УИД 89RS0004-01-2022-005030-31
Дело № 88-1745/2024
мотивированное определение
изготовлено 31 января 2024 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 30 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Грудновой А.В., Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-279/2023 по иску ФИО1 к Департаменту социальной политики администрации города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решение от 29 августа 2022 года №07/01-09/6389 об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка <данные изъяты> года рождения, на основании Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», возложении обязанности назначить ежемесячную выплату с даты подачи заявления.
В обоснование заявленных требований указала, что 24 августа 2022 года она обратилась в Департамент социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Ответчиком в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка отказано по причине превышения среднедушевого дохода ее семьи двукратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе, при исчислении которого необоснованно не исключена сумма уплаченных её супругом <данные изъяты> алиментов в пользу <данные изъяты> на содержание детей от предыдущего брака, что нарушает её права и законные интересы.
Определением судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен <данные изъяты>
Протокольным определением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 января 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2023 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признано незаконным решение Департамента социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2022 года №06/2022/333853 об отказе ФИО1 в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Указано, что данное решение является основанием для повторного рассмотрения Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу заявления ФИО1 о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, исходя из первоначальной даты подачи ею заявления в Департамент социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа – 24 августа 2022 года. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу ставит вопрос об отмене решения Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2023 года, как незаконных, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, исходя из даты подачи заявления в Департамент социальной политики администрации города Нового Уренгоя – 24 августа 2022 года.
В доводах кассационной жалобы ссылается на положения части 3 статьи 3 Федерального закона от 05 декабря 2022 года №475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и «Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», в силу которых орган государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном соглашением об информационном взаимодействии, обеспечивает передачу в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений о получателях ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» о сумме выплаты, а также документов, подтверждающих обоснованность назначения указанной выплаты, по состоянию на 01 января 2023 года. Аналогичные положения содержатся в пункте 3.6 Соглашения от 18 ноября 2022 года № 125-22 «Об информационном взаимодействии между Департаментом социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа и Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу при передаче Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений о получателях ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Приказом Минтруда России от 25 января 2023 года № 40н утвержден Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и обращения за назначением указанной выплаты, а также перечня документов (сведений) необходимых для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, и типовой формы заявления о ее назначении. С учетом внесения изменений в Федеральные законы и утвержденного Порядка осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, вступивших в законную силу с 01 января 2023 года, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу не наделено полномочиями пересматривать ранее поданные заявления о назначении ежемесячной выплаты. Положения Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 25 января 2023 года № 40н не распространяются на ранее возникшие правоотношения между ФИО1 и Департаментом социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа. Рассмотрение заявления ФИО1 о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, исходя из первоначальной даты подачи заявления – 24 августа 2022 года, невозможно, так как до 01 января 2023 года действовал другой порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты. Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу вправе рассмотреть заявление ФИО1 только с даты подачи заявления в адрес отделения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в части ввиду неправильного применения судами при разрешении спора норм материального права и нарушения норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, <данные изъяты> и ФИО1, состоящие в зарегистрированном браке с 21 марта 2020 года, являются родителями ребенка <данные изъяты> года рождения, который является первым ребенком в семье.
24 августа 2022 года ФИО1 обратилась в Департамент социальной политики администрации города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
29 августа 2022 года Департаментом социальной политики администрации города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение №06/2022/333853 об отказе в назначении ФИО1 ежемесячной выплаты по причине превышения 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Ямало-Ненецком автономном округе в размере 21 617 руб., так как среднедушевой доход её семьи за период с 01 февраля 2021 года по 31 января 2022 года составил 96 622 руб. 05 коп. О принятом решении ФИО1 уведомлена 27 сентября 2022 года.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 июля 2020 года № <данные изъяты> из всех видов заработка и (или) дохода <данные изъяты> ежемесячно производится удержание алиментов в размере 1/2 части, начиная с августа 2020 года в пользу его бывшей супруги <данные изъяты> на содержание детей <данные изъяты> За период с 01 февраля 2021 года по 31 января 2022 года из заработной платы <данные изъяты> в пользу <данные изъяты> удержано 937 262 руб. 06 коп.
Ссылаясь на то, что Департаментом социальной политики администрации города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа неверно произведен расчет среднедушевого дохода каждого члена семьи, а именно при расчете среднедушевого дохода необоснованно не исключена сумма алиментов, выплаченных <данные изъяты> на содержание троих несовершеннолетних детей, ФИО2 обратилась в суд.
Разрешая спор и признавая незаконным решение Департамента социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2022 года №06/2022/333853 об отказе ФИО1 в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 2,3,6 статьи 1, статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», Федерального закона от 05 декабря 2022 года № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и (или) второго ребёнка и обращения за назначением указанных выплат, и перечнем документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребёнка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года № 889н, с учетом разъяснений Минтруда России, изложенных в письме от 07 марта 2018 года № 12-1/10/П-1584 «О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», исходил из того, что алименты на содержание несовершеннолетних детей учитываются при определении дохода семьи их получающей, и не могут учитываться в виде дохода семьи, в которой один из родителей производит оплату. В связи с чем сумма алиментов, удержанная из заработной платы супруга истца ФИО3 на содержание троих детей от первого брака, подлежит исключению из дохода семьи истца при расчете среднедушевого дохода, так как не получена членами данной семьи.
В приведенной части судебные акты сторонами не обжалуются и предметом рассмотрения суда кассационной инстанции не являются.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении требований о возложении на Департамент социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности назначить ежемесячную выплату в связи с рождением ребёнка с даты обращения с 24 августа 2022 года, суд первой инстанции исходил из того, что с 01 января 2023 года Департамент социальной политики администрации города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа лишен как полномочий по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, так и полномочий по их выплате, данные полномочия переданы Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономного округу. Поскольку Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу решение в отношении ФИО1 не принималось, не устанавливалось наличие или отсутствие у истца права на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на основании представленных документов о размере среднедушевого дохода семьи без учета выплаченных алиментов на детей ФИО4 в пользу их матери ФИО5, суд первой инстанции возложил на третье лицо Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, исходя из первоначальной даты подачи заявления в Департамент социальной политики администрации города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа – 24 августа 2022 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя аналогичные кассационной жалобе доводы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, суд апелляционной инстанции указал, что право истца на получение мер социальной поддержки не может быть ограничено по формальным основаниям и поставлено в зависимость как от формулировок, приведенных в Соглашении № 125-22 от 18 ноября 2022 «Об информационном взаимодействии между Департаментом социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа и Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу при передаче Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений о получателях ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», о суммах данных выплат, а также документов, подтверждающих обоснованность назначения указанной выплаты, так же и от передачи или не передачи дел, по которым приняты отказные решения до 01 января 2023 года.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 05 декабря 2022 года №475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей», право на получение назначенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», сохраняется за гражданами до окончания периода, на который указанная выплата была назначена, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, предусмотренного Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», и реализуется в порядке и на условиях, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (часть 1).
Гражданам, которым назначена ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), а также гражданам, получающим ежемесячную денежную выплату на третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, установленную законодательством субъектов Российской Федерации, ежемесячная выплата, предусмотренная Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции настоящего Федерального закона), не назначается соответственно на первого, второго, третьего ребенка или последующих детей до окончания периодов получения указанных выплат (часть 2).
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном соглашением об информационном взаимодействии, обеспечивает передачу в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений о получателях ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», о сумме указанной выплаты, а также документов, подтверждающих обоснованность назначения указанной выплаты, по состоянию на 1 января 2023 года (часть 3).
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ, действующей до 01 января 2023 года, заявление о назначении выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается заявителем по месту его жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Аналогичные положения содержались в пункте 10 действовавшего до 01 января 2023 года Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года №889н.
Из приведенных норм права следует, что до 01 января 2023 года до даты вступления в силу Федерального закона от 05 декабря 2022 года № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей» правом рассмотрения заявлений граждан о назначении выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка был наделен орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения по месту жительства заявителя. На дату подачи ФИО1 заявления о назначении выплаты в связи с рождением первого ребенка по состоянию на 24 августа 2022 года таким органом являлся Департамент социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа. Именно решение указанного органа от 29 августа 2022 года №06/2022/333853 об отказе ФИО1 в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка признано незаконным.
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции о том, что с 01 января 2023 года Департамент социальной политики администрации города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа лишен полномочий по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, полномочий по их выплате по причине передачи таких полномочий Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономного округу, основан на неверном толковании приведенных норм права.
Поскольку решение данного органа принято в пределах его полномочий, предусмотренных законодательством, действовавшим до 01 января 2023 года, решение от 29 августа 2022 года признано незаконным, возложение на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, исходя из первоначальной даты подачи ею заявления в Департамент социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа – 24 августа 2022 года, противоречит положениям статьи 3 Федерального закона от 05 декабря 2022 года № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей», Порядка осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и обращения за назначением указанной выплаты, а также перечня документов (сведений) необходимых для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, и типовой формы заявления о ее назначении, утвержденного приказом Минтруда России от 25 января 2023 года № 40н.
С учетом изменений, внесенных в действующее законодательство и утвержденного Порядка осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, вступивших в силу с 01 января 2023 года, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу не наделено полномочиями пересматривать ранее поданные заявления о назначении ежемесячной выплаты, положения Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 25 января 2023 года № 40н не распространяются на ранее возникшие правоотношения, как об этом обоснованно указано в кассационной жалобе.
Действия Департамента социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению передачи в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений о получателях ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка регламентированы частью 3 статьи 3 Федерального закона от 05 декабря 2022 года № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей», а также Соглашением от 18 ноября 2022 года № 125-22 «Об информационном взаимодействии между Департаментом социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа и Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу при передаче Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений о получателях ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», которые судами при разрешении спора не применялись.
Выводы судов о том, что в связи с изменением законодательства с 01 января 2023 года изменился орган, уполномоченный рассматривать поданные до 01 января 2023 года заявления на осуществление выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, являются неверными, поскольку по состоянию на дату рассмотрения заявления ФИО1 и принятия признанного судом незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка уполномоченным органом являлся Департамент социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа.
В связи с приведенными выше нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, исходя из заявленного истцом требования о возложении на ответчика обязанности назначить ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с даты подачи заявления и возражений Департамента социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа юридически значимым являлось определение наличие у ФИО1 права на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на основании представленных документов о размере среднедушевого дохода семьи без учета выплаченных алиментов на детей <данные изъяты> в пользу их матери <данные изъяты> От установления указанного обстоятельства зависело разрешение заявленного истцом требования о возложении на Департамент социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности назначить ей ежемесячную выплату с даты подачи заявления.
Однако указанное обстоятельство судами в качестве юридически значимого не определялось, не устанавливалось, суды по сути уклонились от разрешения всех заявленных ФИО1 требований. Указанное привело к тому, что заявленный истцом спор о праве на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и о назначении такой выплаты с даты подачи заявления 24 августа 2022 года остался не разрешенным по существу.
Кроме того, судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права.
Положения части третьей статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязывают суд принять решение по заявленным истцом требованиям, допускают возможность суда выйти за пределы этих требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» разъяснено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, процессуальный закон не предоставляет суду полномочий удовлетворить требования истца к лицу, к которому соответствующие требования не заявлялись, чьи действия (бездействие), принятое решение не оспаривалось, к лицу, не привлеченному к участию в деле в качестве ответчика.
Как следует из материалов дела, ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решение от 29 августа 2022 года №07/01-09/6389 об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка <данные изъяты> года рождения, на основании Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», возложении обязанности назначить ежемесячную выплату с даты подачи заявления. Протокольным определением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 января 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Тем не менее, в нарушение приведенных норм процессуального права, а также положений статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял решение, возложив на третье лицо - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, исходя из первоначальной даты подачи ею заявления в Департамент социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа – 24 августа 2022 года.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, приведенные выше нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом первой инстанции, не устранил, безосновательно оставив судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанности рассмотреть заявление ФИО1 о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, исходя из первоначальной даты подачи ею заявления в Департамент социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа – 24 августа 2022 года, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права и подлежащими отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела в отмененной части суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2023 года в той части, которой на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, исходя из первоначальной даты подачи заявления в Департамент социальной политики администрации города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа – 24 августа 2022 года отменить.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Председательствующий
Судьи