО3 ФИО55., ФИО3 ФИО56., ФИО3 ФИО57 и ФИО3 ФИО58. права на получение государственного жилищного сертификата на право на получение выплаты за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера федерального или межрегионального характера, произошедшей на территории Ставропольского края взамен утраченного помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, способом и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327, постановлением Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2020 года № 520-п.
В обоснование доводов указал, что исполнить решение суда возможно лишь способом и в порядке предоставления выплат за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера федерального или межрегионального характера, произошедшей на территории Ставропольского края, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2020 года № 520-п.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает заявление об изменении порядка и способа исполнения решения суда подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 указанного кодекса.
Согласно части 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), предусматривающей право взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Из содержания указанных правовых норм в их системном толковании следует, что лицо, обращающееся с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда, обязано доказать наличие по делу обстоятельств, исключающих или затрудняющих возможность исполнения судебного акта либо существенно влияющих на результат его исполнения.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» разъяснено, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Право на обращение в орган исполнительной власти с просьбой о предоставлении жилья, которого гражданин лишился в результате чрезвычайных ситуаций, возникает после получения государственного жилищного сертификата.
Вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 января 2019 года на администрацию Георгиевского городского округа возложена обязанность по включению ФИО2 ФИО67., ФИО3 ФИО68, несовершеннолетних детей ФИО3 ФИО65., ФИО3 ФИО66., ФИО3 ФИО64., ФИО3 ФИО63 и ФИО3 ФИО62 в список граждан на получение государственного жилищного сертификата вследствие наступления вышеуказанной чрезвычайной ситуации.
За ФИО2 ФИО69., ФИО3 ФИО70., а также несовершеннолетними детьми ФИО3 ФИО71., ФИО3 ФИО72., ФИО3 ФИО73., ФИО3 ФИО74 и ФИО3 ФИО75. признано право на получение государственного жилищного сертификата как граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Георгиевского района Ставропольского края, в соответствии с нормами предоставления жилья.
С 01 января 2020 года государственные жилищные сертификаты не выдаются что подтверждено письмом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 января 2020 года № 43-456-5.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327, утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Правила).
Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.
Согласно пункту 15 Правил порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2020 года № 520-п в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 № 1327 разработан соответствующий Порядок и условия предоставления выплат за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера федерального или межрегионального характера, произошедшей на территории Ставропольского края (далее - Порядок)
Так, в соответствии с пунктами 6, 7 Порядка, размер выплаты, предоставляемой пострадавшим гражданам, рассчитывается исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих пострадавших граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения, что соответствует расчетам площади утраченного жилого помещения при предоставлении мер социальной поддержки в виде государственных жилищных сертификатов.
Выплата предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.
В соответствии с пунктами 20, 27 Порядка, министерство осуществляет перечисление выплаты на целевой блокированный банковский счет, перечисление денежных средств продавцу осуществляется после предоставления министерству договора купли-продажи жилого помещения либо доли в праве общей долевой собственности, прошедшего государственную регистрацию в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, что также аналогично порядку предоставления мер социальной поддержки в виде государственных жилищных сертификатов.
Исполнить решение суда возможно лишь способом и в порядке предоставления выплат за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера федерального или межрегионального характера, произошедшей на территории Ставропольского края, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2020 года № 520-п, а потому заявление об изменении способа и порядка исполнения решения суда подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 203, 203.1, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заявление министра Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края ФИО1 ФИО76 об изменении способа и порядка исполнения решения суда – удовлетворить.
Изменить способ и порядок исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 января 2019 года (в редакции определения того же суда от 15 мая 2019 года об исправлении описки) в части признания за ФИО2 ФИО82. и ФИО3 ФИО83, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3 ФИО77., ФИО3 ФИО78., ФИО3 ФИО79., ФИО3 ФИО80 и ФИО3 ФИО81 права на получение государственного жилищного сертификата на право на получение выплаты за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера федерального или межрегионального характера, произошедшей на территории Ставропольского края взамен утраченного помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, способом и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327, постановлением Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2020 года № 520-п.
Председательствующий
Судьи