1 инстанция Антипова М.Н.
П инстанция Кондакова О.В., Маслова О.В., Царькова Т.А. (докладчик).
№ 88-30887/2023
№2-281/2023
Уникальный идентификатор дела 62RS0010-01-2023-000103-53
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 декабря 2023 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Курлаевой Л.И., Шамрай М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сачкова Виктора Захаровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе ОСФР по Рязанской области на решение Касимовского районного суда Рязанской области от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 16 августа 2023 года,
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К., объяснения истца Сачкова В.З., возражавшего против доводов кассационной жалобы,
установила:
Сачков В.З. обратился в суд с иском к ОСФР по Рязанской области о признании незаконным решения от 18 августа 2022 года по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
включении в страховой стаж периодов работы с 17.07.1989 года по 11.11.1990 года в качестве плотника 1 разряда на Приборостроительном заводе им. 50-летия Киргизской ССР (1 год 3 месяца 25 дней), период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 01.01.1991 года по 12.10.1992 года (1 год 8 месяцев 12 дней), с 16.10.1992 года по 06.05.1993 года в качестве плотника, а с 23.02.1993 года в качестве свиноря на МП «Жанылык» (6 месяцев 21 день), с 26.07.1993 года по 22.03.1995 год в качестве плотника 4 разряда на АО Усть-Каменогорском свинцово-цинковом комбинате (1 год 7 месяцев 27 дней),
в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов с 23.03.1995 года по 31.01.1997 года в Акционерном обществе Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат в должности «аппаратчика-гидрометаллурга» 5 разряда в выщелачивательном цехе (1 год 10 месяцев 8 дней), с 01.02.1997 года по 08.02.2011 года в ОАО «Казцинк» в структурном подразделении «Усть-Каменогорском металлургическом комплексе», с 01.01.1998 года переименованный в Промышленный комплекс «Металлургическое производство», с 01.01.2003 года переименованный в Усть-Каменогорский металлургический комплекс ОАО «Казцинк», с 11.07.2003 после перерегистрации с наименованием Акционерное общество «Казцинк», с 21.11.2008 года преобразовано в Товарищество с ограниченной ответственностью «Казцинк» в должности «аппаратчика-гидрометаллурга» 5 разряда в выщелачивательном цехе (14 лет 0 месяцев 7 дней), с 09.02.2011 года по 25.06.2012 года в ТОО «Казцынк» в должности «электролизника водных растворов» в электролизном отделении электролизного цеха медного завода (1 год 4 месяца 17 дней),
назначении досрочной страховой пенсию по старости с 14.08.2022 года.
В обоснование иска указала, что обратился 12.08.2022 года в возрасте 50 лет к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работы в тяжёлых и вредных условиях труда, при этом по его подсчетам специальный стаж составлял 17 лет 03 месяца 02 дня, страховой стаж - 30 лет 05 месяцев 01 день.
Решением от 18.08.2022 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано, поскольку необоснованно не включены в его страховой и специальный стаж вышеуказанные периоды.
Решением Касимовского районного суда Рязанской области от 5 апреля 2023 года с учетом определения от 22.06.2023 года об исправлении описки иск удовлетворен частично, в страховой стаж Сачкова В.З., 13 августа 1972 года рождения, включены периоды работы:
с 17 июля 1989 года по 11 ноября 1990 года плотником первого разряда на Приборостроительном заводе им.50-летия Киргизской ССР продолжительностью 1 год 03 месяца 25 дней,
- с 16 октября 1992 года по 22 февраля 1993 года плотником первого разряда в м/п «Жанылык» продолжительностью 04 месяца 07 дней;
- с 23 февраля 1993 года по 6 мая 1993 года свинарем на свиноферме в м/п «Жанылык» продолжительностью 02 месяца 14 дней,
- с 26 июля 1993 года по 22 марта 1995 года плотником 4 разряда на АО Усть –Каменогорском свинцово-цинковом комбинате продолжительностью 1 год 07 месяцев 27 дней;
- с 23 марта 1995 года по 31 января 1997 года аппаратчиком-гидрометаллургом 5 разряда в выщелачивательном цехе Акционерного общества «Усть-Каменогорский свинцово - цинковый комбинат» продолжительностью 01 год 10 месяцев 09 дней,
- с 1 февраля 1997 года по 8 февраля 2011 года аппаратчиком – гидрометаллургом 5 разряда в выщелачивательном цехе структурного подразделения «Усть-Каменогорский металлургический комплекс» ОАО «Казцинк», с 1 января 1998 года в Промышеленном комплексе «Металлургическое производство», с 11 июля 2003 года в АО «Казцинк», с 7 мая 2009 года в ТОО «Казцинк» общей продолжительностью 14 лет 08 дней,
- с 9 февраля 2011 года по 25 июня 2012 года электролизником водных растворов в электролизном отделении электролизного цеха медного завода ТОО «Казцинк» продолжительностью 1 год 04 месяца 17 дней,
- период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 1 января 1991 года по 12 октября 1992 года продолжительностью 1 год 09 месяцев 12 дней.
- в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периоды работы продолжительностью 02 года 9 месяцев 09 дней:
- с 23 марта 1995 года по 31 января 1997 года аппаратчиком-гидрометаллургом 5 разряда в выщелачивательном цехе Акционерного общества «Усть-Каменогорский свинцово - цинковый комбинат продолжительностью 1 год 10 месяцев 09 дней,
- с 1 февраля 1997 года по 31 декабря 1997 года аппаратчиком – гидрометаллургом 5 разряда в выщелачивательном цехе структурного подразделения «Усть-Каменогорский металлургический комплекс» ОАО «Казцинк», продолжительностью 11 месяцев.
Отказано во включении в специальный стаж периодов работы:
- с 1 января 1998 года по 8 февраля 2011 года аппаратчиком – гидрометаллургом 5 разряда в выщелачивательном цехе Металлургического производства ОАО «Казцинк», с 11 июля 2003 года в АО «Казцинк», с 07 мая 2009 года в ТОО «Казцинк»,
- с 9 февраля 2011 года по 25 июня 2012 года электролизником водных растворов в электролизном отделении электролизного цеха медного завода ТОО «Казцинк» и в назначении пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 16 августа 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в иске, новым судебным актом решение пенсионного органа признано незаконным в полном объеме, возложена обязанность включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 1 января 1998 года по 8 февраля 2011 года в должности аппаратчика-гидрометаллурга 5 разряда в выщелачивательном цехе Металлургического производства Открытого акционерного общества «Казцинк», с 11 июля 2003 года в Акционерном обществе «Казцинк», с 7 мая 2009 года в Товариществе с ограниченной ответственностью «Казцинк», и с 9 февраля 2011 года по 25 июня 2012 года в должности электролизника водных растворов в электролизном отделении электролизного цеха медного завода Товарищества с ограниченной ответственностью «Казцинк», назначить досрочную страховую пенсию по старости истцу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 14 августа 2022 года.
В кассационной жалобе ОСФР России по Рязанской области просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, полагает, что судом второй инстанции не правильно к спорным правоотношениям применено Евразийское соглашение 2019, поскольку с 01.01.1998 институт досрочных пенсий в р. Казахстан отменен, периоды до 1998 года должны соотносится со списками льготных должностей в Казахстане, на запрос ОСФР по Рязанской области Киргизия и Казахстан не представили формуляры стажа, оснований для включения в специальный стаж периодов, не подтвержденных документально государством СНГ, у судебных инстанций не имелось.
В возражениях на кассационную жалобу Сачков В.З. просит оставить без изменения судебные постановления.
В судебное заседание кассационного суда представитель ответчика не явился, представил 15.11.2023 года заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОСФР по Рязанской области.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений истца на кассационную жалобу, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы ответчика по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора и принятии окончательного решения не допущено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 31.05.2013 года Сачков В.З. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", имеет гражданство Российской Федерации, проживает на территории России.
12.08.2022 года Сачков В.З. обратился в ОПФР по Рязанской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОПФР по Рязанской области № 220000038648/131987/22 от 18.08.2022 года отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа и стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При этом пенсионным органом в страховой стаж истца засчитаны служба в рядах Советской Армии с 20.11.1990 года по 31.12.1990 года продолжительностью 1 месяц 12 дней; периоды работы у ИП Мироненко А.И. с 09.12.2013 года по 30.09.2016 года продолжительностью 2 года 9 месяцев 22 дня, с 13.12.2016 года по 02.11.2017 года продолжительностью 10 месяцев 20 дней, с 01.01.2018 года по 30.06.2019 года продолжительностью 1 год 6 месяцев, с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года продолжительностью 6 месяцев и с 01.01.2020 года по 31.12.2021 года продолжительностью 2 года, в обей сложности стаж в размере 07 лет 09 месяцев 24 дня, страховой стаж для оценки пенсионных прав по пункту 1 части 1 статьи 30 ФЗ-400 отсутствует, величина ИПК – 19, 437, периоды работы на территории государств – членов ЕАЭС при подсчете страхового стажа не учтены, поскольку не подтверждены формулярами «О стаже работы».
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, с которым в указанной части суд апелляционной инстанции согласился, оценив установленные обстоятельства дела и представленные доказательства с применением положений пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 01.04.1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции от 24.02.2021 года), Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.09.1972 года N 590, исходил из того, что военным билетом, трудовой книжкой истца, архивными справками подтверждено осуществление им трудовой деятельности с удержанием страховых взносов и военной службы в рядах Советской армии, что позволяет учесть спорные периоды до 01.01.1998 года при подсчете страхового стажа для оценки пенсионных прав истца на территории Российской Федерации.
Возлагая обязанность на пенсионный орган включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости часть периода работы с 23.03.1995 года по 25.06.2012 года на территории Республики Казахстан, суд первой инстанции пришел к выводу о выполнении истцом трудовой деятельности, поименованной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", что является основанием для учета этого периода при оценке пенсионных прав, в том числе права на досрочную страховую пенсию по старости на территории Российской Федерации. Вместе с тем суд ограничил указанный период датой 31.12.1997 года, поскольку с 01.01.1998 года в р. Казахстан отсутствует институт досрочных трудовых пенсий, в связи с чем полученный после указанной даты страховой стаж не может быть учтен при назначении досрочной пенсии на территории России.
В связи с тем, что общая продолжительность льготного стажа с учетом включенных судом периодов являлась недостаточной для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по стрости в связи с тяжелыми условиями труда с 14.08.2022 года.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж Сачкова В.З. периодов работы, имевших место с 01.01.1998 года на территории Республики Казахстан, указал на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, повлекшее ошибочный вывод о том, что отсутствие с 01.01.1998 года института досрочных пенсий в р. Казахстан не позволяет произвести оценку пенсионных прав гражданина Российской Федерации на такую пенсию по пенсионному законодательству Российской Федерации в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (действовавшим на момент возникновения между сторонами спорных правоотношений), согласно статье 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Ссылаясь на положения пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 года, пунктов 4,5 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, суд апелляционной инстанции привел правильное суждение о том, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 года N 203-16), а периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Следовательно отмена института досрочных пенсий для работников, занятых полный рабочий день на работах с тяжелыми условиями труда на территории Республики Казахстан, как верно указал суд второй инстанции, не является основанием для отказа во включении спорных периодов в специальный страховой стаж в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Оценив представленные истцом трудовую книжку, архивную справку от 16.11.2020 года и справку бывшего работодателя от 21.04.2021 года, Положения о цехе электролиза Усть-Каменогорского металлургического комплекса ТОО «Казцинк» от 15.09.2010, о гидрометаллургическом цехе от 30.06.2010, справки о выплате заработной платы с удержанием страховых пенсионных взносов с февраля 1997 года по июнь 2012 года, суд второй инстанции признал, что истцом представлены доказательства, отвечающие требованиям статей 56,60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выполнения им в периоды с 01.01.1998 года по 08.02.2011 и с 09.02.2011 по 25.06.2012 года работы в условиях труда, предусмотренных Списком № 1 от 26.01.1991 года, в связи с чем отменил в указанной части решение суда первой инстанции, постановив новое решение о включении двух спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также удовлетворении иска в части назначения такой пенсии с 12 августа 2022 года, поскольку на указанную дату обращения в территориальный пенсионный орган Сачков В.З., 13.08.1972 г.р. имел совокупность необходимых для этого условий: страховой стаж 30 лет 4 месяца 24 дня, из них специальный стаж по Списку № 1 – 17 лет 3 месяца 5 дней.
Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что для оценки пенсионных прав истца для подтверждения периодов работы и заработка на территории Кыргызстана и Казахстана могли применяться только формуляры «О стаже работы», оформленные в установленном уполномоченными органами порядке, суд апелляционной инстанции отклонил, поскольку такой порядок, установленный Соглашением государств-членов ЕАЭС, применяется с момента вступления Соглашения в силу после 01.01.2021 года, предметом настоящего спора являлся период трудовой деятельности до 01.01.2021 года.
Суд кассационной инстанции с выводами судебных инстанций соглашается, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам данного дела, основаны на правильном применении пенсионного законодательства, нормы процессуального права при оценке установленных обстоятельств и доказательств по делу соблюдены, принцип действия закона во времени к спорному правоотношению применен правильно.
Доводы кассационной жалобы ответчика правильность выводов судебных инстанций, в совокупности правильно разрешивших спор, не опровергают, о неправильном применении или нарушении судами норм материального права не свидетельствуют, в связи с чем поводом к отмене обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не являются.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
На основании пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется, Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", в соответствии с разделом VII "Металлургическое производство (цветные металлы)" подраздел 7 "Гидрометаллургия, выщелачивание, получение кадмия и купороса", позиция 1070900а-10187 право на льготное пенсионное обеспечение имеют аппаратчики-гидрометаллурги; позиция 1070900а-19771 - электролизники водных растворов.
Согласно пункту 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР", в пункте 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, буквального толкования положений части 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13.03.1992 года, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Пунктом 10 указанных Правил определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судами первой и апелляционной инстанций вышеуказанные нормы пенсионного законодательства к спорным правоотношениям применены правильно, оснований для иного толкования и применения закона судом кассационной инстанции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Доводы кассатора повторяют его позицию, указанную в возражениях на исковые требования и в апелляционной жалобы, проверены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, в связи с чем приведенные вновь, в том числе о неправильном применении судами Соглашения ЕАЭС, не могут являться основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений или способных повлиять на законность принятых судебных постановлений, судами не допущено.
Ввиду вышеизложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Касимовского районного суда Рязанской области от 5 апреля 2023 года, в части, оставленной без изменения апелляционным определением, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 16 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОСФР по Рязанской области – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: