ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-7655/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 18 июня 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Кожевниковой Л.П., Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 04RS0007-01-2019-003713-80 (№ 2-2910/19) по иску М.Л.А. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании решения незаконным и восстановлении нарушенного права,
по кассационной жалобе М.Л.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., объяснения М.Л.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
М.Л.А. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании решения незаконным и восстановлении нарушенного права, просил признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 25 декабря 2018 г. № 05-01-45-и-7182 в установлении ему ежемесячной доплаты к страховой пенсии, обязать ответчика согласовать и утвердить решение Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (далее - Бурятстат) от 11 декабря 2018 г., рассчитать и перечислить истцу ежемесячную доплату к страховой пенсии со дня подачи заявления с 11 декабря 2018 г.
В обоснование иска указано, что 11 декабря 2018 г. он обратился в Бурятстат с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии, предусмотренной Законом Республики Бурятия от 29 сентября 2001г. № 808-II «О доплате к страховой пенсии и пенсии за выслугу лет отдельным категориям граждан».
Бурятстат 11 декабря 2018 г. принял решение об установлении ему ежемесячной доплаты к страховой пенсии и направил документы в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия для подтверждения права, определения размера и выплаты доплаты.
Однако Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия отказало в доплате ввиду того, что Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия не является государственным органом Республики Бурятия, о чем сообщило истцу письмом от 25 декабря 2018 г. № 05-01-45-и-7182.
Истец считает отказ незаконным, поскольку он занимал государственную должность председателя Государственного Комитета статистики по Республике Бурятия, входящую на тот момент в структуру органов исполнительной власти, являлся членом Правительства Республики Бурятия. Данное обстоятельство позволяет истцу воспользоваться правом получения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренным указанным законодательством Республики Бурятия.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 августа 2019 г. исковые требования удовлетворены, суд признал незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии от 25 декабря 2018 г. № 05-01-45-и-7183, обязал ответчика принять решение о согласовании и утверждении решения Бурятстата от 11 декабря 2018 г. о назначении истцу ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, обязал ответчика произвести перерасчет суммы доплаты к страховой пенсии со дня подачи заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 декабря 2019 г. решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 августа 2019 г. отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении иска.
М.Л.А., обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, с учетом дополнений к ней, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 декабря 2019 г., в которой просит апелляционное определение отметить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на неправильное толкование норм материального права судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с 1 июня 1990 г. занимал должность начальника Бурятского Республиканского управления по статистике (приказ Госкомстата РСФСР от 30 мая 1990 г. № 337).
С 1 января 1992 г. Бурятское Республиканское управление по статистике преобразовано в Государственный комитет по статистике Республики Бурятия, М.Л.А. утвержден в должности председателя Госкомстата Республики Бурятия (приказ Госкомстата Российской Федерации от 10 января 1992 г. № 12к.).
С 1 октября 1998 г. назначен на государственную должность председателя Государственного комитета Республики Бурятия по статистике – руководителя Территориального органа Госкомстата России (приказ Госкомстата России от 21 октября 1998 г. № 563-к ).
Комитет государственной статистики Республики Бурятия преобразован в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 1024-р.
Из трудовой книжки истца также усматривается, что истец был назначен председателем Государственного комитета Республики Бурятия по статистике – членом Правительства Республики Бурятия ( Указ Президента Республики Бурятия от 2 августа 1994 г. № 17), назначен членом Правительства Республики Бурятия ( Указ Президента Республики Бурятия от 29 июля 1998 г. № 145).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Указу Президента Республики Бурятия от 8 сентября 1994 г. № 63 ( утратил силу 27 марта 1997 г.), Указу Президента Республики Бурятия от 2 апреля 1996 г. № 125 (утратил силу 18 января 2006 г.), Указу Президента Республики Бурятия от 26 июля 1998 г. № 144 в перечень органов совместного республиканского и федерального управления входил Государственный комитет Республики Бурятия по статистике, перечнем государственных должностей Республики Бурятия предусмотрена должность «председателя Государственного комитета Республики Бурятия», соответственно М.Л.А., замещая государственную должность Республики Бурятия, получил право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, гарантированную Законом Республики Бурятия от 29 сентября 2001 г. № 808-II «О доплате к страховой пенсии и пенсии за выслугу лет отдельным категориям граждан».
При этом суд первой инстанции не принял доводы ответчика о том, что Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия не является государственным органом Республики Бурятия, а исходил из того, что основанием для назначения ежемесячной доплаты является тот период времени, в течение которого лицо, имеющее право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, занимало государственную должность. В данном случае - государственную должность председателя Государственного комитета статистики по Республике Бурятия, входящей на тот момент в структуру органов исполнительной власти Республики Бурятия согласно пп.2 п.II Указа Президента Республики Бурятия от 9 сентября 1994 г. № 63.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что М.Л.А. претендует на ежемесячную доплату к страховой пенсии после 10 августа 2018 г., то есть, после прекращения, освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе в соответствии с п.4 ч.2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». То есть, полномочия истца прекращены в период осуществления им полномочий по должности федеральной государственной гражданской службы, в связи с чем отсутствует совокупность условий, предусмотренных пп. «а» п.1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 г. № 808-II, а именно замещение на 22 мая 1996 г. и позднее не менее 4-х лет государственной должности Республики Бурятия и освобождения от должности в связи с прекращением полномочий или достижение пенсионного возраста в период осуществления полномочий по государственной должности Республики Бурятия.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ФИО2 2 августа 1994 г. назначен председателем Государственного комитета Республики Бурятия по статистике –членом Правительства Республики Бурятия на основании Указа Президента Республики Бурятия от 2 августа 1994 г. № 17. Соответственно, начиная с указанного периода, истец вправе претендовать на ежемесячную доплату к страховой пенсии.
Однако, как усматривается из Указа Президента Республики Бурятия от 9 сентября 1994 г. № 63 Государственный комитет Республики Бурятия по статистике относился к органам исполнительной власти совместного республиканского и федерального управления. Аналогичные положения содержал Указ Президента Республики Бурятия от 29 июля 1998 г. № 144.
Действительно, согласно Указу Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике находился в структуре федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 5 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 5547-1 определена единая система комитета, куда входили его органы в республиках, входящих в состав Российской Федерации. Аналогичные положения содержались в Положении о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1994 г. № 834 и в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85. Из указанных положений усматривается, что территориальные органы Госкомстата России в части выполнения федеральных статистических программ финансировались за счет средств федерального бюджета.
Поскольку Государственный комитет Республики Бурятия по статистике не относился к органам исполнительной власти республиканского управления, а был совместным органом исполнительной власти – республиканского и федерального управления до издания Указа Президента Республики Бурятия от 8 августа 2002 г. № 158, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия пришла к выводу о том, что соответственно, должность председателя именно данного Госкомитета не дает права М.Л.А., несмотря на то, что он входил в состав Правительства республики в силу должности, на назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии счет республиканского бюджета и по пп. «г» п.1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 г. № 808-II.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применил нормы материального права.
Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим определены ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ).
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховой пенсии» и выплачивается одновременной с ней ( п.2 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ).
Лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, а также на ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей или одна из иных выплат по их выбору ( п.3.1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ).
В Республике Бурятия основания, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия, и пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Бурятия регулируется Законом Республики Бурятия от 29 сентября 2001 г. № 808-II «О доплате к страховой пенсии и пенсии за выслугу лет отдельным категориям граждан» (далее- Закон Республики Бурятия от 29 сентября 2001 г. № 808-II).
Согласно п.1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 г. № 808-II до принятия соответствующего федерального закона гарантируется право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии:
а) лицам, замещавшим на 22 мая 1996 г. и позднее не менее четырех лет на профессиональной постоянной основе государственные должности Республики Бурятия, освобожденным от должности в связи с прекращением полномочий ( в том числе досрочно), достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Республики Бурятия;
г) лицам, замещавшим на постоянной основе не менее 1 года должности в органах государственной власти и управления Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики, Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики, Бурятской Советской Социалистической Республики, Республики Бурятия, а также в органах КПСС до 14 марта 1990 г. (дня введения в действие в новой редакции ст. 6 Конституции (Основного Закона) СССР).
Пунктом 2 ст. 1 вышеуказанного закона предусмотрено, что перечень должностей, замещение которых в органах государственной власти и управления БМАСССР, БурАСССР, БурСССР, Республики Бурятия, а также в органах КПССС до 14 марта 1990 г. (дня введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР) дает право на получение доплаты к страховой пенсии, устанавливается Главой Республики Бурятия.
Пунктом 2 Указа Президента Республики Бурятия от 15 января 2003 г. № 13 в редакции от 13 февраля 2018 г. «О реализации Закона Республики Бурятия «О доплате к страховой пенсии и пенсиях за выслугу лет отдельным категориям граждан» утвержден Перечень должностей в органах государственной власти и управления БМАСССР, БурАСССР, БурСССР, Республики Бурятия, а также в органах КПССС до 14.03.1990г. для установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим указанные должности ( приложение № 2).
В Приложении № 2 к Указу Президента Республики Бурятия от 15 января 2003 г. № 13, действовавшим в спорный период, в указанный Перечень должностей включена должность «Председатель Госкомитета».
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отметить, что, как правильно указал суд апелляционной инстанции, согласно пп. «а» п.1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 г. № 808-II для получения ежемесячной доплаты к страховой пенсии необходимо не только на 22 мая 1996 г. и позднее не менее 4-х лет замещать государственную должность Республики Бурятия, но и быть освобожденным от должности в связи с прекращением полномочий или достигнуть пенсионного возраста в период осуществления полномочий именно по государственной должности Республики Бурятия, что следует из буквального толкования с учетом п.2.1.1 Положения, утвержденного Указом Президента Республики Бурятия от 15 января 2003 г. № 13).
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что записи о назначении М.Л.А. на должности производились на основании приказов Госкомстата РСФСР от 1990 г., о преобразовании - Госкомстата Российской Федерации от 1991 г., об утверждении в должности - Госкомстата Российской Федерации от 1992 г., 1998 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г.
Полномочия истца прекращены 10 августа 2018 г. в период осуществления полномочий по должности федеральной государственной гражданской службы - председателя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия ( Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 1024-р.), в классном чине государственной гражданской службы Российской Федерации «Государственный советник Российской Федерации 2 класса».
Установив фактические обстоятельства дела, применив указанные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 25 декабря 2018 г. № 05-01-45-и-7182 в установлении истцу ежемесячной доплаты к страховой пенсии соответствует республиканскому законодательству, оснований для признания его незаконным нет.
Доводы кассатора о том, что Закон Республики Бурятия от 29 сентября 2001 г. № 808-II не запрещает устанавливать доплату лицам, замещавшим государственные должности в органах, находившихся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Бурятия не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку судом апелляционной инстанции дано буквальное толкование положениям упомянутого закона, который позволяет осуществлять доплату только лицам, замещавшим государственные должности Республики Бурятия и полномочия которых были прекращены в период замещения такой должности. Буквальное толкование закона применено судом в совокупности с анализом положений других нормативных актов, регулирующих спорные отношения.
Следует отметить, что Республика Бурятия, устанавливая условия назначения лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия, доплаты к страховой пенсии, вправе определять, замещение каких должностей дает право на получение такой доплаты, исходя из своих финансовых возможностей.
Доводы кассатора о том, что его вины в преобразовании органа статистики Республики Бурятия в орган совместного ведения Республики и Федерации не имеется, также не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку не влияют на применение положений указанного закона в том толковании, которое ему дано судом.
Ссылки кассатора о наличии у него писем, в том числе и Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия (от 26 июня 2010 г.), подтверждающих его право на установление указанной ежемесячной доплаты, также не могут повлечь отмену обжалуемого апелляционного определения, поскольку указанные письма не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими право истца на указанную доплату.
Другие доводы кассационной жалобы сводятся к собственному толкованию истцом указанных норм права и порядку их применения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену по существу правильного решения, поскольку выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения ст. 390 ГПК Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что нарушений норм материального права или норм процессуального права при рассмотрении дела, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу М.Л.А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: