ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2408/2022 от 06.10.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 72RS0025-01-2022-000101-65

№ 88-15013/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 06 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Козиной Н.М.,

судей Карповой О.Н., Хасановой В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2408/2022 по иску ФИО1 к Тюменской таможне о признании незаконным отказа в приеме на работу (должность ведущей группы),

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы и возражений на нее Тюменской таможни, выслушав объяснения представителя ответчика Тюменской таможни ФИО2, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Тюменской таможне о признании незаконным отказа в приеме на работу (должность ведущей группы), возложении обязанности устранить нарушения закона в отношении него и принять на вакантную должность.

Требования мотивированы тем, что с 24 октября 2018 года он (ФИО1) был зачислен в кадровый резерв Тюменской таможни на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы категории «специалисты». 24 октября 2021 года он направил в Тюменскую таможню заявление о приеме его на работу. 27 ноября 2021 года получил отказ в приеме его на государственную гражданскую службу и назначение на должность ведущей группы из кадрового резерва Тюменской таможни. Кроме того, приказом Тюменской таможни от 25 октября 2021 года № 408 «Об исключении из кадрового резерва на должности государственной гражданской службы Тюменской таможни» он 25 октября 2021 года исключен из кадрового резерва Тюменской таможни на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей, в связи с непрерывным пребыванием в кадровом резерве более трех лет. Полагает, что наличие кредитных обязательств, статус многодетного отца и единственного кормильца в семье, свидетельствует о его приоритетном приеме на работу перед другими лицами, претендующими на вакантные должности. Просил суд признать незаконным отказ Тюменской таможни в приеме на работу (должность ведущей группы); обязать Тюменскую таможню устранить нарушение закона, принять его на вакантную должность.

Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.

В возражениях на кассационную жалобу Тюменская таможня просит оставить ее без удовлетворения.

Истец ФИО1, представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены судебных постановлений.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа № 265-К от 24 сентября 2017 года ФИО1 был назначен в порядке перевода из Челябинской таможни на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Курганского таможенного поста Тюменской таможни. С ФИО1 был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы с 03 октября 2017 года на неопределенный срок.

Приказом № 97-К от 02 апреля 2018 года ФИО1 был назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Тюменской таможни, освобожден от замещаемой должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Курганского таможенного поста Тюменской таможни.

Согласно приказу № 382-К от 19 октября 2018 года, прекращен служебный контракт, истец освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы 24 октября 2018 года с должности главного государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Тюменской таможни в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Зачислен в кадровый резерв Тюменской таможни на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы.

24 октября 2021 года ФИО1 направил ответчику заявление, в котором просил принять его на должность ведущей группы Тюменской таможни на основании Указа Президента от 01 марта 2017 года № 96, так как с 2018 года он находится в кадровом резерве Тюменской таможни и является единственным кормильцем многодетной семьи (том 1, л.д. 111-112). Указанное заявление было получено ответчиком 27 октября 2021 года.

Также 24 октября 2021 года истец направил ответчику заявление, в котором просил принять (назначить) его на работу (должность) в Тюменскую таможню на основании приказа о зачислении в кадровый резерв Тюменской таможни от 2018 года (том 1, л.д. 113-114). Указанное заявление было получено ответчиком 27 октября 2021 года.

25 октября 2021 года приказом Тюменской таможни от 25 октября 2021 года № 408 «Об исключении из кадрового резерва на должности государственной гражданской службы Тюменской таможни» ФИО1 исключен из кадрового резерва Тюменской таможни на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей, в связи с непрерывным пребыванием в кадровом резерве более трех лет в соответствии с подпунктом «ж» пункта 52 Положения о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 года № 96.

Письмом от 26 октября 2021 года за № 20-41/12757 (том 1, л.д.115) ФИО1 была направлена копия приказа № 408 от 25 октября 2021 года «Об исключении из кадрового резерва на должности государственной гражданской службы Тюменской таможни».

25 ноября 2021 года истцу направлен ответ по результатам его обращений, поступивших 27 октября 2021 года, которым отказано в приеме на государственную гражданскую службу, в связи с тем, что по состоянию на 24 октября 2021 года отсутствовали вакантные должности государственной гражданской службы ведущей группы должностей, по которым не начаты либо не завершены соответствующие конкурсные процедуры, а также в связи с исключением его из кадрового резерва 25 октября 2021 года.

Суд первой инстанции, ссылаясь на отзыв ответчика, справку Тюменской таможни от 09 февраля 2022 года № 13, в период с 22 по 25 октября 2021 года в Тюменской таможне имелись 2 вакантные должности ведущей группы:

- главный государственный таможенный инспектор Югорского таможенного поста Тюменской таможни;

- главный государственный таможенный инспектор правового отдела Тюменской таможни.

По должности главного государственного таможенного инспектора Югорского таможенного поста Тюменской таможни приказом таможни от 05 августа 2021 года № 310 был объявлен конкурс.

Приказом № 364 от 29 октября 2021 года конкурс признан состоявшимся, победителем объявлен <данные изъяты>

По должности главного государственного таможенного инспектора правового отдела Тюменской таможни приказом таможни от 08 октября 2021 года № 383 был объявлен конкурс, сбор документов на участие в конкурсе осуществлялся до 01 ноября 2021 года.

Приказом № 453 от 07 декабря 2021 года конкурс признан состоявшимся, победителем объявлена <данные изъяты>

Сведений о наличии иных вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей в период с 22 по 25 октября 2021 года в Тюменской таможне судом не установлено.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в приеме на работу (должность ведущей группы), суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 года № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа», приказом ФТС России от 12 января 2018 года № 15 «Об утверждении Положения о кадровом резерве таможенных органов Российской Федерации», статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», исходил из того, что поскольку по состоянию на 24 октября 2021 года в Тюменской таможне отсутствовали вакантные должности государственной гражданской службы ведущей группы должностей, по которым не начаты либо не завершены соответствующие конкурсные процедуры, то оснований для признания незаконным отказа в приеме на должность ведущий группы нет. Также суд указал, что для заключения контракта о службе в таможенных органах помимо волеизъявления гражданина, требуется согласие начальника соответствующего таможенного органа, являющееся правом руководителя.

Суд первой инстанции отметил, что из заявлений истца в адрес ответчика следует, что он обратился с заявлением о приеме его на работу в Тюменскую таможню на основании приказа о зачислении в кадровый резерв от 2018 года, в связи с чем истец мог претендовать на должность в пределах группы должностей федеральной гражданской службы, для замещения которых гражданин включен в кадровый резерв, то есть должности государственной гражданской службы ведущей группы должностей. Доказательств того, что истец обратился к ответчику с заявлением о приеме его на работу на любые вакантные должности, суду не представлено.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что назначение кандидата, включенного в кадровый резерв на конкурсной основе, на вакантную должность гражданской службы является правом представителя нанимателя, который самостоятельно принимает кадровые решения. Доводы о возможной дискриминации истца со стороны ответчика при рассмотрении его заявлений о приеме на государственную гражданскую службу не нашли своего подтверждения.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. Военная служба и государственная служба иных видов устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

В таможенных органах Российской Федерации в настоящее время учреждено два вида государственной службы: граждане Российской Федерации в таможенных органах Российской Федерации проходят федеральную государственную гражданскую службу на основании Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также службу в таможенных органах Российской Федерации на основании Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», относящуюся к иным видам государственной службы.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Исходя из положений Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (статья 1). Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статья 2).

Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Часть 2 статья 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются: подготовка кадров для гражданской службы и профессиональное развитие гражданских служащих; содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе; ротация гражданских служащих; формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование; оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена; применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

Согласно статье 64 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (часть 1).

Федеральный кадровый резерв формируется федеральным государственным органом по управлению государственной службой для замещения должностей федеральной гражданской службы высшей, главной и ведущей групп в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации (часть 2).

Кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также - кадровый резерв государственного органа) формируются соответствующим представителем нанимателя (часть 4).

Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены (часть 5).

Включение в кадровый резерв государственного органа производится: граждан - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа; граждан - по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан (пункт 1, 2 части 6).

Включение в кадровый резерв государственного органа производится гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона либо упразднением государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, - по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих (пункт 6 части 6).

Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя (часть 10).

Положение о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, устанавливающее порядок формирования федерального кадрового резерва и кадрового резерва федерального государственного органа и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом Президента Российской Федерации (часть 11).

Порядок работы с кадровым резервом для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы регламентирован Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 года № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа», приказом Федеральной таможенной службы России от 12 января 2018 года № 15 «Об утверждении Положения о кадровом резерве таможенных органов Российской Федерации» (далее - Положение ФТС).

Согласно пункту 3 Положения ФТС кадровый резерв формируется в целях: обеспечения равного доступа граждан Российской Федерации (далее - граждане) к федеральной государственной гражданской службе (далее - гражданская служба); своевременного замещения должностей гражданской службы; содействия формированию высокопрофессионального кадрового состава гражданской службы; содействия должностному росту федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие).

Согласно пункту 8 Положения ФТС в кадровый резерв включаются: граждане, претендующие на замещение вакантной должности гражданской службы: по результатам конкурса на включение в кадровый резерв; по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан (подпункт «а»); гражданские служащие, увольняемые с гражданской службы, по основанию, предусмотренному пунктами 8.2 или 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, - по решению начальника таможенного органа с согласия указанных гражданских служащих (подпункт «в»).

Гражданские служащие, указанные в подпункте «в» пункта 8 настоящего Положения, включаются в кадровый резерв для замещения должностей гражданской службы той же группы, к которой относилась последняя замещаемая ими должность гражданской службы (пункт 12 Положения ФТС).

Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв оформляется правовым актом таможенного органа с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены (пункт 13 Положения ФТС).

Включение гражданских служащих, указанных в абзаце втором подпункта «в» пункта 8 настоящего Положения, в кадровый резерв оформляется правовым актом таможенного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо таможенного органа, которому переданы функции упраздненного таможенного органа (пункт 14 Положения ФТС).

На каждого гражданского служащего (гражданина), включаемого в кадровый резерв, Управлением государственной службы и кадров ФТС России (кадровое подразделение таможенного органа, ответственное лицо) подготавливается в электронном виде справка по форме, утверждаемой Правительством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 44 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 года № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа» (пункт 45 Положения ФТС).

Копия правового акта таможенного органа о включении гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв или об исключении гражданского служащего (гражданина) из кадрового резерва направляется (выдается) Управлением государственной службы и кадров ФТС России (кадровым подразделением таможенного органа, ответственным лицом) гражданскому служащему (гражданину) в течение 14 дней со дня издания этого акта (пункт 46 Положения ФТС).

В личных делах гражданских служащих хранятся копии правовых актов таможенного органа о включении в кадровый резерв и об исключении из кадрового резерва (пункт 47 Положения ФТС).

Сведения о гражданских служащих (гражданах), включенных в кадровый резерв таможенного органа, размещаются на официальных сайтах таможенных органов и государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет» (пункт 48 Положения ФТС).

Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению начальника таможенного органа в пределах группы должностей гражданской службы, для замещения которых гражданский служащий (гражданин) включен в кадровый резерв (пункт 51 Положения ФТС).

В соответствии с пунктом 50 Указа Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 года № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа» назначение гражданина, состоящего в кадровом резерве на вакантную должность федеральной гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя в пределах группы должностей федеральной гражданской службы, для замещения которых гражданин включен в кадровый резерв.

В силу статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Из изложенных норм права следует, что кадровый резерв государственного органа формируется, в том числе из граждан, претендующих на замещение вакантной должности гражданской службы: по результатам конкурса на включение в кадровый резерв, по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан, а также увольняемых в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей с согласия служащих и по решению начальника таможенного органа. Гражданские служащие, уволенные по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включаются в кадровый резерв для замещения должностей гражданской службы той же группы, к которой относилась последняя замещаемая ими должность гражданской службы. Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению начальника таможенного органа в пределах группы должностей гражданской службы, для замещения которых гражданский служащий (гражданин) включен в кадровый резерв. При этом конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Судами первой и апелляционной инстанций нормы права, регулирующие спорные отношения, применены неправильно, вследствие чего юридически значимые обстоятельства по делу, необходимые для разрешения исковых требований ФИО1 о незаконности отказа в приеме на службу, не определены и не установлены.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По данному делу с учетом исковых требований ФИО1 о незаконности отказа в приеме на службу, их обоснования, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права обстоятельством, имеющим значение для дела, являлось установление оснований отказа в приеме на работу, установив, что основанием для отказа послужило отсутствие вакантных должностей суд первой инстанции должен был проверить наличие всех имеющихся у нанимателя вакантных должностей ведущей группы должностей в период обращения истца с заявлением о приеме на работу (с 22 по 24 октября 2021 года).

Согласно разделу «Штатное расписание» Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004 года № 1, сведения о наименовании должностей в организации, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц, месячной заработной платы по тарифной ставке (окладу) содержатся в штатном расписании организации (форма № Т-3), применяемом для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с Уставом (Положением).

Следовательно, для проверки наличия всех имеющихся у нанимателя вакантных должностей в период с 22 по 24 октября 2021 года суду необходимо было истребовать у нанимателя штатное расписание организации, исследовать его и определить, имелись ли у нанимателя на эту дату вакантные должности ведущей группы должностей; предлагались ли эти вакансии нанимателем ФИО1

Суды первой и апелляционной инстанций названные обстоятельства вследствие неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по данному делу, в качестве юридически значимых не определили и не устанавливали, оставив без внимания и соответствующей правовой оценки, в том числе с учетом положений части 1 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации (каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав).

Свои выводы об отсутствии у нанимателя вакантных должностей, которые ФИО1 мог бы занимать, суды первой и апелляционной инстанций мотивировали лишь ссылкой на информацию, содержащуюся в отзыве ответчика, справке Тюменской таможни от 09 февраля 2022 года № 13, представленными стороной ответчика по делу, заинтересованной в соответствующем исходе рассмотрения дела, - нанимателем Тюменской таможни, не обязав ответчика подтвердить эту информацию данными штатного расписания, нарушив тем самым принцип равноправия сторон (статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Разрешая спор о незаконности отказа в приеме на службе, суды оставили без надлежащей правовой оценки объяснения представителей ответчика Тюменской таможни, из которых следует, что по должности главного государственного таможенного инспектора правового отдела Тюменской таможни 08 октября 2021 года был объявлен конкурс, сбор документов на участие в конкурсе осуществлялся до 01 ноября 2021 года, с учетом данных объяснений суды не дали оценку тому, что по состоянию на 24 октября 2021 года (день подачи заявления истца) была ли вакантная должность главного государственного таможенного инспектора, не выясняли, мог ли истец занимать данную должность, причины не предложения данной должности истцу.

Делая вывод о законности отказа в приеме на службу в связи с тем, что истец 25 октября 2021 года был исключен из кадрового резерва, суды не дали правовой оценки тому, что на 24 октября 2021 года истец состоял в кадровом резерве и мог быть назначен на вакантную должность ведущей группы должностей без конкурса.

Выводы судов о том, что для заключения контракта о службе в таможенных органах помимо волеизъявления гражданина, требуется согласие начальника соответствующего таможенного органа, не предполагает произвольного отказа в проведении процедуры принятия на службу конкретного лица, при том, что частью 1 статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет в необоснованном отказе в заключении трудового договора.

Приходя к выводу о законности отказа в приеме истца на службу, суды не приняли во внимание доводы ФИО1 о том, что он является единственным кормильцем в семье, многодетным отцом, на его иждивении находится пять детей, младший ребенок не достиг трехлетнего возраста, в течение трех лет просил принять его на работу, на любую должность, в то время как в связи с увольнением по сокращению штата он не доработал до пенсии по выслуге лет 8 месяцев, оставив данные доводы без надлежащей правовой оценки.

ФИО1 в исковом заявлении, а также в апелляционное жалобе, в ходе всего судебного разбирательства, что подтверждается протоколами судебных заседаний, приводил доводы относительно незаконного отказа ответчика принять его на работу, в том числе на любую вакантную должность, поскольку в 2009 году по направлению Тюменской таможни он проходил повышение квалификации, в связи с чем мог выполнять обязанности по различным должностям.

Однако, суды обеих инстанций оставили без правовой оценки приведенные ФИО1 в обоснование его исковых требований доводы и представленные доказательства о том, что должностными лицами органа в течение трех лет были совершены последовательные действия по приему на работу более 200 человек. Таким образом, не установлено обстоятельство, имеющее юридическое значение по данному спору: является ли отказ представителя нанимателя в приеме ФИО1 на любую вакантную должность правомерным или нет.

Таким образом, выводы судов о законности отказа в приеме на службу (должность ведущей группы) и об отказе устранить нарушения закона и принять на вакантную должность нельзя признать законными. Судебные постановления согласно статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 июня 2022 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Центральный районный суд г. Тюмени.

Председательствующий

Судьи