ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2475/2023 от 08.02.2024 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 86RS0001-01-2023-002760-10

№88-2734/2024

Мотивированное определение

изготовлено 08 февраля 2024 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 01 февраля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Козиной Н.М.,

судей Зеленовой Е.Ф., Руновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2475/2023 по иску Белоцкой Елизаветы Николаевны к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании вынужденно покинувшим место постоянного проживания в г.Херсоне, возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилья,

по кассационной жалобе Белоцкой Елизаветы Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Белоцкая Е.Н. обратилась в суд к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании вынужденно покинувшим место постоянного проживания в г.Херсоне, возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилья.

Требования мотивировала тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории» утверждены правила предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №632-п от 25 ноября 2022 года «О предоставлении гражданам, вынужденно покинувшим г. Херсон и часть Херсонской области и избравшим место проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, единовременной выплаты на обзаведение имуществом, социальной выплаты на приобретение жилого помещения» утвержден порядок единовременной выплаты на обзаведение имуществом и порядок предоставления гражданам социальной выплаты на приобретение жилого помещения. 15 февраля 2023 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года №1876. 22 февраля 2023 года ответчик отказал в предоставлении социальной выплаты, сославшись на подпункт «а» пункта 2 Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсон и части Херсонской области, вынужденного покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории на постоянно место жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876. Принятое решение истец считает незаконным, поскольку с 07 декабря 2010 года является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> В период объявления о проведении специальной операции по защите Донбасса (24 февраля 2022 года) и подписания договоров о вхождении Запорожской и Херсонской областей в состав России (30 сентября 2022 года) проживала в принадлежащей ей доме в г. Херсон, откуда вынужденно выехала 01 декабря 2022 года в связи с началом ведения активных боевых действий на территории г. Херсона.

Согласно пункту 5 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения (приложение 2 к Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2022 года №632-п) социальная выплата предоставляется гражданам, отвечающим на момент обращения за ней совокупности следующих требований: граждане вынужденно покинули место постоянного проживания в г. Херсоне и части Херсонской области (населенные пункты Херсонской области по перечню, утвержденному в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года №3099-р) и избрали место проживания в автономном округе; граждане подали заявление о предоставлении социальной выплаты по форме, утвержденной уполномоченным органом, лично либо через представителя. Истец вынужденно покинула место постоянного проживания в г. Херсоне и подала заявление о предоставлении социальной выплаты, то есть соответствует требованиям пункта 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 632-п, следовательно, основания для отказа в предоставления социальной выплаты, установленной пунктом 13 Порядка, отсутствуют.

С учетом изложенного, просила суд признать незаконным отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признать ее гражданином, вынужденно покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне, обязать ответчика предоставить истцу социальную выплату на приобретение жилья.

Протокольным определением от 12 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена публично-правовая компания «Фонд развития территорий».

Решением Ханты-Мансийского районного суда от 28 июля 2023 года, исковые требования удовлетворены: признано незаконным решение Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оформленное приказом от 27 февраля 2023 года №127-п об отказе в предоставлении социальных выплат Белоцкой Е.Н.; Белоцкая Е.Н. признана вынуждено покинувшей место постоянного проживания в г. Херсоне; на Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры возложена обязанность предоставить Белоцкой Е.Н. социальную выплату на приобретение жилого помещения в виде жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года №1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории»; постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2022 года №632-п «О предоставлении гражданам, вынужденно покинувшим г. Херсон и часть Херсонской области и избравшим место проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, единовременной выплаты на обзаведение имуществом, социальной выплаты на приобретение жилого помещения».

С Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Белоцкой Е.Н. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2023 года, решение Ханты-Мансийского районного суда от 28 июля 2023 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе Белоцкая Е.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность.

В возражениях на кассационную жалобу Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры просит оставить ее без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Белоцкая Е.Н., представитель третьего лица ППК «Фонд развития территорий», сведения о причинах неявки не представили, а также представитель Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, который в возражениях на кассационную жалобу заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и их представителей.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Белоцкая Е.Н. является гражданином Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации выдан Белоцкой Е.Н. 04 декабря 2001 года ОВД г.Мегиона ХМАО-Югры 04 декабря 2001 года).

С 09 февраля 1996 года по 19 мая 2009 года Белоцкая Е.Н. была зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>, с 06 августа 2009 года по 22 августа 2018 года была зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>, с 30 августа 2018 года зарегистрирована по адресу: ХМАО-Югра, <данные изъяты>

Согласно российскому заграничному паспорту Белоцкая выезжала в Украину 12 апреля 2019 года, обратный въезд зафиксирован 01 декабря 2022 года.

Согласно виду на постоянное проживание IH129150 Белоцкая Е.Н. зарегистрирована по месту жительства с 16 сентября 2016 года по адресу: <данные изъяты>

Истец является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <данные изъяты> согласно договору дарения от 07 декабря 2010 года, содержащим указание на том, что Белоцкая Е.Н. проживает по адресу: <данные изъяты>

Жилых помещений на праве собственности, помимо вышеуказанного жилого дома, Белоцкая Е.Н. не имеет.

14 февраля 2023 года Белоцкая Е.Н. обратилась в Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Приказом Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 февраля 2023 года №127-п отказано в предоставлении социальной выплаты Белоцкой Е.Н., на основании абзаца 2 пункта 13 Порядка предоставления гражданам, вынужденно покинувшим г. Херсон и часть Херсонской области и избравшим место проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2022 года № 632-п, в связи с несоответствием гражданина требованиям абзаца 2 пункта 5 Порядка, подпункта «а» пункта 2 Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории на постоянное место жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 (согласно штампу в паспорте местом постоянного проживания заявителя с 30 августа 2018 года является г. Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).

Суд первой инстанции, разрешая исковые требования Белоцкой Е.Н. и приходя к выводу об удовлетворении требований, исходил из того, что несмотря на отметку от 30 августа 2018 года о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации Белоцкой Е.Н. в г.Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Белоцкая Е.Н. имела на указанную дату вид на жительство на Украине и с 16 сентября 2016 года регистрацию по месту жительства на территории г. Херсона, то есть имела постоянное место жительства на территории указанного населенного пункта, при этом выезд Белоцкой Е.Н. из г. Херсона носит экстренный характер, связан с невозможностью проживания в результате боевых действий, иное жилое помещение у истца отсутствует, соответственно органы государственной власти Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры имеют обязанность по предоставлению истцу социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которая ими не исполняется.

Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда первой инстанции не согласился.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022 года № 686, которым признан государственный суверенитет и независимость Херсонской области, Федеральным конституционным законом от 04 октября 2022 года №8-ФКЗ в соответствии с которым Херсонская область принята в Российскую Федерацию и образована в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года №1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 632-п от 25 ноября 2022 года «О предоставлении гражданам, вынужденно покинувшим г. Херсон и часть Херсонской области и избравшим место проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, единовременной выплаты на обзаведение имуществом, социальной выплаты на приобретение жилого помещения», представленными в материалы дела доказательствами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку одним из условий предоставления единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов является факт прибытия на территорию автономного округа на постоянное место жительства, гражданин, претендующий на получение указанных мер социальной поддержки, не должен иметь места жительства в Российской Федерации, тогда как, судом апелляционной инстанции установлено, что истец с 09 февраля 1996 года зарегистрирована в жилом помещении на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, следовательно, права на указанные выплаты она не имеет и иное противоречило бы целям предоставления поддержки гражданам, утратившим жилые помещения в г.Херсоне и Херсонской области и прибывшим на территорию Российской Федерации на постоянное жительство.

Кроме того, суд апелляционной инстанции обратил внимание, что Белоцкая Е.Н. не только имеет регистрацию на территории автономного округа, но и является получателем страховой пенсии по старости с 27 октября 2006 года бессрочно, а также являлась получателем единовременной выплаты пенсионерам с 01 сентября 2021 года по 30 сентября 2021 года.

Судебная коллегия соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции решением и считает, что оно основано на надлежащей оценке доказательств по делу, принято в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом апелляционной инстанции дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразили в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории» (в редакции, действовашей в период возникновения спорных правоотношений) установлены правила и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.

Согласно Правилам предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 (далее Правила предоставления субсидии), субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения осуществляемых субъектами Российской Федерации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат.

Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 (далее Правила предоставления финансовой поддержки), предусмотрено, что мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуюися в отношении граждан, вынужденно покинувших место постоянного проживания в г. Херсоне и правобережной части Херсонской области и приыли на территорию иного субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства (пункт 2).

Согласно пункту 4 Правил предоставления финансовой поддержки порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 данных Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает, в том числе необходимость подтверждения гражданами, указанными в пункте 2 данных Правил, факта постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области следующими документами:

документы, удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации или иные документы, удостоверяющие личность, в том числе выданные органами публичной власти Херсонской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние);

документ, удостоверяющий факт постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, иные документы либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество в г. Херсоне или части Херсонской области, с приложением объяснения гражданина, подтверждающего факт постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, в случае если у такого гражданина документ, удостоверяющий факт его постоянного проживания на указанных территориях, отсутствует).

В случае отсутствия у граждан документов, подтверждающих их проживание в г. Херсоне или части Херсонской области до 13 октября 2022 года, уполномоченный исполнительной орган субъекта Российской Федерации направляет запрос в уполномоченный орган Херсонской области с целью подтверждения проживания гражданина на территории г. Херсона или части Херсонской области (пункт 5 Правил предоставления финансовой поддержки).

Порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, прибывшим на постоянное место жительства из г. Херсона или части Херсонской области на территорию иного субъекта Российской Федерации, предусматривает однократность предоставления гражданину социальных выплат (подпункт «ж» пункта 5 Правил предоставления финансовой поддержки).

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №632-п от 25 ноября 2022 года «О предоставлении гражданам, вынужденно покинувшим г. Херсон и часть Херсонской области и избравшим место проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, единовременной выплаты на обзаведение имуществом, социальной выплаты на приобретение жилого помещения» утвержден порядок единовременной выплаты на обзаведение имуществом и порядок предоставления гражданам социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Согласно пункту 1 Порядка, Порядок устанавливает процедуру и условия предоставления в 2022 - 2023 годах гражданам, покинувшим г. Херсон и часть Херсонской области и избравшим место проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - граждане, автономный округ), социальной выплаты на приобретение жилого помещения (далее - социальная выплата).

Социальная выплата предоставляется на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата (далее - сертификат), подтверждающего право гражданина на социальную выплату, за счет средств финансовой поддержки публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее - Фонд), предоставленной автономному округу в соответствии с заключенным соглашением.

В силу пункта 2 Порядка, социальные выплаты предоставляются для приобретения одного или нескольких жилых помещений по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынках жилья в Российской Федерации у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких). Жилое помещение (жилые помещения) должно соответствовать требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек).

Пунктом 3 Порядка установлено, что уполномоченным исполнительным органом автономного округа на предоставление социальных выплат является Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа (далее - уполномоченный орган).

Согласно пункту 5 Порядка, социальная выплата предоставляется гражданам, отвечающим на момент обращения за ней совокупности следующих требований:

граждане покинули место постоянного проживания в г. Херсоне и части Херсонской области (населенные пункты Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года №3099-р) и избрали место проживания в автономном округе;

граждане подали заявление о предоставлении социальной выплаты (далее - заявление) по форме, утвержденной уполномоченным органом, лично либо через представителя.

Согласно пункту 9 Порядка, решение о предоставлении социальной выплаты (об отказе в ее предоставлении) принимает уполномоченный орган на основании заявления и следующих документов (сведений):

9.1. Документы (в том числе срок действия которых истек), удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина СССР образца 1974 года (для лиц, не имеющих других документов, удостоверяющих личность), вид на жительство лица без гражданства на Украине, временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, выданное лицу, не имеющему других документов, удостоверяющих гражданство и личность гражданина Украины, или иные документы (в том числе срок действия которых истек), удостоверяющие личность, в том числе выданные органами публичной власти Херсонской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние). При этом к членам семьи гражданина, указанного в пункте 5 Порядка, относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также родители и другие лица, находящиеся на иждивении гражданина (супруга, супруги) и проживающие совместно с ними.

9.2. Документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 года, в том числе выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 года либо компетентным органом Херсонской области, а именно: документ, предусмотренный подпунктом 9.1 настоящего пункта, содержащий отметку о регистрации по месту жительства; выписка из домовой книги; карточка прописки; адресная справка; справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте; выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства; справка о внесении сведений в этот реестр; документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения, либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество в г. Херсоне или части Херсонской области, с приложением объяснения гражданина, подтверждающего факт постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, в случае если у такого гражданина документ, удостоверяющий факт его постоянного проживания на указанных территориях, отсутствует.

При этом местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей.

9.3. Сведения о месте жительства гражданина в автономном округе.

В соответствии с пунктом 13 Порядка, решение об отказе в предоставлении социальной выплаты уполномоченный орган принимает в случае: несоответствия гражданина требованиям, установленным пунктом 5 Порядка; представления гражданином или его представителем недостоверных сведений (документов); выявления противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в заявлении и документах.

Также, согласно абзацу 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Поскольку одним из условий предоставления единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов является факт прибытия на территорию автономного округа на постоянное место жительства, гражданин, претендующий на получение указанных мер социальной поддержки, не должен иметь места жительства в Российской Федерации, тогда как, судом апелляционной инстанции установлено, что истец с февраля 1996 года зарегистрирована в жилом помещении на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, кроме того не только имеет регистрацию на территории автономного округа, но и является получателем страховой пенсии по старости с 27 октября 2006 года бессрочно, а также являлась получателем единовременной выплаты пенсионерам с 01 сентября 2021 года по 30 сентября 2021 года, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Белоцкая Е.Н. права на указанные выплаты не имеет.

Несогласие Белоцкой Е.Н. в кассационной жалобе с выводом суда апелляционной инстанции фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде при рассмотрении дела, которая учтена судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного постановления.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое апелляционное определение принято с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Белоцкой Елизаветы Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи