I инстанция – Клочков М.А.
II инстанция – Семченко А.В., Жолудова Т.В. (докладчик), Заскалько О.В.
Дело №88-842/2022 (88-30763/2021)
2-2947/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 января 2022 г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шамрай М.С.
судей Лысовой Е.В., Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения СЗАО г. Москвы об обязании выдать удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца, третье лицо: Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы,
по кассационной жалобе представителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы ФИО2 на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 27 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С., выслушав объяснения представителей УСЗН СЗАО г. Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя истца, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия
установила
ФИО1 обратился в суд с иском Управлению социальной защиты населения СЗАО г. Москвы об обязании выдать удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца, указав в обоснование заявленных требований, что 25 сентября 2019 г. он обратился в Отдел социальной защиты населения района Митино УСЗН Северо-Западного административного округа г. Москвы с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и его дубликата.
Решением ответчика от 25 сентября 2019 г. № 240700138374 в предоставлении государственной функции в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и его дубликата отказано, в связи с отсутствием права на получение государственной услуги. С указанным решением истец не согласен, указывая на то, что в соответствии с действующим законодательством право на присвоение статуса участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС имеют граждане, принимавшие в 1986- 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
С учетом изложенного, ФИО1 просил суд признать решение УСЗН СЗАО г. Москвы об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО1 незаконным; установить факт нахождения ФИО1 в период с 19 мая 1986г. по 19 августа 1986г. в зоне отчуждения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; обязать УСЗН СЗАО г. Москвы выдать ФИО1 удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; взыскать расходы на представителя в размере 51 000 руб.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 27 августа 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 февраля 2021 г., исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение УСЗН Северо-Западного административного округа г. Москвы от 25 сентября 2019 г.; возложил обязанность на УСЗН Северо-Западного административного округа г. Москвы выдать ФИО1 удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца. С УСЗН Северо-Западного административного округа г. Москвы в пользу ФИО1 взысканы юридические расходы в размере 15 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы просит об отмене судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Указывает на отсутствие доказательств, свидетельствующих о выдаче ФИО1 удостоверения в 1991 году в установленном законом порядке и при наличии достаточных к тому оснований. Также, обращает внимание на то, что УСЗН Северо-Западного административного округа г. Москвы является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с тем, что решение о выдаче удостоверения принимается органами МЧС.
Согласно ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился ФИО1
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 21 августа 2019 г. ФИО1 обратился в МФЦ района Митино с заявлением о предоставлении государственной функции «Выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и его дубликата» (регистрационный номер обращения 240700138374).
В связи с отсутствием документов, подтверждающих факт участия ФИО1 в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, 25 сентября 2019 г. вынесено решение об отказе в предоставлении государственной функции № 240700138374. При принятии решения об отказе в предоставлении услуги ответчиком было учтено, что в представленном ФИО1 военном билете НУ № 8275815, выданном 16 октября 1984 г. Черкасским объединенным городским военным комиссариатом Черкасской области в графе «Особые отметки» указано, что с 19 мая по 19 августа 1986 г. ФИО1 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Сведения о факте участия истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, отсутствуют. Представленное ФИО1 удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии А № 478137, выданное Гагаринским райвоенкоматом 21 мая 1991 г., не может служить основанием для выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Из архивной справки Министерства обороны Украины от 10 апреля 2014 г. № 18-51.04-10-177/1, полученной ОСЗН в результате межведомственного взаимодействия, следует, что ФИО1 проходил срочную военную службу в войсковой части 39289 (г. Киев) с 04 июня 1985 г. (приказ № 126) по 31 декабря 1986 г. (приказ № 294). В приказах командира указанной войсковой части, за период с 19 мая 1986 г. по 19 августа 1986 г. откомандирование ФИО1, в том числе и для участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, не отражено. В перечне войсковых частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1990 годах, войсковая часть 39289, в которой ФИО1 проходил срочную военную службу, значится. В связи с чем, факт участия ФИО1 в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения представленными документами не подтверждается.
В подтверждение своего права на получение требуемого удостоверения и факта участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС истцом суду были представлены: удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии А № 478137 от 21 мая 1991 г., выданное Гагаринским райвоенкомом истцу, военный билет НУ № 8275815, выданный 16 октября 1984 г. Черкасским объединенным городским военным комиссариатом Черкасской области, в котором в графе «Особые отметки» указано, что с 19 мая по 19 августа 1986 г. ФИО1 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, архивная справка ФГКУ ЦА Минобороны России о том, что войсковая часть 39289 в Перечне воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 г.г. значится.
Разрешая заявленные истцом требования о признании незаконным решения УСЗН СЗАО г. Москвы от 25 сентября 2019 г., обязании выдать удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08 декабря 2006 г., учитывал позицию Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении, поскольку совокупность представленных истцом документов свидетельствует о выполнении им работ в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС и выдаче ему ранее в связи с этим соответствующего удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, серии А N 478137 от 21 мая 1991 г., действовавшего на всей территории СССР.
При этом, суд учел, что каких-либо доказательств, свидетельствующих, о выдаче ФИО1 удостоверения в 1991 году в нарушение установленного порядка и без достаточных к тому оснований либо о наличии обоснованных сомнений в правомерности получения истцом указанного удостоверения, не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что условия для отказа выдачи ФИО1 удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС у ответчика отсутствовали.
С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, который отклонил доводы ответчика о неправомерности возложения обязанности по выдаче удостоверения на УСЗН СЗАО г. Москвы с учетом того, что бланки удостоверений выдаются МЧС России при предоставлении полного пакета документов в соответствии с установленными Порядком, указав, что органы в сфере социальной защиты населения, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, являются одним из уполномоченных органов, на которых возложена обязанность оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом в соответствии с п. 9 Приказа МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21 апреля 2020 г. "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" МЧС России выдаются бланки удостоверений представителям уполномоченных органов на основании заявки (письменного обращения), доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения, которым может являться, в том числе судебный акт.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судебными инстанциями правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Частью пятой статьи 15 названного закона предусмотрено, что Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, которым согласно части четвертой статьи 15 указанного закона выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным законом, с момента их предъявления.
Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются паспорт гражданина Российской Федерации и удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (абзацы первый - третий).
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения абзац четвертый пункта 4 Порядка предусматривает, что заявителем представляется кроме перечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных его пунктом 6.
Пункт 6 Порядка содержит конкретные виды документов, подтверждающих участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (абзацы второй - десятый), а также подтверждающих участие в работах по объекту "Укрытие" (абзацы двенадцатый - четырнадцатый).
Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержден постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 года N 5625-1.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в его действующей редакции не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные этим статусом.
Приведенным законом не предусмотрена обязанность граждан, указанных в его п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13, получившим ранее удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, которые не признаны недействующими или недействительными, при замене таких удостоверений на предусмотренные Порядком удостоверения нового образца повторно представлять иные документы, подтверждающие выполнение работ в зоне отчуждения, в связи с отсутствием в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи гражданину ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему соответствующее удостоверение, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 г. N ГКПИ03-1519, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от 29 февраля 2000 года (утратившего силу со дня введения в действие 21 февраля 2007 года Порядка, утвержденного приказом от 08 декабря 2006 г.) в части, обязывающей граждан, имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения.
Также решением Верховного Суда Российской Федерации от 09 апреля 2019 г. N АКПИ19-97, вступившим в законную силу 27 июня 2019 г., признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абз. 4 п. 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение вследствие своей правовой неопределенности допускает возложение на граждан, имеющих ранее оформленные и выданные в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязанности повторно представлять один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 названного порядка, при обращении за получением удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к данному порядку, и тем самым препятствует предоставлению таким гражданам права на меры социальной поддержки.
Исходя из изложенного, при замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца не требуется подтверждение статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратные суждения ответчика основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку противоречат требованиям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, выводы судов об обоснованности заявленных истцом требований являются правильными, в том числе и по причине того, что каких-либо доказательств, свидетельствующих, о выдаче ФИО1 удостоверения в 1991 году в нарушение установленного порядка и без достаточных к тому оснований либо о наличии обоснованных сомнений в правомерности получения истцом указанного удостоверения, не представлено.
Приведенные кассатором в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Так, доводы о том, что УСЗН является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с тем, что решение о выдаче удостоверения принимается органами МЧС, являлись предметом исследования и оценки судов, обоснованно отклонены.
Согласно п. 3 Порядка оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится, в том числе органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, - пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем подпункте.
В соответствии с п. 9 Порядка бланки удостоверений выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий непосредственно представителям уполномоченных органов на основании заявки (письменного обращения), доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения.
По смыслу указанных положений бланк удостоверения может быть выдан МЧС России для оформления и выдачи удостоверения на основании заявки ответчика, доверенности и копии решения суда, вступившего в законную силу. Решение суда в данном случае является документом, послужившим основанием для выдачи удостоверения.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика по делу и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 27 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи