Дело № 88-9660/2020
№ дела суда 1-й инстанции 2-2354/2019
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 16 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В.,
судей Макаровой Е.В., Горковенко В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к правительству Ростовской области о признании незаконным применения дисциплинарного взыскания и отмене записи о дисциплинарном взыскании, признании недействительными результатов проверок и решения комиссии, выплате премии, компенсации морального вреда по кассационной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 04 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., пояснения ФИО1, представителя правительства Ростовской области по доверенности ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к правительству Ростовской области о признании незаконным применения дисциплинарного взыскания и отмене записи о дисциплинарном взыскании, признании недействительными результатов проверок и решения комиссии, выплате премии, компенсации морального вреда.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 04 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 октября 2019 года, удовлетворены частично исковые требования ФИО1 Признаны незаконным применение к ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде замечания, наложенного распоряжением губернатора Ростовской области от 04 февраля 2019 года №25 «О применении взыскания»; отменено распоряжение губернатора Ростовской области от 04 февраля 2019 года № 25 «О применении взыскания»; признаны недействительными результаты проверки соблюдения запретов, ограничений, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, заключение о результатах, выписка из заключения о результатах от 19 ноября 2018 года; признаны недействительными решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ростовской области, проходящих государственную гражданскую службу в правительстве Ростовской области, и урегулированию конфликта интересов, протокол заседания комиссии, выписка из протокола заседания комиссии от 11 декабря 2018 года № 5; признаны недействительной запись о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания в личном деле и трудовой книжке ФИО1 Также суд обязал правительство Ростовской области выплатить ФИО1 ежеквартальную премию по итогам первого квартала 2019 года и взыскал с правительства Ростовской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ссылается на то, что при вынесении решения, апелляционного определения были допущены нарушения норм материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем указанные судебные постановления подлежат отмене или изменению в части выплаты единовременно премии по итогам 2018 года и просит принять в данной части новое решение, которым обязать правительство Ростовской области выплатить единовременную премию по итогам 2018 года в размере <данные изъяты> руб.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились истец ФИО1, представитель правительства Ростовской области ФИО6, участие которых обеспечено путем использования систем видеоконференцсвязи.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее – ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В кассационной жалобе ФИО1 содержится ходатайство о приобщении к материалам дела новых доказательств, которое судебной коллегией отклоняется в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., объяснения ФИО1, поддержавшего жалобу, представителя правительства Ростовской области ФИО6, возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Судебными актами установлено, что распоряжением губернатора Ростовской области от 02 апреля 2014 года № 84 ФИО1 назначен с 15 апреля 2014 года на должность специалиста-эксперта отдела по вопросам межнациональных отношений управления социально-политических коммуникаций правительства Ростовской области.
15 апреля 2014 года с ФИО1 заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Ростовской области и замещении должности государственной гражданской службы об исполнении должностных обязанностей по должности специалиста-эксперта отдела по вопросам межнациональных отношений управления социально-политических коммуникаций правительства Ростовской области.
Распоряжением губернатора Ростовской области от 02 июня 2016 года № 185 ФИО1 с 02 июня 2016 года переведен на должность государственной гражданской службы Ростовской области начальника отдела по вопросам межнациональных отношений управления социально-политических коммуникаций правительства Ростовской области.
02 июня 2016 года с ФИО1 заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Ростовской области и замещении должности государственной гражданской службы об исполнении должностных обязанностей по должности начальника отдела по вопросам межнациональных отношений управления социально-политических коммуникаций правительства Ростовской области.
Согласно разделу IV «Оплата труда» служебного контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Ростовской области (далее также должностной оклад) в размере <данные изъяты> рубля в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным чином государственной гражданской службы Ростовской области «советник государственной гражданской службы Ростовской области 3 класса» в размере <данные изъяты> рублей в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 15 процентов должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Ростовской области в размере 100 процентов должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в соответствии с замещаемой должностью; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания; материальной помощи в размере одного оклада денежного содержания; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя (п.п. «а» п.4.1 служебного контракта); иные выплаты, предусмотренные федеральным и областным законодательством (п.п. «б» п.4.1 служебного контракта).
Также служебным контрактом предусмотрена ответственность представителя нанимателя и гражданского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 9.1 служебного контракта).
29 апреля 2016 года ФИО1 ознакомлен с должностным регламентом начальника отдела по вопросам межнациональных отношений управления социально-политических коммуникаций правительства Ростовской области, утвержденным заместителем губернатора Ростовской области 27 апреля 2016 года, о чем свидетельствует подпись истца в тексте регламента.
Распоряжением губернатора Ростовской области от 04 февраля 2019 года № 25 в соответствии со статьей 591 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», выразившееся в предоставлении недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также в неуведомлении представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы, к истцу применено взыскание в виде замечания.
Основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности послужило заключение о результатах проверки соблюдения ФИО1 запретов, ограничений, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», иными федеральными законами, согласованное начальником управления по противодействию коррупции при губернаторе Ростовской области ФИО7 19 ноября 2018 года, и решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ростовской области, проходящих государственную гражданскую службу в Правительстве Ростовской области, и урегулированию конфликта интересов от 11 декабря 2018 года.
27 ноября 2018 года истец ознакомлен с выпиской из заключения о результатах проверки от 19 ноября 2018 года, а 13 декабря 2018 года истцу направлена выписка из протокола заседания комиссии от 11 декабря 2018 года №5 по первому вопросу повестки.
В ходе проведения проверки установлен факт осуществления истцом иной оплачиваемой работы - преподавательской деятельности в ЮРИУФ РАНХиГС в соответствии с договором на оказание услуг по чтению лекций в рамках повышения квалификации по программе «Управление муниципальными образованиями» №192/ОУК от 18 апреля 2016 года, а также в соответствии с договором на оказание преподавательских услуг в рамках реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации «Управление муниципальными образованиями», «Сити- менеджмент (управление муниципальными образованиями)» №78/ОУК от 23 мая 2017 года без предварительного уведомления работодателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.
По данному факту у ФИО1 отобраны письменные объяснения, согласно которым занятия в рамках повышения квалификации 22 апреля 2016 года проведены им по поручению вышестоящего и непосредственного руководства, а участие в программе повышения квалификации в качестве лектора 24 мая 2017 года проведено истцом по поручению заместителя начальника управления социально-политических коммуникаций правительства Ростовской области – начальника отдела по работе с некоммерческими организациями и взаимодействию с экспертным сообществом ФИО8, что подтверждается представленной в материалы проверки копией поручения из системы «Дело» от 11 мая 2017 года №5926. О выполненной работе истец поставил в известность руководство и задекларировал полученный доход в ходе декларационных компаний 2017, 2018 годов. В областном законодательстве обязанность гражданского служащего уведомить представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу до начала её выполнения в порядке и по форме, утвержденном нормативным правовым актом государственного органа, в котором данное лицо замещает должность гражданской службы установлена только после 04 июля 2018 года, после опубликования постановления правительства Ростовской области от 27 июня 2018 года №429 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 22 сентября 2016 года № 666».
Кроме того, в заключении указано, что ФИО1 в 2016 и 2017 году задекларировал в 2015-2017 году счет в ПАО «Сбербанк России», информация о котором банком не подтверждена, неверно указал дату открытия счета в ПАО «Сбербанк России» в 2017 года, не пояснил происхождение денежных средств на общую сумму <данные изъяты> руб., переведенных неустановленными лицами на его счет в ПАО «Сбербанк России», а также <данные изъяты> руб. от ООО «Партнер» в качестве оплаты по договору. На основании изложенного, предложено представить копии материалов проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ростовской области, проходящих государственную гражданскую службу в правительстве Ростовской области, и урегулированию конфликта интересов.
По представлению губернатора Ростовской области 11 декабря 2018 года проведено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ростовской области, проходящих государственную гражданскую службу в Правительстве Ростовской области, и урегулированию конфликта интересов, которой установлено, что ФИО1 не соблюдал требования к служебному поведению, губернатору Ростовской области рекомендовано применить к ФИО1 меру ответственности в виде замечания, указать ФИО1 на недопустимость нарушений антикоррупционного законодательства впредь.
Истец, полагая, что применяя к нему дисциплинарное взыскание ответчиком были нарушены процедура и сроки применения дисциплинарного взыскания, а также нарушены его права на получение денежного содержания, а именно право единовременной премии по итогам 2018 года и премии за 1 квартал 2019 года, обратился в суд с иском о признании незаконным применения дисциплинарного взыскания и отмене записи о дисциплинарном взыскании, признании недействительными результатов проверок и решения комиссии, выплате премии, компенсации морального вреда.
Решение и апелляционное определение в части признания незаконным и отмене дисциплинарного взыскания в виде замечания, наложенного распоряжением губернатора Ростовской области от 04 февраля 2019 года № 25 «О применении взыскания», о признании недействительными и отмене результатов проверки соблюдения запретов, ограничений, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, заключения о результатах, выписки из заключения о результатах от 19 ноября 2018 года, о признании недействительным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ростовской области, проходящих государственную гражданскую службу в Правительстве Ростовской области, и урегулированию конфликта интересов, протокола заседания комиссии, выписки из протокола заседания комиссии от 11 декабря 2018 года № 5 по первому вопросу, признании недействительной записи о дисциплинарном взыскании в виде замечания в личном деле и трудовой книжке истца ФИО1 не обжалуется.
Податель кассационной жалобы не соглашается с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении требований о взыскании единовременной премии по итогам работы за 2018 год.
Суды первой и апелляционной инстанции мотивируют такое решение тем, что распоряжение правительства Ростовской области от 13 апреля 2012 года № 113 не содержит положений о безусловном обязательном характере единовременной выплаты государственным гражданским служащим, ограничении либо лишении данной премии в связи с наличием неснятого дисциплинарного взыскания.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, находит их обоснованными.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 15 Областного закона Ростовской области от 26 июля 2005 года № 344-ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты) (ч.2 ст.15).
Аналогичное понятие денежного содержания гражданского служащего установлено в статье 2 Областного закона Ростовской области от 10 декабря 2010 года № 538-ЗС.
Согласно части 4 статьи 15 Областного закона Ростовской области от 26 июля 2005 года № 344-ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области» и части 2 статьи 2 Областного закона Ростовской области от 10 декабря 2010 года № 538-3C «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ростовской области» к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Ростовской области; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Ростовской области; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты> 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий (далее также - премии); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 7) материальная помощь.
При этом, порядок выплаты гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий определен примерным положением о порядке выплаты государственным гражданским служащим Ростовской области премий за выполнение особо важных и сложных заданий (далее – Положение, приложение 4 к Областному закону Ростовской, области от 10 декабря 2010 года №538-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ростовской области») и Порядком выплаты премий государственным гражданским служащим, утвержденным распоряжением правительства Ростовской области от 13 апреля 2012 года № 113 «О некоторых вопросах оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Ростовской области, государственных гражданских служащих Ростовской области в Правительстве Ростовской области и руководителей областных органов исполнительной власти» (далее – Порядок).
Пунктом 2 раздела 1 Положения установлено, что премии выплачиваются ежеквартально в соответствии с порядком, установленным разделом II настоящего Положения «Порядок выплаты ежеквартальных премий», и могут выплачиваться единовременно в соответствии с порядком, установленным разделом III настоящего Положения «Порядок выплаты единовременных премий».
При этом фонд для выплаты ежеквартальных премий гражданским служащим формируется в пределах утвержденного фонда оплаты труда гражданских служащих (п.4 раздела II Положения), а согласно пункта 14 раздела III Положения по результатам выполнения разовых и иных поручений гражданским служащим при наличии экономии денежных средств по фонду оплаты труда может выплачиваться единовременная премия.
Выплата единовременных премий может осуществляться гражданским служащим отдельных структурных подразделений государственного органа и отдельным гражданским служащим (п.15 Положения). Конкретные размеры премий определяются по результатам деятельности государственного органа, соответствующего структурного подразделения, по личному вкладу гражданского служащего в результат работы (п.16 Положения). Решение о выплате единовременной премии оформляется правовым актом государственного органа (п. 17 Положения).
Аналогичные требования закреплены в Порядке выплаты премий государственным гражданским служащим, утв. распоряжением Правительства Ростовской области от 13 апреля 2012 года № 113.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка в декабре учетного периода экономия денежных средств, сложившаяся в течение календарного года по фонду оплаты труда правительства Ростовской области или органа исполнительной власти Ростовской области, может быть использована для выплаты единовременной премии. Решение о такой выплате принимает губернатор Ростовской области.
При таких обстоятельствах, как верно установлено судами первой и апелляционной инстанции, материальное стимулирование, предусмотренное разделом III Положения «Порядок выплаты единовременных премий» и разделом 4 Порядка «Порядок выплаты единовременных премий», не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Напротив, материальное стимулирование осуществляется из средств экономии денежных средств по фонду оплаты труда гражданских служащих, выплата указанных средств материального стимулирования в качестве обязанности на губернатора Ростовской области в отношении всех без исключения подчиненных ему гражданских служащих действующим законодательством не возложена, закреплено его право на принятие решений о выплате такой премии индивидуально по каждому служащему, при этом он наделен полномочиями по определению размеров данной выплаты.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что единовременная премия по итогам года, выплачиваемая гражданским служащим при наличии экономии денежных средств по фонду оплаты труда, не является частью денежного содержания, закрепленного пунктом 4 раздела II Положения и подпунктом «а» пункта 4.1 служебного контракта, к которым отнесены ежеквартальные премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а потому оснований для удовлетворения требований о взыскании единовременной премии по итогам 2018 года не установлено.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, не соглашаться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 04 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи