ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-236/2021 от 13.04.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№88-5856/2022

УИД 47RS0015-01-2020-001506-77

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург 13 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Медведкиной В.А.,

судей Кузнецова С.Л., Шевчук Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-236/2021 по иску Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в лице администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая жилищная компания» о возложении обязанности по оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии по кассационной жалобе акционерного общества «Нева Энергия», кассационному представлению прокуратуры Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 9 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В., объяснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в лице администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области обратился в суд с иском к ООО «Городская управляющая жилищная компания», в котором просил:

- обязать ООО «Городская управляющая жилищная компания» принять меры по оснащению многоквартирных домов по адресам: , по <адрес>, по <адрес> коллективным (общедомовым) прибор учета тепловой энергии, в том числе обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке приборов учета, к месту их установки, возместить расходы, понесенные на установку приборов учета.

- обязать ООО «Городская управляющая жилищная компания» принять меры к вводу в эксплуатацию установленных коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах , по <адрес>, , , по <адрес>. Установить срок исполнения судебного акта в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что во исполнение поручения Генерального прокурора Российской Федерации, поручения прокуратуры Ленинградской области Сланцевской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере теплоснабжения, а именно, в частности проведена проверка соблюдения требований законодательства об оснащении МКД общедомовыми приборами учета.

В ходе проверки установлено, что в рамках муниципальной адресной программы «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Сланцевском городском поселении» многоквартирные дома № по <адрес>. № по <адрес> в 2009 году были оборудованы прибором учета тепловой энергии.

Данный прибор учета не может быть введен в эксплуатацию в связи с тем, что он не отвечает требованиям правил о коммерческом учете тепловой энергии, ремонт и поверка прибора учета невозможна, требуется его реконструкция, что подтверждается соответствующими актами 12 июля 2018 года, составленными должностным лицом ресурсоснабжающей организации. Управление данными многоквартирными домами города Сланцы в соответствии с решениями общего собрания собственников и на основании договоров управления многоквартирным домом осуществляет ООО «ГУЖК». Теплоснабжающей организацией в отношении объектов теплоснабжения г. Сланцы Ленинградской области определено АО «Нева Энергия».

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

Наличие у ресурсоснабжающей организации обязанности по непосредственной установке общедомовых приборов учета не прекращает обязательства управляющей организации по обеспечению надлежащего содержания общедомового имущества, в том числе по оснащению многоквартирного дома приборами учета путем заключения договора с ресурсоснабжаюгцей организацией на установку приборов учета, обеспечению доступа ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета, принятию мер по вводу их в эксплуатацию.

При этом оснащение многоквартирного дома общедомовыми приборами учета не зависит от наличия или отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об установке таких приборов учета.

Поскольку в вышеуказанных многоквартирных жилых домах имеются жилые помещения: <адрес>, которые находятся в муниципальной собственности, отсутствие общедомовых приборов учёта тепловой энергии нарушает права муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, как собственника жилых помещений, в которые предоставляется коммунальная услуга теплоснабжения, расчёт за которую производится без учёта показаний общедомовых приборов учёта тепловой энергии.

Решением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 28 треля 2021 года исковые требования Сланцевского городского прокурора удовлетворены.

Суд обязал ООО «Городская стравляющая жилищная компания» принять меры по оснащению многоквартирных домов: , по <адрес>, по <адрес> коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, в том числе обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке приборов учета к месту их установки, возместить г исходы, понесенные на установку приборов учета.

Обязал ООО «Городская управляющая жилищная компания» принять меры к вводу в эксплуатацию установленных коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах , по <адрес>, , по <адрес>.

Установить срок исполнения решения суда в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 9 ноября 2021 года решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 28 мая 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационном представлении прокуратура Ленинградской области, кассационной жалобе АО «Нева Энергия» ставят вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения при рассмотрении данного дела допущены судом апелляционной инстанции.

Как установлено судом, в ходе проведения Сланцевской городской прокуратурой проверки исполнения требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере теплоснабжения, было установлено, что в рамках муниципальной адресной программы «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета. потребления таких ресурсов в Сланцевском городском поселении» многоквартирные дома № по <адрес>. по <адрес> в 2009 году оборудованы прибором учета тепловой энергии.

Вместе с тем данный прибор учета не может быть введен в эксплуатацию в связи с тем, что он не отвечает требованиям правил о коммерческом учете тепловой энергии, ремонт и поверка прибора учета невозможна, требуется его реконструкция, что подтверждается соответствующими актами ДД.ММ.ГГГГ, составленными должностным лицом ресурсоснабжающей организации, что нарушает императивные требования, установленные частями 1 и 5 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

АО «Нева Энергия» выступает ресурсоснабжающей организацией и поставляет тепловую энергию и горячую воду для многоквартирных домов по адресам: по <адрес>, по <адрес>, находящихся в управлении иных лиц.

В 2009 году проведена Муниципальная адресная программа «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Сланцевском городком поселении» (далее - Программы).

В 2010 году установлены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии (далее – коллективные приборы учета) в многоквартирных домах №, 26 по <адрес>, № по <адрес>, находящиеся в управлении ООО «ГУЖК».

В эксплуатацию данные коллективные приборы учета не введены ввиду отсутствия решения общих собраний собственников помещений в МКД по вопросу включения общедомовых приборов учета тепловой энергии в состав общего имущества и утверждения платы за их содержание и поверку.

В настоящее время общее собрание собственников по вопросам установки коллективных приборов учета, включения общедомового прибора учета тепловой энергии в состав общего имущества, о порядке финансирования признаны не правомочными ввиду отсутствия необходимого количества голосов.

По адресу <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поведено общее собрание собственников по вопросам установки коллективного прибора учета, включения общедомового прибора учета тепловой энергии в состав общего имущества, о порядке финансирования. Решение принято. В настоящее время ведется работа с АО «Нева Энергия» по вопросу установки коллективного прибора учета.

Решением собственников жилых помещений указанного многоквартирного жилого дома от 29 декабря 2018 года на АО "Энергия" возложена обязанность ввести существующие общедомовые приборы учета на отопление в срок до 31 января 2019 года и осуществлять расчеты с жителями МКД в соответствии с показаниями приборов учета с 1 февраля 2019 года.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по установке приборов учета, используемой воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод указанных приборов в эксплуатацию возложена на собственников жилых помещений, в связи с чем, суд счел требования прокурора законными и обоснованными.

С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.

Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствовался статьями 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, нормами Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261 -ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и исходил из того, что ООО «Городская управляющая жилищная компания» не является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям об обязании оборудования помещения индивидуальными приборами учета.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не учел следующее.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В данном случае прокурором заявлены требования о возложении обязанности ООО «Городская управляющая жилищная компания» принять меры по оснащению многоквартирных домов по адресам: , по <адрес>, по <адрес> коллективным (общедомовым) прибор учета тепловой энергии, в том числе обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке приборов учета, к месту их установки, возместить расходы, понесенные на установку приборов учета.

- обязать ООО «Городская управляющая жилищная компания» принять меры к вводу в эксплуатацию установленных коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах , по <адрес>, , , по <адрес>.

Таким образом, обстоятельствами имеющими значение для правильного разрешения спора являлось установление наличие или отсутствие бездействия управляющей компании в проведении мероприятий по оснащению многоквартирных домов коллективными приборами учета.

Действительно, положениями части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон об энергосбережении) собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного закона (27.11.2009), обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии и обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

На случай неисполнения указанными собственниками названной обязанности в установленный срок часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении возлагает на организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования МКД, обязанность до 01.07.2013 совершить действия по оснащению МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют. При этом лица, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должны препятствовать вводу их в эксплуатацию.

Из части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, следует, что ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.

Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса).

Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009г., обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2012г.. В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил N 491).

В то же время, из статей 161, 162 Жилищного кодекса, пункта 16 Правил N 491 следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).

Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет прийти к выводу о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета (определение Верховного Суда РФ от 17 июня 2015г. №310-ЭС15-912 и Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №4 (2015), утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015г).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены действия и обязанность по оснащению коллективными приборами учета не только ресурсоснабжающей организацию, но и возлагает на управляющую компанию, как обслуживающую организацию, обязанность обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должны препятствовать вводу их в эксплуатацию.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении иска прокурора в полном объеме, суд апелляционной инстанции не указал мотивы, по которым отклонены доводы истца об обеспечении ответчиком доступа организации, выполняющей работы по непосредственной установке приборов учета, к месту их установки, возместить расходы, понесенные на установку приборов учета.

Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 9 ноября 2021 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 9 ноября 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий

Судьи