ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-12599/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 13 июля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Кожевниковой Л.П., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-253/2020; УИД: 54RS0021-01-2020-000296-13 по иску ФИО1 к администрации ФИО2 района Новосибирской области, к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования детей «ФИО2 детско-юношеская спортивная школа» о признании положений устава образовательного учреждения незаконными и внесении изменений в устав,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение ФИО2 районного суда Новосибирской области от 15 октября 2020г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации ФИО2 района Новосибирской области, Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования детей «ФИО2 детско-юношеская спортивная школа» (далее по тексту также МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ») о признании положений устава образовательного учреждения незаконными и внесении изменений в устав.
Требования мотивированы тем, что он работает тренером-преподавателем МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» на отделении пауэрлифтинга. Учебный процесс им организован и ведется согласно учебной программе по данному виду спорта, принятой и действующей в учреждении. Согласно образовательной программе по пауэрлифтингу, действующей в учреждении, минимальный возраст для зачисления составляет 10 лет, срок реализации образовательной программы составляет 10 лет. Соответственно, в учреждении на отделении обучаются лица старше 18 лет, за которых он получает заработную плату в рамках системы подушевого финансирования. В феврале 2020 г. в адрес ответчиков поступили представления прокурора ФИО2 района Новосибирской области, согласно которых факт обучения у него в секции лиц старше 18 лет нарушает положения Устава учреждения. В ходе рассмотрения представлений прокурора встал вопрос об отчислении его воспитанников, достигших возраста 18 лет в связи с нарушением Устава учреждения. Он со своей стороны высказал ответчикам мнение о необходимости внесения изменений в Устав учреждения, поскольку он противоречит нормам действующего законодательства. Поскольку ответчики не предприняли мер к приведению Устава учреждения в соответствии с нормами действующего законодательства, полагает, что он имеет право обратиться в суд с соответствующим иском.
Все обучающиеся, зачисленные на отделение «Пауэрлифтинг» МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ», достигшие возраста 18 лет, успешно проходят спортивную подготовку в спортивной школе согласно образовательной программы учреждения на этапе спортивного совершенствования, не окончили этап подготовки, выступают на соревнованиях в составе сборной ФИО2 района по пауэрлифтингу, входят в десятку сильнейших спортсменов Российской Федерации.
На основании изложенного, истец просил суд признать пункты 2.1, 4.1 Устава МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» в той части, в которой они ограничивают право на получение образования лиц старше 18 лет, незаконными и не подлежащими применению; возложить на администрацию ФИО2 района Новосибирской области и МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» обязанности по устранению нарушений путем внесения изменений в положения Устава МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ», ограничивающие право на получение образования лиц старше 18 лет.
Решением ФИО2 районного суда Новосибирской области от 15 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 марта 2021 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации ФИО2 района, Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования детей «ФИО2 детско-юношеская спортивная школа» о признании положений Устава образовательного учреждения незаконными и внесении изменений в Устав - отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы Администрацией ФИО2 района Новосибирской области принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений судебными инстанциями не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 1976 году открылась ДЮСШ с отделениями лыжные гонки и легкая атлетика в Колыванском районе Новосибирской области. На основании постановления администрации ФИО2 района Новосибирской области от 4 марта 1996 г. № «О регистрации ФИО2 детско- юношеского клуба физической подготовки» данное учреждение, созданное в отделе народного образования администрации ФИО2 района и администрации ФИО2 пос. Совета, в целях привлечения учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом, оказания всесторонней помощи общеобразовательным школам и ПТУ в организации внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту и др., было зарегистрировано в государственном реестре предприятий с присвоением регистрационного №.
Школа являлась государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей ФИО2 детско-юношеского клуба физической подготовки и имела свой устав. Согласно пункту 3,1 раздела 3 Устава школа ведет свою работу с детьми, начиная с 7-летнего возраста. Предельный возраст обучающихся - 18 лет. В соответствии с пунктом 2.3 Устава деятельность школы направлена на создание творческого развития личности на основе приоритетов интересов, нужд и потребностей детей, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося, воспитание гражданственности и любви к Родине.
В соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области № от 28 марта 2005 г. «О передаче областных государственных образовательных учреждений и иного имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, в собственность муниципальных районов и городских округов Новосибирской области» школа была переименована в Муниципальное учреждение дополнительного образования детей ФИО2 детско-юношеского клуба физической подготовки. Согласно пункту 4.1 раздела 4 Устава 2005 года Участниками образовательного процесса являются дети, педагогические работники, родители (законные представители). При этом в соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 Устава школы Учреждение ведет свою работу с детьми, начиная с 7-летнего возраста. Предельный возраст воспитанников - 18 лет. Пунктом 2.3 раздела 2 Устава школы устанавливалось, что деятельность Учреждения направлена на создание творческого развития личности на основе приоритетов интересов, нужд и потребностей детей, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого воспитанника.
Постановлением Главы ФИО2 района Новосибирской области от 2 августа 2006 г. № «Об утверждении Устава муниципального учреждения дополнительного образования детей ФИО2 детско-юношеского клуба физической подготовки в новой редакции» был утвержден в новой редакции устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО2 детско-юношеского клуба физической подготовки. Согласно пункту 2.1 раздела 2 Устава МОУДОД ФИО2 ДЮКПФ создано как Учреждение, основное предназначение которого развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Пунктом 3.2 раздела 3 Устава предусматривалось, что Учреждение ведет свою работу с детьми, начиная с 7-летнего возраста. Предельный возраст воспитанников - 18 лет.
Из постановления Главы ФИО2 района Новосибирской области от 30 августа 2007 г. № «О переименовании муниципального учреждения дополнительного образования детей ФИО2 детско-юношеский клуб физической подготовки» следует, что устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО2 детско-юношеская спортивная школа был в очередной раз утвержден в новой редакции. Пунктом 2.2 раздела 2 Устава основными задачами Учреждения являются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; удовлетворение потребности детей в занятия: физической культурой и спортом. В соответствии с пунктом 3.5 раздела 3 Устава рекомендуемый максимальный возраст воспитанников - 18 лет (для учащейся молодежи-21 год).
Постановлением Главы ФИО2 района Новосибирской области от 12 января 2009 г. № «О переименовании МОУ ДОД ФИО2 ДЮСШ и утверждении редакции Уставе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «ФИО2 детско-юношеская спортивная школа» была утверждена новая редакция устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «ФИО2 детско-юношеская спортивная школа». Согласно пункту 2.3 раздела 2 Устава к основным задачам Учреждения было отнесено обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.
Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО2 детско-юношеская спортивная школа был утвержден в новой редакции постановлением Администрации ФИО2 района Новосибирской области от 18 ноября 2011 г. № «Об утверждении новой редакции Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «ФИО2 детско-юношеская спортивная школа». Новая редакция Устава была принята в связи с приведением положений Устава в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Пунктом 2.1 раздела 2 Устава основными целями деятельности Учреждения являются: всестороннее удовлетворение творческих и дополнительных образовательных потребностей воспитанников в области физического совершенствования, оздоровления, массового спорта, спорта высших достижений; реализация программ физического воспитания детей и организация физкультурно- спортивной работы по программам дополнительного образования детей. В соответствии с пунктом 4.1 раздела 4 Устава участниками образовательного процесса являются воспитанники, педагогические работники (тренеры-преподаватели), родители (законные представители) воспитанников. В соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 Устава Учреждение ведет работу с детьми преимущественно от 6 до 18 лет (для учащейся молодежи с 19 до 21 год). В соответствии с пунктом 5.5 раздела 5 Устава рекомендуемый максимальный возраст воспитанников - 18 лет (для учащейся молодежи с 19 по 21 год).
Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО2 детско-юношеская спортивная школа, действующий в настоящее время, был утвержден в новой редакции постановлением Администрации ФИО2 района Новосибирской области от 21 декабря 2015 г. № «О переименовании Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «ФИО2 детско-юношеская спортивная школа» и утверждении новой редакции Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительной образования «ФИО2 детско-юношеская спортивная школа». Пунктом 2.1 раздела 2 Устава Учреждение создано для оказания услуг по организации предоставления дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.
В соответствии с пунктом 4.1 раздела 4 Устава участниками образовательных отношений в Учреждении являются дети от 6 до 18 лет, родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся, педагогические работники и их представители, Учреждение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания не подлежащими применению положений Устава МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» и внесении изменений в названный Устав, поскольку указанное образовательное учреждение было создано для оказания услуг по организации предоставления дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в возрасте до 18 лет и соответственно, должно оказывать именно данные услуги.
С данным выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы нижестоящих судов основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими исследованным судом доказательствам, которым, исходя из требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дана надлежащая правовая оценка.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации). Аналогичная норма содержится в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту также Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений.
Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом) (пункт 6 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ образовательная организация действует на основании Устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В целях реализации вышеназванных полномочий было создано МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ», которое реализует дополнительные образовательные программы, в их число входит программа по пауэрлифтингу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ организации дополнительного образования относятся к образовательным учреждениям.
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ дополнительное образование это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
Пунктом 2.1 Устава МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» установлено, что учреждение создано для оказания услуг по организации предоставления дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.
Согласно пункту 4.1 Устава МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» участниками образовательных отношений в учреждении являются дети от 6 до 18 лет, родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся, педагогические работники и их представители, учреждение.
При этом согласно пункту 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации под ребенком понимается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Из объяснений ответчиков по делу судом установлено, что реализация образовательных программ в учреждении осуществляется на бесплатной основе за счет средств бюджета ФИО2 района Новосибирской области. Финансирование реализации дополнительных образовательных программ идет в рамках осуществления органами местного самоуправления (в лице администрации ФИО2 района Новосибирской области) вышеназванных полномочий в сфере образования.
Согласно статье 63.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.5 Устава МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» учреждение не вправе отказываться от выполнения муниципального задания и выполняет муниципальное задание, установленное учредителем в соответствии с предусмотренным пунктом 2.3 Устава видами деятельности.
Основным финансовым источником для бюджета района на организацию предоставления дополнительного образования детей муниципальных образовательных организаций является дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности - субсидия на сбалансированность местных бюджетов за счет ГП Новосибирской области «Управление финансами Новосибирской области», то есть бюджет Новосибирской области.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на обеспечение дополнительного образования детей.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что целевое использование средств бюджета района и обеспечение государственных гарантий реализации прав на обеспечение дополнительного образования детей относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из учебно-тренировочной программы по силовому троеборью (пауэрлифтинг), утвержденной МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» в 2014 году, следует что учебно-тренировочные группы спортсменов формируются в возрастной категории, в том числе, 19-21 год - юниоры; согласно утвержденной МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» учебно-тренировочной программе по силовому троеборью для групп этапа спортивного совершенствования (пауэрлифтинг) - 20-23 года (junior), что соответствует Приказу Минспорта России от 13 ноября 2017 г. № 990 «Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации».
Образовательная программа «Пауэрлифтинг» (уровень спортивно-тренировочный) и «Пауэрлифтинг» (уровень спортивного совершенствования) относится к предпрофессиональным программам. Освоение образовательных программ «Пауэрлифтинг» именно этих уровней, во многом в силу специфики вида спорта, осуществляется, как правило, лицами старше 18 лет, а значит, не относящимися к категории «дети».
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Одним из типов образовательных организаций является организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (пункт 1 части 3 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Получение дополнительного образования регулируется главой 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В части 2 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ определено, что дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
Исходя из п.3 ст.101 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
В соответствии с частью 1 статьи 101 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам (часть 2 статьи 101 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Статьей 25 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация действует на основании Устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» имеет лицензию на оказание образовательных программ - дополнительное образование детей и взрослых.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающими предоставление дополнительного образования в муниципальных образовательных организациях на бесплатной основе за счет средств бюджета ФИО2 района детям, то есть лицам, не достигшим возраста 18 лет, проанализировав положения Устава МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ», судебные инстанции пришли к правильному выводу, что оспариваемые положения названного Устава не противоречат действующему законодательству.
Принимая во внимание наличие у МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» лицензии на оказание образовательных программ - дополнительное образование детей и взрослых, удовлетворение потребности граждан совершеннолетнего возраста на продолжение тренировочного процесса и сохранение преемственности освоении образовательных программам «Пауэрлифтинг» возможно обеспечить в учреждении на платной основе, а не за счет бюджета, либо в Муниципальном бюджетном учреждении «Районный клуб развития физической культуры и спорта».
Согласно статье 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Достижение обучающимся в школе возраста 18 лет не зависит от воли учащегося, родителей (законных представителей) и учреждения, а, следовательно, является основанием для отчисления обучающегося из учреждения.
Установив указанные выше обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что педагогические права истца оспариваемыми пунктами Устава МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» не нарушены, так как отчисление лиц, достигших совершеннолетия, и приведение деятельности МБУ ДО «ФИО2 ДЮСШ» в соответствие с нормами законодательства и Устава, позволит привлечь к занятиям в образовательном учреждении большее количество детей, а также не допустит дальнейшего нецелевого использования средств бюджета.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанции пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Представленные сторонами доказательства, оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 12, 59 и 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение ФИО2 районного суда Новосибирской области от 15 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: