УИД 59RS0009-01-2021-000320-80
№ 88-2845/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 17 марта 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Зеленовой Е.Ф., Руновой Т.Д.,
с участием прокурора Кустикова А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-293/2021 по иску ФИО1 к администрации Александровского муниципального района Пермского края, администрации Александровского муниципального округа Пермского края о восстановлении на работе, признании предупреждений о предстоящем увольнении недействительными, взыскании заработка за время вынужденного прогула, возложении обязанности перечислить страховые взносы,
по кассационной жалобе ФИО1, кассационному представлению прокурора Пермского края на решение Александровского городского суда Пермского края от 09 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационных жалобы, представления, заслушав объяснения истца ФИО2, а также ее представителя – адвоката Затонскую Е.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кустикова А.Г., полагавшего судебные постановления подлежащими отмене,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском, с учетом уточнения исковых требований, к администрации Александровского муниципального района Пермского края, администрации Александровского муниципального округа Пермского края, в котором просила восстановить ее на работе в администрации Александровского муниципального округа Пермского края, являющейся правопреемником администрации Александровского муниципального района Пермского края, в должности управляющего делами; признать предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от 17 октября 2019 года № 525 к/сл, от 25 декабря 2019 года № 652 к/сл, от 21 октября 2020 года № 346 к/сл недействительными; взыскать с администрации Александровского муниципального округа Пермского края заработную плату за время вынужденного прогула в размере 3 907 руб. 64 коп. за каждый рабочий день при пятидневной рабочей неделе с 12 июня 2021 года по день вынесения решения суда; возложить на администрацию Александровского муниципального района обязанность перечислить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальный счет застрахованного лица за период, указанный в части 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, начиная с 12 мая 2021 года; взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 500 руб.
В обоснование требований указано, что распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края от 21 октября 2020 года № 321-р (л) истец назначена на должность управляющего делами администрации Александровского муниципального района Пермского края (высшая муниципальная должность). 17 октября 2019 года, 25 декабря 2019 года, 21 октября 2020 года работодатель предупреждал ее о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края на основании части 5 статьи 1 Закона Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровского муниципального округа Пермского края». Распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 163-р(л) с истцом расторгнут трудовой договор, она освобождена от должности управляющего делами администрации Александровского муниципального района Пермского края и уволена с 11 мая 2021 года с муниципальной службы в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Считает, что увольнение произошло в нарушение пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку не было ликвидации организации, основанием которого послужило, в том числе ее увольнение, поскольку произошло лишь правопреемство. Кроме того, в нарушение части 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель уволил истца в период временной нетрудоспособности, что подтверждается листками временной нетрудоспособности за период с 05 апреля 2021 года по 12 мая 2021 года.
Решением Александровского городского суда Пермского края от 09 августа 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 октября 2021 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе и кассационном представлении истец ФИО1, прокурор Пермского края просят отменить судебные постановления, ссылаясь на их необоснованность и незаконность.
В поданных возражениях представитель ответчика администрации Александровского муниципального округа Пермского края просит оставить судебные постановления без изменения.
Ответчики – администрация Александровского муниципального округа, администрация Александровского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не направляли, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, возражений на них, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что не имеется оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что между ФИО1 и администрацией Александровского муниципального района Пермского края заключен трудовой договор № 239 от 02 марта 2017 года, в соответствии с которым ФИО1 работала в администрации Александровского муниципального района Пермского края в должности начальника сектора размещения муниципальных закупок, относящейся в соответствии с Реестром муниципальных должностей к группе ведущих должностей муниципальной службы (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 1.2 указанного трудового договора с ФИО1 трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Согласно распоряжению администрации Александровского муниципального района Пермского края № 321-р(л) от 21 октября 2020 года и дополнительному соглашению от 21 октября 2020 года № 239/5 к трудовому договору от 02 марта 2017 года № 239 ФИО1 назначена переводом на должность управляющий делами администрации района (высшая должность муниципальной службы) из резерва кадров администрации района.
23 мая 2019 года Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» (далее - Закон № 395-ПК).
Статьей 1 Закона № 395-ПК предусмотрено, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразовать Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское городское поселение, Яйвинское городское поселение, Скопкортненское сельское поселение, входящие в состав Александровского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование. Наделить новое муниципальное образование, образованное путем проведения преобразования, указанного в абзаце первом настоящей части, статусом муниципального округа (далее - Александровский муниципальный округ Пермского края).
Частью 5 статьи 1 указанного закона предусмотрено, что Александровский муниципальный округ Пермского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона. Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское городское поселение, Яйвинское городское поселение, Скопкортненское сельское поселение и Александровский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.
Статьей 4 Закона предусмотрен переходный период до 01 января 2020 года. В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления Александровского муниципального округа Пермского края, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных настоящим Законом (часть 2 статьи 4 Закона № 395-ПК).
Согласно части 4, 5 статьи 4 указанного Закона, со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы подлежат ликвидации как юридические лица.
На основании решения Думы Александровского муниципального округа от 08 апреля 2021 года № 163 (с учетом внесенных изменений решениями Думы Александровского муниципального округа от 15 апреля 2021 года № 165, от 29 апреля 2021 года № 171) учреждена администрация Александровского муниципального округа и ее структура, администрацию Александровского муниципального округа считать сформированной с 12 мая 2021 года.
Запись о создании юридического лица администрации Александровского муниципального округа внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 16 апреля 2021 года.
Распоряжением администрации Александровского муниципального округа от 12 мая 2021 года № 1-р(л) утверждено штатное расписание администрации Александровского муниципального округа.
Решением Думы Александровского муниципального округа от 07 июня 2021 года № 190 принято решение о ликвидации администрации Александровского муниципального района Пермского края, утверждении Положения о ликвидационной комиссии, плана мероприятий по ликвидации администрации Александровского муниципального района Пермского края, Финансового управления администрации Александровского муниципального района Пермского края, Управления образования администрации Александровского муниципального района Пермского края, состав ликвидационной комиссии. Согласно данному решению, вступившему в силу, настоящее решение распространяется на правоотношения с 12 мая 2021 года.
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, администрация Александровского муниципального района находится в стадии ликвидации, дата внесения записи – 05 июля 2021 года.
22 октября 2019 года ФИО1 получено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от 17 октября 2019 года № 525 к/сл, из которого следует, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор от 02 марта 2017 года № 239 будет расторгнут 31 декабря 2019 года.
Согласно предупреждению от 25 декабря 2019 года № 652 к/сл о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации взамен ранее выданного предупреждения № 525 к/сл от 17 октября 2019 года, ФИО1 предупреждена, что трудовой договор от 02 марта 2017 года № 239 подлежит расторжению на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с требованиями части 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор от 2 марта 2017 года № 239 будет расторгнут не ранее, чем по истечении двух месяцев со дня получения настоящего предупреждения. Последним рабочим днем будет являться день, предшествующий дню формирования администрации Александровского муниципального округа. Данное предупреждение ФИО1 получено 25 декабря 2019 года.
21 октября 2020 года ФИО1 получено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации взамен ранее выданных предупреждений № 525 к/сл от 17 октября 2019 года и 652 к/сл от 25 декабря 2019 года, согласно которому ФИО1 предупреждена, что трудовой договор от 02 марта 2017 года № 239 подлежит расторжению на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с требованиями части 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор от 02 марта 2017 года № 239 будет расторгнут не ранее, чем по истечении двух месяцев со дня получения настоящего предупреждения. Последним рабочим днем будет являться день, предшествующий дню формирования администрации Александровского муниципального округа.
В связи с предстоящей ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края в адрес профсоюзной организации администрации Александровского муниципального района 23 сентября 2019 года было направлено соответствующее уведомление с приложением списка работников, по результатам рассмотрения которого профсоюзный комитет дал согласие по вопросу увольнения работников в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (мотивированное мнение первичной профсоюзной организации и протокол общего собрания профсоюзной организации от 24 сентября 2019 года).
23 сентября 2019 года и 19 февраля 2021 года администрацией Александровского муниципального района Пермского края в адрес Государственного учреждения - Центр занятости населения г. Александровска Пермского края также были направлены списки работников в связи с предстоящим увольнением в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края.
Распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края № 163-р(л) от 11 мая 2021 года трудовой договор с ФИО1 расторгнут в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, с 11 мая 2021 года ФИО1 освобождена от занимаемой должности управляющего делами администрации района. На основании части 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации ФИО1 выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
С распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края № 163-р(л) от 11 мая 2021 года, в котором указано основание расторжения трудового договора (увольнения), ФИО1 ознакомлена 11 мая 2021 года, в тот же день ей выдана трудовая книжка, произведены соответствующие выплаты, связанные с ее увольнением.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о признании предупреждений о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от 17 октября 2019 года № 525 к/сл, от 25 декабря 2019 года № 652 к/сл, от 21 октября 2020 года № 346 к/сл недействительными, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, возложении обязанности перечислить страховые взносы, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 3, частью 1 статьи 19 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пунктом 1 части 1 статьи 81, частью 2 статьи 180 Трудового кодека Российской Федерации», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 13, 34, 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края», исходил из того, что с 12 мая 2021 года - со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы подлежат ликвидации как юридические лица; в настоящее время администрация Александровского муниципального района находится в стадии ликвидации, в связи с чем у ответчика имелись основания для увольнения истца по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; увольнение работников до завершения процедуры ликвидации не противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; порядок увольнения истца в связи с ликвидацией администрации не нарушен.
Отклоняя довод истца о том, что распоряжение об увольнении в связи с ликвидацией администрации было издано ранее, чем принято решение Думой Александровского муниципального округа от 07 июня 2021 года о ликвидации администрации Александровского муниципального района, суд первой инстанции исходил из того, что Законом Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» прямо предусмотрено, что полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы подлежат ликвидации как юридические лица со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края.
Отклоняя довод истца о том, что истцу в администрации Александровского муниципального округа необоснованно не были предложены вакантные должности, суд первой инстанции указал, что положения Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» распространяются на государственных гражданских служащих, истец же являлась муниципальной служащей. При этом ни нормами Трудового кодекса Российской Федерации, ни нормами Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ни Уставом муниципального образования обязанность работодателей предлагать муниципальным служащим при ликвидации юридического лица вакантные должности не предусмотрена.
Признавая несостоятельным довод истца о реорганизации юридического лица с передачей полномочий, в том числе в трудовых отношениях, от администрации Александровского муниципального района администрации Александровского муниципального округа, суд первой инстанции указал, что администрация Александровского муниципального района находится в стадии ликвидации, при этом часть 1 статьи 3 Закона Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края», пункты 4, 5 Решения Думы Александровского муниципального округа от 08 апреля 2021 года № 163 содержат сведения, указывающие на правопреемство полномочий муниципальных образований в части решения вопросов местного значения, к которым вопросы трудовых правоотношений между администрацией Александровского муниципального района и ее работниками не относятся. Вновь образованное юридическое лицо администрация Александровского муниципального округа не является правопреемником администрации Александровского муниципального района в трудовых отношениях с работниками.
Отклоняя довод истца о нарушении ответчиком процедуры увольнения, прекратившим с ней трудовые отношения в период ее временной нетрудоспособности и нахождении в очередном отпуске, суд первой инстанции сослался на то, что увольнение истца в период временной нетрудоспособности по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации, отвечает требованиям трудового законодательства.
Признавая несостоятельным довод истца о том, что ее увольнение является незаконным, поскольку она имеет преимущественное право оставления на работе ввиду предпенсионного возраста, суд первой инстанции указал, что истец была уволена по основанию пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, где все работники организации подлежат увольнению. При этом право формирования штата работников в новой организации принадлежит новому работодателю.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отметив, что доказательств, подтверждающих дискриминационный характер причин увольнения, истцом в суд не представлено. Обстоятельств, свидетельствующих об ограничении ответчиком трудовых прав истца, тем более по причинам, перечисленным в части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные соответственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1, 2 статьи 13 данного закона, преобразованием муниципальных образований является, в том числе, объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 37 указанного закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Часть 7 той же статьи устанавливает, что местная администрация обладает правами юридического лица.
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1).
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (пункт 2).
Согласно части 3.1-1 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.
Статьей 1 Закона Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» предусмотрено преобразовать Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское городское поселение, Яйвинское городское поселение, Скопкортненское сельское поселение, входящие в состав Александровского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование. Наделить новое муниципальное образование, образованное путем проведения преобразования, указанного в абзаце первом настоящей части, статусом муниципального округа (часть 1).
Александровский муниципальный округ Пермского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона. Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское городское поселение, Яйвинское городское поселение, Скопкортненское сельское поселение и Александровский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона (часть 5 статьи 1 Закона Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края»).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в абзаце седьмом статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В силу части 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов о том, что ввиду объединения поселений, входящих в состав Александровского муниципального района, в Александровский муниципальный округ на основании Закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края», Александровский муниципальный район утратил статус муниципального образования, была сформирована администрация Александровского муниципального округа, в связи с чем, были прекращены полномочия органов местного самоуправления Александровского муниципального района, которые подлежат ликвидации как юридические лица на основании решения Думы Александровского муниципального округа, основаны на приведенном правовом регулировании, установленных судами обстоятельствах и доводами кассационной жалобы и кассационного представления не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы и кассационного представления о том, что в данном случае произошла реорганизация юридического лица, так как администрация Александровского муниципального округа является правопреемником по отношению к органам местного самоуправления Александровского муниципального района, в том числе в трудовых отношениях, возможность сохранения трудовых отношений с юридическим лицом, к которому перешли права и обязанности работодателя истца, не утрачены, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно части 4 статьи 4 Закона Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края», со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются.
На основании части 5 статьи 4 данного Закона со дня прекращения полномочий органов местного самоуправления Александровского городского поселения, Всеволодо-Вильвенского городского поселения, Яйвинского городского поселения, Скопкортненского сельского поселения и Александровского муниципального района, определенного в соответствии с частью 4 настоящей статьи, указанные органы местного самоуправления подлежат ликвидации как юридические лица на основании решения представительного органа муниципального образования.
Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Согласно части 10 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
В главе 3 (статьи 14, 15, 16) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указан перечень вопросов, отнесенных к вопросам местного значения, к которым вопросы трудовых правоотношений между администрацией района и ее работниками не относятся.
В силу части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края», органы местного самоуправления Александровского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Александровского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Таким образом, со дня формирования администрации Александровского муниципального округа полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, органы местного самоуправления Александровского муниципального района подлежат ликвидации как юридические лица.
Прекращение полномочий органов местного самоуправления означает прекращение полномочий таких органов по решению вопросов местного значения, а также иных вопросов, связанных с выполнением представительских функций такого органа. При этом, существо правоотношений не допускает их прекращения без правопреемства, в связи с чем соответствующие полномочия органов местного самоуправления Александровского муниципального района и входящих в его состав поселений, переданы органам Александровского городского округа, а сами органы Александровского муниципального района как юридические лица ликвидированы на основании решения представительного органа муниципального образования. При этом как правильно отметил суд первой инстанции, правопреемство полномочий муниципальных образований произошло только в части решения вопросов местного значения, к которым вопросы трудовых правоотношений между администрацией Александровского муниципального района и муниципальными служащими не относятся, вновь образованное юридическое лицо администрация Александровского муниципального округа не является правопреемником администрации Александровского муниципального района в трудовых отношениях с работниками.
Поскольку в отношении администрации Александровского муниципального района принято решение о ликвидации, трудовые договоры со служащими могли быть расторгнуты на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, каких-либо исключений в данной части Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не содержит.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца, положения взаимосвязанных норм статьи 75 и пункта 6 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения) не могли быть применены к данному спору, поскольку статья 75 предусматривает продолжение трудовых отношений при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального учреждения. В рассматриваемом случае не произошло ни одного из обстоятельств, перечисленных в статье 75 Трудового кодекса Российской Федерации, а произошла ликвидация администрации Александровского муниципального района.
Довод кассационной жалобы ФИО1 о том, что на дату ее увольнения 11 мая 2021 года не было принято правоустанавливающего документа о ликвидации администрации Александровского муниципального района, следовательно, процедура ликвидации не производилась, решение о ликвидации организации принято Думой только 07 июня 2021 года, судом кассационной инстанции отклоняется.
Законом Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» предусмотрено, что полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы подлежат ликвидации как юридические лица со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края (статьи 4). Решением Думы Александровского муниципального округа от 08 апреля 2021 года № 163 учреждена администрация Александровского муниципального округа и ее структура, администрацию Александровского муниципального округа считать сформированной с 12 мая 2021 года. Истец уволена 11 мая 2021 года, а с 12 мая 2021 года муниципальные служащие начали свою работу в сформированной администрации округа.
Таким образом, со дня формирования администрации Александровского муниципального округа полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы местного самоуправления Александровского муниципального района подлежат ликвидации как юридические лица. Администрация Александровского муниципального округа сформирована с 12 мая 2021 года, следовательно, увольнение истца в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района 11 мая 2021 года является правильным. Со дня формирования администрации Александровского муниципального округа (12 мая 2021 года) служащие администрации Александровского муниципального района утратили возможность выполнять обязанности, поскольку к выполнению служебных обязанностей приступили служащие округа.
Истец была заблаговременно уведомлена об увольнении по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и о том, что последним рабочим днем будет являться день, предшествующий дню формирования администрации Александровского муниципального округа, что прямо следует из предупреждения от 25 декабря 2019 года № 652 к/сл о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией администрации, которое было получено истцом 25 декабря 2019 года.
При этом доводы ФИО1 относительно несогласия с предупреждениями о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от 17 октября 2019 года № 525 к/сл, от 25 декабря 2019 года №652 к/сл, от 21 октября 2020 года № 346 к/сл и необходимости признания их недействительными не свидетельствует о незаконности решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку вручение уведомления работодателя о предстоящем сокращении, свидетельствует о соблюдении порядка увольнения истца.
Обоснованность увольнения истца в связи с ликвидацией администрации 11 мая 2021 года также подтверждает и Решение Думы Александровского муниципального округа от 07 июня 2021 года № 190, которым принято решение о ликвидации администрации Александровского муниципального района Пермского края, и которым указано, что настоящее решение распространяется на правоотношения с 12 мая 2021 года.
Тот факт, что на момент увольнения истца (11 мая 2021 года) еще не было принято решения Думы Александровского муниципального округа о ликвидации администрации района, не влияет на основание увольнения (увольнение в связи с ликвидацией администрации), так как из положений статьи 4 Закона Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» прямо следует, что со дня формирования администрации Александровского муниципального округа полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы местного самоуправления Александровского муниципального района подлежат ликвидации как юридические лица.
Довод кассационной жалобы истца о применении к данному спору Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в частности положений статьи 31, регулирующей отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку истец состояла на муниципальной, а не на государственной гражданской службе. Вопросы муниципальной службы регулируются Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», который не содержит для муниципальных служащих (в отличие от государственных гражданских служащих) в случае упразднения органа местного самоуправления гарантий, аналогичных в части 1, 4, 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о предложении гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, вакансий в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах - в иных государственных органах.
Довод кассационной жалобы и кассационного представления о наличии в отношении истца дискриминации, так как некоторые работники ликвидированного органа местного самоуправления приняты на работу образованного органа местного самоуправления с сохранением имевшихся должностей, другим же работникам данное право предоставлено не было, что свидетельствует о нарушении при увольнении истца положений статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, отклоняется, поскольку увольнение истца произведено в связи с ликвидацией администрации, положения части 1 статьи 180, 261 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающих гарантии преимущественного оставления на работе определенной категории лиц, не подлежат применению.
Согласно части 2, 4 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Запрет на отказ в приеме на работу, не связанный исключительно с деловыми качествами работника установлен статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации. Доказательств совершения администрацией Александровского муниципального округа и администрацией Александровского муниципального района действий, нарушающих положение указанных норм, в материалах дела не имеется и судом не установлено. То обстоятельство, что на работу во вновь учрежденный орган были приняты бывшие работники администрации Александровского муниципального района, сам по себе о дискриминации истца не свидетельствует, независимо от оснований увольнения таких работников с прежней работы.
Ссылка в кассационной жалобе истца на то, что в предупреждениях об увольнении отсутствует информация о наличии решения о ликвидации администрации Александровского муниципального района, не свидетельствует о незаконности судебных постановлений, скорее это вызвано объективными причинами, избрание Главы округа, представительного органа округа требует большого временного промежутка, в связи с чем истец была уведомлена о том, что последним ее рабочим днем будет являться день, предшествующий дню формирования администрации Александровского муниципального округа.
Доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии со штатным расписанием, принятым администрацией округа 12 мая 2021 года, длительное время оставались вакантными должности, соответствующие уровню образования и опыта работы истца, а в дальнейшем на подобные должности были приняты люди, не состоящие в резерве администрации округа и не участвующие в конкурсе для получения преимущественного права по сравнению с другими кандидатами на вакантные должности, ответчик своими действиями нарушил ее право на труд, что повлекло за собой переживания, доход по прежнему месту работы был единственным заработком, доводы кассационного представления о том, что гражданское законодательство, регламентирующее порядок преобразования муниципальных образований в два этапа: ликвидация юридического лица (ранее существовавшего органа местного самоуправления) и регистрация нового юридического лица (органа местного самоуправления с идентичными полномочиями) не подлежит применению в настоящем споре, так как ущемляет трудовые права граждан, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и были правомерно отвергнуты как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Истец не была лишена возможности обратиться в администрацию муниципального округа с заявлением о приеме ее на работу и в случае получения отказа в приеме на работу обжаловать его в предусмотренном законом порядке.
Доводы кассационной жалобы и кассационного представления не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, по делу не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы и кассационного представления не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Александровского городского суда Пермского края от 09 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, кассационное представление прокурора Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи