ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2241/20 от 17.06.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-10171/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 17 июня 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Кожевниковой Л.П., Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2241/2020 (УИД 55RS0005-01-2020-003324-94) по иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития Омской области о признании права на установление и выплату пенсии за выслугу лет, признании незаконным распоряжения, возмещении судебных расходов,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Омска Омской области от 12 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В.,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 (далее – ФИО1, истец) обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области о признании права на установление и выплату пенсии за выслугу лет, признании незаконным распоряжения, возмещении судебных расходов.

В обоснование своих требований указывала на то, что ФИО1 была назначена на должность государственной гражданской службы Омской области в Министерстве региональной безопасности с 7 сентября 2016 г. Распоряжением Министерства региональной безопасности Омской области от 7 мая 2020 г. №46-лс ФИО1 уволена по инициативе государственного гражданского служащего Омской области с освобождением ее от занимаемой должности с 8 мая 2020 г.

На обращение ФИО1, Распоряжением Министерства труда и социального развития Омской области от 19 июня 2020 г. № 357-р ей отказано в установлении и выплате пенсии за выслугу лет.

ФИО1 считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку она имеет право на установление ей пенсии за выслугу лет в связи с наличием стажа, что подтверждается письменными документами.

ФИО1 просила суд признать распоряжение Министерства труда и социального развития Омской области от 19 июня 2020 г. № 357-р об отказе в установлении и выплате пенсии за выслугу лет незаконным; признать право на установление и выплату пенсии за выслугу лет с 14 мая 2020 г. в соответствии со статьей 47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, утвержденного Законом Омской области от 22 декабря 2004 г. № 601-ОЗ; возложить на ответчика обязанность установить пенсию за выслугу лет с 14 мая 2020 г.; возместить судебные расходы.

Определением Первомайского районного суда г. Омска Омской области от 28 сентября 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены – Аппарат Губернатора и Правительства Омской области, бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области».

Решением Первомайского районного суда г. Омска Омской области от 12 ноября 2020 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2021 г. решение Первомайского районного суда г. Омска Омской области от 12 ноября 2020 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене судебных актов как незаконных.

Министерством труда и социального развития Омской области, Аппаратом Губернатора и Правительства Омской области поданы возражения на кассационную жалобу.

Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 названного закона).

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим определены статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Одним из таких условий является определенный стаж государственной гражданской службы (пункты 1, 1.1 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Отношения, связанные с основами правового положения государственных гражданских служащих Омской области, регулируются Законом Омской области от 22 декабря 2004 г. №601-03 «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» (далее - Кодекс о государственной гражданской службе Омской области).

Пунктом 1 статьи 47.1 Кодекса о государственной гражданской службе Омской области установлено, что лица, замещающие должности государственной гражданской службы, при наличии на день увольнения с государственной гражданской службы стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и при замещении должности государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы имеют право на пенсию за выслугу лет, если увольнение с замещаемой должности государственной гражданской службы имело место не ранее 1 января 2017 года по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи), 3, 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37, пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, для назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность государственной гражданской службы Омской области необходима совокупность следующих условий: - наличие на день увольнения с государственной гражданской службы Омской области стажа государственной гражданской службы Омской области, установленной законодательством продолжительности (не менее 17 лет); - увольнение с государственной гражданской службы Омской области по предусмотренным законом основаниям; - замещение должности государственной гражданской службы Омской области не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы Омской области.

В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 47.1 Кодекса о государственной гражданской службе Омской области стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет устанавливается руководителем государственного органа Омской области.

В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 47.1 Кодекса о государственной гражданской службе Омской области в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет включаются (засчитываются) периоды замещения должностей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации».

Согласно пункту 12 статьи 47.1 Кодекса о государственной гражданской службе Омской области порядок установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, определяется Губернатором Омской области.

Указом Губернатора Омской области от 5 августа 2009 г. N 89 "О реализации отдельных положений статей 19, 47.1, 50 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, статьи 3 Закона Омской области "О введении в действие и об изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" утверждены "Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет", "Положение о порядке и размере пенсионного обеспечения членов семьи лица, замещающего государственную должность Омской области, в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных полномочий".

В соответствии с Положением о порядке установления пенсии за выслугу лет уполномоченным органом на принятие решения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет в Омской области является Министерство труда и социальной защиты Омской области.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с 7 сентября 2016 г. замещала должность государственной гражданской службы Омской области главного специалиста отдела правового обеспечения, кадровой работы и документооборота Главного управления региональной безопасности Омской области (распоряжение от 7 сентября 2016 г. № 80-лс).

7 мая 2020 г. ФИО1 была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы Омской области в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Министерством труда и социального развития Омской области ФИО1 отказано в установлении и выплате пенсии за выслугу лет на основании пункта 18, подпунктов 1, 3 пункта 19 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 5 августа 2009 г. N 89, то есть в связи отсутствием у заявителя права на пенсию за выслугу лет, наличия в представленных заявителем документах недостоверных сведений.

При обращении ФИО1 в Министерство труда и социального развития Омской области за установлением пенсии за выслугу лет ею были предоставлены документы, в том числе справка о стаже государственной гражданской службы Омской области для установления пенсии за выслугу лет, выданная Министерством региональной безопасности Омской области.

Согласно указанной справке, общий стаж гражданской службы ФИО1 на момент увольнения составляет 25 лет 13 дней, в том числе стаж государственной гражданской службы Омской области 12 лет 8 месяцев и 1 день. При этом в стаж гражданской службы включены следующие периоды:

с 19 июля 1993 г. по 1 сентября 1994 г. - Мамлютская «Райсельхозтехника» СевероКазахстанской области в должности юриста 1 год 1 месяц 13 дней;

с 13 октября 1995 г. по 5 марта 2005 г. - служба в органах внутренних дел 9 лет 4 месяца 23 дня;

с 6 марта 2005 г. по 31 июля 2005 г. - департамент юстиции Северо-Казахстанской области отдела юстиции Мамлютского района, временно исполняющая обязанности ведущего специалиста по вопросам документирования и регистрации населения, 4 месяца 26 дней;

с 1 августа 2005 г. по 10 апреля 2006 г. - Управление юстиции Мамлютского района, ведущий специалист, 8 месяцев 10 дней;

с 1 ноября 2006 г. по 31 июля 2007 г. - Управление Федеральной миграционной службы по Омской области, сотрудник паспортно-визового учета, инженер по охране труда, 8 месяцев 30 дней;

с 1 августа 2007 г. по 29 июля 2016 г. - Управление Федеральной миграционной службы по Омской области, ведущий специалист-эксперт, главный специалист-эксперт, 8 лет 11 месяцев 29 дней;

с 7 сентября 2016 г. по 8 мая 2020 г. - Министерство региональной безопасности Омской области (Главное управление региональной безопасности), главный специалист, 3 года 8 месяцев 2 дня.

Также истцом была представлена справка о стаже замещения государственной должности Омской области, стаже государственной гражданской службы Омской области, выданная Главным управлением региональной безопасности Омской области, подписанная советником отдела правового обеспечения, кадровой работы и документооборота.

В соответствии с указанной справкой стаж государственной гражданской службы Омской области ФИО1 на момент поступления ее на службу составлял 18 лет 4 месяца и 22 дня.

Установив указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что на момент рассмотрения заявления ФИО1 об установлении и выплате пенсии за выслугу лет Министерство труда и социального развития Омской области не обладало достоверными сведениями о стаже ФИО1 на должностях государственной гражданской службы, поскольку сведения о стаже государственной гражданской службы в представленных истцом справках противоречили друг другу.

Оценивая отказ ответчика в установлении и выплате пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием у истца права на пенсию за выслугу лет, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

При разрешении данных требований суды пришли к выводам о том, что период прохождения истцом службы в органах внутренних дел Республики Казахстан правомерно не учтен ответчиком как период государственной гражданской службы Омской области.

Исходя из положений пункта 21 Перечня периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного названным выше Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532, в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет включаются (засчитываются) периоды военной службы, службы в органах внутренних дел.

Согласно записям в трудовой книжке истца, ФИО1 службу в органах внутренних дел Российской Федерации не проходила; в период с 13 октября 1995 г. по 5 марта 2005 г. проходила службу в органах внутренних дел Республики Казахстан.

При разрешении спора в данной части суд первой инстанции исходил из норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 г., системное толкование которых позволяет сделать вывод о том, что служба в органах внутренних дел Республики Казахстан засчитывается в выслугу лет лицам, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Исходя из того, что ФИО1 службу в органах внутренних дел Российской Федерации не проходила, а договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, которым регулировались бы правоотношения в сфере государственной гражданской службы, не заключался, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном отказе ответчика в установлении истцу пенсии по выслуге лет в связи с отсутствием необходимого стажа государственной гражданской службы Омской области, поскольку период службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 13 октября 1995 г. по 5 марта 2005 г. не подлежит включению в стаж государственной гражданской службы Омской области.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Суд апелляционной инстанции также нашел необоснованными доводы истца о том, что установленный Министерством региональной безопасности Омской области ФИО1 стаж государственной гражданской службы Омской области для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 18 лет 4 месяца 22 дня (на момент назначения на должность 7 сентября 2016 г.) и 23 года 11 месяцев 15 дней на 10 января 2020 г. подлежит бесспорному учету при назначении пенсии за выслугу лет, поскольку нормами действующего законодательства разграничивается порядок исчисления стажа государственной гражданской службы для целей установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и порядок исчисления стажа государственной гражданской службы для целей установления гражданину, замещавшему должности государственной гражданской службы, пенсии за выслугу лет.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 г. N 189-О, от 11 мая 2006 г. N 88-О и от 3 апреля 2007 г. N 332-О-П).

Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и само по себе это не противоречит Конституции Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В связи с чем, доводы кассационной жалобы о том, Министерство труда и социального развития Омской области право не должно было собирать документы, а должно было принять решение по представленным истцом документам, являются ошибочными, поскольку представленные истцом документы содержали противоречивые сведения, что установлено судами, и не оспаривалось истцом, то орган, полномочный принимать решение по назначению и выплате пенсии по выслуге лет вправе провести проверку достоверности представленных документов и содержащейся в них информации.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений норм материального права, фактические обстоятельства дела установлены, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили надлежащую правовую оценку, выводы, содержащиеся в решении суда и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки данных выводов не имеется.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Первомайского районного суда г. Омска Омской области от 12 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий С.Б. Латушкина

Судьи Л.П. Кожевникова

Т.В. Леонтьева