ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-15790/2020
№ дела суда 1-й инстанции 2-2546/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 30 июля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Мамия М.Р. и Якубовской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Северском районе об обязании выдать уведомление на материнский (семейный) капитал, по кассационной жалобе ФИО1, поступившей с делом 22 мая 2020 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2020 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав представителей истца - адвоката Мотова Ю.В., Романюк М.И., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Северском районе об обязании выдать уведомление на материнский (семейный) капитал.
Решением Северского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФИО1, которым Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Северском районе обязано выдать уведомление на материнский (семейный) капитал ФИО1, право на который возникло в связи с рождением ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии Краснодарского краевого суда от 12 марта 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права, оставив без изменения решение суда первой инстанции.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явилась, причина неявки суду неизвестна.
На судебное заседание ответчик своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещен надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты, скорейшего разрешения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителей истца Мотова Ю.В., Романюк М.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является гражданкой Российской Федерации, что подтверждается паспортом <...>, выданным отделом УФМС России по Краснодарскому краю в Северском районе ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
Согласно справки администрации Черноморского городского поселения Северского района от 28 июня 2019 г., ФИО1 имеет следующий состав семьи: сына - МНИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына - ММИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - МЕИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отца - НИГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
2 июля 2019 г. ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Северском районе с заявлением о выдаче уведомления на материнский (семейный) капитал.
10 июля 2019 г. ФИО1 было отказано в выдаче уведомления на материнский (семейный) капитал по причине отсутствия у ребенка, в отношении которого возникает право на предоставление материнского (семейного) капитала М Елизаветы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданства РФ при рождении.
На основании пункта «а» части 6 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства: ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации.
Согласно отметке в переводе на русский язык свидетельства о рождении ребенка МЕИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенком приобретено гражданство РФ в соответствии с пунктом «а» части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", то есть в упрощенном порядке.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 3 декабря 2013 г. N 1412 в целях реализации статьи 3.1 Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" утвержден порядок выдачи уведомления на материнский (семейный) капитал, согласно которому порядок выдачи уведомления на материнский (семейный) капитал определяет процедуру выдачи уведомления на материнский (семейный) капитал лицам, имеющим право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае". Выдача уведомления на материнский (семейный) капитал по форме согласно приложению № 1 осуществляется управлением социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в муниципальных образованиях Краснодарского края по постоянному месту жительства лица, имеющего право на получение материнского (семейного) капитала. Право на получение уведомления возникает со дня рождения (усыновления) третьего или последующих детей.
В соответствии со статьей 3.1 Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" право на получение уведомления имеют женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2011 г., если ранее они не воспользовались правом на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае", являющиеся гражданами Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Краснодарского края, при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является гражданкой РФ, зарегистрирована и проживает на территории Краснодарского края, родила третьего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющуюся гражданкой РФ, также ранее ФИО1 не воспользовалась правом на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае". При этом, суд первой инстанции указал, что не установлено оснований, предусмотренных законом, в том числе положениями Порядка выдачи уведомления, для отказа истцу в удовлетворении ее требований о предоставлении единовременной денежной выплаты в получении краевого материнского капитала.
Отменяя судебное постановление суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд апелляционной инстанции указал, что у МЕИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется оба родителя, при этом, мать - ФИО1 имеет гражданство Российской Федерации, отец ребенка - МИВ является гражданином <адрес>. Более того, М Елизавета родилась в <адрес>, то есть на территории иностранного государства.
Поэтому, исходя из установленного выше, в переводе свидетельства о рождении ребенка М Елизаветы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на русский язык, правильно указано, что ребенком гражданство Российской Федерации после рождения приобретено в соответствии с пунктом «а» части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", то есть в упрощенном порядке, следовательно Управлением социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Северском районе правомерно отказано истцу в выдаче уведомления на материнский (семейный) капитал по причине отсутствия у ребенка гражданства РФ при рождении.
Указанные выводы судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, что привело к вынесению незаконного решения.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании статьи 1 Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. № 836 КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» действие настоящего Закона распространяется на многодетные семьи, место жительства которых расположено на территории Краснодарского края.
В соответствии с частью 1 статьи 3 (1) Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. № 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» право на получение меры социальной поддержки в виде материнского (семейного) капитала (далее - семейный капитал) возникает у граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Краснодарского края, при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, и относящихся к следующим категориям: женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2011 г., если ранее они не воспользовались правом на получение семейного капитала в соответствии с настоящим Законом.
Согласно статье 3 Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. № 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае», в соответствии с настоящим Законом многодетные семьи имеют право при рождении (усыновлении) после 1 января 2011 г. третьего ребенка или последующих детей на получение однократно материнского (семейного) капитала в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 62-ФЗ) гражданство Российской Федерации может быть приобретено, в том числе, по рождению, а также в результате приема в гражданство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 14 Федерального закона N 62-ФЗ в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации.
Так, из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что ФИО1 является гражданкой Российской Федерации, зарегистрирована и проживает на территории Краснодарского края, родила третьего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющуюся гражданкой РФ, также ранее ФИО1 не воспользовалась правом на получение семейного капитала в соответствии с Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. № 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае», в связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1
Вывод суда апелляционной инстанции, что для получения уведомления на материнский (семейный) капитал ФИО1 необходимо, чтобы ребенок приобрел гражданство Российской Федерации по рождению, основан на ошибочном толковании норм материального права, поскольку нормы Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. № 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» подобного указания не содержат.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешил спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, суд кассационной инстанции считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2020 г. отменить, оставив в силе решение Северского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2019 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
кассационную жалобу ФИО1 удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2020 г. отменить, оставить в силе решение Северского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2019 г.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.Р. Мамий
Е.В. Якубовская