ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-2342/2022
№ 2-228/2021
13MS0035-01-2021-000368-73
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 14 февраля 2022 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ефимовой Д.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску ООО «РЕМОНДИС Саранск» к Саушину А.В., Саушиной Т.В., Саушину А.А., Саушиной А.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходов по оплате государственной пошлины,
по кассационной жалобе Саушину А.В. на решение мирового судьи судебного участка №3 Рузаевского района Республики Мордовия от 15 апреля 2021г. и апелляционное определение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 15 сентября 2021г.,
у с т а н о в и л:
решением мирового судьи судебного участка №3 Рузаевского района Республики Мордовия от 15 апреля 2021г. исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» удовлетворены. В солидарном порядке с Саушина А.В., Саушиной Т.В., Саушина А.А., Саушиной А.А. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» взыскана задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 сентября 2018 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 8387,72 руб., почтовые расходы 350руб., расходы по уплате государственной пошлины по 100 руб. с каждого.
Апелляционным определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 15 сентября 2021 г. решение оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Саушин А.В. указывает на необоснованный отказ судов в применении льгот 50% оплаты на всех членов его семьи по Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вывоз мусора не осуществлялся, площадки не оборудованы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, а также законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Саушину А.В. – 2/3 доли, и Саушину А.А. -1/3, в доме зарегистрированы и фактически проживают все ответчики.
В соответствии с Уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: прием, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание.
Основным видом деятельности ООО «РЕМОНДИС Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья.
Из условий соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия № 72/47 от 11 августа 2017 г. следует, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поручило, а ООО «РЕМОНДИС Саранск» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Мордовия. Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен региональному оператору ООО «РЕМОНДИС Саранск» на период с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г.
Дополнительным соглашением № 1 к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами № 72/47 от 11 августа 2017 г. региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с 1 мая 2018 г.
4 апреля 2018 г. в газете «Известия Мордовии» и на своем официальном сайте региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» разместило публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия.
Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия. В договоре изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение; потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа (пункт 2.1), права и обязанности сторон (пункт 5.1), срок начала оказания услуг (пункт 2.5), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3).
В силу пункта 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) потребители предоставляемой услуги уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение потребителем действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами также возможно путем подписания потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц Рузаевского района установлено 1 мая 2018 г. (пункт 2.5 договора).
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. № 23, от 17 декабря 2018 г. № 218, от 19 декабря 2019 г. № 221 установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «РЕМОНДИС Саранск» на 2018-2019 годы для населения (с учетом НДС) с 1 апреля по 30 июня 2018 г. включительно 546 рублей 23 копейки, с 1 июля по 31 июля 2018 г. включительно 546 рублей 48 копеек, с 1 августа по 31 декабря 2018 г. включительно 501 рубль 85 копеек, с 1 января по 31 марта 2019 г. включительно 492 рубля 42 копейки, с 1 апреля по 31 декабря 2019 г. включительно 474 рубля 53 копейки, с 1 января 2020 г. по май 2020 года включительно 383 рубля 42 копейки.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 апреля 2017 г. № 225 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2,2 куб. м (2,2 куб. м: 12 мес. = 0,183333 куб. м на 1 проживающего в месяц).
За период с сентября 2018 г. по декабрь 2020 г. ответчики оплату услуг по сбору и вывозу ТКО не осуществляли.
Правильно определив характер спорных отношений, а также закон, подлежащий применению (пункты 86, 90, 91, 92 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исходя из того, что ответчики, являясь потребителями коммунальной услуги, в силу прямого указания закона состоящие в договорных отношениях с региональным оператором, должны нести расходы по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с учетом количества зарегистрированных в жилом помещении пользователей, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о взыскании образовавшейся задолженности с ответчиков (всех зарегистрированных лиц в жилом помещении) в солидарном порядке.
Доводы кассационной жалобы о том, что начисление платы производилось без учета 50% льготы, предусмотренной Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не может служить основанием к отмене судебных постановлений.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг (ежемесячные денежные выплаты) предоставляются и оплачиваются органом социальной защиты, судом из предоставленных сведений ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» установлено, что Саушин А.В. является получателем мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по категории «ликвидаторы последствий катастрофы 1986-1987 г.г.» на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1
Поскольку вопрос о предоставлении мер социальной поддержки по льготе, в том числе на членов семьи, разрешается органом социальной защиты по заявлению лица, а не региональным оператором, в виде ежемесячной компенсации в денежном выражении по оплате коммунальных услуг, вывод судов о взыскании с ответчиков задолженности за период с 01.09.2018 по 31.12.2020 в размере 8387руб.72коп. является правильным. Расчет задолженности судами проверен, начисления произведены исходя из количества граждан, зарегистрированных в жилом помещении, с учетом утвержденных в установленном порядке тарифов на оплату данной услуги и норматива накопления твердых коммунальных отходов.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
решение мирового судьи судебного участка №3 Рузаевского района Республики Мордовия от 15 апреля 2021г. и апелляционное определение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 15 сентября 2021г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Саушину А.В. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Ефимова