ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-12108/2020
№ дела суда 1-й инстанции 2-2783/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 23 июля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Мамия М.Р., Горковенко В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску ФИО1 к Автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков» о взыскании премии по итогам работы за 2018 год, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФИО1, поступившей с делом 22 апреля 2020 г., на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 21 августа 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 ноября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., представителя ответчика ФИО2 судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков» (далее АНО «Фонд защиты вкладчиков») о взыскании премии по итогам работы за 2018 год в сумме 103 500 руб. и компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 21 августа 2019 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 ноября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое постановление, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме либо направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела.
ФИО1, надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явилась и не сообщила о причине неявки.
Представитель ответчика АНО «Фонд защиты вкладчиков» ФИО2 в судебном заседании возражала против отмены судебных актов.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты, скорейшего рассмотрения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ФИО2, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели, за исключением работодателей - физических лип, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно части 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плаза (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
По смыслу приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты груда, а также условий трудового договора, заключённого между работником и работодателем.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 12 января 2015 г. ФИО1 была принята на работу в АНО «Фонд защиты вкладчиков» на должность ведущего специалиста по работе с гражданами Представительства Фонда в <адрес>.
Согласно подпункту 5.1.,5.3 трудового договора №-к от 12 января 2015 г. работодатель обязался своевременно осуществлять оплату труда работника в соответствии с установленным должностным окладом. На работника распространяются положения действующей в Фонде системы оплаты труда и премирования, всех льгот и социальных гарантий, в том числе по обязательному страхованию, в области трудовых правоотношений, предусмотренных законодательством РФ и решениями Наблюдательного совета АНО «Фонд защиты вкладчиков».
Приказом №-к от 18 сентября 2018 г. ФИО1 была уволена с работы по собственному желанию на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.4 Положения об оплате труда работников АНО «Фонд защиты вкладчиков», утвержденного Наблюдательным советом 2 октября 2014 г., в Фонде установлены следующие виды премий: премия за год, разовая (единовременная премия).
Как предусмотрено пунктами 2.8,2.9,2.10 указанного Положения, премирование работников осуществляется в пределах фонда оплаты труда и производится по решению Наблюдательного совета. Решение о премировании конкретных работников оформляется приказом Исполнительного директора.
Порядок принятия решения о премии за год работникам Фонда определяется регламентом премирования, утверждаемым Исполнительным директором.
Премия за год работнику, отработавшему в Фонде менее одного года, производится пропорционально количеству полностью отработанных месяцев календарного года.
Согласно пункту 1.7 Регламента премирования работников АНО «Фонд защиты вкладчиков», утвержденного приказом Исполнительного директора от 28 сентября 2015 г. №, премирование работников осуществляется в пределах фонда оплаты труда и производится по решения Наблюдательного совета.
Пункт 1.8 указанного Регламента указано, что премия за год работнику, отработавшего в Фонде менее одного года, производится пропорционального количеству полностью отработанных месяцев календарного года.
Решением Наблюдательного совета АНО «Фонд защиты вкладчиков» № от 8 апреля 2018 г. было постановлено премировать работников Фонда за 2018 год, работавших в указанном периоде и состоящих в штате Фонда на дату принятия настоящего решения, пропорционально количеству полностью отработанных месяцев указанного календарного года.
На день принятия решения Наблюдательного совета АНО «Фонд защиты вкладчиков» о премировании работников фонда ФИО1 в штате Фонда не состояла, в связи, с чем премия за 2018 г. ей выплачена не была.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 суд исходил из того, что премия за год не является постоянной частью заработной платы истца; премирование за основные результаты деятельности по итогам работы в течение года осуществляется исключительно по решению Наблюдательного совета Фонда в целях усиления материальной заинтересованности работников. Решение Наблюдательного совета Фонда от 8 апреля 2019 г. № не обжаловано и не отменено.
Обязанность работодателя по ежегодному начислению премии, а также ее конкретный размер не предусмотрены ни трудовым договором, заключенным между истцом и работодателем, ни действующей системой оплаты труда работодателя, ни нормативными актами Российской Федерации.
Выплата премии является правом работодателя, конкретный ее размер устанавливается приказом руководителя на основании решения Наблюдательного совета Фонда с учетом вклада работника и его личных достижений, и указанные положения не противоречат требованиям трудового законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Довод кассационной жалобы о том, что решение Наблюдательного совета Фонда от 8 апреля 2019 г. о премировании за 2018 год только работающих сотрудников противоречит имеющему высшую юридическую силу локальному нормативному акту - Положению об оплате груда работников Фонда и не подлежит применению в данном правоотношении, судебная коллегия находит несостоятельным.
Положение об оплате труда работников Фонда, которое также утверждено решением Наблюдательного совета, имеет такую же юридическую силу как решение Наблюдательного совета, кроме того решение Наблюдательного совета в установленном порядке никем не оспорено и незаконным не признано.
Система премирования Фонда функционирует на основании внутренних локальных нормативных актах: Положении об оплате труда работников Фонда, утверждённое решением Наблюдательного совета Фонда от 2 октября 2014 г. (протокол № 127) и Регламенте премирования работников Фонда, утверждённый приказом Исполнительного директора Фонда от 19 февраля 2019 г. №, имеющемся в материалах дела.
Среди прочих правил, регулирующих правоотношения работодателя и работников Фонда в сфере осуществления стимулирующих выплат, в вышеуказанных локальных нормативных актах закреплена норма, согласно которой премирование работников осуществляется в пределах фонда оплаты труда и производится по решению Наблюдательного совета (пункт 2.10 Положения об оплате труда работников Фонда и пункт 1.7 Регламента премирования работников Фонда).
Таким образом, в силу вышеуказанных локальных нормативных актов Фонда, выплата премии поставлена в зависимость не только от качества исполнения работником условий трудового договора, но и от условий, определённых внутренними документами работодателя, к которым относится и вышеуказанное решение Наблюдательного совета от 8 апреля 2019 г.
Ввиду того, что на дату принятия вышеуказанного Решения Фонда от 8 апреля 2019 г. истец работником Фонда не являлась, расчёт и выплата премии ФИО1 правомерно не производилась.
Принимая во внимание, что трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ№-к, Положением об оплате труда работников Фонда, Регламентом премирования работников Фонда не была предусмотрена безусловная обязанность работодателя по выплате истцу премий, поскольку они отнесены к стимулирующим выплатам, правовые основания для взыскания с Фонда премии за 2018 год в пользу ФИО1 отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы в своей совокупности направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 21 августа 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.Р. Мамий
В.А. Горковенко