ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-16938/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 21 декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бакулина А.А.,
судей Шкарупиной С.А., Гутеневой Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-265/2020 по исковому заявлению заместителя прокурора города Пскова, действующего в интересах ФИО1, к Администрации Псковской области и Комитету по социальной защите Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением и обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением,
по кассационной жалобе ФИО1 и кассационному представлению прокурора Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 23 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 16 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шкарупиной С.А., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора города Пскова в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Псковской области, комитету по социальной защите Псковской области о признании за ФИО1 права на права на обеспечение жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации и включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее одинокая мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем постановлением Главы Администрации муниципального образования «Город Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ№ над ФИО1 была установлена опека, опекуном назначена ФИО3
Также постановлением Главы Администрации муниципального образования «Город Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ№ за ФИО1 было сохранено право пользования жилым помещением по адресу:<адрес>, которое принадлежало отчиму истца ФИО4
Данное постановлено ввиду незаконного закрепления за истцом жилого помещения было отменено распоряжением опеки и попечительства министерства труда, занятости и социальной защиты республики Коми по городу Воркута № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указано также, что с 2002 года истец вместе с опекуном проживала в д. <адрес>. В 2009 году она окончила обучение в Псковском колледже строительства и экономики, а в июне 2014 года в ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», во время обучения в которых проживала в общежитиях указанных учебных заведений.
В связи с нуждаемостью в жилом помещении в период 2016-2017 годы истец дважды обращалась с заявлениями о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещения, в чем ей отказывалось решениями жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду отсутствия права на обеспечение жилым помещением, поскольку за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением она впервые обратилась после достижения 23-летнего возраста.
В связи с изменениями федерального законодательства, вступившими в силу с 18 апреля 2019 года, в июле 2019 года ФИО1 вновь обратилась с заявлением о включении ее Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещения.
Однако решением жилищной комиссии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, во включении в указанный список ей было отказано ввиду отсутствия права на обеспечение жилым помещением.
Ссылаясь на такие обстоятельства, прокурор полгал, что данное решение нарушает жилищные права ФИО1, поскольку введенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 397 новым правовым урегулированием формирования списка возрастное ограничение 23 года для лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не применяется.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 23 января 2020 года в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 16 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1, кассационное представление прокурора – без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 в лице представителя Канаевой Э.Ф. ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального права, настаивает на наличии у неё права в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации на включение в Список по обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда.
В кассационном представлении прокурор Псковской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований. В доводах представления прокурор, ссылаясь на неправильное применение и толкование норм материального права, настаивает на том, что с 01 января 2019 года законодатель распространил установленный Федеральным законом № 159-ФЗ порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда на новую категорию лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, установив их право на обеспечение жилым помещением независимо от возраста и причин, по которым они не встали на учет и не были включены в Список.
В судебном заседании прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышев Я.В. кассационное представление и кассационную жалобу поддержал по изложенным в них доводам.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права является:
- неприменение закона, подлежащего применению;
- применение закона, не подлежащего применению;
- неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены такие нарушение, которые выразились в следующем.
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи со смертью в 2000 году матери ФИО2, имевшей статус одинокой матери, относилась к кругу лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Главы Администрации муниципального образования «Город Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ№ над ней установлена опека со стороны ФИО3, а также Постановлением Главы Администрации муниципального образования «Город Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ№ за ФИО1 было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
ФИО1 в собственности либо на условиях социального найма жилья не имеет.
В 2016 году ФИО1 в возрасте 27 лет обратилась в органы опеки и попечительства г. Пскова Псковской области с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, прося обеспечить ее жилым помещением по месту жительства в г. Пскове, в удовлетворении которого ей было отказано решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ ввиду наличия закрепленного жилого помещения, а также отсутствия документов, подтверждающих ее обращение по вопросу обеспечения жилым помещением в органы опеки и попечительства, в органы местного самоуправления до достижения возраста 23 лет.
Вступившим в законную силу решением Псковского городского суда Псковской области от 27 февраля 2017 года отказано в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Псковской области и ГГУ СЗН Псковской области о признании права на обеспечением жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, как лицом из числа-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включении в Список в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В 2017 году ФИО1 повторно обратилась в органы опеки и попечительства г. Пскова с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ссылаясь на Распоряжение опеки и попечительства министерства труда, занятости и социальной защиты республики Коми по городу Воркута № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене сохранения права пользования ею жилым помещением по адресу: <адрес>, и полагая, что отмена закрепления жилого помещения является основанием для реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По результатам рассмотрения данного обращения жилищной комиссией по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе ФИО1 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с отсутствием права на обеспечение жилым помещением. Основанием к принятию такого решения послужило отсутствие документов, подтверждающих обращение ФИО1 по вопросу обеспечения жилым помещением в органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления до 23-х лет.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 17 апреля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 17 июля 2018 года, в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Псковской области и ГГУСЗН Псковской области о признании права на обеспечением жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, как лицом из числа-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включении в Список в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями было отказано.
В 2019 году ФИО1 вновь обратилась с письменным заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ссылаясь на вступившие в силу с 01 января 2019 года изменения в пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и принятие Правительством Российской Федерации Постановления от 04 апреля 2019 года №397 об утверждении Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, которыми, по ее мнению, установлен новый порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц из числа детей-сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста данных лиц и причин, по которым лица, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не были поставлены на жилищный учет до 01 января 2013 года и не были включены в соответствующий список по обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда с 01 января 2013 года.
ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято решение об отказе во включении ФИО1 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечения жилыми помещениями, в связи с отсутствием у нее права на обеспечение жилым помещением.
Согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии основанием к принятию такого решения послужило отсутствие документов, подтверждающих обращение ФИО1 по вопросу обеспечения жилым помещением в органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления до 23-х лет, так как право на обеспечение носит заявительный характер.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований, суд первой инстанции исходил из установленных вступившими в законную силу судебными актами обстоятельств необращения ФИО1 в уполномоченные органы с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, до достижения 23-го возраста, и утраты вследствие этого права на социальную поддержку от государства.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данным выводом суда и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Проверяя доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления о том, что жилищные права ФИО1 подлежат оценке с учетом изменений в правовом регулировании отношений сторон в связи с введением в действие с 01 января 2019 года новой редакции пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», введенной Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ, и в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 397, суд апелляционной инстанции указал, что в спорном случае ФИО1 на соответствующий учет до достижения ею возраста 23-х лет не вставала; надлежащее обращение ее в уполномоченный орган по факту обеспечения жильем имело место лишь в 2017 году в возрасте 27 лет, что установлено вступившими в законную силу решениями Псковского городского суда Псковской области от 27 февраля 2017 года и от 17 апреля 2018 года и не подлежит повторному доказыванию в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отклоняя доводы апелляционного представления прокурора о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства обязанностей по защите жилищных прав и законных интересов истца, суд апелляционной инстанции указал, что обстоятельства, на которые ссылается прокурор в данной части также являлись предметом исследования по ранее рассмотренному гражданскому делу и соответствующие доводы были отклонены решением Псковского городского суда от 27 февраля 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 30 мая 2017 года. Данные судебные постановления в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для данного дела имеет преюдициальное значение.
Между тем, такие выводы судов сделаны без учета норм материального права, регулирующих правоотношения сторон по состоянию на дату разрешения спора.
Так, 04 апреля 2019 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте российской федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте российской федерации по новому месту жительства».
Указанным Постановлением утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, а также форма форму заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Названные Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В соответствии с Правилами лица, достигшие 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В приведенной ситуации суды обеих инстанций, разрешая по существу исковые требования ФИО1, направленные на обеспечение ее как лица, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением, обязаны были принять исчерпывающие меры к установлению либо опровержению тех фактов, с которыми положения приведенных выше нормативных актов, уже введенных в действие по состоянию на дату разрешения спора, связывают возникновение у лица, достигшего возраста 23 лет, соответствующего права, однако в нарушение закона не сделали этого, в частности, не определили соответствующие юридически значимые обстоятельства и не распределили между сторонами бремя их доказывания.
При этом ссылки судов в обоснование отказа в иске на выводы, содержащиеся в судебных актах по ранее рассмотренным дела, не могут быть признаны правильными с учетом изменений правового регулирования, введенных упомянутыми выше нормативными актами, а также с учетом длящегося характера жилищных и социальных правоотношений сторон, являющихся предметом спора по настоящему делу.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при разрешении настоящего спора судами нарушены нормы материального права, а также не созданы условия для выяснения обстоятельств, без установления которых невозможно правильное разрешение спора.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что поименованные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 16 июня 2020 года подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 16 июня 2020 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Псковского областного суда.
Председательствующий
Судьи