ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2498/2021 от 27.04.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-6613/2022

№ 2-2498/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 27 апреля 2022 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе:

председательствующего Чуньковой Т.Ю.,

судей: Баера Е.А., Сулеймановой А.С.,

с участием прокурора Волковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 24RS0017-01-2021-003181-96 по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» об устранении требований воздушного законодательства при подготовке пилотов,

по кассационной жалобе акционерного общества «Авиакомпания «НордСтар» на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 декабря 2021 г.,

заслушав доклад судьи Чуньковой Т.Ю., выслушав представителя АО «Авиакомпания «НордСтар» ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, а также прокурора Волкову А.Г., просившую кассационную жалобу оставить без удовлетворения,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Красноярский транспортный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» (далее - АО «АК «НордСтар») об устранении требований воздушного законодательства.

Требования мотивированы тем, что Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения АО «АК «НордСтар» требований воздушного законодательства при подготовке пилотов. В ходе проверки установлено, что АО «АК «НордСтар» разработана программа периодической наземной подготовки специалистов, в соответствии с перечнем персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденным Красноярским МТУ Росавиации 18 июля 2018 г. В 2019 году ответчиком при отсутствии сертификата авиационного учебного центра (далее также - АУЦ) самостоятельно осуществлены периодическая наземная подготовка, подготовка по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и обучение авиационной безопасности ряда пилотов. По окончании обучения им выданы зачетные ведомости, подтверждающие успешное прохождение обучения. В период с 2018 по 2020 годы в АО «АК «НордСтар» осуществлена подготовка и тренировка пилотов воздушных судов Боинг 737 и АТР 42-500.

27 февраля 2020 г. Красноярским транспортным прокурором в отношении генерального директора АО «АК «НордСтар» вынесено представление с требованием устранить указанное нарушение. По результатам рассмотрения представления меры по устранению нарушений закона не приняты. Прокурор полагает, что поскольку ответчиком разработана программа, в рамках которой проводится обучение (подготовка) пилотов, то АО «АК «НордСтар» как организация, осуществляющая обучение специалистов, обязано получить в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации сертификат авиационного учебного центра. Действиями ответчика нарушаются требования воздушного законодательства, регламентирующие подготовку пилотов, создаются угрозы возникновения авиационных событий в связи с ненадлежащей подготовкой пилотов, и, как следствие, - возможность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Просил признать незаконными действия АО «АК «НордСтар», выразившиеся в самостоятельной подготовке (периодической наземной подготовке, подготовке по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и авиационной безопасности) членов летных экипажей воздушных судов без получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289; запретить АО «АК «НордСтар» осуществлять указанную подготовку без документа (сертификата), подтверждающего соответствие АО «АК «НордСтар», осуществляющего обучение соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям Федеральных авиационных правилам «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденным Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289.

Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 августа 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 декабря 2021 г., иск Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «АК «НордСтар» удовлетворен.

Признаны незаконными действия АО «АК «НордСтар», выразившиеся в самостоятельной подготовке (периодической наземной подготовке, подготовке по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и авиационной безопасности) членов летного экипажа воздушных судов без получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289.

Запрещено АО «АК «НордСтар» осуществлять подготовку (периодическую наземную подготовку, подготовку по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и авиационной безопасности) членов летного экипажа воздушных судов до получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289.

С АО «АК «НордСтар» в доход бюджета муниципального образования г. Красноярск взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

В кассационной жалобе АО «АК «НордСтар» просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что судом не применен закон, подлежащий применению - Федеральные авиационные правила «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации», утвержденные Приказом Минтранса России № 399 от 02.10.2017 (далее - ФАП № 399), в силу абзаца 2 пункта 25 которых на ответчика как эксплуатанта возложена обязанность по осуществлению проведения подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами. При этом ФАП № 246 не устанавливают требования к эксплуатанту воздушных судов о необходимости обязательной сертификации указанной подготовки. Также указывает, что в процессе реализации АО «АК «НордСтар» периодической наземной подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (летные экипажи) действующие пилоты не получают новой квалификации, новые дипломы об образовании, и в их действующие свидетельства не вносится отметка о получении новой квалификации.

Кассатор также указывает, что Воздушный кодекс Российской Федерации разделяет понятия «обучение» и «подготовка», при этом в силу пункта 2 ФАП № 399 разрабатываемые программы подготовки специалистов не являются образовательными программами. Согласно положениям ФАП № 339 и пункта 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации программа подготовки разрабатывается юридическими лицами, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки.

Ответчик также ссылается на применение судом закона, не подлежащего применению - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289, поскольку оценке должна подлежать осуществляемая деятельность, а не содержание локального акта, вынесенного ответчиком при разработке программ подготовки с необоснованным указанием на данные нормативные акты, с учетом которых проводится подготовка.

Относительно доводов кассационной жалобы Красноярским транспортным прокурором принесены возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановлений суда первой и апелляционной инстанций.

В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами не допущено.

Судом первой инстанции установлено, что основным видом деятельности АО «АК «НордСтар» является выполнение авиаперевозок пассажиров, почты, грузов на внутренних и международных авиалиниях.

АО «АК «НордСтар» предоставлено право осуществлять коммерческие воздушные перевозки, что подтверждается соответствующим сертификатом эксплуатанта.

Ответчиком разработана Программа АО «АК «НордСтар» периодической наземной подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (летные экипажи), утвержденная руководителем Красноярского МТУ Росавиация 18 июля 2018 г.

Пункт 1.1.1 Программы предусматривает, что целью её реализации является формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в качестве пилота воздушных судов Boeing – 737-300/400/500 (Classic-CL); ВС Boeing – 737-600/700/800//900/900ER; ВС Boeing – 737-8; ВС ATR-42-500.

Согласно пункту 1.1.2, Программа предназначена для периодической подготовки пилотов воздушных судов (далее – ВС), указанных в пункте 1.1.1, проходивших обучение по специальной профессиональной подготовке в учебных заведениях или образовательных учреждениях дополнительного образования гражданской авиации Российской Федерации (далее - ГА РФ), имеющих свидетельства/сертификаты, выданные полномочным органом ГА России, и выполняющие полеты на изучаемом типе ВС, либо имеющие перерывы в летной работе или в полетах на данном типе ВС в пределах, установленных действующим законодательство РФ в области ГА.

30 января 2020 г. Красноярской транспортной прокуратурой в связи с принятием решения о проведении проверки в отношении АО «АК «НордСтар» ответчику направлено требование о предоставлении документов по факту срабатывания 22 января 2020 г. сигнализации неисправности системы электронного управления силовых установок воздушного судна Боинг 737-800 (опознавательный знак VQ-BPM), выполнявшего рейс № 208, в ответ на которое 22 января 2020 г. ответчиком представлены документы в области соблюдения законодательства о безопасности полетов.

По результатам проверки 27 февраля 2020 г. Красноярской транспортной прокуратурой генеральному директору АО «АК «НордСтар» внесено представление № 23/12-03-2020 об устранении нарушений закона, в том числе в части осуществления АО «АК «НордСтар» в 2018-2019 г.г. подготовки и тренировки членов экипажа воздушного судна Боинг 737-800 и других пилотов при отсутствии сертификата авиационного учебного центра (далее – АУЦ).

27 июля 2020 г. АО «АК «НордСтар» дан ответ на указанное представление прокурора, в котором указано, что авиакомпания не осуществляет образовательную деятельность, и согласно разъяснениям Минтранса России в воздушном законодательстве Российской Федерации не содержится положений, ограничивающих проведение авиакомпанией подготовки членов летных экипажей без привлечения АУЦ.

9 ноября 2020 г. Красноярским транспортным прокурором вновь вынесено решение № 464 о проведении проверки в отношении АО «АК «НордСтар», в рамках которой установлен факт осуществление подготовки членов экипажей ВС по программе подготовки АО «АК «НордСтар» в отсутствие сертификата АУЦ. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора в суд с требованиями, являвшимися предметом рассмотрения по настоящему делу.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289 (далее – ФАП № 289), Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 (далее также - ФАП № 128), статью 85 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статью 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что деятельность по подготовке летных экипажей, которую собственными силами осуществляет АО «АК «НордСтар», является обучением специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, следовательно эта деятельность не подлежит осуществлению без сертификата АУЦ.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они постановлены с учетом установленных по делу обстоятельств и при правильном применении норм материального права.

Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, не опровергают выводы судов по существу спора.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Согласно положениям статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 ВК РФ свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки (пункт 2). согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации (пункт 3).

Пунктом 5 ФАП №289 установлено, что запрещается осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с настоящими Правилами сертификата АУЦ или в нарушении ограничений, указанных в сертификате АУЦ должен находиться по месту осуществления основной деятельности АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил.

Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта (пункт 7 ФАП №289).

В соответствии с пунктом 5.84 ФАП № 128 эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей и, в частности, включает подготовку в целях приобретения знаний и навыков, касающихся схем визуальных полетов и полетов по приборам в предполагаемом районе выполнения полетов, ограничений человеческих возможностей («человеческого фактора»), включая знания об опасности их проявления при выполнении полетов, о предотвращении ситуаций, приводящих к выходу за ограничения человеческих возможностей, о предотвращении ошибок и их исправлении, перевозки опасных грузов воздушными судами (подпункт «»г»); обеспечивает проведение обучения с таким расчетом, чтобы все члены летного экипажа знали функции, которые они должны осуществлять, и как эти функции связаны с функциями других членов экипажа воздушного судна, в том числе при выполнении нештатных или аварийных процедур (подпункт «д»).

Доводы ответчика о несогласии с заявленными прокурором требованиями и принятыми судебными актами сводятся к оспариванию толкования понятий «подготовка» и «обучение» и утверждению о том, что проводимая АО «АК «НордСтар» подготовка не является обучением членов летного экипажа, что подготовка, которая проводится авиакомпанией согласно пункту 5.84 ФАП № 128 и обучение, которое проводится АУЦ в рамках ФАП № 289, являются различными понятиями и различными по своему содержанию мероприятиями, получили оценку судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены судами.

Судом первой инстанции установлено, что пунктом 1.11 Программы периодической наземной подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (летные экипажи) АО «АК «НордСтар» от 18 июля 2018 г. предусмотрено, что

реализация Программы должна обеспечить выполнение целей теоретической и практической подготовки летного состава и готовность к использованию полученных знаний в практической деятельности. Программой предусмотрен опрос в ходе чтения лекций, использование дополнительной литературы, предусмотрены практические занятия на воздушном судне или тренажерах.

Пунктом 1.1.3 Программы предусмотрено, что допускается проведение подготовки летного состава по программам, разработанным в сертифицированных АУЦ и удовлетворяющим требованиям Авиакомпании, которые изложены в Программе.

Признавая обоснованным требование прокурора о запрете осуществления подготовки членов летных экипажей в отсутствие сертификата АУЦ, суд первой инстанции исходил из того, что виды подготовки, описанные в пункте 5.84 ФАП № 128, а также отраженные в рассматриваемой Программе АО «АК «НордСтар», соответствуют понятию «обучение».

Указанный вывод подтверждается и тем обстоятельством, что, как установил суд, программы подготовки (обучения) в сертифицированных АУЦ и в УМЦ АО «АК «НордСтар» являются взаимозаменяемыми, при этом пилоты АО «АК «НордСтар» проходили подготовку по одним и тем же курсам подготовки как в сертифицированных АУЦ, так и в УМЦ АО «АК «НордСтар».

Требования к порядку разработки, утверждения и содержания программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации установлены Федеральными авиационными правилами «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденными приказом Минтранса России от 02.10.2017 № 399 (далее - ФАП № 399).

Согласно пункту 6 ФАП № 399 обучение по программе подготовки, за исключением программы подготовки, указанной в пункте 4 настоящих правил (Программа подготовки кандидатов на получение свидетельств, квалификационных отметок), должно обеспечивать реализацию требований, установленных федеральными авиационными правилами, к подготовке, тренировке и контролю знаний и навыков лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в ФАП № 399, устанавливающих требования к Программе подготовки, используется понятие «обучение», что опровергает доводы стороны ответчика, что осуществление Программы периодической наземной подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (летные экипажи) АО «АК «НордСтар», утвержденной руководителем Красноярского МТУ Росавиация 18 июля 2018 г., не предполагает какого-либо обучения специалистов.

Принимая во внимание изложенное, доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, к повторному изложению позиции ответчика, получившей правовую оценку судов, результаты которой отражены в обжалуемых постановлениях.

Выводы судов, содержащиеся в решении и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, при этом судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.

Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Авиакомпания «НордСтар» — без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи