ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2272/2020-42 от 28.04.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

I инстанция – Максименкова О.А.

II инстанция – Примеров А.В.

Дело № 88-9611/2021

Дело в суде первой инстанции № 2-2272/2020-42

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 апреля 2021 года г. Москва

Второй кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Кучинского Е.Н.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению АО «Спецавтохозяйство» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 42 в муниципальном образовании «Починковский район» Смоленской области от 17 ноября 2020 года и на апелляционное определение Починковского районного суда Смоленской области от 02 февраля 2021 года,

у с т а н о в и л :

АО «Спецавтохозяйство», уточнив исковые требования, обратилось к мировому судье с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав в обоснование требований, что в соответствии со ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в редакции от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» обращение с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО) обеспечивается региональным оператором. В <адрес> статусом регионального оператора по обращению с ТКО наделено АО «СпецАТХ», которое с 01.01.2019 приступило к осуществлению деятельности по обращению с ТКО на территории <адрес>.

Ссылаясь на положения ст. 154 ЖК РФ, истец указал, что обращение с ТКО, образующимися в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, являются коммунальной услугой, которая, в соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, входит в плату за коммунальные услуги. Обязанность граждан по своевременной и полной оплате коммунальных услуг установлена ч.1 ст. 153 ЖК РФ.

Пунктами 4 и 5 ст.24.7 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ предусмотрена обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Данный договор носит форму публичной оферты. Типовая форма договора, информация о тарифе, предложение, обращенное ко всем жителям <адрес>, заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, форма заявки, перечень необходимых документов были размещены 14.11.2018 на сайте АО «СпецАТХ», размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.sah67.ru, более того, вся необходимая информация была размещена в газетах: «Смоленские новости» от 28.11.2018, «Рабочий путь» от 29.11.2018, «Смоленская газета» от 28.11.2018 и иных печатных изданиях.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28.04.2017 , с учётом положений ч. 1 ст.157 ЖК РФ, установлен норматив накопления ТКО для жителей Смоленской области в размере 1,82 куб.м. на 1 расчётную единицу в год.

Предельный тариф на услугу регионального оператора установлен постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 18.12.2018 в размере 608,30 руб. (с НДС) за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Согласно п. 148 (34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 , размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих временно проживающих потребителей в жилом помещении. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (п. 148 (36) Правил), соответственно, стоимость услуги на 1 зарегистрированного в жилом помещении (1 собственника при отсутствии зарегистрированных) на 2019 год составляет 92,26 руб. в месяц, на 2020 год - 89,46 руб. в месяц.

По жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, открыт лицевой счёт на имя ФИО1, количество расчетных единиц - 2. За период с 01.01.2019 по 01.10.2020 начислена плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО в размере 3824,52 руб., которая ответчиком не оплачена.

19.12.2019 в адрес ответчика направлена претензия об оплате задолженности, которая оставлена без удовлетворения.

27.08.2020 по заявлению АО «СпецАТХ» мировым судьей судебного участка № 42 в МО «Починковский район» Смоленской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате услуги регионального оператора по обращению с ТКО, однако судебный приказ определением от 08.09.2020 отменен в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения.

На основании изложенного истец просил взыскать с ФИО1 в пользу АО «СпецАТХ» задолженность по оплате услуги регионального оператора по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 01.10.2020 в размере 3824,52 руб., произвести зачет государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления о вынесении судебного приказа, взыскать с ФИО1 судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 400 руб.

Протокольным определением мирового судьи судебного участка №42 в муниципальном образовании «Починковский район» Смоленской области от 03.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Администрация Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области.

Решением мирового судьи судебного участка № 42 в муниципальном образовании «Починковский район» Смоленской области от 17 ноября 2020 года исковые требования Акционерного общества «Спецавтохозяйство» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами были удовлетворены; с ФИО1 в пользу Акционерного общества «Спецавтохозяйство» была взыскана задолженность по оплате услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 3824,52 руб., а также сумма уплаченной государственной пошлины в размере 400 рублей.

Апелляционным определением Починковского районного суда Смоленской области от 02 февраля 2021 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит решение и апелляционное определение отменить как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 3797 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. 2. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона. 3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.

Изучив материалы дела, проверив по правилам ст. 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 3797 ГПК РФ, для отмены судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого помещения - жилого дома по адресу: <адрес>. По сведениям, содержащимся в похозяйственной книге, в указанном жилом помещении зарегистрированы два человека (л.д. 106-107, л.д. 108-110). На имя ФИО1 открыт лицевой счет , количество потребителей составляет – 2 человека.

Акционерное общество «Спецавтохозяйство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> с 01.01.2019, в которую входят в том числе, населенные пункты, расположенные на территории <адрес>, куда входит <адрес>, который оказывает услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, для потребителей - физических лиц.

Порядок его деятельности регламентируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.

Акционерное общество «Спецавтохозяйство» анонсировало публичную оферту (предложение заключить договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 14.11.2018 на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.sah67.ru разместило типовую форму договора, информацию о тарифе, предложение, обращенное ко всем потребителям <адрес>, заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, форма заявки, перечень необходимых документов. Одновременно с этим вся необходимая информация размещена в газетах: «Смоленские новости» от 28.11.2018, «Рабочий путь» от 29.11.2018 других газетах <адрес>.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 года № 281-1/0103 установлен норматив накопления ТКО для жителей Смоленской области на 1 расчетную единицу в год в размере 1,82 куб.м.

Предельный тариф установлен постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энсргоэффективности, тарифной политике от 18 декабря 2018 года № 218 в размере 608 рублей 30 копеек (с НДС) за период с 01 января 2019 гола по 31 декабря 2019 года; постановлением от 19 декабря 2019 года № 304 в размере 589 рублей 89 копеек (НДС не облагается) за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.

Размер оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитан АО «СпецАТХ», исходя из норматива накопления ТКО, утверждаемого органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 11 ст. 157 ЖК РФ).

ФИО1, проживающий по адресу: <адрес> как собственник жилого помещения является потребителем коммунальных услуг, ежемесячно в его адрес направлялись соответствующие счета-квитанции, в которых отражена задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО перед АО «Спецавтохозяйство».

Договор на оказание услуги по обращению с ТКО между ФИО1 и АО «Спецавтохозяйство» был заключен на условиях типового договора.

За период с 01.01.2019 по 01.10.2020 ФИО4 была начислена плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО в размере 3824,52 руб., задолженность по состоянию на 20.10.2020 (с учетом уточненных исковых требований) составила 3824,52 руб.

Ответчиком ФИО1 за период с 01.01.2019 по 01.10.2020 не произведена плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО (л.д. 85).

Ответчик не оспаривал, что не производил оплату за данную коммунальную услугу, поскольку с ним не был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, и оспаривал факт заключения договора об оказании услуг по обращению с ТКО на основании конклюдентных действий.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования АО «Спецавтохозяйство», мировой судья, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями пункта 5 статьи 30, пунктов 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 426, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1, части 4 и части 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установив факт предоставления истцом АО «Спецавтохозяйство» услуг по вывозу твердых коммунальных отходов по публичному договору, в том числе из частного сектора, в котором расположен жилой дом ответчика на <адрес>, вывоз твердых коммунальных отходов, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца. При этом мировой судья, отклонив доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания задолженности, мотивированные незаключением в письменной форме между сторонами соответствующего договора, указал на то, что ФИО1 доказательств, подтверждающих заключение иных договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами, не представлено, как и не представлено доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов.

Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.

Кассационный суд соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.

Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно частям 1, 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (часть 2).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (часть 4).

Пунктом 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Согласно пункту 6 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия) (абзац второй).

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами (абзац первый).

В силу пункта 8(4) постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно пункту 8(5) указанного постановления заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).

В силу пункта 8(8) названного постановления заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

В силу пункта 13 Правил, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз включая уборку мест погрузки, под которой понимаются действия по подбору оброненных при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 2 Правил).

Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

Заявитель кассационной жалобы, не согласившись с постановленными судебными актами, указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание, что истцом не предъявлено доказательств наличия правоотношения сторон, уведомления ответчика об обязанности заключения договора и предоставления ответчику каких-либо услуг. Считает, что региональный оператор обязан был уведомить потребителя об обязанности заключения договора, так как ответчик о нем не знал. Указывает, что суды не учли претензии заявителя жалобы к региональному оператору и письменные отказы от заключения с ним договора. Также заявляется о том, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно не приняли во внимание доводы ответчика о несоблюдении требований к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Кассационный суд отклоняет указанные доводы кассационной жалобы как несостоятельные, поскольку они основаны на неверном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства и фактических обстоятельств.

Кассационный суд отмечает, что доводы жалобы аналогичны доводам, представленным к рассмотрению в судах первой и апелляционной инстанций, и являлись предметом исследования судов, в судебных постановлениях которых получили обоснованную правовую оценку. Не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций кассационный суд оснований не имеет.

Доводы жалобы об отсутствии заключенного с АО «Спецавтохозяйство» договора на вывоз ТКО отклоняется, поскольку судами установлено, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО между ФИО1 и АО «Спецавтохозяйство» был заключен на условиях типового договора, что не противоречит закону. Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги и взимать с потребителей плату в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, п. 5 и 7 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156.

Судами также установлено, что представленный ответчиком в материалы дела типовой (публичный) договор на оказание услуг по обращению с твердым коммунальными отходами (л.д. 50-51,71-77), вопреки доводам ФИО1, содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, предусмотренные статьей 432 ГК РФ, п. 25 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации» от 25 августа 2008 года № 641.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре, который считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя, а моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.

Довод жалобы о несоблюдении требований к местам (площадкам) накопления ТКО кассационный суд считает несостоятельным и отмечает, что территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, в <адрес> утверждена приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 14 января 2019 года «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области».

В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года , статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ, ответственность за создание и содержание общих контейнерных площадок на территориях муниципальных образований, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления.

Пункт 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 устанавливает требования к местам накопления ТКО для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта; размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5; расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Санитарные требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, пунктом 2.2.3 санитарных правил «СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (далее по тексту - «санитарные правила СанПиН 42-128-4690-88»), согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м.

Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела установлено, что, по состоянию на 26.10.2020, на территории <адрес> размещено 11 контейнерных площадок для сбора ТКО. Согласно реестру мест (площадок) накопления коммунальных отходов муниципального образования Прудковского сельского поселения <адрес> расположены как открытые контейнерные площадки, так и открытые площадки с твердым покрытием для сбора ТКО, при этом на <адрес> расположена одна открытая контейнерная площадка, а между домами и по указанной улице, в 150 метрах севернее автодороги <адрес> расположена открытая площадка с твердым покрытием количество контейнеров /бункеров - 2 (л.д. 175). Доказательств несоблюдения требований к местам (площадкам) накопления ТКО в материалы дела ответчиком не представлено.

Доводы кассационной жалобы о неверном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при разрешении дела кассационный суд отклоняет, поскольку данные доводы являются субъективным мнением заявителя жалобы по существу разрешенного вопроса и основаны на ошибочном толковании норм законодательства РФ.

Иные доводы кассационной жалобы не имеют определяющего правового значения для разрешения спора и потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Суд кассационной инстанции считает, что, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судами первой и апелляционной инстанций применены правильно, и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами.

Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установили фактические обстоятельства по делу, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы ФИО1 по своей сути сводятся к несогласию с судебными постановлениями и направлены на переоценку доказательств.

Второй кассационный суд общей юрисдикции отмечает, что оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах являются проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.

Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и апелляционной инстанции или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 3797 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.

С учётом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 ГПК РФ, Второй кассационный суд общей юрисдикции

о п р е д е л и л :

решение мирового судьи судебного участка № 42 в муниципальном образовании «Починковский район» Смоленской области от 17 ноября 2020 года и апелляционное определение Починковского районного суда Смоленской области от 02 февраля 2021 года оставить без изменения,

кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Е.Н. Кучинский