ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-15551/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 18 августа 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей Варнавской Л.С., Зайцевой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2727/2021 (УИД 38RS0024-01-2021-004595-80) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» к ФИО1 о взыскании задолженности по электроснабжению в связи с несанкционированным вмешательством в работу прибора учета, по исковому заявлению прокурора города Усолье-Сибирское в интересах ФИО1 к областному государственному унитарному энергетическому предприятию «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго», к обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» о признании незаконным частично акта о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, об обязании исключить доначисление потребленной электрической энергии по лицевому счету
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Усольского городского суда Иркутской области от 21 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
общество с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» (далее по тексту - ООО «Иркутскэнергосбыт») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по электроснабжению в связи с несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
В обосновании требований указано, что ФИО1 является потребителем электрической энергии, энергоснабжение осуществляется по адресу: .
16 марта 2021 г. электромонтером ОГУЭП «Облкоммунэнерго» при проведении проверки состояния прибора учета по указанному адресу было установлено, что нарушена целостность пломбируемого материала вводного автомата, установленного до прибора учета, что повлекло за собой наличие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществить вмешательство в его работу, что является несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
По данному факту был составлен акт о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, осуществлен расчет потребленной электроэнергии в размере 152 892 кВт/ч, стоимость которой составляет 178 888 руб. 32 коп., в связи с чем истец просил суд взыскать с ФИО1 указанную сумму, а также расходы по уплате государственной пошлины.
Прокурор города Усолье-Сибирское, действующий в защиту прав и законных интересов ФИО1, обратился в суд с иском к областному государственному унитарному энергетическому предприятию «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (далее по тексту - ОГУЭП «Облкоммунэнерго»), к ООО «Иркутская энергосбытовая компания» о признании незаконным в части акта о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, об обязании исключить доначисление потребленной электрической энергии по лицевому счету.
Требования мотивированы тем, что в связи с выявлением факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета был осуществлен расчет потребленной электроэнергии исходя из нормативов потребления, с применением повышающего коэффициента 10.
Между тем, данный коэффициент применяется в случаях нахождения прибора учета в месте, доступ к которому третьих лиц не может быть осуществлен без присутствия потребителя, тогда как в данном случае опломбированный вводный автомат расположен на фасаде дома, к нему возможен доступ третьих лиц без присутствия потребителя, в связи с чем коэффициент применен незаконно.
Прокурор просил суд признать незаконным акт о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета от 16 марта 2021 г. в части произведенного расчета с применением повышающего коэффициента 10, обязать ООО «Иркутскэнергосбыт» произвести расчет начислений без данного коэффициента.
Определением суда от 14 декабря 2021 г. указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 21 декабря 2021 г. исковые требования ООО «Иркутскэнергосбыт» удовлетворены, в удовлетворении исковых требований прокурора города Усолье-Сибирское, действующего в интересах ФИО1, отказано.
С ФИО1 в пользу ООО «Иркутскэнергосбыт» взыскана задолженность по электроснабжению в размере 178 888 руб. 32 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 777 руб. 77 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 марта 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду нарушения норм материального права.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В заседании суда кассационной инстанции прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г.Новосибирске, г.Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2 полагала возможным судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что ФИО1 с 24 апреля 2013 г. является собственником жилого помещения по адресу: , и потребителем электрической энергии на основании договора энергоснабжения граждан, проживающих в жилом помещении многоквартирного дома № № от 1 апреля 2016 г.
16 марта 2021 г. сотрудниками ОГУЭП «Облкоммунэнерго» составлен акт № о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а именно - нарушена целостность пломбируемого материала вводного автомата, установленного до прибора учета двумя пломбами № и №, что влечет за собой наличие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяет осуществить вмешательство в работу прибора учета. В акте изложены объяснения ФИО1, согласно которым подгорел контакт на вводном автомате, пришлось открыть крышку для устранения неполадки, находилась в больнице и не проконтролировала.
Факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета подтверждается фотографиями и видеозаписью, выполненными в ходе проверки, указанный факт ФИО1 не оспорен.
С учетом установленных обстоятельств факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета 16 марта 2021 г. сотрудниками ОГУЭП «Облкоммунэнерго» составлен акт о целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме, а также расчет объёмов доначислений, согласно которому, с учетом повышающего коэффициента, величина доначислений за 90 дней составила 152 896 кВт/ч. С учетом тарифа - 1,17 руб. за кВт/ч, произведено начисление в размере 178 888 руб. 32 коп.
Разрешая спор, оценив в совокупности представленные доказательств, изучив видеозапись, выполненную в ходе осмотра вводного автомата, на которой имеются пояснения ответчика, суд установил факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета электрической энергии ФИО1, учитывая, что оснований для признания незаконным акта о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета от 16 марта 2021 г. не имеется, признал правомерными действия по перерасчету платы за коммунальную услугу на сумму в размере 178 888 руб. 32 коп. с учетом повышающего коэффициента 10, в связи с чем, исковые требования ООО «Иркутскэнергосбыт» удовлетворил, требования прокурора, заявленные в интересах ФИО1, оставил без удовлетворения. При этом суд первой инстанции исходил из того, что вводный автомат находится на фасаде дома, расположенном на территории, огороженной забором, что исключает свободный доступ третьих лиц, а также того обстоятельства, что в ходе проверки ответчик сразу подтвердила, что произошло подгорание контакта, ремонт осуществил её родственник, о чем ей было достоверно известно, указанное лицо имело доступ на территорию участка с её согласия и действовало в её интересах.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания оспариваемых судебных постановлений незаконными.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пунктов 1, 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из пунктов 3, 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным указанным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", которым утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения № 442), постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила предоставления соответствующих услуг (далее - Правила № 354).
В соответствии с пунктом 2 Основных положений N 442 под "безучетным потреблением" понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и названными Основными положениями порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Пунктом 167 Основных положений №442 предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии (пункт 192 Основных положений №442).
В силу пунктов 194 и 196 Основных положений №442 акт о безучетном (бездоговорном) потреблении электроэнергии является основанием для расчета объема безучетного потребления электрической энергии и предъявления требований об оплате рассчитанного объема электрической энергии.
Данным актом констатируется факт противоправного поведения Потребителя, а выполненный на основании акта расчет возлагает на потребителя обязанность оплатить задолженность, в связи с чем, такой акт и основанный на нем расчет объема безучетного потребления сами по себе напрямую затрагивают права и законные интересы лица, в отношении которого они составлены.
В соответствии с пунктом 193 Основных положений №442 в Акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Согласно пункту 187 Основных положений №442 объем безучетного потребления определяется с даты предыдущей проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, - определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 35 Правил №354, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета.
В силу п. 81 (13) Правил №354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил. В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Согласно пункту 81 (11) Правил №354, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81 (1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации 25 марта 2021 г. N 473-О, положения пункта 187 Основных положений №442 направлены - с учетом особенностей регулируемых отношений - на защиту интересов добросовестно действующих энергоснабжающих (электроснабжающих) организаций путем предупреждения и пресечения безучетного потребления ресурсов (электрической энергии) со стороны недобросовестных потребителей и одновременно - на обеспечение баланса прав и законных интересов сторон договора энергоснабжения в случаях такого нарушения условий договора, как безучетное потребление энергии.
Выводы судов основаны на указанных выше нормах законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам, установленным по делу, не противоречат.
Принимая решение, суды правомерно исходили из установленного факта безучетного потребления истцом электрической энергии, который подтвержден материалами дела, соответствия акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета действующим Правилам, правильности произведенных истцом начислений. Приятое решение об удовлетворении требований ООО «Иркутскэнергосбыт» и об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора города Усолье-Сибирское, действующего в интересах ФИО1, основано на правильном применении норм материального права, установленных по делу обстоятельствах и является законным.
Суды правомерно исходили из того, что основания для признания незаконным акта о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета от 16 марта 2021 г. в части произведенного расчета с применением повышающего коэффициента отсутствуют, поскольку расчет в данном акте отсутствует, указан в отдельном документе - «расчет объемов доначислений от 16 марта 2021 г.», который произведен на основании акта о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с расчетом задолженности, поскольку коэффициент 10 применению не подлежит ввиду размещения прибора учета за пределами жилых и нежилых помещений, основан на неверном толковании норм материального права и подлежит отклонению.
Вопреки доводам кассационной жалобы примененный в настоящем деле порядок расчета доначислений платы соответствует Правилам №354, не противоречит изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации 25 марта 2021 г. N 473-О правовой позиции, а также позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 28 января 2019 г. по делу № АКПИ18-1139, является мерой гражданско-правовой ответственности и не противоречит основным началам гражданского и жилищного законодательства. Данный способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс имеет целью стимулирование потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Учитывая, что факт несанкционированного вмешательства именно потребителем в работу прибора учета по адресу: , установлен судом и подтверждается материалами дела, в том числе данными ФИО1 объяснениями при составлении актов несанкционированного вмешательства, суды пришли к правильному выводу о том, что применение способа расчета размера платы за электроэнергию исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента 10, соответствует требованиям действующего жилищного законодательства.
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов не содержит, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 21 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи