УИД 57МS0040-01-2021-004081-82
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-14029/2022
№ 2-2654/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 10 июня 2022 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Вербышевой Ю.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление № 10» о возложении обязанности на исполнителя коммунальных услуг произвести перерасчет платы за ненадлежащее оказание жилищных услуг, взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 1 Советского района г. Орла от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение Советского районного суда г. Орла от 11 февраля 2022 г.
установил:
ФИО1 обратился к мировому судье с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление №10» (далее ООО «ЖЭУ №10») об обязании исполнителя коммунальных услуг произвести перерасчет платы за ненадлежащее оказание жилищных услуг и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указывал, что ему на праве собственности принадлежит помещение № по адресу: . Управляющей организацией данного многоквартирного дома решением общего собрания собственников помещения от 7 апреля 2016 г. избрано ООО «ЖЭУ №10». Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Советского района г. Орла с него в пользу ООО «ЖЭУ №10» за период с 1 мая 2016 г. по 30 ноября 2017 г. взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 33 316 руб. 99 коп. Решение суда им было исполнено 28 декабря 2020 г. Вместе с тем, ООО «ЖЭУ №10» за указанный период жилищные услуги по содержанию и текущему ремонту оказывались ненадлежащим образом или не оказывались вообще, что свидетельствует о получении ответчиком необоснованной выгоды. По указанным основаниям просил мирового судью взыскать с ответчика оплаченную сумму за содержание и текущий ремонт в отношении помещения № по адресу: размере 28 971 руб. 99 коп. за период с 1 мая 2016 г. по 30 ноября 2017 г., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Советского района г. Орла от 11 ноября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением Советского районного суда г. Орла от 11 февраля 2022 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, мотивируя доводы жалобы, ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, неправильное определеен6ие обстоятельств, имеющих значение для дела.
Кассационная жалоба в порядке ч. 10 ст. 397.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность судебного постановления в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое помещение № по адресу: , площадью 169,2 кв.м.
ООО «ЖЭУ №» является управляющей организацией, которая оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставляет жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в многоквартирном жилом доме по указанному выше адресу.
Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Советского района г. Орла от 18 апреля 2019 г. по гражданскому делу № 2-578/2019 с ФИО1 в пользу ООО «ЖЭУ №10» за период с 1 мая 2016 г. по 30 ноября 2017 г. взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг по помещению № в сумме 33 316 руб. 99 коп.
Апелляционным определением Советского районного суда г. Орла от 5 августа 2019 г. вышеуказанное решение оставлено без изменения.
Решение суда ФИО1 исполнено 29 декабря 2020 г. в рамках возбужденного судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г. Орла исполнительного производства №-ИП.
Полагая, что жилищные услуги по содержанию и текущему ремонту оказывались ООО «ЖЭУ №10» в указанный период ненадлежащим образом или не оказывались вообще, ФИО2 обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья руководствовался положениями стать 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что обстоятельства надлежащего исполнения ООО «ЖЭУ №10» своих обязанностей по содержанию общедомового имущества многоквартирного в период с 1 мая 2016 г. по 30 ноября 2017 г. в полном объеме установлены, как решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Советского района г. Орла от 18 апреля 2019 г., так и апелляционным определением Советского районного суда г. Орла от 5 августа 2019 г. по гражданскому делу № 2-578/2019.
В ходе рассмотрения указанного гражданского дела № 2-578/2019 ФИО1 заявлялись доводы о ненадлежащем исполнении ООО «ЖЭУ №10» своих обязанностей по содержанию общедомового имущества в спорный период. Данные доводы были исследованы как судом первой инстанции, так и судом апелляционной инстанции, не нашли своего подтверждения и были обоснованно отклонены. Решение суда вступило в законную силу.
При таких обстоятельствах, мировой судья не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы мирового судьи.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими представленным доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам спора, нормам материального и процессуального права.
Согласно статье 156 (часть 10) Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, установлено, что для целей этих правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров.
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными правилами (пункт 6 Правил N 491).
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8 Правил N 491).
Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 указанных правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
В случаях, указанных в пункте 6 Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (пункт 10 Правил N 491).
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 15 Правил N 491).
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ согласно пункту 16 Правил составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с п. п. 106, 107 Правил N 354 сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки (п. 108 Правил N 354).
На основании п. 109 Правил N 354, по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что факт ненадлежащего качества услуг подтверждается документально, основным документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг или услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания указанных услуг является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома (аварийно-диспетчерскую службу) либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Однако, как следует из материалов дела, акты о выполненных работах ненадлежащего качества в установленном порядке не составлялись, данные о том, что истец обращался в управляющую организацию с заявлением о составлении таких актов, в материалах дела также отсутствуют.
Акты установления факта непредставления коммунальных услуг ООО «ЖЭУ №10», представленные истцом, обоснованно не приняты во внимание судом, поскольку они не отвечают вышеприведенным требованиям законодательства.
По указанным выше основаниям не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что ответчиком не представлено ни одного доказательства надлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию общедомового имущества многоквартирного дома в период с 1 мая 2016 г. по 30 ноября 2017 г. Именно на собственнике помещения лежит обязанность в определенный срок обратиться с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения к уполномоченному лицу вследствие оказания им услуги ненадлежащего качества, такого заявления материалы дела не содержат.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу повторяют позицию стороны истца при рассмотрении дела, не свидетельствуют о нарушении со стороны суда норм материального и или процессуального права, повлиявших на исход дела.
Иное мнение о характере разращения спора, субъективное толкование норм права применительно к установленным правоотношениям и обстоятельствам в силу части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить в качестве основания для отмены оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы по ее доводам не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 1 Советского района г. Орла от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение Советского районного суда г. Орла от 11 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.