ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2440/19 от 25.06.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-14242/2020

№ дела суда 1-й инстанции 2-2440/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 25 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Руденко Ф.Г.,

судей Макаровой Е.В., Горковенко В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея о признании отказа незаконным, признании права на получение ежегодной денежной выплаты, взыскании суммы и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея, поступившей с делом ДД.ММ.ГГГГ, на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., выслушав ФИО1, его представителя по доверенности – адвоката Панеш А.В., возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея о признании отказа незаконным, признании права на получение ежегодной денежной выплаты, взыскании суммы и компенсации морального вреда.

Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14.08.2019 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 29.10.2019 решение суда первой инстанции отменено в части взыскания компенсации морального вреда, в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея просит об отмене решения и апелляционного определения и вынесении по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены и неправильно применены нормы материального права.

По мнению кассатора, истец не относится к числу лиц, указанных в законодательстве в качестве лиц, имеющих право на ежегодную выплату.

В судебное заседание явился ФИО1 и его представитель по доверенности адвокат Панеш А.В., возражавшие относительно доводов кассационной жалобы, пояснив, что просят об оставлении без изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения.

В судебное заседание не явился представитель Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является участником Великой Отечественной войны и имеет удостоверение ветерана – участника Великой Отечественной войны.

Согласно справки Майкопского городского военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ истец призван Омским РВК г. Омска. Проходил службу в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в Действующей Армии: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Южной группе войск (Венгрия). Указанный период засчитывается один день за три дня.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ содержащемуся в Приложении к ФЗ № 5-ФЗ, на лиц, принимавших участие в войнах, боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделе 1 и 11 распространяется действие ст. 2 и 4 ФЗ № 5-ФЗ.

24.04.2019г. был издан Указ Президента РФ N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" согласно которого, начиная с 2019 года установить гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", производится ежегодная денежная выплата в размере 10 тыс. рублей. Названная выплата приурочивается к Дню Победы.

Однако, ко Дню Победы ФИО1 не получил данную ежегодную выплату, несмотря на то, что ранее всегда являлся получателем президентских выплат, приуроченных ко Дню Победы. 23.05.2019 он обратился в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея с письменным заявлением о разъяснении на каком основании он был лишён ежегодной президентской выплаты, приуроченной ко Дню Победы. В своём ответе от 06.06.2019 ответчик сообщил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 24.04.2019 № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы» право на ежегодную денежную выплату в размере 10 000 рублей имеют инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, военнослужащие проходившие военную службу в 1941-1945 годах из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". При этом он, как участник Боевых действий в Венгрии 1956 года, относится к категории приравненной к Участникам ВОВ и не входит в круг лиц, имеющих право на ежегодную выплату в размере 10 000 рублей.

Считает, что отказ ответчика является незаконным и нарушающим его права. Он обладает статусом ветерана – участника Великой Отечественной войны. Также указал, что являлся воспитанником в партизанском отряде и в последние месяцы ВОВ до мая 1945 года был юнгой на одном из катеров Дунайской флотилии Народной Армии Югославии. Кроме того, своим неправомерным отказом Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея причинило ему моральный ущерб, поскольку действия ответчика оскорбили и унизили его. Являясь ветераном – участником Великой Отечественной войны он имеет многочисленные награды. Причиненный моральный ущерб оценивает в размере 20 000 рублей. Также просит взыскать с ответчика понесенные судебные расходы в виде оплаты услуг адвоката за подготовку искового заявления в размере 3 000 рублей.

Суд первой инстанции при разрешении спора правильно указал, что Указ Президента РФ от 24.04.2019 № 186 не содержит указания об ограничении круга лиц, имеющих право на получение ежегодной денежной выплаты только лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны.

Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.

Указом Президента Российской Федерации от 24.04.2019г. № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы», Отдавая дань глубокого уважения Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, постановлено установить, что начиная с 2019 года гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995г. N5-ФЗ «О ветеранах», производится ежегодная денежная выплата в размере 10 000 рублей. Названная выплата приурочивается ко Дню Победы.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ « О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны отнесены:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, периодВеликой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01.01.1992 или Правительством Российской Федерации.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2019 утверждены Правила осуществления ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан ко Дню Победы.

Согласно пункта 1 указанных выше Правил – Настоящие Правила устанавливают порядок и условия осуществления ежегодной денежной выплаты гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".

Ежегодная денежная выплата осуществляется в размере 10 000 рублей (пункт 2 Правил).

Ежегодная денежная выплата гражданам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами – в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (пп. «а» п.3 Правил).

Гражданам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, ежегодная денежная выплата осуществляется на основании имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих пенсионное обеспечение или ежемесячное пожизненное содержание судей, документов, содержащих соответствующие данные (в том числе полученные в результате предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил информационного обмена), без истребования дополнительных документов, подтверждающих их правовой статус (абз.1 пункта 7 Правил).

В случае если в распоряжении указанных органов отсутствуют необходимые данные, ежегодная денежная выплата осуществляется на основании заявления гражданина. В этом случае истребование соответствующих документов производится этими органами (абзац 2 пункта 7 Правил).

Ежегодная денежная выплата осуществляется ежегодно, в апреле - мае, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 7 настоящих Правил, когда ежегодная денежная выплата может быть осуществлена позднее (пункт 9 Правил).

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14.08.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 29.10.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Г. Руденко

Судьи Е.В. Макарова

В.А. Горковенко