ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-26029/2020,
№ 2-24/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Саратов 3 декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Асатиани Д.В.,
судей Шостак Р.Н., Попова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красногорского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице управления делами Президента Российской Федерации к некоммерческому партнерству «Дачное хозяйство «Горки-6» оздоровительного комплекса «Рублево-Успенский», ФИО1, ФИО2 о признании отсутствующим права собственности на объекты и прекращении собственности на объекты,
по кассационной жалобе некоммерческого партнерства «Дачное хозяйство «Горки-6» оздоровительной комплекса «Рублево-Успенский» на решение Красногорского городского суда Московской области от 13 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 июня 2020 года,
заслушав доклад судьи Шостак Р.Н., выслушав посредством веб-конференцсвязи представителя некоммерческого партнерства «Дачное хозяйство «Горки-6» оздоровительного комплекса «Рублево-Успенский» - ФИО3, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Серебрякова А.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела,
у с т а н о в и л а:
Красногорский городской прокурор в интересах Российской Федерации в лице управления делами Президента Российской Федерации обратился в суд с иском к некоммерческому партнерству (далее - НП) «Дачное хозяйство «Горки-6» оздоровительного комплекса «Рублево-Успенский», ФИО1, ФИО2 о признании отсутствующим права собственности на объекты и прекращении права собственности на объекты.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 13 июня 2018 года исковые требования Красногорского городского прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 июня 2020 года решение Красногорского городского суда Московской области от 13 июня 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе НП «Дачное хозяйство «Горки-6» оздоровительного комплекса «Рублево-Успенский» просит отменить решение Красногорского городского суда Московской области от 13 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 июня 2020 года, как незаконные.
В возражениях на кассационную жалобу Красногорский городской прокурор, ФГАУ «Оздоровительный комплекс «Рублево-Успенский» Управления делами Президента Российской Федерации просят оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу допущено не было.
Судами установлено, что Красногорской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Московской области в связи с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка по обращению Управляющего делами Президента Российской Федерации ФИО4 о нарушении имущественных прав Российской Федерации неправомерной регистрацией права собственности закрытого акционерного общества (далее – ЗАО) «Собственники жилых домов пос. Горки-6» - ныне НП «Дачное хозяйство «Горки-6» оздоровительного комплекса «Рублево-Успенский» на ряд объектов.
Для обеспечения проезда, прохода, строительства и эксплуатации инженерных сооружений и коммуникаций систем противопожарной защиты, дренажа, пожарного водоема и водоснабжения пожарных гидрантов к смежному земельному участку с кадастровым номером № между ФГАУ «ОК «Рублево-Успенский» Управления делами Президента Российской Федерации и ЗАО «Собственники жилых домов пос. Горки-6» 14 декабря 2011 года сроком на 49 лет заключено соглашение об установлении частного сервитута на земельный участок с кадастровым номером №.
Согласно пунктам 3.2, 9.8 соглашения общая площадь сервитута составляет 2278 кв.м. Сервитут, установленный в отношении земельного участка с кадастровым номером №, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняется в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.
В связи с предоставлением ФГАУ «ОК «Рублево-Успенский» Управления делами Президента Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка общей площадью 43850 кв.м с кадастровым номером №, образованного из земельного участка с кадастровым номером №, на котором установлен сервитут в пользу земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с пунктом 9.8 соглашения об установлении частного сервитута на земельный участок от 14 декабря 2011 года между ФГАУ «ОК «Рублево-Успенский» Управления делами Президента Российской Федерации и ЗАО «Собственники жилых домов пос. Горки-6» 4 февраля 2013 года заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по соглашению об установлении частного сервитута на земельный участок от 14 декабря 2011 года.
Из земельного участка с кадастровым номером № в 2012 году образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3725 кв.м, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование ФГАУ «ОК «Рублево-Успенский» Управления делами Президента Российской Федерации, что подтверждается записью в ЕГРП от 5 февраля 2013 года. Основаниями возникновения права являются приказ Управления делами Президента Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 687 и акт приема-передачи федерального недвижимого имущества от 9 января 2013 года.
Для обеспечения проезда, прохода, строительства и эксплуатации пожарного водоема, насосной станции, пожарного проезда, инженерных сооружений и коммуникаций, системы водоснабжения пожарных гидрантов к соседнему земельному участку с кадастровым номером № между ФГАУ «ОК «Рублево-Успенский» Управления делами Президента Российской Федерации и ЗАО «Собственники жилых домов пос. Горки-6» 15 апреля 2016 года сроком на 49 лет заключено соглашение об установлении частного сервитута на земельный участок с кадастровым номером №. Согласно пункту 3.2 соглашения площадь сервитута составляет 3725 кв.м, т.е. вся площадь земельного участка с кадастровым номером №.
В рамках вышеуказанных соглашений об установлении сервитутов ЗАО «Собственники жилых домов пос. Горки-6» в период с 2013 по 2015 годы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировано право собственности на следующие объекты: подпорная стенка для защиты склона от эрозии и оползневых процессов; подпорная стенка для защиты склона от эрозии и оползневых процессов; подпорная стенка для защиты склона от эрозии и оползневых процессов; дорожка с функцией отвода воды и защиты склона от оползневых процессов; дорожка с функцией отвода воды и защиты склона от оползневых процессов; дорожка с функцией отвода воды и защиты склона от оползневых процессов; водосборные железобетонные лотки для защиты склона от эрозии и оползневых процессов; пожарные водоемы; скважина.
Кроме того, между ЗАО «Собственники жилых домов пос. Горки-6» и ФИО2, ФИО1 заключены соглашения об установлении частных сервитутов для обеспечения прохода к земельным участкам на дорожку с функцией отвода воды и защиты склона от оползневых процессов, расположенной по адресу:<адрес>.
Государственная регистрация права собственности на перечисленные объекты осуществлена на основании статьи 25.3 Федерального закона Россисйкой Федерации от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Проведенной 25 октября 2016 года Красногорской городской прокуратурой выездной проверкой с привлечением сотрудников ОНД по Красногорскому району ГУ МЧС России по Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, отдела надзора за строительством № 2 Главгосстройнадзора по Московской области установлено, что подпорные стенки для защиты склона от эрозии и оползневых процессов представляют собой сложенные друг на друга крупные камни природного происхождения, которые не могут расцениваться в качестве объектов, связанных с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, поскольку могут быть без ущерба их назначению перемещены в любое другое место, в том числе на любой другой земельный участок, и аналогичным образом сложены друг на друга. Данные камни нельзя признать обеспечивающими защитную функцию от эрозии и оползневых процессов на данных земельных участках, поскольку используются исключительно в целях ландшафтного декорирования.
Дорожки с функцией отвода воды и защиты склона от оползневых процессов, представляющие собой насыпь гранитной крошки разного размера, также несут в себе исключительно декоративную функцию и могут быть без ущерба их назначению перемещены на любой другой земельный участок.
Водосборные железобетонные лотки для защиты склона от эрозии и оползневых процессов являются решением ландшафтного дизайнера, направленным на обеспечение непрерывного (наподобие природного) каскадного тока воды по склону из одного пожарного водоема в другой, расположенный на земельном участке ниже. Циркуляция воды из одного пожарного водоема в другой по указанным лоткам обеспечивается электрическими насосами и подземной системой водопроводной сети. Указанные водосборные железобетонные лотки для защиты склона от эрозии и оползневых процессов несут в себе исключительно декоративную функцию, поскольку не обеспечивают защиту склона земельного участка от эрозии и оползневых процессов и могут быть без ущерба их назначению перемещены на любой другой земельный участок.
Пожарные водоемы представляют собой расположенные на верхнем и нижнем склонах земельных участков искусственно созданные углубления в поверхности земли с гидроизоляцией стенок и дна, декорированные под естественные природные водные объекты, соединенные между собой каскадом водосборных железобетонных лотков, по которым с помощью электрических насосов и подземной системы водопроводной сети обеспечивается постоянный ток воды. Указанные пожарные водоемы являются исключительно декоративными.
По информации ОНД по Красногорскому району ГУ МЧС России по Московской области от 28 октября 2016 года данные водоемы не могут быть использованы в качестве пожарных, так как возле них отсутствуют предусмотренные п. 9.4 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденными приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178 разворотные площадки с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м, а также в нарушение пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, не обеспечено обозначение указателями направления движения к водоемам с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Кроме того, пожарные водоемы представляют собой резервуары с водой и не могут относится к водным объектам, как не отвечающие их признакам. На отсутствие регламентированного Водным кодексом Российской Федерации водного режима в данных пожарных водоемах указывает, в том числе, искусственное регулирование уровня воды в них человеком.
Указанные обстоятельства также подтверждаются заключением комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», разъяснениями, данными в постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», принимая во внимание заключение экспертов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что регистрация права собственности на спорные объекты именно как на объекты недвижимого имущества нарушает законные права Управления делами Президента Российской Федерации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, на которых они возведены, не позволяет в полной мере осуществить возложенные законном полномочия по распоряжению закрепленными за ним имуществом Российской Федерации и возлагает на него обременения, обусловленные распространением на эти объекты правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества.
Указанные выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют материалам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что регистрация права собственности в отношении вновь возведенных объектов недвижимости проведена в соответствии с законодательством и не нарушает прав истца, а соглашением о сервитуте ограничений в отношении вида и правового режима создаваемых ответчиком объектов не предусмотрено, противоречат приведенным положениям закона и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Указание в кассационной жалобе на то, что подпорная стенка с кадастровым номером № и дорожка с функцией отвода воды (кадастровый номер №) находятся за пределами обремененного сервитутом земельного участка, не влияет на правильность принятых по делу судебных актов, поскольку из имеющихся в материалах дела свидетельств о государственной регистрации права и выписок из ЕГРН следует, что право собственности на указанные объекты зарегистрировано за ответчиком на основании вышеуказанного соглашения об установлении частного сервитута.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Красногорского городского суда Московской области от 13 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческого партнерства «Дачное хозяйство «Горки-6» оздоровительного комплекса «Рублево-Успенский» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи