ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2386/2021 от 12.09.2023 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД № 86RS0007-01-2021-003505-44

Дело № 88 - 13537/2023

мотивированное определение

составлено 12 сентября 2023 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 22 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.

судей Шушкевич О.В., Ложкарёвой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-2386/2021 по иску Сенько Вячеслава Николаевича к Муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Сенько Вячеслава Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Сенько В.Н. обратился в суд с иском к Муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» (далее по тексту МП НРМУ «ТТП») о взыскании заработной платы с 01 января 2021 года по 31 июня 2021 года в размере 222 005 руб. 90 коп., компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.

В обоснование требований указал на то, что он работает в МП НРМУ «ТТП» с 21 февраля 2019 года водителем автобуса 1 класса автомобилей различного типа грузоподъемности и вместимости. В период с 01 января 2021 года по 31 июня 2021 года ответчик оплачивал заработную плату исходя из месячной тарифной ставки, не соответствующей требованиям Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 гг., утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года (далее Отраслевое соглашение). Кроме того, применяемый работодателем при исчислении заработной платы межтарифный коэффициент также не соответствовал требованиям Отраслевого соглашения.

Решением Нефтеюганского районного суда от 08 сентября 2021 года исковые требования Сенько В.Н. удовлетворены частично. На МП НРМУ «ТТП» возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы Сенько В.Н. с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года и выплатить ему недополученную заработную плату в размере 222 005 руб. 90 коп. (без вычета НДФЛ), компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., всего взыскать 227 005 руб. 90 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С МП НРМУ «ТТП» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 5 720 руб. 06 коп.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 марта 2023 года решение Нефтеюганского районного суда от 08 сентября 2021 года изменено в части разрешения требований Сенько В.Н. к МП НРМУ «ТТП» о взыскании заработной платы и распределения судебных расходов. Уменьшена подлежащая взысканию с МП НРМУ «ТТП» в пользу Сенько В.Н. заработная плата до 17 056 руб. 30 коп., а также подлежащая взысканию с МП НРМУ «ТТП» в доход местного бюджета государственная пошлина до 982 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение, полагая его незаконным ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что пункт 3.2 Отраслевого соглашения устанавливает минимальные гарантии по заработной плате для трех основных профессий работников, в зависимости от типа транспортного средства, его длины и обязанностей, для привлечения квалифицированных кадров в транспортную отрасль путем повышения уровня минимального гарантированного размера оплаты груда по сравнению с другими работниками. Ответчик, приняв на себя ответственность по выполнению Отраслевого соглашения, обязан был рассчитать и установить тарифные ставки трем основным категориям работников, чего не сделал, в связи с чем тарифные ставки были установлены на одном уровне с остальными категориями работников в соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения. Судом не учтено, что в соответствии с Отраслевым соглашением увеличивается не прожиточный минимум, а полученное значение минимальной гарантии в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации и компенсационные выплаты обязательны к начислению. Апелляционный суд необоснованно определил, что при расчете на минимальные гарантии не должны начисляться северная надбавка и районный коэффициент, т.к. они включены, путем дифференциации прожиточного минимума субъекта Российской Федерации. Дифференциация прожиточного минимума региона не может включать в себя доплату северной надбавки и районного коэффициента, т.к. служит для других целей и зависит от других условий. При расчете минимальных гарантий работников в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения северная надбавка и районный коэффициент должны начисляться на значения, рассчитанные по таблице 1 пункта 3.2 Отраслевого соглашения, также как и остальные компенсационные выплаты. Разница выплаченной и рассчитанной заработной платы и будет являться недополученной заработной платой истца. Судом неверно истолковано, что понятия «минимальные гарантии по заработной плате» и «минимальный гарантированный размер заработной платы» не тождественны, т.к. в данном пункте речь идет именно о расчетах по таблице 1 и ни к чему другому предпоследний абзац пункта 3.2 Отраслевого соглашения отношения иметь не может, а перестановка в понятиях слов не должна подменять их равнозначный смысл. Указывает на иную практику Седьмого кассационного суда по аналогичным делам и нарушение единообразия судебной практики.

В письменных возражениях на кассационную жалобу ответчик МП НРМУ «ТТП» просит апелляционное определение оставить без изменения, жалобу истца без удовлетворения.

Истец Сенько В.Н., представитель ответчика МП НРМУ «ТТП» в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.

В силу статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.

Судами установлено и из материалов дела следует, что на основании трудового договора от 21 февраля 2019 года Сенько В.Н. работает в МП НРМУ «ТТП» водителем автомобилей различного типа грузоподъемности и вместимости 1 класса с суммированным учетом рабочего времени (пункт 4.2 договора). Работнику установлена 40-часовая рабочая неделя, часовая тарифная ставка 72,07 руб., при повышении оплаты труда в целом по предприятию тарифная ставка работника изменяется на общий коэффициент повышения; процентная надбавка за работу в МПКС – 50%; районный коэффициент – 70%; надбавка за вредные условия труда – 4%; другие надбавки согласно Положению об оплате труда и Положению о текущем премировании работников (пункт 4.1.1 договора).

Приказом МП НРМУ «ТТП» от 30 декабря 2020 года № 618 на 2021 год базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда установлена в размере 12 792 руб. в месяц. Часовая тарифная ставка водителей автобусов 4 разряда (до 7 метров) установлена в размере 124 руб. 55 коп. исходя из месячной тарифной ставки 20 467 руб. 20 коп. и среднемесячной нормы рабочего времени для 40-часовой рабочей недели для мужчин 164,33 часа.

На основании дополнительного соглашения от 30 декабря 2020 года к трудовому договору с 01 января 2021 года работнику установлены часовые тарифные ставки за работу на автобусах до 7 метров – 124 руб. 55 коп., от 7 до 12 метров – 140 руб. 12 коп.

Из расчетных листков следует, что в спорный период заработная плата истцу начислялась из часовой тарифной ставки в размере 124 руб. 55 коп.

Как следует из искового заявления, требования истца основаны на неправильном применении ответчиком Отраслевого соглашения при начислении заработной платы.

Обращаясь с настоящим иском, истец полагал, что минимальный гарантированный размер месячной заработной платы для него должен определяться исходя из прожиточного минимума с учетом коэффициента (2.33 для водителя автобуса особо малого класса) и составлять 40 775 руб., начисления северной надбавки и районного коэффициента должны производиться на сумму минимального гарантированного размера месячной заработной платы.

Ответчик, не соглашаясь с доводами иска, настаивал на том, что сумма 40 775 руб. – это минимальная гарантированная истцу заработная плата за отработанный месяц, менее которой работодатель не может выплачивать заработную плату водителю автобуса особо малого класса.

Согласно пункту 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации. В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в первом абзаце настоящего пункта, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной в первом абзаце настоящего пункта. В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 данного соглашения. В субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, в региональных отраслевых соглашениях может предусматриваться дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума конкретного района. Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением данного соглашения.

В силу пункта 3.2 Отраслевого соглашения среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием, согласно которой коэффициент заработной платы водителя автобуса к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации устанавливается в размере от 2,33 до 4,07 в зависимости от класса автобуса по габаритной длине (в метрах).

При этом минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

При заключении контракта в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2019 года № 158 «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» размер месячной заработной платы водителя автобуса, трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, кондуктора, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, не должен быть ниже, чем размер минимальных гарантий по заработной плате, определенный в настоящем пункте (таблица 1).

В соответствии с пунктом 3.5 Отраслевого соглашения указанный в пункте 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2. Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) других разрядов устанавливаются работодателями по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Минимальный размер оплаты труда с 01 января 2021 года установлен в размере 12 792 руб. в месяц (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Из приказа МП НРМУ «ТТП» от 30 декабря 2020 года № 618 следует, что с 01 января 2021 года на предприятии установлена базовая (минимальная) тарифная ставка на оплату труда в размере 12 792 руб. в месяц.

Приложением № 4 к вышеуказанному приказу с 01 января 2021 года по водителям автобусов 4 разряда при 40-часовой неделе месячная тарифная ставка (оклад) составляет 20 467 руб. 20 коп., часовая тарифная ставка установлена в размере 124 руб. 55 коп.; по 5 разряду - 23 025 руб. 60 коп. и 140 руб. 12 коп. соответственно.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что минимальный гарантированный Отраслевым соглашением размер месячной тарифной ставки рабочего 4 разряда (с учетом межтарифного коэффициента 0,2) не может быть менее 20 467 руб. 20 коп. (12 792 руб. x 1,6), а рабочего 5 разряда (с учетом межтарифного коэффициента 0,2) не может быть менее 23 025 руб. 60 коп. (12 792 руб. x 1,8); вместе с тем в спорный период заработная плата истцу начислялась и выплачивалась в нарушение условий Отраслевого соглашения, а именно, исходя из минимальной (базовой) тарифной ставки в размере 124 руб. 55 коп. с учетом межтарифного коэффициента водителя 5 разряда 1,55, а не 1,8, следовательно, рассчитывая заработную плату по условиям Отраслевого соглашения на 2021 год, ответчик не учел причитающиеся истцу надбавки за классность, за разрывной график работы и т.д.

Установив, что в спорный период заработная плата истцу начислялась без учета положений Отраслевого соглашения, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска, приняв во внимание расчет истца, взыскав с ответчика в пользу истца недополученную заработную плату в размере 222 005 руб. 90 коп. (без вычета НДФЛ).

Поскольку ответчиком были нарушены трудовые права истца, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., полагая указанную сумму разумной и справедливой исходя из обстоятельств дела и степени нравственных страданий работника.

В связи с удовлетворением заявленных требований, руководствуясь положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции взыскал с МП НРМУ «ТТП» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 720 руб. 06 коп. исходя из размера удовлетворенных имущественных требований и требований неимущественного характера.

Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами суда первой инстанции, указав на то, что начисленная истцу из часовой тарифной ставки заработная плата за норму рабочего времени с учетом гарантированных выплат (северной надбавки (50%) и районного коэффициента (70%)) не может быть менее предусмотренного Отраслевым соглашением минимального гарантированного размера месячной заработной платы, определенного исходя из прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, увеличенного на коэффициент в зависимости от обслуживаемого работником класса автобуса по габаритной длине.

Исходя из вышеизложенного суд апелляционной инстанции определил, что согласно таблице 1 пункта 3.2 Отраслевого соглашения для водителя автобуса особо малого класса минимальный гарантированный размер заработной платы составляет 40 775 руб. (17 500 руб. х 2,33); тогда как, гарантированная заработная плата истца исходя из месячной тарифной ставки водителя автобуса (20 467 руб. 20 коп.) с учетом северной надбавки и районного коэффициента составляет 45 027 руб. 84 коп., что на 4 252 руб. 84 коп. превышает размер минимальных гарантий по оплате труда по пункту 3.2 Отраслевого соглашения.

Установив, что согласно расчетным листкам установленная истцу на 2021 года часовая тарифная ставка 124 руб. 55 коп. соответствовала условиям Отраслевого соглашения с февраля по июнь 2021 года, а в январе 2021 года установленная истцу тарифная ставка 124 руб. 55 коп. была менее соответствующей условиям пункта 3.2 Отраслевого соглашения минимальной тарифной ставки 154 руб. 45 коп. исходя из месячной нормы рабочего времени, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика имеется заложенность по заработной плате за январь 2021 года в размере 15 538 руб. 90 коп.

Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что согласно исковому заявлению в предмет иска кроме непосредственно заработной платы входят отпускные за апрель – май 2021 года; изменение заработной платы за январь 2021 года влечет увеличение размера отпускных, определив к взысканию сумму в размере 1 517 руб. 40 коп. Общая сумма взыскания составила 17 056 руб. 30 коп.

В связи с изменением суммы взыскания суд апелляционной инстанции также изменил размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход местного бюджета, определив сумму взыскания в размере 982 руб.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой инстанции в неизмененной части и суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В силу статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть 1). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть 2). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (часть 3). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4).

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 данного кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть 11 статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2020 года № 473-ФЗ с 01 января 2021 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда 12 792 руб.

В соответствии с Трехсторонним соглашением между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2020-2022 годы от 10 декабря 2019 года минимальный размер заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 01 января 2020 года составляет не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с последующим начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, минимальный размер заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре при условии выполнения нормы рабочего времени составляет не ниже 12 792 руб. с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Как было указано выше, с соответствии пунктом 3.2 Отраслевого соглашения среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.

Согласно таблице № 1 Отраслевого соглашения для водителя автобуса особо малого класса установлен коэффициент заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации в размере 2,33.

В соответствии с примечанием к таблице № 1 минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Прожиточный минимум для трудоспособного населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2021 год установлен в размере 17 500 руб. (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 февраля 2021 года № 29-П).

Таким образом, судом апелляционной инстанции правильно определено, что в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения с учетом таблицы № 1 минимальный гарантированный размер месячной заработной платы истца составляет 40 775 руб.

Поскольку гарантированная заработная плата истца исходя из месячной тарифной ставки водителя автобуса (20 467 руб. 20 коп.) с учетом северной надбавки и районного коэффициента с февраля по июнь 2021 года составляла 45 027 руб. 84 коп., что выше минимального гарантированного размера заработной платы согласно пункту 3.2 Отраслевого соглашения, начисление истцу заработной платы менее минимального гарантированного размера месячной заработной платы установлено только за январь 2021 года, суд апелляционной инстанции обоснованно уменьшил подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца заработную плату.

Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку по существу сводятся к тому, что все стимулирующие и компенсационные выплаты подлежат начислению на минимальный гарантированный размер месячной заработной платы, установленный Отраслевым соглашением.

Указанные доводы являются ошибочными.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ прожиточным минимумом признается минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина.

Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (часть 1 статьи 4 указанного закона).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года № 89-ФЗ минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.

Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается (статья 3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).

Таким образом, минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум по своей правовой природе различны как по методу их определения, так и по назначению.

Из буквального толкования положений Отраслевого соглашения следует, что заработная плата работника, исчисленная исходя из тарифной ставки с начислением на нее различных надбавок и доплат, не должна быть ниже минимальной гарантированной заработной платы.

Кроме того, Отраслевое соглашение предусматривает понятие базовой (минимальной) месячной тарифной ставки и понятие минимального гарантированного размера заработной платы работника.

При этом надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, подлежат исчислению именно от тарифной ставки, что следует из положений, приведенных в пункте 3.6 Отраслевого соглашения.

Тогда как, в минимальный гарантированный размер заработной платы работника в соответствии с примечанием к таблице № 1 Отраслевого соглашения не включаются компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Таким образом, предусмотренный Отраслевым соглашением минимальный гарантированный размер месячной заработной платы, определяемый исходя из прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, увеличенного на коэффициент в зависимости от занимаемой должности, не образует минимального размера оплаты труда, на который начисляются все предусмотренные системой оплаты труда стимулирующие и компенсационные выплаты.

Доводы жалобы со ссылкой на иную судебную практику не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку судебные акты по иным спорам не образуют преюдиции для разрешения настоящего спора.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, фактически сводятся к несогласию с выводами суда, переоценке доказательств по делу, тогда как, правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.

Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое апелляционное определение принято с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сенько Вячеслава Николаевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи