ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-28/2023 от 24.01.2024 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 59RS0009-01-2022-000668-22

Дело № 88-387/2024

мотивированное определение

составлено 24 января 2024 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 16 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.

судей Жуковой Н.А., Ложкарёвой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№2-28/2023 по иску ФИО1 к администрации Александровского муниципального округа о включении стажа работы в муниципальный стаж,

по кассационной жалобе администрации Александровского муниципального округа на решение Александровского городского суда Пермского края от 21 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Александровского муниципального округа (далее также – Администрация) о включении в муниципальный стаж периодов работы в должности бухгалтера Александровского филиала Областного государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермской области» (далее также - Александровский филиал ОГУП ЦТИ) с 29 октября 2003 года по 26 февраля 2004 года, в должности заместителя главного бухгалтера компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ с 04 мая 2009 года по 24 октября 2011 года; возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с 12 августа 2022 года.

В обоснование иска указала, что 12 августа 2022 года она обратилась в Администрацию с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии с решением Земского Собрания Александровского муниципального района от 16 декабря 2010 года № 262 «Об утверждении Положения «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Александровского муниципального района», в котором также просила включить в стаж муниципальной службы для целей назначении ей пенсии за выслугу лет в порядке пункта 11 статьи 12 Закона Пермской области от 09 августа 1999 года №580-86 «О стаже государственной, гражданской, муниципальной службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае» (далее также - Закон Пермской области от 09 августа 1999 года №580-86) период работы в Александровском филиале ОГУП ЦТИ в должности бухгалтера с 29 октября 2003 года по 27 февраля 2004 года, по результатам рассмотрения ее заявления администрацией Александровского муниципального округа принято решение от 24 августа 2022 года № 5/3006 об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по причине отсутствия права на пенсию за выслугу лет, так как она вышла на страховую пенсию не с муниципальной службы и не имеет 25-летнего стажа муниципальной службы. Вопрос о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности бухгалтера в Александровском филиале ОГУП ЦТИ в период с 29 октября 2003 года по 26 февраля 2004 года администрацией Александровского муниципального округа не рассмотрен и не разрешен. С решением администрации Александровского муниципального округа об отказе в назначении пенсии за выслугу лет не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Закона Пермской области от 09 августа 1999 года № 580-86 «О стаже государственной, гражданской, муниципальной службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае» стаж работы в должности бухгалтера ОГУП ЦТИ подлежал включению в муниципальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Полагала, что комиссия, созданная при Администрации, безосновательно не включила в стаж муниципальной службы стаж работы истца в компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ, так как работа в указанной должности в полной мере соответствовала требованиям статьи 13 Закона Пермской области от 09 августа 1999 года №580-86.

Решением Александровского городского суда Пермского края от 21 апреля 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. На администрацию Александровского муниципального округа возложена обязанность включить в стаж муниципальной службы периоды работы ФИО1 - в должности бухгалтера Александровского филиала ОГУП ЦТИ в период с 29 октября 2003 года по 26 февраля 2004 года, в должности заместителя главного бухгалтера АО ЭНКА ИНШААТ ВЕ ФИО2 в период с 04 мая 2009 года по 24 октября 2011 года. На администрацию Александровского муниципального округа возложена обязанность назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет с 12 августа 2022 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 августа 2023 года решение Александровского городского суда Пермского края от 21 апреля 2023 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ответчика администрации Александровского муниципального округа просит изменить судебные акты, отказать в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж муниципальной службы периода работы в должности заместителя главного бухгалтера АО ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ в период с 04 мая 2009 года по 24 октября 2011 года продолжительностью 2 года 5 месяцев 22 дня.

На кассационную жалобу поступили возражения истца ФИО1 об оставлении судебных актов без изменения, жалобы ответчика - без удовлетворения.

Определениями судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2023 года и от 13 декабря 2023 года ходатайства ФИО1 и представителя Администрации об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи оставлены без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.

В силу части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.

Судами установлено и из материалов дела следует, что истец в период с 29 октября 2003 года по 26 февраля 2004 года работала в должности бухгалтера Александровского филиала ОГУП Центра технической инвентаризации, 27 февраля 2004 года переведена на должность главного бухгалтера, 22 апреля 2009 года уволена. С 04 мая 2009 года по 24 октября 2011 года истец работала в должности заместителя главного бухгалтера компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ.

02 марта 2017 года ФИО1 была принята в администрацию Александровского муниципального района, в период с 21 октября 2020 года по 11 мая 2021 года ФИО1 замещала должность управляющего делами администрации района (высшая должность муниципальной службы). 11 мая 2021 года с ней был расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Распоряжением главы муниципального района – главы администрации Александровского муниципального района Пермского края от 18 июня 2018 года №178-р (л) на основании статей 13, 16 Закона Пермской области от 09 августа 1999 года №580-86 «О стаже государственной гражданской, муниципальной службы Пермской области» заведующей отделом экономического развития ФИО1 в стаж муниципальной службы включен период работы с 04 мая 2009 года по 24 октября 2011 года в АО «ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ» в должности заместителя главного бухгалтера (2 года 5 месяцев 22 дня). Установлен стаж муниципальной службы, дающий право на получение ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет, дополнительного отпуска, пенсии за выслугу лет продолжительностью 17 лет 5 месяцев 4 дня. Основанием для принятия распоряжения указано решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы. Сведений об отмене данного распоряжения в материалах дела не имеется.

Согласно протоколу комиссии по установлению стажа муниципальной службы администрации Александровского муниципального района №1 от 22 марта 2021 года на заседании было рассмотрено заявление ФИО1 о включении в стаж муниципальной службы периода работы с 04 мая 2009 года по 24 октября 2011 года в АО «ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ» в должности заместителя главного бухгалтера (2 года 5 месяцев 22 дня), по результатам рассмотрения заявления ФИО1 было отказано во включении в стаж муниципальной службы указанного периода работы.

12 августа 2022 года ФИО1 обратилась в Администрацию с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, а также о включении периода работы в Александровском филиале ОГУП ЦТИ с 29 октября 2003 года по 27 февраля 2004 года в стаж муниципальной службы.

Письмом Администрации от 24 августа 2022 года №5/3006 в назначении пенсии за выслугу лет истцу отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа муниципальной службы, поскольку на момент назначения страховой пенсии истец не являлась муниципальным служащим, вышла на пенсию по старости не с муниципальной службы (с 13 января 2022 года являлась помощником депутата Законодательного Собрания Пермского края).

Разрешая требования истца о включении в муниципальный стаж периода работы в должности бухгалтера Александровского филиала ОГУП ЦТИ с 29 октября 2003 года по 26 февраля 2004 года, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией период работы истца в должности главного бухгалтера Александровского филиала ОГУП ЦТИ с 27 февраля 2004 года по 22 апреля 2009 года был включен в муниципальный стаж, поскольку данная должность относится к категории главного (старшего) специалиста, что соответствует пункту 11 статьи 12 Закона Пермской области от 09 августа 1999 года №580-86 «О стаже муниципальной службы в Пермском крае», вместе с тем установлено, что ФИО1 в период с 29 октября 2003 года по 26 февраля 2004 года фактически осуществляла обязанности главного бухгалтера (должность относится к категории главного (старшего) специалиста), поэтому суд пришел к выводу о необходимости включения данного спорного периода работы истца в стаж муниципальной службы.

Удовлетворяя требования истца о включении в муниципальный стаж периода работы с 04 мая 2009 года по 24 октября 2011 года в должности заместителя главного бухгалтера АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьей 13, 16 Закона Пермской области от 09 августа 1999 года № 580-86 «О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае», исходил из наличия в отношении истца действующего распоряжения относительно включения спорного периода в муниципальный стаж, что исключает правомерность последующего решения в 2021 году комиссии по установлению стажа муниципальной службы, в связи с переходом истца на иную должность муниципальной службы, об отказе во включении этого же периода работы в стаж муниципальной службы, так как действующим законодательством подобный порядок исчисления муниципального стажа не предусмотрен.

Учитывая, что при зачете спорных периодов, продолжительность стажа муниципальной службы истца на момент увольнения из администрации Александровского муниципального района Пермского края, в связи с ее ликвидацией, составлял более 18 лет (17 лет 10 месяцев 11 дней + 2 года 5 месяцев 22 дня + 3 месяца 29 дней), суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 2, статей 3, 4 Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Александровского муниципального района Пермского края, принятого решением Земского Собрания Александровского муниципального района от 16 декабря 2010 года № 262, установил, что на момент увольнения истец замещала должность, относимую к высшим должностям муниципальной службы, что свидетельствует о возникновении у истца права на назначение пенсии за выслугу лет при назначении страховой пенсии по старости На основании части 1 статьи 8 указанного Положения суд пришел к выводу о том, что пенсия за выслугу лет устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с муниципальной службы и назначения трудовой пенсии, в связи с чем на ответчика возложена обязанность назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет с 12 августа 2022 года.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов о необходимости включения в стаж муниципальной службы истца периода работы с 04 мая 2009 года по 24 октября 2011 года основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В кассационной жалобе представитель ответчика оспаривает судебные акты лишь в части включения в стаж муниципальной службы периода работы в должности заместителя главного бухгалтера АО ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ с 04 мая 2009 года по 24 октября 2011 года продолжительностью 2 года 5 месяцев 22 дня, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, только в указанной части.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

Согласно частям 3, 4 статьи 25 этого же Федерального закона в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 данной статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 15 Закона Пермского края от 04 мая 2008 года № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае» в стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях, определенных Федеральным законом и законом Пермского края. Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него периодов трудовой деятельности устанавливается законом Пермского края.

В соответствии со статьей 13 Закона Пермской области от 09 августа 1999 года № 580-86 «О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае» в стаж государственной гражданской, муниципальной службы включаются следующие виды деятельности: 1) в установленном законодательством Российской Федерации порядке периоды военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах Российской Федерации, работы в интеграционных межгосударственных органах, созданных Российской Стороной совместно с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в международных организациях, в которых граждане Российской Федерации представляли интересы государства; 2) время обучения государственных гражданских и муниципальных служащих в учебных заведениях с отрывом от работы в связи с направлением соответствующим государственным, муниципальным органом для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки; 3) периоды работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским, муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской, муниципальной службы (в совокупности не более пяти лет), на основании решения представителя нанимателя (работодателя).

Согласно части 2 статьи 16 Закона Пермской области от 09 августа 1999 года № 580-86 включение в стаж государственной гражданской, муниципальной службы периодов, указанных в части 3 статьи 13 этого Закона, осуществляется комиссией государственного органа или органа местного самоуправления, порядок образования и работы которой устанавливается нормативным правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления соответственно, на основании заявления государственного гражданского, муниципального служащего. Решение комиссии является основанием для принятия решения представителем нанимателя (работодателем) о включении в стаж государственной гражданской, муниципальной службы периодов, указанных в части 3 статьи 13 данного Закона.

Постановлением администрации Александровского муниципального района от 17 июня 2013 года № 752 утверждено Положение о комиссии по установлению стажа муниципальной службы (далее – Положение о комиссии), которым определены порядок образования и работы комиссии по установлению стажа муниципальной службы.

Из названных нормативных правовых актов следует, что в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы (в совокупности не более пяти лет), на основании решения комиссии представителя нанимателя.

В доводах кассационной жалобы представитель ответчика указал, что периоды работы, о которых говорится в пункте 3 статьи 13, части 3 статьи 16 Закона Пермского края от 09 августа 1999 года №580-86, непосредственно связаны с занимаемой (замещаемой) должностью и включаются в муниципальный стаж, потому что необходимы для выполнения трудовой функции именно по этой должности, поэтому Закон отдает решение вопроса на усмотрение комиссии работодателя, причем предусматривает заявительный характер их включения в муниципальный стаж, этим такие периоды и отличаются принципиально от тех, которые включаются в муниципальный стаж в обязательном порядке; согласно пункту 3.13 Положения о комиссии при переводе муниципального служащего на иную должность муниципальной службы в том же или другом структурном подразделении периоды работы, включенные на основании решения комиссии в стаж муниципальной службы, не сохраняются и подлежат пересмотру; после перевода на должность управляющего делами ФИО1 подала заявление о включении спорного периода в муниципальный стаж, но ей было отказано, не имеет значения, что при переводе на другую должность муниципальной службы распоряжение не было отменено, поскольку сфера его регулирования ограничена должностью и трудовыми функциями заведующего отделом экономического развития, оно не распространялось на управляющего делами, принятое однажды решение о включении в стаж муниципальной службы периода работы по части 3 статьи 13, части 3 статьи 16 Закона Пермской области от 09 августа 1999 года №580-86, оформленное этим распоряжением, не может автоматически продолжить действовать при изменении должности муниципальной службы и трудовых функций, иное означало бы, что по новой должности муниципальной службы, при радикальном изменении трудовых функций автоматически (без заявления работника и без рассмотрения комиссией работодателя) считаются необходимыми опыт и знания, которые были необходимы на прежней должности муниципальной службы.

Указанные доводы не могут служить основанием для отмены судебных актов, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены. Суд апелляционной инстанции верно указал, что Закон Пермской области от 09 августа 1999 года №580-86 «О стаже государственной гражданской, муниципальной службы Пермской области» не содержит положений, предусматривающих необходимость при переводе на другую должность муниципальной службы вновь обращаться за установлением продолжительности муниципального стажа и за включением в него периодов работы, а также право нанимателя устанавливать срок, на который периоды работы включаются в муниципальный стаж, исходя из принципа определенности применения законодательства, определяющего пенсионные права граждан, распоряжение Администрации Александровского муниципального района Пермского края об отказе во включении в стаж муниципальной службы периода работы, ранее включенного в стаж муниципальной службы, является незаконным, следовательно, не подлежит применению при разрешении заявленных требований.

Установление стажа муниципальной службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, за весь период государственной и муниципальной службы истца, большая часть которого требовала опыта и знаний работы в области бухгалтерского учета, без учета периода работы в должности заместителя главного бухгалтера с 04 мая 2009 года по 24 октября 2011 года, который ранее распоряжением от 18 июня 2018 года №178-р (л) на основании решения комиссии был включен ФИО1 в стаж муниципальной службы, дающий право не только на получение ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет, дополнительного отпуска, но и пенсии за выслугу лет, а затем при переводе на другую должность муниципальной службы исключение его из стажа, нарушает такие конституционные принципы, как правовая определенность, справедливость, поддержание доверия граждан к действиям государственных и муниципальных органов.

Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами судов, фактически сводятся к правовой аргументации позиции ответчика, изложенной в судах первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в судебных постановлениях.

Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Александровского городского суда Пермского края от 21 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Александровского муниципального округа – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи