ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2513/2022 от 12.07.2023 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 89RS0005-01-2022-003975-39

Дело № 88-11834/2023

мотивированное определение

изготовлено 12 июля 2023 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 11 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Грудновой А.В., Ложкарёвой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2513/2022 по иску ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» о перерасчете заработной платы, выплате недополученной заработной платы, взыскании компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» адвоката Жарика Сергея Александровича, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату заработной платы за период с 01 января 2020 года по 31 августа 2022 года в соответствии с разделом 3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному автомобильному транспорту на 2020-2022 годы, о взыскании недополученной заработной платы за период с 01 января 2020 года по дату рассмотрения дела в суде в соответствии с разделом 3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному автомобильному транспорту на 2020-2022 годы, о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.

В обосновании заявленных требований указал, что с 22 августа 2016года работает в муниципальном унитарном предприятии «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» водителем 3 класса автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, с ним заключен трудовой договор от 22 августа 2016 года № 1388. Между сторонами согласованы существенные условия трудового договора, в том числе повременно-премиальная система оплаты труда по часовому тарифу, часовая тарифная ставка, ежемесячная премия в размере 40% тарифной ставки, районный коэффициент в размере 70%, северная надбавка в размере 80%, доплата за работу в ночное время суток в размере 40% и за классность в размере 25%. Однако установленная ему часовая тарифная ставка не соответствует федеральному законодательству, а именно принятому 19 ноября 2019 года и зарегистрированному в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 года Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы. В силу положений статей 21, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Самостоятельно произведя перерасчет заработной платы, он пришел к выводу о нарушении его права на оплату труда, что стало причиной обращения в суд.

Определением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 октября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент финансов Администрации города Ноябрьска.

Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 октября 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. На муниципальное унитарное предприятие «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» возложена обязанность произвести перерасчет и выплатить ФИО1 недополученную заработную плату за период с 01 августа 2021 года по 20 октября 2022 года в соответствии с разделом 3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы. С муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей. С муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» в бюджет муниципального образования город Ноябрьск взыскана государственная пошлина в размере 600 рублей. В удовлетворении остальной исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2023 года решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 октября 2022 года изменено в части возложения на муниципальное унитарное предприятие «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» обязанности произвести перерасчет и выплатить ФИО1 недополученную заработную плату за период с 01 августа 2021 года по 20 октября 2022 года в соответствии с разделом 3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы. На муниципальное унитарное предприятие «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» возложена обязанность произвести перерасчет и выплатить ФИО1 недополученную заработную плату за период с 01 августа 2021 года по 20 октября 2022 года в размере 1 176 053 рублей 63 копеек. С муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» в доход бюджета муниципального образования город Ноябрьск взыскана государственная пошлина в размере 14 380 рублей 26 копеек.

В кассационной жалобе муниципальное унитарное предприятие «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» ставит вопрос об отмене решения Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 октября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2023 года, как незаконных, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В доводах кассационной жалобы настаивает на отсутствии оснований для применения при разрешении спора положений Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы. Указывает, что при разрешении спора судами не установлены сроки, способы, а также средства массовой информации, через которые комиссия, осуществлявшая разработку проекта Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы, распространяла информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения. Судами не установлена осведомленность учредителя ответчика Департамента имущественных отношений администрации города Ноябрьск о начале коллективных переговоров при разработке проекта Отраслевого соглашения, а также его участие в работе комиссии. Судами не учтено, что ни ответчик, ни его учредитель не уполномочивали Российский автотранспортный союз заключить соглашение с профсоюзом от их имени и в их интересах. Судами не дана оценка Отраслевому соглашению на предмет его действительности при разрешении вопроса о применении его при рассмотрении заявленного спора, как правового основания для удовлетворения исковых требований. Оспаривает взысканную в пользу ФИО1 сумму, ссылаясь на отсутствие в судебных актах подробного расчета взысканной суммы. Полагает, что установление на предприятии месячной тарифной ставки ниже установленного минимального размера оплаты труда правового значения не имеет, поскольку значение имеет установление выполнения работником нормы рабочего времени и нормы труда. Поскольку тарифная ставка первого разряда в размере не ниже минимального размера оплаты труда (с начислением соответствующего районного коэффициента и северной надбавки) устанавливается только при полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, судам надлежало проверить фактическую отработку истцом месячной нормы рабочего времени за каждый месяц за период 01 августа 2021 года по 20 октября 2022 года, произведя сравнение сведений, содержащихся в расчетных листках работника с нормами, установленными в производственных календарях за 2021 и 2022 годы, что судами не сделано. Считает, что в период с 01 августа 2021 года по 20 октября 2022 года общая сумма полученной истцом заработной платы с начислением районного коэффициента и северной надбавки была выше, как минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и северной надбавки, так и выше двукратного минимального прожиточного минимума в Ямало-Ненецком автономном округе за этот же период, умноженного на соответствующий коэффициент из таблицы №1 пункта 3.2. Отраслевого соглашения. В связи с чем полагает, что оснований даже для частичного удовлетворения требований работника у суда апелляционной инстанции не имелось. Указывает, что расчет ответчика, представленный по запросу суда апелляционной инстанции, является неверным, основанным на ошибочном понимании пунктов 3.1 и 3.2 Отраслевого соглашения. Ссылается на иную судебную практику рассмотрения аналогичных, по его мнению, споров.

ФИО1, представители третьих лиц, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав доводы представителя заявителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, с 22 августа 2016 года на основании трудового договора № 1388 ФИО1 работает в муниципальном унитарном предприятии «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутах.

Разделом 5 трудового договора предусмотрена повременно-премиальная система оплаты труда по часовому тарифу. Часовая тарифная ставка устанавливается в соответствии с Положением об оплате труда. Работнику устанавливаются следующие доплаты, надбавки: районный коэффициент 70%, северная надбавка 80%, за работу в ночное время суток 40%, за вредные условия труда 4%, за классность 10%, за обеспечение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к транспортному средству 10%, за сборы оплаты проезда и провоз багажа 35%.

Разделом 6 трудового договора работнику установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один месяц. Предусмотрена рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, число смен в сутки – две, время начала и окончания работы – по графику, время перерывов для питания и отдыха – в соответствии с графиком движения автобуса по закрепленному маршруту.

Приказом муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки» муниципального образования город Ноябрьск» от 11 декабря 2019 года № 521 с 1 января 2020 года минимальная месячная тарифная ставка первого разряда утверждена в размере 3 724 руб. при условии полной отработки нормы рабочего времени. Приложением №3 к приказу часовая тарифная ставка для водителей автобусов длиной 11-12 метров установлена – 75 руб. 17 коп.

Приказом муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» от 14 декабря 2020 года № 511 с 1 января 2021 года минимальная месячная тарифная ставка первого разряда утверждена в размере 3 873 руб. при условии полной отработки нормы рабочего времени. Приложением №4 к приказу часовая тарифная ставка для водителей автобусов длиной 11-12 метров установлена – 78 руб. 45 коп.

Приказом муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» от 14 декабря 2021 года № 433 с 1 января 2022 года минимальная месячная тарифная ставка первого разряда утверждена в размере 4 028 руб. при условии полной отработки нормы рабочего времени. Приложением №3 к приказу часовая тарифная ставка для водителей автобусов длиной 10-12 метров установлена – 81 руб. 59 коп.

В связи с увеличением часовой тарифной ставки с ФИО1 заключались дополнительные соглашения к трудовому договору.

Согласно дополнительному соглашению № 01/16 от 19 декабря 2016 года истцу увеличена часовая тарифная ставка на 45% за счет индексации на 5% и увеличения на размер премии 40%. Система оплаты труда установлена повременная по часовому тарифу.

Согласно дополнительному соглашению № 01/17 от 20 апреля 2017 года истцу установлена часовая тарифная ставка на автобусах от 6 до 9,5 метров в размере ХТО – 46 руб. 16 коп.; город, заказ – 57 руб. 77 коп., на автобусах 11-12 метров ХТО – 53 руб. 76 коп; город, межгород, заказ – 66 руб. 99 коп.

Согласно дополнительному соглашению № 02/17 от 24 октября 2017 года условия труда на рабочем месте водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов отнесены к вредным (класс 3.2), вредные факторы: тяжесть трудового процесса, напряжённость трудового процесса.

Согласно дополнительному соглашению № 03/17 от 25 декабря 2017 года истцу установлена часовая тарифная ставка на автобусах от 6 до 9,5 метров в размере ХТО, ремонт – 46 руб. 23 коп; город, заказ – 57 руб. 86 коп., на автобусах 11-12 метров ХТО, ремонт – 53 руб. 85 коп; город, межгород, заказ – 67 руб. 09 коп.

Согласно дополнительному соглашению № 03/18 от 25 января 2018 года истцу установлена часовая тарифная ставка на автобусах от 6 до 9,5 метров в размере ХТО, ремонт – 48 руб. 09 коп.; город, заказ – 60 руб. 19 коп., на автобусах 11-12 метров ХТО, ремонт – 56 руб. 01 коп.; город, межгород, заказ – 69 руб. 79 коп.

Согласно дополнительному соглашению № 02/18 от 24 декабря 2018 года истцу с 01 января 2019 года установлена часовая тарифная ставка на автобусах от 6 до 9,5 метров в размере ХТО, ремонт – 50 руб. 02 коп; город, заказ – 62 руб. 60 коп, на автобусах 11-12 метров ХТО, ремонт – 58 руб. 26 коп., город, заказ – 72 руб. 60 коп, при работе без кондуктора на регулярных городских и пассажирских маршрутов устанавливается доплата к заработной плате 35% тарифной ставки кондуктора 4 разряда с учетом всех причитающихся надбавок.

Согласно дополнительному соглашению № 01/19 от 28 августа 2019 года истцу с 22 августа 2019 года установлена процентная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) за стаж работы в муниципальных предприятиях и учреждениях в размере 2% с 22 августа 2019 года.

Согласно дополнительному соглашению № 02/19 от 9 декабря 2019 года истцу присвоен 2 класс водителя автомобиля, установлена доплата за классность в размере 10% к тарифной ставке (дополнительному окладу) с 9 декабря 2019 года.

Согласно дополнительному соглашению № 03/19 от 27 декабря 2019 года истцу с 1 января 2020 года проиндексирована и установлена часовая тарифная ставка на автобусах от 6 до 9,5 метров в размере ХТО, ремонт – 51 руб. 79 коп.; город, заказ – 64 руб. 82 коп., на автобусах 9,51-12 метров ХТО, ремонт – 60 руб. 32 коп; город, заказ – 75 руб. 17 коп.

Согласно дополнительному соглашению № 01/20 от 28 декабря 2020 года истцу с 01 января 2021 года установлена часовая тарифная ставка на автобусах от 6 до 9,5 метров в размере ХТО, ремонт – 54 руб. 06 коп; город, заказ – 67 руб. 65 коп, на автобусах 11-12 метров ХТО, ремонт – 62 руб. 96 коп., город, заказ – 78 руб. 45 коп.

Согласно дополнительному соглашению № 01/21 от 7 апреля 2021 года на 2021 год истцу установлена часовая тарифная ставка на автобусах от 6 до 9,5 метров в размере ХТО, ремонт – 54 руб. 06 коп; город, заказ – 67 руб. 65 коп, на автобусах 9,5-12 метров ХТО, ремонт – 62 руб. 96 коп., город, заказ – 78 руб. 45 коп., установлен районный коэффициент 70%, северная надбавка 80%, доплата за работу в ночное время суток 40%, за вредные условия труда 4%, за классность 10%, за обеспечение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к транспортному средству 10%, за сбор оплаты за проезд и провоз багажа 35%.

Согласно дополнительному соглашению № 02/21 от 31 августа 2021 года истцу установлена процентная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) за стаж работы в муниципальных предприятиях и учреждениях в размере 4% с 22 августа 2021 года.

Согласно дополнительному соглашению от 30 декабря 2021 года истцу на 2022 год установлена часовая тарифная ставка на автобусах от 6 до 9,5 метров в размере ХТО, ремонт – 56 руб. 22 коп; город, заказ – 70 руб. 36 коп, на автобусах 9,51-12 метров ХТО, ремонт – 65 руб. 49 коп, город, заказ – 81 руб. 59 коп.

Согласно дополнительному соглашению от 28 марта 2022 года работодатель предоставляет истцу с 01 апреля 2022 года работу по должности (профессии) водителя 1 класса автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, а истец обязуется лично выполнить указанную работу в соответствии с условиями трудового договора, истец обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности по профессии водителя 1 класса автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, указанные в должностной инструкции водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, возложенные на него трудовыми договором, истцу установлена доплата за классность 25%.

Согласно дополнительному соглашению от 22 апреля 2022 года истцу установлена часовая тарифная ставка на автобусах от 6 до 9,5 метров в размере ХТО, ремонт – 91 руб. 24 коп.; город, заказ – 92 руб. 93 коп, на автобусах 9,51-12 метров ХТО, ремонт – 96 руб. 71 коп, город, заказ – 98 руб. 50 коп, на автобусах 6,01-9,5 метров за сбор оплаты за проезд и провоз багажа 12% от часовой тарифной ставки водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, на автобусах 9,51-12 метров - 22% от часовой тарифной ставки водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов.

Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года утверждено Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.

Данное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 года, регистрационный №15/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовано в газете «Солидарность».

Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 февраля 2020 года №4-4/10/В-807, опубликованном 12 февраля 2020 года в Российской газете, выпуск №29, работодателям автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к нему. Обращено внимание на то, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

В целях повышения уровня реального содержания заработной платы работников муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» на основании приказа директора предприятия минимальная месячная тарифная ставка первого разряда неоднократно индексировалась и устанавливались часовые тарифные ставки и оклады рабочих исходя из технических характеристик на автомобильную и тракторную технику. Так, в спорный период приняты приказы от 12 декабря 2019 года № 531, от 04 марта 2021 года № 93, от 11 декабря 2019 года № 521, от 14 декабря 2020 года № 511, от 14 декабря 2021 года № 433.

Учреждение первичной профсоюзной организации работников муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» произведено в феврале 2022 года.

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 указывал на нарушение работодателем трудового законодательства при оплате его труда в период с 1 января 2020 года по день вынесения решения суда, поскольку работодателем часовая тарифная ставка установлена без учета положений Отраслевого тарифного соглашения на 2020 - 2022 годы по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 45, 129, 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 1.5, 1.7, 1.8. 3.1, 3.2, 3.6 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, утвержденного некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз, Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» от 19 ноября 2019 года, проанализировав условия Отраслевого соглашения на предмет соответствия им локальных нормативных актов, принятых работодателем по вопросам оплаты труда, пришел к выводу о несоответствии выплачиваемой истцу заработной платы условиям пункта 3.2 Федерального отраслевого соглашения, об обоснованности заявленных требований о возложении на муниципальное унитарное предприятие «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» обязанности произвести перерасчет и выплатить ФИО1 недополученную заработную плату за период с 01 августа 2021 года по 20 октября 2022 года в соответствии с разделом 3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы.

Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения, исходя из установленной в Ямало-Ненецком автономном округе величины прожиточного минимума, величина минимальных гарантий по заработной плате для истца будет составлять: в 2021 году – 67 818 рублей 81 копейка, с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года – 75 267 рублей 16 копеек. Сумма начисленной и выплаченной истцу работодателем заработной платы за указанный период меньше суммы заработной платы, исчисленной с учетом положений Отраслевого соглашения, что свидетельствует о наличии оснований перерасчета заработной платы истца в соответствии с Отраслевым соглашением.

Разрешая ходатайство ответчика о применении последствий пропуска срока обращения в суд, суд первой инстанции, установив, что пунктом 8 Положения об оплате труда работников муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки», выплата заработной платы производится два раза в месяц: 15 число месяца, следующего за отчетным, и 30 числа текущего месяца (аванс за 1-ю половину текущего месяца), истец ежемесячно получал в спорный период заработную плату, был осведомлен о составных частях заработной платы, следовательно, мог и должен был узнать о нарушении своих прав в день получения заработной платы за каждый месяц спорного периода, Отраслевое соглашение было официально опубликовано в общедоступных источниках, однако с заявлением о перерасчете и выплате недополученной заработной платы им работодателем денежных сумм за период времени с января 2020 года по 31 августа 2022 год не обращался, в суд за разрешением индивидуального трудового спора о выплате недополученной заработной платы за период с 01 января 2020 года по 31 августа 2022 года истец обратился только 30 сентября 2022 года, то есть с пропуском установленного частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока. При этом суд не усмотрел оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку доказательств уважительности причин пропуска не представлено.

Установив факт нарушения права работника на достойную заработную плату, принимая во внимание отказ ответчика в выплате в досудебном порядке заработной платы, а также учитывая невыплату заработной платы в размере, определенном положениями Отраслевого соглашения, в течение продолжительного периода времени, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о наличии задолженности по заработной плате в связи с несоответствием размера выплаченной истцу в спорый период заработной платы гарантированной заработной плате, предусмотренной Отраслевым соглашением согласился. При этом не согласился с решением суда первой инстанции, возложившим на ответчика обязанность произвести перерасчет заработной платы истца за период с 01 августа 2021 года по 20 октября 2022 года в соответствии с разделом 3 Отраслевого соглашения и выплатить недополученную заработную плату за этот период, указав, что решение в таком виде не приведет к полному восстановлению нарушенных прав работника.

Произведя собственный расчет с учетом положений Отраслевого соглашения, установленного минимального размера оплаты труда в спорный период, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в 2021 году часовая тарифная ставка должна составлять 140,12 рублей в час, в 2022 году (до 01 июня) 152,06 рублей в час., в 2022 (с 01 июня) 167,27 рублей в час. Однако установленная истцу часовая тарифная ставка не соответствует минимальным гарантиям, предусмотренным Отраслевым соглашением.

Проанализировав, предоставленные сторонами расчеты заработной платы за спорный период, суд апелляционной инстанции согласился с правильностью расчетов, представленных в материалы дела ответчиком, поскольку в нем в отличие от представленного истцом расчета, содержатся сведения относительно исходных данных, на основании которых произведен расчет, в частности, о количестве отработанных дней и часов. Кроме того, как указано в сопроводительной записке к расчету, представленному истцом, в нем не производился перерасчет больничных листов и отпусков в связи с невозможностью установить среднедневной заработок до вынесения решения суда, суммы больничных листов и расчеты отпускных оставлены в неизменном виде. В расчете ответчика указано, что он произведен по данным Отраслевого соглашения с учетом перерасчета сумм отпускных и листов нетрудоспособности.

Принимая во внимание последствия пропуска истцом срока обращения в суд с иском о взыскании заработной платы, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца недополученной заработной платы за период с 01 августа 2021 года по 20 октября 2022 года в размере 1 176 053 рублей 63 копейки.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции в неизмененной части и выводами суда апелляционной инстанций и считает, что выводы судов основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства при оценке судами доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.

Доводы кассационной жалобы муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» об отсутствии оснований для применения при разрешении спора положений Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года, ввиду неприсоединения к нему, соответствуют его правовой позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций. Аналогичные доводы уже являлись предметом изучения, судебной оценки, мотивированно и верно отклонены судами. Оснований не соглашаться с выводами судов, приведенными в обжалуемых судебных актах, у судебной коллегии не имеется. Доводы кассационной жалобы в указанной части основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.

Трудовые отношения и иные отношения, непосредственно с ними связанные, регулируются трудовым законодательством (Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством об охране труда, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права), а также соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Как указано в части 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях могут устанавливаться условия оплаты труда, размеры минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении. В случае присоединения организации к отраслевому тарифному соглашению, работодатель выплачивает заработную плату с учетом минимальных гарантий, минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), определенных в отраслевом соглашении.

Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года утверждено Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.

Данное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 года, регистрационный №15/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовано в газете «Солидарность».

Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 февраля 2020 года №4-4/10/В-807, опубликованном 12 февраля 2020 года в Российской газете, выпуск №29, работодателям автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к нему. Обращено внимание на то, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

В соответствии с пунктом 1.1 Отраслевого соглашения оно заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта. Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. Положения Соглашения о работодателях - организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей.

Согласно пункту 1.2 Отраслевого соглашения его сторонами являются:

- работники организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», сокращенное наименование - Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в соответствии с Уставом Профсоюза;

- работодатели в лице Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз - представителя организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, являющихся членами Российского автотранспортного союза, а также организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, уполномочивших Российский автотранспортный союз на свое представительство в настоящем Соглашении, в соответствии с Уставом организации.

Как верно указано судом апелляционной инстанции, не смотря на то, что муниципальное унитарное предприятие «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьска» не является членом Российского автотранспортного союза, не уполномочивало Российский автотранспортный союз на свое представительство в настоящем Соглашении, но, принимая во внимание, что предприятие осуществляет деятельность в отрасли городского наземного пассажирского транспорта, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представило мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, с учетом системного толкования указанных норм права пришел к верному выводу о том, что соглашение считается распространенным на ответчика со дня официального опубликования этого предложения и подлежит применению при разрешении спора, обоснованно отклонив доводы апелляционной жалобы ответчика об обратном.

Отсутствие у работодателя членства в Российском автотранспортном союзе, а также отсутствие на предприятии первичной профсоюзной организации, вопреки ошибочному мнению заявителя, юридического значения для применения к спорным правоотношениями Отраслевого соглашения не имеет. Поскольку, в данном случае определяющим является основной вид деятельности предприятия и присоединение к соглашению, в том числе путем ненаправления мотивированного письменного отказа присоединиться к нему.

В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда (сокращенно - МРОТ), принятого в Российской Федерации. Установить, что введение новых тарифных ставок рабочего 1 разряда в связи с установлением с 1 января 2022 года нового МРОТ в Российской Федерации в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, испытывающих финансовые затруднения, может осуществляться поэтапно в сроки, определенные работодателем по согласованию с комитетом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с другим представительным органом работников (в редакции дополнительного соглашения №2, утверждённого Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией «Российский автотранспортный союз» 29 декабря 2021 года).

До 29 декабря 2021 года пункт 3.1 Отраслевого соглашения был изложен в следующей редакции: Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда (сокращенно - МРОТ), принятого в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения минимальные гарантии по заработной плате водителей автомобилей (автобусов, электробусов), троллейбусов, трамвая, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, устанавливаются в размере не менее двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. Минимальный гарантированный размер месячной заработной платы водителя не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). Стороны рекомендуют устанавливать в региональных (территориальных) отраслевых соглашениях, коллективных договорах организаций размеры месячной заработной платы водителя автобуса, трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, на уровне не менее приведенных в приложении №6 к настоящему Отраслевому соглашению (в редакции дополнительного соглашения №2, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией «Российский автотранспортный союз» 29 декабря 2021 года)

До 29 декабря 2021 года пункт 3.2 Отраслевого соглашения был изложен в следующей редакции: среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.

В соответствии с пунктом 3.5 Отраслевого соглашения указанный в пункте 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2. Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении №1. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) других разрядов устанавливаются работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации. После принятия дополнительного соглашения №2 от 29 декабря 2021 года редакция пункта 3.5 не изменилась.

Как следует из материалов дела, при разрешении спора судом апелляционной инстанции сторонам предложено представить расчет задолженности по заработной плате ФИО1 за спорный период в соответствии с приведенными положениями Отраслевого соглашения.

Выполняя указание суда, ответчиком такой расчет представлен. При выполнении расчета ответчик исходил из установленного соответствующими Федеральными законами минимального размера оплаты труда, который с 01 января 2021 года составлял 12 792 руб., с 01 января до 31 мая 2022 года – 13 890 рублей, с 01 июля 2022 года – 15 279 рублей, из минимальной месячной тарифной ставки для рабочих 5 разряда, которая с учетом положений пункта 3.5 Отраслевого соглашения в 2021 составляла 23 026 руб., с 01 января до 31 мая 2022 года - 25 002 руб., с 01 июля 2022 года – 27 502 руб. 20 коп., из годовой нормы рабочего времени в 2021 году 1 972 часа, в 2022 году 1 973 часа. Произведя деление минимальной месячной тарифной ставки для рабочих 5 разряда на количество среднемесячной нормы рабочего времени (в 2021 году 164,33 часа, в 2022 году 164,42 часа), работодателем определена часовая тарифная, которая в 2021 году должна составлять не менее 140 руб. 12 коп. (23 026 руб. : 164,33 час. = 140 руб. 12 коп.), в 2022 году до 01 июня не менее 152 руб. 06 коп. (25 002 руб. : 164,42 час. = 152 руб. 06 коп.), с 01 июня 2022 года 167 руб. 27 коп. в час (27 502 руб. 20 коп. : 164, 42 час = 167 руб. 27 коп).

Таким образом, ответчиком определена сумма задолженности по заработной плате перед ФИО1 за период с 01 августа 2021 года по 20 октября 2022 года в размере 1 176 053 руб. 63 коп.

Судом апелляционной инстанции, как следует из обжалуемого судебного акта, произведенный ответчиком расчет проверен, он обоснованно признан соответствующим положениям Отраслевого соглашения, что явилось основанием для возложения на ответчика обязанности выплатить ФИО1 задолженность по заработной плате за период с 01 августа 2021 года по 20 октября 2022 года в размере 1 176 053 руб. 63 коп.

В связи с изложенным доводы ответчика о том, что взысканная судом сумма не соответствует положениям Отраслевого соглашения подлежит отклонению. Как и подлежат отклонению доводы жалобы о необходимости установления вырабатывал ли истец норму рабочего времени, поскольку самим работодателем произведен расчет заработной платы исходя из фактически отработанного времени с учетом часовой тарифной ставки, рассчитанной в соответствии с условиями Отраслевого соглашения. Отсутствие в судебном акте подробного расчета, при том, что подробный помесячный расчет представлен ответчиком, он исследован судом в ходе рассмотрения дела и проверен, не является основанием для отмены судебного акта.

Как следует из положений части 4 пункта 3.2 Отраслевого соглашения при заключении контракта в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2019 года №158 «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» размер месячной заработной платы водителя автобуса, трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, кондуктора, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, не должен быть ниже, чем размер минимальных гарантий по заработной плате, определенный в настоящем пункте (таблица 1).

Из изложенного следует, что при заключении между муниципальным унитарным предприятием «Пассажирские перевозки муниципального образования город Ноябрьск» и Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации города Ноябрьска муниципального контракта на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и при определении цены контракта подлежали учету положения пунктов 3.1, 3.2, 3.5 Отраслевого соглашения. Заключение контракта без учета указанных положений не должно влиять на реализацию работником своих прав на оплату труда.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 октября 2022 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2023 года приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 октября 2022 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Пассажирские перевозки» муниципального образования город Ноябрьск – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи